Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Петровой Ю.Ю.
судей
Кудасовой Т.А,
Сухаревой С.И.
при секретаре
Дарбаковой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 мая 2018 года апелляционную жалобу Бычкова О. Б. на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 14 февраля 2018 года по делу N 2-1247/2018 по иску Бычкова О. Б. к администрации Петроградского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения и обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Петровой Ю.Ю, объяснения Бычкова О.Б, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бычков О.Б. обратился в суд с иском к администрации Петроградского района Санкт-Петербурга об отмене решения об отказе в предоставлении экстренной материальной помощи, признании проведенной операции жизненно необходимой и обязании оказать истцу экстренную социальную помощь в размере 93 168 рублей, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то обстоятельство, что у него имеется заболевание глаз, в связи с чем поликлиническим отделением была выдана справка о необходимости оперативного лечения, однако, квоты на такое лечение за счет средств бюджета отсутствовали, либо их надлежало ждать 3-4 года. Для выполнения операции истцом были получены заемные средства, в марте проведена операция. В настоящее время истец испытывает затруднения с возвратом займа, поскольку единственным его доходом является пенсия, полагал у бюджета имеется обязанность компенсировать понесенные истцом затраты на оплату операции, поскольку обеспечить его квотой администрация своевременно не смогла. Истец обратился в администрацию с заявлением о получении компенсации в размере 93 168 рублей, в удовлетворении которого ему было отказано. Истец полагал отказ администрации незаконным и нарушающим его социальные права.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 14 февраля 2018 года в удовлетворении исковых требований Бычкова О.Б. отказано.
В апелляционной жалобе Бычков О.Б. просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное, постановленное нарушением норм материального и процессуального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представитель администрации Петроградского района Санкт-Петербурга не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом посредством факсимильной связи /л.д. "... "/, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представил.
В связи с изложенным, судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит законных оснований для отмены постановленного решения.
Согласно ст.117-7 Социального кодекса Санкт-Петербурга, утвержденного законом Санкт-Петербурга от 02 ноября 2011 года N 728-132 (далее - Социальный кодекс), экстренная социальная помощь предоставляется гражданам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, находящимся в кризисной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно, в случае: потери кормильца; необходимости использования дорогостоящих видов медицинских услуг по жизненным показаниям; необходимости применения дорогостоящих лекарственных препаратов; утраты всего или значительной части имущества в результате возникновения пожара; утраты всего или части имущества в результате аварий тепло-, газо-, водо-, электроснабжения.
Согласно ст.117-8 Социального кодекса экстренная социальная помощь предоставляется в виде: социального пособия; денежной компенсации.
В силу ст.117-9 Социального кодекса размер экстренной социальной помощи устанавливается с учетом конкретной кризисной жизненной ситуации в соответствии с порядком, определяемым Правительством Санкт-Петербурга. Порядок и условия предоставления экстренной социальной помощи определяются Правительством Санкт-Петербурга. Экстренная социальная помощь, предусмотренная настоящей главой, предоставляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и на плановый период.
В силу п. 1.6 Порядка предоставления экстренной социальной помощи в Санкт-Петербурге, являющегося приложением к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 28 августа 2013 года N 620 (далее, Порядка), в целях предоставления экстренной социальной помощи в администрациях районов создаются комиссии по предоставлению экстренной социальной помощи.
Согласно п. 1.2.2 Порядка, экстренная социальная помощь предоставляется гражданам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, находящимся в кризисной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно, в случае необходимости использования дорогостоящих видов медицинских услуг по жизненным показаниям.
Согласно п.3.3 Порядка, экстренная социальная помощь в случае, установленном п. 1.2.2 Порядка, предоставляется в случае невозможности предоставления дорогостоящих видов медицинских услуг или дорогостоящих лекарственных препаратов бесплатно в рамках программы государственных гарантий обеспечения бесплатного оказания гражданам РФ медицинской помощи, а также невозможности направления на лечение за счет средств федерального бюджета или бюджета Санкт-Петербурга.
