Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Макоева А.А.
судей Тхагалегова З.Т. и Шомахова Р.Х.
при секретаре Узденовой Ф.Р.
с участием: представителя истца Мокаева А.М, представителя Министерства здравоохранения КБР ФИО8, представителя ГБУЗ "Республиканская детская клиническая больница" ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шомахова Р.Х. гражданское дело по иску прокурора г. Нальчика в интересах несовершеннолетней Карнушиной Виолетты Муратовны и Карнушиной Тамары Витальевны к Министерству здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики о возложении обязанности обеспечить малолетнюю Карнушину Виолетту Муратовну бесплатным детским питанием в необходимом объеме до исполнения ей трехлетнего возраста и взыскании в пользу Карнушиной Тамары Витальевны денежных средств в счет компенсации ее затрат на питание,
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения КБР на решение Нальчикского городского суда КБР от 12 февраля 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Нальчика в интересах несовершеннолетней ФИО14 и ФИО13 обратился в суд с иском, в котором, с учетом уточнений, просил: взыскать с Министерства здравоохранения КБР в пользу Карнушиной Т.В. 10744 рубля в счет компенсации ее затрат на детское сухое адаптированное питание; обязать Министерство здравоохранения КБР обеспечить малолетнюю Карнушину В.М. бесплатным детским питанием в необходимом объеме до исполнения ей трехлетнего возраста.
Требования мотивированы тем, что Прокуратурой г. Нальчика проведена проверка по обращению Карнушиной А.В. о неправомерных действиях сотрудников ГБУЗ РДКБ Минздрава КБР Поликлиническое отделение N 2, выразившиеся в необеспечении бесплатным детским питанием ее внучки Карнушиной В.М, находящейся на искусственном вскармливании.
В ходе проверки установлено, что дочь ФИО15 26.06.2016 года рождения, состоит на учете в ГБУЗ РДКБ Минздрава КБР Поликлиническом отделении N 2 с 11 июля 2016 года.
До достижения 6 месячного возраста ФИО16 находилась на грудном вскармливании, а с 26 января 2017 года она переведена на искусственное вскармливание.
В соответствии с Законом КБР от 18 декабря 2012 года N 95-РЗ "Об обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в Кабардино-Балкарской Республике" питание детей в возрасте до трех лет обеспечивается назначением адаптированных молочных смесей, специальных витаминно-минеральных комплексов, сухих молочных каш в соответствии с учетом возрастных особенностей (п. 3 ст. 1 Закона).
Действие Закона распространяется на детей в возрасте до трех лет, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике.
Проверкой установлено, что с момента перехода ФИО17 на искусственное вскармливание (26.01.2017 года), то есть в период с 26.01.2017 г. по 26.11.2017 г. (10 месяцев) объем потребности детского питания в соответствии с информационным письмом Минздрава КБР составляет 40 коробок. Согласно товарной накладной Минздрава КБР стоимость одной коробки детского питания составляет 268,60 рублей.
Таким образом, не обеспечение малолетней ФИО18 детским сухим адаптированным питанием нарушает ее права гарантированные Конституцией России и действующим законодательством.
Министерство здравоохранения КБР подало возражение, в котором просило заменить ненадлежащего ответчика на надлежащего ГБУЗ Республиканская детская клиническая больница" Минздрава КБР.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 12 февраля 2018 года постановлено: исковое заявление прокурора г. Нальчика удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики обеспечить малолетнюю ФИО19 бесплатным детским питанием в необходимом объеме до исполнения ей трех лет.
Взыскать с Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики в пользу ФИО20 10744 рубля в счет компенсации ее затрат на детское сухое адаптированное питание.
Не согласившись с решением, Министерство здравоохранения КБР подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить его полностью и принять новое решение.
В апелляционной жалобе указано, что несмотря на отсутствие регламентированного порядка финансирования расходов, в настоящее время Минздравом КБР осуществляются централизованные закупки сухих адаптированных смесей для обеспечения детей первого года жизни из малообеспеченных семей за счет средств, предусмотренных в Государственной программе Кабардино-Балкарской Республики "Развитие здравоохранения в Кабардино-Балкарской Республики" до 2020 года.
Минздравом КБР в рамках Закона Кабардино-Балкарской Республики "О республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" от 28 декабря 2017 г. N 50-РЗ были осуществлены закупки детского питания на общую сумму 10 256 269,26 руб.;
Указанное детское питание поставлено в полном объеме, в связи с чем, обязательства по закупке и обеспечению детским питанием Минздравом КБР исполнены надлежащим образом.
