Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Насретдиновой Д.М.
судей Гаянова А.Р. и Мелихова А.В,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и городе Азнакаево Республики Татарстан на решение Лениногорского районного суда Республики Татарстан от 04 июля 2017 года, которым постановлено:
исковое заявление Ибрагимовой Гульнары Курвантаевны к Государственному Учреждению "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и г. Азнакаево Республики Татарстан" о признании решения Государственного Учреждения "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и г. Азнакаево Республики Татарстан" незаконным, о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить.
Решение Государственного Учреждения "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и г. Азнакаево Республики Татарстан" N14547/18 от 31.01.2018 признать незаконным.
Обязать Государственное Учреждение "Управление Пенсионного фонда России в Азнакаевском районе и городе Азнакаево Республики Татарстан" включить Ибрагимовой Гульнаре Курвантаевне, 25 июля 1968 года рождения, в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы в должности воспитателя, учителя начальных классов в специальной школе интернат для слепых и слабовидящих детей с 24 августа 1990 года по 14 января 1995, с 01 февраля 1994 года по 14 января 1995 года.
Обязать Государственное Учреждение "Управление Пенсионного фонда России в Азнакаевском районе и городе Азнакаево Республики Татарстан" назначить Ибрагимовой Гульнаре Курвантаевне с 10 января 2018 года досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и городе Азнакаево в поддержку доводов апелляционной жалобы, объяснения представителя истца Ибрагимовой Г.К. - Хузина Р.З, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ибрагимова Г.К. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и городе Азнакаево Республики Татарстан о признании права на досрочную страховую пенсию.
В обоснование своих требований указала, что 10 января 2018 года она подала ответчику заявление о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ответчика от 31 января 2018 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа продолжительностью 25 лет.
В специальный стаж не включены периоды работы истца с 14 августа 1990 года по 14 января 1994 года, с 01 февраля 1994 по 14 января 1995 года в должности воспитателя, учителя начальных классов в специальной школе интернат для слепых и слабовидящих детей.
С данным решением истец не согласна, полагает, его необоснованным, в связи с чем, с учетом уточнения исковых требований просила обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и городе Азнакаево Республики Татарстан включить в ее специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии вышеуказанные периоды и назначить ей досрочную пенсию с 10 января 2018 года.
В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали.
Представитель ответчика иск не признал.
Представитель третьего лица - муниципального казенного учреждения "Управление образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района" в суд не явился.
Суд исковые требования удовлетворил и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене принятого по делу решения, указывая на отсутствие документов компетентного органа Республики Таджикистан, подтверждающих факт формирования права на пенсию.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал, пояснив суду, что в материалах дела отсутствует документальное подтверждение осуществление истцом педагогической деятельности в спорные периоды.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу подпункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Аналогичные положения содержались и в подпункте 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что 10 января 2018 года Ибрагимова Г.К. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной пенсии ввиду осуществления педагогической деятельности.
Решением ответчика за N 14547/18 от 31 января 2018 года ей отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа в 25 лет.
В специальный стаж не включены периоды работы истца: с 14 августа 1990 года по 14 января 1994 года, с 01 февраля 1994 по 14 января 1995 года в должности воспитателя, учителя начальных классов в специальной школе интернат для слепых и слабовидящих детей.
В бесспорном порядке в специальный стаж истца зачтено 21 год 03 месяца 12 дней.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии соответствующих правовых оснований для включения спорного периода в специальный стаж.
Судебная коллегия с выводами суда согласиться не может в силу следующего.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан, прибывших из Республики Таджикистан, регулируются Соглашением Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее Соглашение).
В соответствии со статьей 1 указанного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно статье 6 назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14 указанного Федерального закона).
Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года N 1015 (аналогичные положения содержит пункт 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года N 555), предусмотрено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно записи в трудовой книжке истца 14 августа 1990 года она принята на работу на должность воспитателя в специальную школу интернат для слепых и слабовидящих детей.
Вместе с тем из представленной в материалы дела архивной справки от 14 августа 2017 года за N 300, выданной межведомственным архивом по личному составу города Исфара видно, что данных о начислении истцу заработной платы за спорные периоды не имеется (л.д. 37).
Кроме того, из письма Управления агентства социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан в городе Исфары от 16 ноября 2017 года следует, что справка о заработной плате истца за период с 1990 по 1994 годы представлена быть не может ввиду отсутствия необходимых сведений (л.д. 38).
Таким образом, запись в трудовой книжке истицы противоречит представленным в материалах дела доказательствам.
Ответ на запрос пенсионного органа в уполномоченный орган Республики Таджикистан с просьбой подтвердить сведения о спорных периодах истца и её заработке, с учетом пенсионного законодательства Республики Таджикистан оставлен без внимания.
Поскольку достоверные доказательства, подтверждающие осуществление истцом в спорные периоды трудовой деятельности, с начислением ей заработной платы в материалах дела отсутствуют, оснований для включения в специальный стаж периодов работы с 14 августа 1990 года по 14 января 1994 года, с 01 февраля 1994 года по 14 января 1995 года в должности воспитателя, учителя начальных классов в специальной школе интернат для слепых и слабовидящих детей не имелось.
Ссылки истца в письменных возражениях на апелляционную жалобу на пункт 12 указании Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18 января 1996 года "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств бывших Республик Союза ССР" судебной коллегией отклоняются, поскольку положениями данного пункта регулируется порядок расчета размера пенсии, а не порядок подсчета льготного стажа.
Таким образом, вынесенное по делу решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Азнакаевского районного суда Республики Татарстан от 20 апреля 2018 года по данному делу отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Ибрагимовой Гульнары Курвантаевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и городе Азнакаево о включении в специальный стаж, дающий право на назначении досрочной страховой пенсии по старости периодов работы в должности воспитателя, учителя начальных классов в специальной школе интернат для слепых и слабовидящих детей с 24 августа 1990 года по 14 января 1994 года, с 01 февраля 1994 года по 14 января 1995 года и признании права на досрочную страховую пенсию с 10 января 2018 года отказать.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.