Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г,
судей Гильмутдинова А.М. и Пичуговой О.В,
при секретаре судебного заседания Закировой А.Г,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Аскаровой Э.В. на решение Кукморского районного суда Республики Татарстан от 18 июня 2018 года, которым отказано в удовлетворении иска Аскаровой Э.В. к Исполнительному комитету Кукморского муниципального района Республики Татарстан о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма вне очереди.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Аскаровой Э.В. - Лукоянова А.В. в поддержку апелляционной жалобы, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - Верховой И.А. полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аскарова Э.В. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Кукморского муниципального района Республики Татарстан (далее по тексту - Исполком) о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма. В обоснование иска указано, что с 26 февраля 2004 года истец состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как инвалид I группы и неоднократно обращалась в компетентные органы по вопросу обеспечения отдельной жилой площадью в установленном законом порядке. Собственного жилья истец никогда не имела и не имеет по настоящее время. Истец просила обязать Исполнительный комитет Кукморского муниципального района Республики Татарстан предоставить ей благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте г.Кукмор на условиях договора социального найма.
В судебном заседании Аскарова Э.В. исковые требования поддержала.
Представитель Исполкома - Исрафилов Р.Н. исковые требования не признал.
Представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан не явился, представил отзыв, в которых просил отказать в удовлетворении иска.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Аскарова Э.В. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В жалобе выражает несогласие с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права. Указывает, что 26 февраля 2004 года истец встала на учет по программе улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан согласно статье 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". В сложившейся ситуации истец имеет право получить жилье на условиях социального найма вне очереди, так как не может проживать в жилом "адрес", расположенном в "адрес".
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очередиВне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Согласно ст.28 Федерального закона N181N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В целях реализации переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по обеспечению жильем вышеуказанных категорий граждан Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление от 07 июня 2006 года N 275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из Федерального бюджета, отдельным категориям граждан", в соответствии с которым формой улучшения жилищных условий вышеизложенных категорий, вставших на учет по обеспечению жильем до 01 января 2005 года, определено предоставление субсидий на приобретение жилья.
Из материалов дела следует, что Аскарова Э.В. является инвалидом первой группы бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2012... от 11 декабря 2012 года.
Аскарова Э.В. зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем ее матери на праве собственности по адресу: Республики Татарстан, "адрес", поставлена органом местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как инвалид 1 группы с 26 февраля 2004 года.
Истец включена в сводный республиканский список граждан - получателей субсидии на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из Федерального бюджета как инвалид, нуждающийся в улучшении жилищных условий, за N1701.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Аскарова Э.В, как инвалид, имеет право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем в порядке, предусмотренном статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в порядке очередности по списку получателей субсидий по мере поступления в республику субвенций, выделяемых из Федерального бюджета для предоставления субсидии на приобретение жилья. Аскарова Э.В. не относится к категории лиц, которым в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди предоставляется жилое помещение на условиях социального найма.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, правильной оценке представленных доказательств и подтверждаются материалами дела.
Мотивы к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Довод апелляционной жалобы о том, что истец страдает тяжелой формой хронического заболевания и является инвалидом с детства, на правильность принятого по делу решения не влияет, поскольку малоимущей органом местного самоуправления она не признана и не поставлена на жилищный учет по данному основанию.
Кроме того, истцом не предоставлены документы, подтверждающие наличие у нее заболевания, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329, ст. 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кукморского районного суда Республики Татарстан от 18 июня 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Аскаровой Э.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.