Разделом 4 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденного законом Санкт-Петербурга N 718-123 от 23 декабря 2016 года предусмотрено, что за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в 2017 году гражданам бесплатно предоставляются высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях, перечень которых утверждается уполномоченным органом в соответствии с определенным постановлением Правительства Санкт-Петербурга порядком, по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, за исключением отдельных видов, включенных в Территориальную программу ОМС; специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, не включенная в базовую программу обязательного медицинского страхования, возможность оказания которой отсутствует в государственных учреждениях здравоохранения Санкт-Петербурга, в соответствии с перечнем видов медицинской помощи, определенным уполномоченным органом.
Согласно разделу 5 Программы, в целях обеспечения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи сроки ожидания составляют: срок ожидания специализированной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях в плановой форме, за исключением хирур-гического лечения катаракты, медицинской реабилитации, высокотехнологичной медицинской помощи, - не более 30 календарных дней с момента выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию (при условии обращения пациента за госпитализацией в рекомендуемые лечащим врачом сроки).
Кроме того, в рамках ОМС специализированная офтальмологическая помощь оказывается в федеральных государственных учреждениях здравоохранения.
Согласно Разделу 6 Программы, в случае нарушения прав гражданина на медицинскую помощь, оказываемую в рамках Территориальной программы, гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в уполномоченный орган, территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти, Территориальный фонд ОМС, в том числе с использованием "горячей линии".
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 июля 2011 года N 1037 "О Порядке разработки и утверждения исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга административных регламентов предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций)" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2009 года N 1593 "О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных услуг на базе многофункционального центра предоставления государственных услуг в Санкт-Петербурге" распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 02 июня 2017 года N 337-р утвержден Административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по осуществлению предоставления экстренной социальной помощи в Санкт-Петербурге (до 100 тысяч рублей).
В соответствии с п. 2.6 указанного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, в частности:
заявление о предоставлении экстренной социальной помощи по форме согласно приложению N 6 к настоящему Административному регламенту;
документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, возраст и гражданство, содержащий сведения о месте жительства гражданина;
документы, подтверждающие сведения о доходах заявителя и каждого члена семьи заявителя, полученных за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении экстренной социальной помощи;
документы, подтверждающие сведения о доходах заявителя и каждого члена семьи заявителя, полученных за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу, в котором возникла кризисная жизненная ситуация, при обращении за экстренной социальной помощью в случаях: потери кормильца, необходимости использования дорогостоящих видов медицинских услуг по жизненным показаниям, необходимости применения дорогостоящих лекарственных препаратов;
документы, содержащие сведения о принадлежащем заявителю (членам его семьи) имуществе на праве собственности;
документы, подтверждающие состав семьи, степень родства и(или) свойства членов семьи;
согласие на обработку персональных данных членов семьи;
справка о регистрации по месту жительства (форма N 9), в случае если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют не ГКУ ЖА, или решение суда об установлении места жительства).
Для реализации права на получение экстренной социальной помощи помимо документов, указанных выше, в соответствии с названным Административным регламентом (п.2.6) в случаях необходимости использования дорогостоящих видов медицинских услуг по жизненным показаниям или необходимости применения дорогостоящих лекарственных препаратов предоставляются также:
выписка из истории болезни о прохождении стационарного лечения или справка из медицинского учреждения о прохождении амбулаторного лечения с указанием необходимости применения дорогостоящих видов медицинских услуг по жизненным показаниям или дорогостоящих лекарственных препаратов;
документы, подтверждающие произведенные расходы или стоимость затрат на лечение (договор об оказании платных услуг, товарные и(или) кассовые чеки, счета на оплату предстоящих расходов).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 07 сентября 2017 года Бычков О.Б. обратился в администрацию Петроградского района Санкт-Петербурга по вопросу оказания ему экстренной социальной помощи в связи с произведенными затратами на дорогостоящие виды медицинских услуг - "... ".
К заявлению истец приложил копию паспорта гражданина Российской Федерации, свидетельство о смерти супруги, справку о регистрации по форме N9, справки из медицинских учреждений, документы, подтверждающие произведенные расходы или стоимость затрат на лечение, реквизиты банка.
Из содержания указанных медицинских справок усматривается, что они представляют собой справки-консультации истца в городской поликлинике N... врачом-офтальмологом с указанием на показания к проведению офтальмологической операции и отсутствием электронной записи в ряде медицинских учреждений, а также очередь в учреждении МНТК на 3-4 года, врача-кардиолога с указанием на нуждаемость в приеме медицинских препаратов в связи с "... ", офтальмологом в ФГБУ Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России о жалобах истца на "... ", с рекомендациями планового оперативного лечения "... ".
