Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Белик Н.В,
судей Братчиковой Л.Г, Дмитриевой Л.А,
при секретаре Луковниковой С.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 04 сентября 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе Горюновой Ирины Юрьевны, действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего сына Горюнова В.А, на решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 22 мая 2018 года, которым в удовлетворении требований Горюновой И. Ю, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Горюнова В.А, к ЗАО "МАКС" о взыскании процентов, компенсации морального вреда, отказано.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Белик Н.В, судебная коллегия
установила:
Горюнова И. Ю, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Горюнова В.А, обратилась в суд с иском к ЗАО "МАКС" о взыскании процентов, компенсации морального вреда.
В иске указала, что ДД.ММ.ГГГГ скончался майор "данные изъяты", проходящий военную службу по контракту в войсковой части 57849 Министерства обороны Российской Федерации вследствие заболевания рака, полученного при исполнении им обязанностей военной службы. Истец состояла с ним в браке, от брака имеется сын - Горюнов В. А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, в том числе офицеров, призванных на военную службу, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, граждан, призванных на военные сборы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, полагается 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия. Однако АО "СОГАЗ" (правопреемник ЗАО "Макс") перечислило причитающееся истцам единовременное пособие, по 201 480 рублей 00 копеек каждому, только ДД.ММ.ГГГГ. По какой причине в 2010 году ЗАО "Макс" не выплатило положенное единовременное пособие ни АО "СОГАЗ", ни Министерство обороны Российской Федерации истцами не сообщили. Поскольку единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания не было своевременно назначено и выплачено, истцы считают, что они вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных несвоевременной выплатой денежных сумм.
С учетом уточнений, истец просила взыскать с ЗАО "МАКС" в пользу Горюновой И. Ю. проценты за просрочку выплаченного единовременного пособия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 111 779 рублей 43 копейки; взыскать с ЗАО "МАКС" в пользу Горюновой И. Ю. проценты за просрочку выплаченного единовременного пособия на сына Горюнова В. А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 111 779 рублей 43 копейки; компенсацию морального вреда, причиненного несвоевременной выплатой единовременного пособия, в размере 10 000 рублей, судебные расходы.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился истец, в апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда первой инстанции, принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что вывод суда о том, что возникшие между сторонами правоотношения нельзя отнести к гражданско-правовым и денежным, поскольку они основаны на властных полномочиях государства, является неверным. В представленных в суд материалах ЗАО "МАКС" имеется соглашение об осуществлении выплат единовременных пособий военнослужащим. При этом на ЗАО "МАКС" возложена обязанность запрашивать сведения по фактам гибели (смерти) военнослужащего и получения им повреждения здоровья у организаций, располагающих информацией об обстоятельствах наступления указанных случаев. Однако в отношении мужа истца указанные запросы произведены не были, что привело к тому, что до ноября 2016 года вопрос о выплате единовременного пособия был закрыт по вине ЗАО "МАКС". Ссылка представителя Министерства обороны Российской Федерации на то, что в Приказе Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрена индексация единовременного пособия, не обоснована. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ впервые установил, что размеры единовременных пособий и размеры ежемесячной денежной компенсации ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Апеллянт полагает, что в связи с задержкой выплаты единовременного пособия сроком на 6 лет она вместе с сыном была поставлена в неравные условия с членами семей военнослужащих, потерявших своих близких после вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ.
Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ скончался майор "данные изъяты", проходящий военную службу по контракту в войсковой части 57849 Министерства обороны Российской Федерации вследствие заболевания "данные изъяты", полученной при исполнении им обязанностей военной службы. Находился на лечении в военном клиническом госпитале в "адрес". Приказом командующего 41 общевойсковой армией (оперативного командования) (по личному составу) N от ДД.ММ.ГГГГ он исключен из списков личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, в связи со смертью.
Истец Горюнова И. Ю. состояла в браке с умершим Горюновым А. Ю, от брака имеется совместный ребенок - Горюнов В. А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В 2010 году в ЗАО "МАКС" из Отдела Военного комиссариата Новосибирской области по Коченевскому и Колыванскому району поступали заявления Горюновой И.Ю, действовавшей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Горюнова В.А, а также иных членов семьи (выгодоприобретателей) - "данные изъяты" о выплате им страхового возмещения, а также единовременного пособия.
