Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И,
судей Мочаловой Ю.Р, Сайдашевой Э.Р,
при секретаре судебного заседания Альмеевой Э.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдинова И.И. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 6 июня 2018 года, которым постановлено:
"административное исковое заявление Андрея Евгеньевича Николаева об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, объектов недвижимости удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость:
- земельного участка с кадастровым номером... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство теплиц подсобного хозяйства), площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", в размере 1 665 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года;
- нежилого здания (комплекс зимних теплиц) с кадастровым номером.., площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", в размере 24 622 370 рублей по состоянию на 1 января 2014 года;
- нежилого здания (склад) с кадастровым номером.., площадью "данные изъяты" квадратных метра, расположенного по адресу: "адрес" в размере 355 946 рублей по состоянию на 1 января 2014 года;
- нежилого здания (теплица) с кадастровым номером.., площадью "данные изъяты" квадратных метра, расположенного по адресу: Республика "адрес", в размере 29 888 951 рубль по состоянию на 1 января 2014 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 декабря 2017 года".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца Бурмашеву Л.И, возражавшей удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Николаев А.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В обоснование заявленных требований указано, что Николаев А.Е. является:
- собственником земельного участка с кадастровым номером... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли сельскохозяйственного назначения), площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет 28 октября 2016 года;
- арендатором земельного участка с кадастровым номером... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство теплиц подсобного хозяйства), площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет 16 ноября 2006 года;
- собственником нежилого здания (комплекс зимних теплиц) с кадастровым номером.., площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет 22 января 2010 года;
- собственником нежилого здания (склад) с кадастровым номером.., площадью "данные изъяты" квадратных метра, расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет 21 января 2010 года;
- арендатором нежилого здания (теплица) с кадастровым номером.., площадью "данные изъяты" квадратных метра, расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет 21 декабря 2009 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером... 101 определена по состоянию на 28 октября 2016 года в размере 9 203 457 рублей 90 копеек, земельного участка с кадастровым номером... определена по состоянию на 1 января 2015 года, в размере 1 827 000 рублей, объектов недвижимости с кадастровыми номерами..,... определена по состоянию на 1 января 2014 года в размере соответственно 66 309 854 рубля 24 копейки, 616 298 рублей 89 копеек, 73 930 148 рублей 49 копеек, что не соответствует их действительной рыночной стоимости.
В связи с определением рыночной стоимости спорных объектов недвижимости просит установить их кадастровую стоимость равной рыночной стоимости: земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 28 октября 2016 года в размере 3 031 700 рублей; земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 1 января 2015 года в размере 521 900 рублей; нежилого здания (комплекс зимних теплиц) с кадастровым номером... по состоянию на 1 января 2014 года в размере 21 252 200 рублей; нежилого здания (склад) с кадастровым номером... по состоянию на 1 января 2014 года в размере 326 400 рублей; нежилого здания (теплица) с кадастровым номером... по состоянию на 1 января 2014 года в размере 18 579 800 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Бурнашева Л.И, отказалась от административного иска в части требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером... В остальной части административные исковые требования уточнила и просила определить кадастровую стоимость объектов недвижимости по результатам судебной экспертизы.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 6 июня 2018 года производство по административному делу по административному исковому заявлению Николаева А.Е. в части требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером... прекращено в связи с принятием отказа от иска.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Сабирзанов М.Т. административный иск в части установления кадастровой стоимости объектов недвижимости не признал, не возражал установлению кадастровой стоимости земельного участка согласно заключению судебной экспертизы.
Представители Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета муниципального образования "город Нижнекамск" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, Николаева Н.В, Калинкина А.П. в судебное заседание не явились.
Суд административные исковые требования удовлетворил и принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласилось Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
В апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда, в апелляционной жалобе ставится вопрос о его отмене как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм процессуального права, ссылаясь на необоснованность заключения судебной экспертизы, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Региональный Центр Оценки и Экспертиз" Мамочкиным А.Ю, положенного в основу решения суда, указывают на нарушение методологии оценочной деятельности, повлекшие за собой неправильное определение экспертом рыночной стоимости спорного земельного участка, нарушение требований Федеральных стандартов оценки N 1, 3, не проведены исследования при применении корректировок.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель административного истца Бурмашева Л.И. возражала удовлетворению апелляционной жалобы.
Иные лица участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
В силу положений статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 82-ЗРТ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.