В судебном заседании, а также в возражениях было указано, что представителем истца не были представлены чеки (квитанции) о приобретении детского питания и расчет стоимости закупленного питания, что не соответствует нормам гражданского процессуального законодательства, а именно п. 6 ч. 2 статьи 131 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 3 Закона Кабардино-Балкарской Республики N 95-РЗ "Об обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в Кабардино-Балкарской Республике, правом на получение полноценного питания обладают лица, имеющие доход, не превышающим величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в КБР.
Согласно объяснениям ФИО2, размер ее дохода равен 10 900 рублей, вместе с тем не представлена справка с места работы и иных доходах, а соответственно, не представлены доказательства наличия права на получение бесплатного детского питания в соответствии со ст. 2 N 95-РЗ, так как факт наличия дохода, не превышающего прожиточный минимум не подтвержден. Данное обстоятельство также изложено в возражениях к исковому заявлению, но не учтено судом при вынесении решения.
В судебном заседании было заявлено ходатайство о замене ненадлежащего ответчика - Минздрав КБР на надлежащего - ГБУЗ Республиканская детская клиническая больница" Минздрава КБР, на основании ст. 41 ГПК РФ. Данное ходатайство было отклонено, что обоснованно ч. 2 ст. 41 ГПК РФ, согласно которой, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску. Данное обстоятельство также не указано в решении суда, тогда как согласно ч. 3 ст. 198 ГПК РФ, описательная часть решения суда должна содержать указание на требование истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле. Представленные суду возражения, и позиция, изложенная в решении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам, что подтверждается материалами дела.
ГБУЗ "Республиканская детская клиническая больница" Минздрава КБР, в соответствии с п. 1.4 Устава является самостоятельным юридическим лицом. В соответствии с п. 1.5 Устава, Минздрав КБР осуществляет полномочия Учредителя.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 56 ГК РФ, юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, учредитель юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, то есть учреждение самостоятельно отвечает по своим обязательствам и Минздрав КБР не несет ответственность за его деятельность.
В ГБУЗ "РДКБ" Минздрава КБР назначены ответственные лица за получение, хранение, выдачу, учет и списание сухих молочных адаптированных смесей.
На основании обращения ФИО2 о неправомерных действиях сотрудников Поликлинического отделения N 2 ГБУЗ "РДКБ" Минздрава КБР, выразившегося в необеспечении бесплатным детским питанием ФИО1, за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей ответственные лица привлечены к ответственности на основании трудового законодательства. Данное обстоятельство служит доказательством того, что именно медицинская организация несет ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по организации выдачи детского питания.
При таких обстоятельствах, Минздрав КБР не несет ответственность за необеспечение ФИО1 детским питанием, так как надлежащим образом осуществляет закупку и выполняет свои обязательства по обеспечению детским питанием, в соответствии с N 95-РЗ, ответственность за выдачу и организацию выдачи детского питания несет ГБУЗ "Республиканская детская клиническая больница" Минздрава КБР.
Надлежащим ответчиком по рассматриваемому исковому заявлению является ГБУЗ Республиканская детская клиническая больница" Минздрава КБР, как самостоятельное юридическое лицо ответственное за организацию выдачи детского питания.
Прокурор г. Нальчика подал возражение, в котором просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу Минздрава КБР - без удовлетворения.
В возражении повторяются обстоятельства, изложенные в исковом заявлении и дополнительно указывается, что уточнив исковые требования в соответствии со ст. 39 ГПК РФ и представив расчет, приобщенный к материалам гражданского дела, сумма иска составила 10744 рубля, на который в решении суда сделана ссылка.
Как следует из материалов проведенной прокуратурой г. Нальчика проверки, представленных на обозрение в судебное заседание, ФИО2 не обеспечена детским питанием по причине несвоевременной поставки детского питания Минздравом КБР (с конца декабря 2016 года по июль 2017 года поставка детского питания в ГБУЗ "РДКБ" Минздрава КБР не осуществлялась), а также возрастных ограничений (до 1 года), установленных Минздравом КБР в информационном письме N 5467 от 01.10.2012 г.
Таким образом, Министерство здравоохранения КБР является надлежащим ответчиком, что подтверждается материалами проверки, представленными в судебном заседании.
Кроме того, в указанных материалах имелась справка с места работы ФИО2, подтверждающий, что доход последней не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в КБР.
Заслушав доклад судьи Шомахова Р.Х, изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, выслушав поддержавшую жалобу представителя Министерства здравоохранения КБР ФИО8, возражавших против удовлетворения жалобы представителя истца Мокаева А.М. и представителя ГБУЗ "Республиканская детская клиническая больница" ФИО9, Судебная коллегия приходит к следующему.
Подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обеспечения семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 52 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 18 декабря 2012 года N 95-РЗ "Об обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в Кабардино-Балкарской Республике" определяет порядок обеспечения бесплатным полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, состоящих под наблюдением в медицинских организациях Кабардино-Балкарской Республики (п.1 ст.1 Закона).
В соответствии с требованиями статьи 8 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18 декабря 2012 года N 95-РЗ, контроль за реализацией мер по обеспечению полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет осуществляется исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, уполномоченным в сфере здравоохранения.
То обстоятельство, что малолетняя Карнушина В.М. не обеспечивается бесплатным детским питанием установлено прокурорской проверкой и участвующими в деле лицами, в том числе и ответчиком, не оспариваются.
При этом, доводы жалобы о непредставлении суду справки с места работы матери Карнушиной Т.В, подтверждающей факт наличия дохода, не превышающего прожиточный минимум, опровергаются материалами дела.
Привлечение сотрудника Поликлинического отделения N 2 ГБУЗ "РДКБ" Минздрава КБР к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в виде необеспечения бесплатным детским питанием Карнушину В.М, не снимает обязанность по обеспечению питанием с лица, определенного законом.
Кроме того, согласно протоколу судебного заседания от 12 февраля 2018 года, представитель ответчика Минздрава КБР - ФИО8 не отрицала тот факт, что малолетняя ФИО1 должна была быть обеспечена детским питанием в необходимом количестве до исполнения ей трехлетнего возраста.
При таких обстоятельствах, и с учетом требований статьи 8 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18 декабря 2012 года N 95-РЗ о том, что контроль за реализацией этой меры осуществляется исполнительным органом государственной власти КБР, уполномоченным в сфере здравоохранения, решение суда в части возложения на Министерство здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики обязанности обеспечить малолетнюю ФИО1 бесплатным детским питанием, является обоснованным и отмене не подлежит.
Однако, судом первой инстанции при удовлетворении требований о взыскании с Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики в пользу ФИО2 денежных средств в счет компенсации ее затрат на детское сухое адаптированное питание, судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" обращено внимание судов на то, что заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из приведенных выше норм процессуального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что право определения предмета и основания иска принадлежит только истцу, суд таким правом не обладает, в связи с чем, исходя из заявленных требований все иные формулировки и иное толкование данного требования судом, а не истцом означают фактически выход за пределы заявленного истцом, к ответчику требования.
Согласно содержанию первоначального искового заявления, требования в этой части были мотивированы тем, что мать малолетнего ребенка ФИО2 за период с января 2017 года по ноябрь 2017 года включительно приобрела за личные деньги 46 упаковок на сумму 19320 рублей.
В уточненных требованиях приводится, что за период с января 2017 года по ноябрь 2017 года объем потребности детского питания составляет 40 коробок, а согласно накладной Минздрава КБР стоимость одной коробки детского питания составляет 268,60 рублей.
В расчете исковых требований, приложенного к уточнения, приводится, что в течение указанного периода, ФИО2 самостоятельно приобретала ребенку сухие адаптированные смеси "Малютка-1" и "Малютка-2".
Вместе с тем, заявляя требование о взыскании денежных средств в счет компенсации затрат ФИО2 на питание, истец не представил надлежащих доказательств о несении этих затрат в виде приобретения питания.
Обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до трех лет осуществляется за счет республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики. Порядок финансирования расходов на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет устанавливается Правительством Кабардино-Балкарской Республики (ст. 7 Закона КБР от 18.12.2012 N 95-РЗ).
В связи с изложенным, и тем обстоятельством, что механизм возвещения таких расходов в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Законе Кабардино-Балкарской Республики от 18 декабря 2012 года N 95-РЗ "Об обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в Кабардино-Балкарской Республике" не предусмотрен, решение суда в части взыскания с Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики в пользу ФИО2 денежных средств в счет компенсации ее затрат на детское питание подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении этих требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 12 февраля 2018 года в части взыскания с Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики в пользу ФИО2 10744 рубля в счет компенсации ее затрат на детское сухое адаптированное питание, отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора города Нальчика в интересах несовершеннолетней ФИО1 и ФИО2 о взыскании с Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики в пользу ФИО2 10744 рубля в счет компенсации ее затрат на детское сухое адаптированное питание, отказать.
В остальной части решение Нальчикского городского суда КБР от 12 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения КБР - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Макоев
судьи З.Т. Тхагалегов
Р.Х. Шомахов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.