Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И,
судей Мочаловой Ю.Р, Сайдашевой Э.Р,
при секретаре судебного заседания Сахабутдиновой Р.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мочаловой Ю.Р. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 25 мая 2018 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Кадырова Рафаила Гаптнуровича и постановлено определить кадастровую стоимость земельных участков (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для разработки карьера) площадью 32 600 квадратных метров с кадастровым номером... и площадью 119 667 квадратных метров с кадастровым номером.., расположенных по адресу: "адрес", указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 7 726 200 рублей и 22 377 729 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 11 декабря 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
Кадыров Р.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
В обоснование требований указал, что является собственником:
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для разработки карьера) площадью 32 600 квадратных метров, с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет 20 апреля 2011 года;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для разработки карьера) площадью 119 667 квадратных метров, с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет 20 апреля 2011 года.
Кадастровая стоимость данных земельных участков определена по состоянию на 1 января 2015 года распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" в размере 48 723 634 рубля и 169 418 555 рублей 25 копеек соответственно.
Полагая эту стоимость явно завышенной, Кадыров Р.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость этих земельных участков в размере соответственно 6 318 553 рубля и 21 187 448 рублей, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении административного иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан просит решение суда отменить, полагая, что самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований являлось то обстоятельство, что представленный административным истом отчет по определению рыночной стоимости земельных участков составлен с нарушением требований законодательства об оценочной деятельности. При этом экспертное заключение, которое суд положил в основу решения, по мнению административного ответчика, также составлено с нарушениями требований законов об экспертной и оценочной деятельности, которые являются существенными и влияющими на итоговую величину определяемой стоимости земельных участков.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно части 1 статьи 245 которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии со вторым абзацем статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что административным истцом суду представлен отчет N102/2017-О от 6 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленный фирмой "Аудит ТД-Консалтинг" по инициативе административного истца, согласно которому по состоянию на 1 января 2015 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... составила 6 318 553 рубля, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... составила 21 187 448 рублей.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с указанным отчетом не согласился, представил замечания, в которых указал на допущенные, по его мнению, нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также методологии оценочной деятельности.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 20 марта 2018 года по ходатайству представителя административного истца для установления соответствия отчета N102/2017-О от 6 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, составленного фирмой "Аудит ТД-Консалтинг" по инициативе Кадырова Р.Г, требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "Экспертно-консультационный центр "Оценщик" Удод Т.М.
Согласно заключению эксперта NЗ-015/18 от 3 мая 2018 года представленный административным истцом отчет N102/2017-О от 6 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости земельных участков не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. При этом определенная этим отчетом рыночная стоимость спорных земельных участков в размере 6 318 553 рубля и 21 187 448 рублей определена верно и находится в диапазоне стоимостей, определенных экспертом.
Отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определилрыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером.., которая по состоянию на 1 января 2015 года составила 7 726 200 рублей, и рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером.., которая по состоянию на 1 января 2015 года составила 22 377 729 рублей.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Судебная коллегия, изучив заключение эксперта NЗ-015/18, приходит к выводу о его соответствии требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиям законодательства Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности.
Пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении экспертом требований об экспертной и оценочной деятельности несостоятельны, поскольку итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, выводы экспертом были сделаны в рамках его профессиональных знаний, при том, что представителем административного ответчика не представлено сведений о наличии у него соответствующих специальных познаний.
Новых данных, опровергающих выводы суда первой инстанции и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 25 мая 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.