Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Макоева А.А.
судей Тхагалегова З.Т. и Шомахова Р.Х.
при секретаре Узденовой Ф.Р.
с участием: представителя истца ФИО7 и представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шомахова Р.Х. гражданское дело по иску Эдгулова Мурата Хасанбиевича к МВД по КБР об оспаривании отказа в назначении пенсии, включении в стаж по выслуге лет периода службы и назначении пенсии,
по апелляционной жалобе Эдгулова М.Х. на решение Нальчикского городского суда КБР от 20 июня 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Эдгулов М.Х. обратился в суд с иском, в котором просил: признать отказ МВД по КБР в назначении пенсии по выслуге лет с 29.10.2017 года, незаконным; включить в стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет периоды его службы с 01.08.1995 года по 14.08.1996 года на должности контролера 2 разряда КПП отдела физической защиты Департамента налоговой полиции КБР, с 15.08.1996 года по 24.08.1997 года в качестве бухгалтера-ревизора 1 категории УФСНП по КБР; обязать МВД по КБР назначить ему пенсию по выслуге лет с 29.10.2017 года.
Требования мотивированы тем, что письмом МВД по КБР от 2 марта 2018 года на его обращение от 29 октября 2017 года ему отказано в назначении пенсии по выслуге лет. Основанием для отказа послужил недостаточный стаж для назначения пенсии по выслуге лет, 18 лет 8 месяцев 17 дней вместо необходимых 20 лет и более.
При этом, в его стаж по выслуге лет не были включены периоды службы: с 01.08.1995 года по 14.08.1996 года на должности контролера 2 разряда КПП отдела физической защиты Департамента налоговой полиции КБР, с 15.08.1996 года по 24.08.1997 года в качестве бухгалтера-ревизора 1 категории УФСНП по КБР.
Основание для исключения указанных периодов службы в письме не указано. Действия по невключению указанных периодов службы, а соответственно и отказ в назначении пенсии по выслуге лет, полагал незаконными и необоснованными.
МВД по КБР подало возражение, в котором просило отказать Эдгулову М.Х. в его исковых требованиях за необоснованностью.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 20 июня 2018 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением, считая его незаконным, Эдгулов М.Х. подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования.
В апелляционной жалобе повторяются обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, и дополнительно указывается, что все сотрудники УФСНП РФ по КБР при ликвидации федеральных органов налоговой полиции были уволены по сокращению штатов, в том числе и те, кто был принят на работу в органы внутренних дел по КБР.
Исходя из положений ч. 5 ст. 54 ФЗ N 86-ФЗ (в редакции ФЗ от 22.07.2005 N 121-ФЗ), распространяющей свое действие на правоотношения, возникшие с 1 июля 2003 года, выслуга лет для сотрудников налоговой полиции должна быть исчислена в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, то есть по нормам, установленным данным Положением, и только в этом случае она не подлежит перерасчету.
С учетом изложенного, его требования о включении в выслугу лет для назначения пенсии спорных периодов работы на должностях по финансово-экономическим специальностям, обоснованы.
Из толкования ч. 5 ст. 54 ФЗ N 86-ФЗ следует, что выслуга лет для сотрудников налоговой полиции должна быть исчислена в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, то есть по нормам установленным данным Положением, и только в этом случае она не подлежит перерасчету.
Иное толкование данной нормы закона, привело бы к ущемлению прав и законных интересов бывших работников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.
Доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что он был принят на службу в МВД по КБР без испытательного срока, с сохранением специального звания, присвоенного ему в УФСНП, срока выслуги для присвоения очередного звания, без прохождения медицинской комиссии, переаттестации. Доказательств выплаты ему каких-либо пособий при увольнении, как указывает в своем решении суд, в материалах дела не имеется. Ему единовременное и выходное пособие по увольнению из органов налоговой полиции не начислялось и не выплачивалось.
Все эти доводы суда не имели отношения к правовой позиции ответчика, который основанием для отказа во включении стажа по выслуге лет указанных периодов работы указал только отсутствие у него специального звания сотрудника полиции.
С учетом того, что он занимал должности, для которой штатом предусмотрено специальное звание налоговой полиции, впоследствии он был зачислен на службу в органы налоговой полиции в качестве сотрудника налоговой полиции, спорные периоды подлежали включению в выслугу его лет.
Заслушав доклад судьи Шомахова Р.Х, изучив представленные материалы и доводы жалобы, выслушав поддержавшего жалобу представителя истца ФИО7, возражавшую против удовлетворения жалобы представителя МВД по КБР ФИО6, Судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, в период с 1 августа 1995 года по 30 июня 2003 года, истец Эдгулов М.Х. проходил службу в Управлении Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (УФСНП РФ по КБР), а с 1 июля 2003 года по 17 марта 2011 года в МВД по КБР.
Приказом МВД по КБР от 18.03.2011 N 199 л/с начальник отделения документальных проверок и ревизий оперативно-розыскной части (по линии налоговых преступлений) МВД по КБР подполковник милиции Эдгулов М.Х. уволен из органов внутренних дел по пункту "а" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по собственному желанию.
Из письма МВД по КБР от 02.03.2018 года следует, что в назначении пенсии за выслугу лет Эдгулову М.Х. отказано, в связи с тем, что выслуга истца на день увольнения составляла в календарном исчислении 15 лет 05 месяцев 21 день, в льготном исчислении 18 лет 08 месяцев 17 дней, то есть менее 20 лет.