Страховое возмещение было выплачено выгодоприобретателям после предоставления полного комплекта документов, при этом решить вопрос о выплате им единовременного пособия не представилось возможным, поскольку, в нарушение ст. 15 Инструкции, утвержденной Приказом Министерства обороны от 02.02.1999 N 55, среди представленных документов отсутствовали копии материалов расследования органов дознания (следствия) либо решения суда по факту гибели (смерти) военнослужащего, о чем в Военный комиссариат по Коченевскому и Колыванскому району было направлено уведомление, с предложением представить надлежащим образом оформленные документы, соответствующие требованиям Инструкции.
Поскольку указанные в уведомлении документы до конца 2014 года представлены не были, решение по выплате единовременного пособия ЗАО "МАКС" не принимало.
В период с 2010 по 2014 года между ЗАО "МАКС" и Министерством обороны РФ заключались государственные контракты по обязательному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы.
По условиям заключенных Государственных контрактов, страховщик, помимо осуществления обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих, принимал на себя обязанность бесплатно проводить проверку документов, необходимых для выплаты единовременного пособия, установленного ч. 2 и 3 ст. 18 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в порядке, определенном приказом Министра обороны Российской Федерации N 55 "О порядке выплаты в Министерства обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей", а с 2012 года проверку документов, необходимых для выплаты единовременного пособия, установленного ч. 8 и 12 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N306-Ф3 "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Оказание услуг по выплате единовременного пособия осуществлялось на основании заключенных отдельных соглашений, являющихся приложениями к Государственным контрактам.
По условиям соглашений ЗАО "МАКС" брало на себя обязательства по безвозмездной проверке документов и выплате единовременных пособий в период действия указанных соглашений (т.е. с 2010 по 2014 года), и осуществлению выплат единовременных пособий в течение 15 рабочих дней со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате.
Соглашения на оказание услуг по выплате единовременного пособия, начиная с 2015 года, заключались Министерством обороны с АО "СОГАЗ", которое запросило номер расчетного счета и копии паспортов у истцов и по имеющимся в деле документам произвело выплату единовременного пособия членам семьи умершего военнослужащего.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", действовавшим на момент смерти "данные изъяты" наступившей ДД.ММ.ГГГГ, было предусмотрено, что в случае гибели (смерти) военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы (на военных сборах), либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), выплачивается в равных долях единовременное пособие членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, граждан, призванных на военные сборы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, - в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия.
Членами семьи, имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы), считаются: супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы; родители военнослужащего; дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет (абзацы четвертый - седьмой пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. N 55 утверждена Инструкция о порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей.
Единовременные пособия военнослужащим либо членам их семей выплачиваются в установленных законодательством Российской Федерации случаях за счет средств Министерства обороны Российской Федерации организацией, с которой заключено соглашение на проведение данных выплат (пункт 2 Инструкции).
Пункт 5 Инструкции содержит положения, аналогичные приведенным положениям пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
07 ноября 2011 г. был принят Федеральный закон N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", которым с 1 января 2012 г. установлена новая система денежного довольствия военнослужащих и отдельных выплат военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы (статьи 1, 7 Федерального закона N 306-ФЗ).
Федеральным законом от 08 ноября 2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 309-ФЗ) пункты 2 и 3 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" признаны утратившими силу.
Федеральный закон N 309-ФЗ вступил в силу с 1 января 2012 г. (статья 12 данного закона).
В соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона N 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей.
Порядок выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2012 г. N 1100.
В силу пункта 2 Порядка единовременные пособия военнослужащим или членам семей погибших (умерших) военнослужащих выплачиваются в установленных законодательством Российской Федерации случаях за счет средств Министерства обороны Российской Федерации организацией, с которой заключено соглашение об осуществлении выплат единовременных пособий военнослужащим и членам семей погибших (умерших) военнослужащих.