Решением Совета муниципального образования "город Нижнекамск" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 20 ноября 2014 года N 31 "О налоге на имущество физических лиц" установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, обязательный к уплате на территории муниципального образования город Нижнекамск, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Данное решение вступило в законную силу с 1 января 2015 года. В настоящее время данное решение действует в редакции, принятой решением Совета муниципального образования "город Нижнекамск" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 23 октября 2015 года N 17, установившим аналогичный порядок определения налоговой базы по указанному налогу.
На основании части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом исходя из анализа положений упомянутой статьи следует, что датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения их кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки земель.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Если административный ответчик возражает против удовлетворения административного искового заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.
Из материалов дела следует, что Николаев А.Е. является:
- собственником земельного участка с кадастровым номером... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли сельскохозяйственного назначения), площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет 28 октября 2016 года;
- арендатором земельного участка с кадастровым номером... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство теплиц подсобного хозяйства), площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет 16 ноября 2006 года;
- собственником нежилого здания (комплекс зимних теплиц) с кадастровым номером.., площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет 22 января 2010 года;
- собственником нежилого здания (склад) с кадастровым номером.., площадью "данные изъяты" квадратных метра, расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет 21 января 2010 года;
- арендатором нежилого здания (теплица) с кадастровым номером.., площадью "данные изъяты" квадратных метра, расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет 21 декабря 2009 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером... определена по состоянию на 28 октября 2016 года в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222, рассчитана на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" и составляет 9 203 457 рублей 90 копеек.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта г. Казани)" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером... определена по состоянию на 1 января 2015 года в размере 1 827 000 рублей.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2572-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан" кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами..,..,... определена по состоянию на 1 января 2014 года и составляет соответственно 66 309 854 рубля 24 копейки, 616 298 рублей 89 копеек, 73 930 148 рублей 49 копеек.
Согласно представленным административным истцом отчетам N 155-2017, N 156-2017, N 157-2017, N 158-2017 от 27 декабря 2017 года об оценке рыночной стоимости указанных объектов недвижимости, составленным обществом с ограниченной ответственностью "Центр оценки "Эдвайс" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 28 октября 2016 года составила 3 031 700 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 1 января 2015 года составила 521 900 рублей; рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами..,..,... по состоянию на 1 января 2014 года составила 21 252 200 рублей, 326 400 рублей, 18 579 800 рублей соответственно.
На основании ходатайства представителя административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан судом по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр оценки и экспертиз" Мамочкину А.Ю.
В силу статей 82, 83 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса. Несогласие суда с заключением эксперта (комиссии экспертов) должно быть мотивировано в решении или определении суда.
Если заключение эксперта (комиссии экспертов) будет признано судом неполным или неясным, суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту (той же или другой комиссии экспертов).
Статьей 84 указанного Кодекса предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Согласно представленному в Верховный Суд Республики Татарстан экспертному заключению N 08/АМ-18 от 11 мая 2018 года, отчеты об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости N 155-2017, N 156-2017, N 157-2017, N 158-2017 от 27 декабря 2017 года составленные обществом с ограниченной ответственностью "Центр оценки "Эдвайс" не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Величина рыночной стоимости спорных объектов недвижимости определена в них неправильно.
Действительная рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 28 октября 2016 года определена экспертом в размере 17 012 086 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером.., по состоянию на 1 января 2015 года, определена в размере 1 665 000 рублей; рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами..,..,... по состоянию на 1 января 2014 года, составила 24 622 370 рублей; 355 946 рублей; 29 888 951 рубль соответственно.
Данное экспертное заключение подготовил эксперт общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр оценки и экспертиз" Мамочкин А.Ю, квалификация которого подтверждается приложенными к экспертному заключению документами об образовании, и который является членом общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков". Об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, данный эксперт предупрежден.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд исходил из рыночной стоимости указанных земельных участков, определенной заключением эксперта, с учетом того, что данное заключение в полном объеме соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами.
Указанное заключение эксперта неясностей не содержит, оснований сомневаться в обоснованности и правильности данного заключения не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о необоснованности заключения судебной экспертизы в связи с нарушением методологии оценочной деятельности, указание на нарушение требований Федеральных стандартов оценки N 1, 3, непроведение исследования при применении корректировок не могут повлечь отмену решения суда в силу вышеизложенного.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы оснований для отмены решения суда не содержат, выводов суда не опровергают.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 6 июня 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.