Заявление подано через СПб ГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг".
Суду в материалы дела доказательств несения истцом заявленных расходов не представлено, в материалах дела такие документы отсутствуют.
Письмом N... от 28 сентября 2017 года администрация Петроградского района Санкт-Петербурга по результатам рассмотрения названного заявления, сообщила Бычкову О.Б. о возможности проведения оперативного лечения на безвозмездной основе в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. Кроме того, заявителю было сообщено об отсутствии в предоставленном пакете документов выписки из истории болезни о прохождении стационарного лечения или справки из медицинского учреждения о прохождении амбулаторного лечения с указанием необходимости применения дорогостоящих видов медицинских услуг по жизненным показаниям или дорогостоящих лекарственных препаратов.
Согласно Приказу Комитета по здравоохранению от 27 марта 2001 года N 85-п "Об утверждении перечня офтальмологических операций", указанная операция выполняется в Офтальмологическом центре городской многопрофильной больницы N.., Санкт-Петербургском филиале МНТК "Микрохирургия глаза", глазном отделении Мариинской больницы.
Операция в случае ее необходимости проводится в рамках гарантированной бесплатной медицинской помощи по полису ОМС.
Как обоснованно указано судом, доказательств отказа Бычкову О.Б. Офтальмологическим центром городской многопрофильной больницы N.., Санкт-Петербургским филиалом МНТК "Микрохирургия глаза" или глазным отделением Мариинской больницы в оказании медицинской помощи, постановке на ожидание, не представлено, как не представлено и доказательств того обстоятельства, что проведенная истцу операция являлась жизненно важной, необходимой к проведению в экстренном порядке, поскольку из представленных медицинских справок усматривается плановое назначение операции.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции принял во внимание непредставление истцом в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств нарушения его социальных прав, при жизненной необходимости заявленного к компенсации за счет средств бюджета оперативного лечения, в связи с чем в иске отказал, поскольку у ответчика не имелось правовых оснований для оказания экстренной социальной помощи истцу и выплате компенсации затрат на оперативное лечение.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены судом, в связи с чем судебная коллегия не находит правовых оснований к его отмене.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию подателя жалобы с состоявшимся решением суда первой инстанции, не содержат указания на нарушения, с наличием которых процессуальный закон связывает возможность отмены решения суда.
Ссылки в апелляционной жалобе на предоставление в МФЦ Петроградского района необходимых документов с заявлением о получении социальной помощи несостоятельны, поскольку из представленной копии расписки усматривается, что вышеуказанные выписка из истории болезни либо справка о необходимости применения дорогостоящих видов медицинских услуг истцом представлены не были, при том, что законодатель конкретизировано установилперечень необходимых к предоставлению медицинских документов.
Доводы жалобы на указание в возражениях ответчиком в качестве оснований к отказу в социальной помощи не отсутствие у истца права на ее получение, а отсутствие необходимых документов не опровергают выводов суда, поскольку суд обязан установить все обстоятельства по делу и дать им оценку, при этом, отсутствие необходимых документов обосновывающих право истца на получение социальной помощи является безусловным основанием к отказу в ее предоставлении. Вопреки доводам истца, суждение о наличии или отсутствии у него права на социальную помощь ответчиком не давалось, поскольку отсутствовали подтверждающие необходимость проведения оперативного лечения в экстренном порядке документы.
Доводы апелляционной жалобы истца об отсутствии входящего штампа суда на возражениях ответчика при том обстоятельстве, что ответчик не являлся в судебные заседания несостоятельны, поскольку из материалов дела усматривается, что возражения были направлены представителем ответчика посредством электронного обращения в суд, которое зарегистрировано в установленном порядке с указанием даты поступления, порядка поступления и входящего номера корреспонденции /л.д. "... "/.
Ссылки истца на неправильное применение судом норм материального права основаны на неверном толковании закона и подлежат отклонению.
То обстоятельство, что истец принял на себя обязательства для оплаты заявленной операции, а также пенсионный возраст истца не дают оснований для получения экстренной социальной помощи в отсутствии иных необходимых условий ее оказания бюджетом.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 14 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бычкова О. Б. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.