Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Петровой Ю.Ю.
судей
Кудасовой Т.А,
Сухаревой С.И.
при секретаре
Дарбаковой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 мая 2018 года гражданское дело N2-549/2018 по апелляционной жалобе Карабановой Г. А. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 06 февраля 2018 года по иску администрации Калининского района Санкт-Петербурга к Карабановой Г. А. об обязании предоставить доступ в жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Петровой Ю.Ю, объяснения представителя администрации Калининского района Санкт-Петербурга - Кругликовой О.Ю, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Администрация Калининского района Санкт-Петербурга обратилась в суд с иском к Карабановой Г.А. об обязании предоставить доступ в принадлежащее ответчику на праве собственности жилое помещение по адресу: "адрес" для составления акта обследования, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то обстоятельство, что данное помещение расположено в многоквартирном жилом доме, истцу поступила информация об осуществлении ответчиком перепланировки - установлении в квартире электрического нагревателя холодной воды, не согласованной в установленном законом порядке. В целях оценки состояния помещения, возможных отрицательных последствий самовольной перепланировки администрацией в адрес ответчика направлены уведомления о необходимости предоставить доступ в помещение для составления акта обследования, однако, доступ предоставлен не был.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 06 февраля 2018 года исковые требования администрации Калининского района Санкт-Петербурга удовлетворены с возложением на Карабанову Г.А. обязанности по предоставлению доступа в жилое помещение - "адрес" для составления акта обследования.
В апелляционной жалобе Карабанова Г.А. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции Карабанова Г.А, Карабанов Ю.А, представитель ООО "ЖКСN1 Калининского района", представитель Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, представитель СПб ГКУ ЖА Калининского района не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом: Карабанова Г.А. и Карабанов Ю.А. телефонограммами /л.д. "... "/, Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга и СПб ГКУ ЖА Калининского района посредством факсимильной связи /л.д. "... "/, ООО "ЖКС N1 Калининского района" посредством направления судебной повестки почтовым отправлением, полученным адресатом 03 мая 2018 года /л.д. "... "/, представитель Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, иных ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, участники процесса в судебную коллегию не представили. В связи с изложенным, судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Аналогичные нормы закона содержатся в статье 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Из положений статей 25 и 26 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Согласно части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора), в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право должностных лиц государственного жилищного контроля посещать с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования.
Исходя из положений п. 6 Положения о государственном жилищном контроле, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено наделение отдельными государственными полномочиями по государственному жилищному надзору органов местного самоуправления (за исключением полномочий по государственному жилищному надзору по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления обязательных требований).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" предусмотрено, что задачами администрации являются, в том числе: осуществление мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности, общественного порядка на территории района (п. 2.1.1), участие в проведении государственной жилищной политики Санкт-Петербурга (п. 2.4.2), обеспечение контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга на территории района (п. 2.7.6), определения порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и(или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений (п.3.4.10).
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что исполнение функций жилищного контроля отнесено к полномочиям администраций районов Санкт-Петербурга, в том числе проведение обследования как жилого, так и нежилого помещения на предмет наличия перепланировок.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Карабанова Г.А. является собственником жилого помещения - однокомнатной квартиры N.., расположенной по адресу: "адрес"
В связи с поступлением в администрацию Калининского района Санкт-Петербурга из Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга сведений о переоборудовании (переустройстве, перепланировке) помещения - установке в квартире, принадлежащей ответчику, электрического нагревателя холодной воды, с целью проверки данного факта истец обратился к ответчику о необходимости предоставить доступ в принадлежащее ответчику жилое помещение 24 апреля 2017 в 10-00, доступ в квартиру предоставлен не был.
Администрация повторно направила ответчику требование о предоставлении доступа в жилое помещение 29 мая 2017 в 10 часов 00 минут.
Требование ответчиком проигнорировано, доступ в помещение не был обеспечен, согласование иной даты и времени ответчиком не производилось.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 17, 36, 161, 162, Жилищного кодекса РФ, ст. ст. 210, 290 Гражданского кодекса РФ, Правилами содержания общего имущества, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, принял во внимание установленные обстоятельства, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований об обязании предоставить доступ в жилое помещение для осмотра общего имущества многоквартирного дома, исходя из того, что администрация района при исполнении возложенных на нее полномочий имеет право требовать обеспечения доступа в жилое помещение для проведения проверки на предмет соблюдения требований по содержанию и использования жилых помещений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга, тогда как ответчик препятствует законному проведению обследования жилого помещения.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, находит их основанными на исследованных доказательствах и установленных по делу обстоятельств, при применении норм права, подлежавших применению к рассматриваемому спору.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований к отмене постановленного решения суда, сводятся к изложению обстоятельств, подлежащих установлению в ходе осмотра квартиры ответчика, возражению против доводов истца о проведенной перепланировке с установлением водогрея.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Карабановой Г. А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.