Пунктом 12 Порядка установлен перечень документов, которые воинские части (военные комиссариаты, военные комиссариаты муниципального образования (муниципальных образований)) оформляют и направляют в организацию для принятия решения о выплате единовременного пособия членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего.
Военнослужащие и члены семей погибших (умерших) военнослужащих имеют право по заявлению получать в воинских частях (военных комиссариатах, военных комиссариатах муниципального образования (муниципальных образований)) документы, необходимые для принятия решения о выплате единовременного пособия, и самостоятельно направлять их в организацию (пункт 15 Порядка).
Таким образом, как ранее действовавшими, так и действующими в настоящее время нормативными положениями предусмотрен такой элемент публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы (на военных сборах), членам его семьи, как выплата единовременного пособия.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, исходил из того, что правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими своих служебных обязанностей, являются публично-правовыми, поэтому производимые военнослужащим выплаты являются не предметом соглашений (договоров) с довольствующими органами, а императивно установлены в законах и нормативных актах, в то время, как положения ст. 395 ГК РФ регламентируют ответственность за нарушение обязательств, то есть сложившихся договорных отношений между должником и кредитором. Поскольку возможность взыскания компенсации в связи с задержкой выплаты единовременного пособия в порядке ст. 395 ГК РФ действующим законодательством не предусмотрена, оснований для взыскания в пользу истцов процентов в порядке ст. 395 ГК РФ не имеется. Кроме того, не имеется оснований для взыскания в пользу истцов компенсации морального вреда, учитывая, что действующим законодательством не предусмотрена возможность компенсации морального вреда, причиненного гражданам нарушением их имущественных прав, а доказательств нарушения личных неимущественных права истцы не представили и в материалах дела таковые отсутствуют.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается.
Ссылки апеллянта на имеющееся в материалах дела соглашение об осуществлении выплат единовременных пособий военнослужащим, заключенное ЗАО "МАКС", правильности сделанных судом выводов о том, что возникшие правоотношения нельзя отнести к гражданско-правовым и денежным, поскольку они основаны на властных полномочиях государства, не опровергают.
Как обоснованно учел суд, отношения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих регулируются Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ и заключенным во исполнение требований данного Закона государственным контрактом обязательного государственного страхования между Министерством обороны Российской Федерации и страховой организацией, имеющей лицензию на осуществление обязательного государственного страхования (в данном случае - ЗАО "МАКС"). Выгодоприобретателем в правоотношениях по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц на основании Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ выступает специальный субъект - лицо, застрахованное в порядке обязательного государственного страхования жизни и здоровья, а ЗАО "МАКС" является агентом Министерства обороны России по сбору документов на выплату единовременных пособий. В этой связи данные правоотношения не являются частноправовыми правоотношениями, а носят публично-правовой характер.
Суд также обоснованно указал, что поскольку отношения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих в части мер ответственности, применяемых к страховщику, урегулированы специальным законом - Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, положения статей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат применению к спорным отношениям. Указанный вывод суда согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 6 Обзора практики рассмотрении судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2015 года.
Доводы апеллянта о том, что Федеральным законом от 07.11.2011 N 306-ФЗ предусмотрено, что размеры единовременных пособий ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен), не заслуживают внимания.
Материалами дела подтверждено, что смерть "данные изъяты" наступила до 01 января 2012 года, то есть до даты вступления в силу Федерального закона N 306-ФЗ, которым предусмотрена ежегодная индексация размеров единовременных пособий с учетом уровня инфляции.
Поскольку из содержания ст. 7 Федерального закона N 306-ФЗ не следует, что указанные положения данного Закона об индексации единовременного пособия распространяется на ранее возникшие правоотношения, при определении размера подлежащего выплате членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, при исполнении обязанностей военной службы единовременного пособия подлежит применению закон, действовавший на момент его смерти, а именно Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", который такую индексацию не предусматривал.
При рассмотрении данного дела судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, в связи с чем доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 22 мая 2018 года в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу Горюновой Ирины Юрьевны, действующую в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего сына Горюнова В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.