Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И,
судей Фахрутдинова И.И, Федонина С.М,
при секретаре судебного заседания Альмеевой Э.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдинова И.И. административное дело по апелляционной жалобе Плющева В.Е. на решение Советского районного суда города Казани от 04 июня 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Плющева В.Е. о признании незаконным решения комиссии при Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по оформлению, выдаче (замене) удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС от 05 февраля 2018 года N 5.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Плющева В.Е. в ее поддержку, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Плющев В.Е. (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан (далее - административный ответчик) об оспаривании решения о признании ошибочно выданным и недействительным удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что комиссией при МЧС Республики Татарстан по оформлению, выдаче (замене) удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 05 февраля 2018 года принято решение N 5, которым признано ошибочно выданным и недействительным с момента выдачи удостоверение участника ликвидации последствий катастрофа на Чернобыльской АЭС N... от "дата".
По мнению административного истца, оспариваемое им решение является неправомерным, поскольку оно принято без его участия, и в нарушение норм действующего законодательства применено к прошедшим событиям.
В заседании суда первой инстанции административный истец и его представитель Турушев И.С. заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика с заявленными требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд в удовлетворении административных исковых требований отказал.
С решением суда не согласился Плющев В.Е. в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене как незаконного, вынесенного при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, указывает, что судом первой инстанции не принято во внимание, что решение о выдаче ему удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС принято районным военным комиссариатом Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с приказом N... от 26 июня 1996 года. Правомерность выдачи удостоверения подтверждается справками военного комиссариата, и никем не оспорена. В 2006 году, выданное ему удостоверение Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан было заменено на удостоверение нового образца, и каких-либо вопросов по его выдаче не возникало. Как указывает апеллянт, данные обстоятельства судом первой инстанции учтены не были, что повлекло к принятию незаконного решения.
В заседании суда апелляционной инстанции Плющев В.Е. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Из материалов административного дела следует, что 27 октября 1997 года Плющеву В.Е. было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС серии...
15 мая 2006 года Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан Плющеву В.Е. осуществлена замена указанного выше удостоверения на удостоверение нового образца.
05 февраля 2018 года Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан вынесено решение N 15 о признании ошибочно выданным и недействительным с момента выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС от 19 мая 2006 года серии... Плющеву В.Е.
Разрешая заявленные требования и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции указал, что оспариваемое Плющевым В.Е. решение принято компетентным органом в соответствии с требованиями закона, поскольку представленные Плющевым В.Е. документы, касающиеся его участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, не соответствуют действительности.
Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, в связи с допущенными по делу нарушениями процессуального права.
Так, вопросы реализации компенсаций и льгот, социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с абзацем 11 статьи 15 приведенного выше Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
До 27 июня 2006 года порядок и условия оформления и выдачи удостоверений участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС регулировался в соответствии с Приказом Минобороны Российской Федерации от 26 июня 1996 года N 250 "О мерах по обеспечению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также граждан из подразделений особого риска" и письмом Госкомчернобыля Российской Федерации от 22 марта 1993 года NВД-8-1278 "О Положении о порядке оформления и выдачи удостоверений для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо связанные с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и их последствий на атомных объектах гражданского или военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику".
Согласно приведенным нормативно-правовым актам в зависимости от категории лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС, удостоверения выдавались военными комиссариатами Министерства обороны Российской Федерации либо Министерством Российской Федерации по атомной энергии.
Из административного дела и пояснений административного истца следует, что удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС серии... было выдано Плющеву В.В. районным военным комиссариатом Министерства обороны Российской Федерации.
При этом замена указанного удостоверения была осуществлена Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска".
В обоснование подтверждения своего права на замену удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Плющев В.В. представил удостоверение серии А N... от "дата" года и справки военного комиссариата Приволжского района города Казани от 22 октября 1996 года N... и от 01 февраля 2006 года N.., приказ НИО "Казанькомпрессормаш" от 17 октября 1986 года N... о направлении его в командировку в воинскую часть N.., акт воинской части N... от 24 октября 1986 года об участии Плющева В.В. об осуществлении технической ревизии газовых редукторов.
Приходя к выводу о том, что представленные Плющевым В.В. документы, касающиеся его участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, не соответствуют действительности, суд первой инстанции фактически подверг сомнению правомерность ранее выданного Плющеву В.В. уполномоченным органом удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также достоверность справок военного комиссариата Приволжского района города Казани, что может иметь для указанных лиц негативные последствия.
Несмотря на то, что выводы суда с достаточной очевидностью затрагивают права и законные интересы уполномоченного органа, выдавшего 27 октября1997 года Плющеву В.В. удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС N.., справок о его участии в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, данные лица к участию в деле привлечены не были, что в силу прямого указания процессуального закона, несоблюдение данного требования влечет отмену решения суда с направлением дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо правильно определив круг лиц, чьи права и обязанности затрагиваются спорными правоотношениями, привлечь их к участию в деле. Установить обстоятельства и основания выдачи Плющеву В.В. военным комиссариатом Приволжского района города Казани справок о его участии в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, приказа НИО "Казанькомпрессормаш" от 17 октября 1986 года N... о направлении его в командировку.
Принять соответствующее решение на основании тщательной правовой оценки с учетом относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимосвязи доказательств в их совокупности, основанном на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 309, пунктами 1 и 4 части 2 статьи 310, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Казани от 04 июня 2018 года по данному административному делу отменить, административное дело направить в Советский районный суд города Казани на новое рассмотрение.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.