При этом, в его стаж по выслуге лет не были включены спорные периоды службы: с 01.08.1995 года по 14.08.1996 года в должности контролера 2 разряда КПП отдела физической защиты Департамента налоговой полиции КБР, с 15.08.1996 года по 24.08.1997 года в качестве бухгалтера-ревизора 1 категории УФСНП по КБР.
Посчитав основания для отказа в назначении пенсии необоснованными, Эдгулов М.Х. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
В обоснование отказа в удовлетворении иска в решении указывается, что в силу действующего законодательства, возможность зачета выслуги лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции в указанных органах возможно лишь при увольнении сотрудника в связи с принятием на службу в органы внутренних дел в порядке перевода.
Поскольку из федеральных органов налоговой полиции истец уволен по сокращению штатов, а не в связи с принятием на службу в порядке перевода, суд первой инстанции счел необходимым отказать в удовлетворении заявленного иска.
Однако, доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик отказал по иным основаниям, заслуживают внимания, поскольку определенные периоды службы Эдгулова М.Х. в УФСНП РФ по КБР были включены в выслугу лет для назначения пенсии.
Вместе с тем, исковые требования Эдгулова М.Х. не подлежат удовлетворению по иным основаниям.
В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 11.03.2003 г. N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" с 1 июля 2003 г. упразднена Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации.
Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции упраздняемой Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в редакции действовавшей до 03.07.2016 г, пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении сотрудников федеральных органов налоговой полиции.
Согласно ч. 3 ст. 18 Закона порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.1995 г. N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям" на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальных звания, распространяется действие Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации".
Согласно положениям абзаца 5 пункта 1 приведенного Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы включаются периоды службы в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания.
Из материалов личного дела следует, что первое специальное звание лейтенанта налоговой полиции Эдгулов М.Х. получил на основании приказа от 25 августа 1997 года.
Из расчета выслуги лет для назначения пенсии подполковнику милиции в отставке Эдгулову М.Х. (л.д. 31) следует, что ответчик стал исчислять выслугу лет именно с этого времени - 25 августа 1997 года, когда истец стал специалистом отдела налоговых проверок УФСНП РФ по КБР и получил специальное звание.
Поскольку в период службы с 1 августа 1995 года по 14 августа 1996 года в должности контролера и с 15 августа 1996 года по 24 августа 1997 года в качестве бухгалтера - ревизора, Эдгулов М.Х. специального звания не имел, то отказ ответчика во включении этих периодов времени в выслугу лет для назначения пенсии, соответствует требованиям абзаца 5 пункта 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что до 25 августа 1997 года Эдгулов М.Х. занимал должности, по которым присваиваются специальные звания сотрудникам налоговой полиции.
При увольнении Эдгулова М.Х. из УФСНП РФ по КБР на 1 июля 2003 года, ему была исчислена выслуга лет в календарном исчислении - 5 лет 10 месяцев 6 дней, в льготном - 2 года 10 месяцев и 3 дня, учеба - 1 год 10 месяцев и 7 дней. Всего 10 лет 07 месяцев 07 дней.
Правовых оснований для перерасчета этой выслуги лет у МВД по КБР спустя более 14 лет после увольнения Эдгулова М.Х. из УФСНП РФ по КБР и 7 лет из МВД по КБР, не имелось.
Иные доводы жалобы, со ссылками на требования ч. 3 ст. 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, основаны на ошибочном толковании этой нормы права относительно рассматриваемого спора.
Частью 3 ст. 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-I, предусмотрено, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Из приведенной нормы следует, что включение в выслугу лет сотруднику налоговой полиции времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации. То есть данная норма носит отсылочный характер. Такого порядка исчисления выслуги лет для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации утверждено не было.
Вместе с тем Инструкцией о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям, утвержденной приказом ФСНП России от 21 мая 1996 г. N 169 (в ред. приказа ФСНП России от 30 января 1998 г. N 44) (далее - Инструкция от 21 мая 1996 г. N 169), были урегулированы вопросы исчисления выслуги лет сотрудников, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции. Инструкция от 21 мая 1996 г. N 169 принята во исполнение Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям" и других законодательных актов.
В соответствии с подп. "е" п. 2.6 Инструкции от 21 мая 1996 г. N 169 сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции: в судах, органах прокуратуры, правоохранительных органах, органах юстиции и органах Государственной налоговой службы Российской Федерации на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (званий); в Министерстве финансов Российской Федерации и бывшего Союза ССР, региональных и местных органах этого Министерства на должностях экономистов, бухгалтеров, ревизоров, других специалистов и их руководителей; в Главном управлении налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации и подразделениях налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях после 17 декабря 1992 г, если работнику в период этой работы выплачивался оклад по специальному званию.
Сведений о том, что до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции Эдгулов М.Х. занимал такие должности, материалы дела не содержат.
С учетом предмета и основания иска Эдгулова М.Х, иных значимых по делу обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Вышеприведенные обстоятельства и нормы действующего законодательства служат основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Эдгулова М.Х. в полном объеме, а потому решение суда об отказе в иске, хотя и постановленное по иным основаниям, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 20 июня 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Эдгулова М.Х. - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Макоев
судьи З.Т. Тхагалегов
Р.Х. Шомахов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.