Дата вступления в законную силу - 20 сентября 2018 г.
Судья Верховного Суда Республики Крым Воробьёва С.А., с участием защитника общества с ограниченной ответственностью "Крымспецстрой", действующего на основании доверенности, - Туголукова Николая Юрьевича, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Крымспецстрой" - Надикта Вадима Петровича на постановление судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 19 июля 2018 года, которым
общество с ограниченной ответственностью "Крымспецсрой", "данные изъяты", юридический адрес: Республика Крым, г. Симферополь, ул.Генерала Васильева, д.23А, оф.57,
привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 19 июля 2018 года общество с ограниченной ответственностью "Крымспецстрой" (далее - ООО "Крымспецстрой", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Не согласившись с указанным постановлением судьи, директор ООО "Крымспецстрой" - Надикта В.П. обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит отменить постановление судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 19 июля 2018 года и принять по делу новый судебный акт, которым признать общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа менее минимального в размере 125000 рублей, применив положения частей 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 20 сентября 2018 года защитник ООО "Крымспецстрой", действующий на основании доверенности, - Туголуков Н.Ю. поддержал требования, изложенные в жалобе, просил их удовлетворить.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения защитника ООО "Крымспецстрой", действующего на основании доверенности, - Туголукова Н.Ю, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно примечанию 1 к названной статье под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N115-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 13 Федерального закона N115-ФЗ установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.3 Федерального закона N115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N115-ФЗ определено, что разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.
Патентом является документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
Согласно материалам дела ООО "Крымспецстрой" является юридическим лицом ( "данные изъяты"), зарегистрировано по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Генерала Васильева, д.23А, оф.57 (л.д.43-53).
21 декабря 2016 года между Службой капитального строительства Республики Крым (далее - Государственный заказчик) и ООО "Крымспецстрой" (далее также - Подрядчик) был заключен государственный контракт N077/238/25 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "данные изъяты" (СМР) (л.д.22-40).
Согласно пунктам 1.1, 5.3.1, 5.4.17 указанного государственного контракта Государственный заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство общеобразовательной школы в микрорайоне Челноковского массива в г. Феодосии на 800 мест" (СМР), в соответствии с проектно-сметной документацией, в срок, установленный Графиком производства работ, по цене в соответствии со Сводным сметным расчетом стоимости строительства, являющимися неотъемлемыми частями настоящего Контракта.
Для выполнения отдельных видов работ по настоящему Контракту Подрядчик вправе привлечь субподрядные организации. В этом случае Подрядчик выступает Генподрядчиком по отношению к субподрядчикам и вправе привлекать только лиц, имеющих соответствующие свидетельства о допуске на соответствующие виды работ.
Подрядчик обязан нести ответственность перед компетентными государственными и муниципальными органами в установленном порядке за нарушения правил и порядка ведения Работ, как со стороны самого Подрядчика, так и со стороны привлекаемых им субподрядных организаций.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения врио Министра внутренних дел по Республике Крым Каранды П. от 14 мая 2018 года N7/4929 22 мая 2018 года сотрудником ОИК УВМ МВД по Республике Крым проведена проверка по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, микрорайон Челнокова, территория строительства общеобразовательной школы в микрорайоне Челноковского массива в г. Феодосия на 800 мест. В ходе проверки по вышеуказанному адресу установлен факт привлечения к трудовой деятельности в качестве разнорабочего гражданина Азербайджана ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который 22 мая 2018 года в 12 часов 00 минут по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, микрорайон Челнокова, на территории строительства общеобразовательной школы в микрорайоне Челноковского массива в г. Феодосия на 800 мест осуществлял перенос арматуры в отсутствие у него патента, тем самым был допущен ООО "Крымспецстрой" к осуществлению трудовой деятельности в нарушение части 4 статьи 13, статьи 13.3 Федерального закона N115-ФЗ. Таким образом, ООО "Крымспецстрой" совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По указанному выше факту 07 июня 2018 года в отношении ООО "Крымспецстрой" был составлен протокол N777 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.1).
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу и проверенными в судебном заседании доказательствами: протоколом об административном правонарушении N777 от 07 июня 2018 года (л.д.1-2); распоряжением N7/4929 от 14 мая 2018 года (л.д.3-5); копией протокола N688 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Азербайджана ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, от 22 мая 2018 года (л.д.6-7); письменными объяснениями гражданина Азербайджана ФИО3 от 22 мая 2018 года (л.д.8); копиями паспорта гражданина Республики Азербайджан ФИО3 и миграционной карты серии 4117 N2763261 на имя ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.9); фототаблицей к протоколу об административном правонарушении N688 по части 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 22 мая 2018 года (л.д.10-11); копией постановления по делу об административном правонарушении N688 от 22 мая 2018 года о привлечении гражданина Азербайджана ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к административной ответственности по части 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.12); рапортом старшего инспектора ОИК УВМ МВД по Республике Крым Киберева Д.А. от 29 мая 2018 года (л.д.13); определением N199 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 29 мая 2018 года (л.д.14); государственным контрактом на выполнение строительно-монтажных работ N077/238/25 от 21 декабря 2016 года и дополнительными соглашениями к нему по объекту строительства общеобразовательной школы в микрорайоне Челноковского массива в г..Феодосии на 800 мест, согласно которым подрядчиком по указанному объекту строительства является ООО "Крымспецстрой" (л.д.22-40); свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения (л.д.41); свидетельством о государственной регистрации
юридического лица (л.д.42); выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.43-53); копией устава ООО "Крымспецстрой" (л.д.54-62) и другими материалам дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства ООО "Крымспецстрой" не оспаривались.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, судья городского суда правомерно признал ООО "Крымспецстрой" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о наличии оснований для снижения размера административного штрафа, наложенного на ООО "Крымспецстрой" постановлением судьи городского суда, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является не обоснованным.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Вместе с тем оснований для применения положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае не усматривается. Избранная в отношении ООО "Крымспецстрой" мера административного наказания в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливой и соразмерной содеянному, она соответствует характеру совершенного ООО "Крымспецстрой" административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественному и финансовому положению.
Данных, безусловно подтверждающих тяжелое имущественное и финансовое положение ООО "Крымспецстрой", равно как и свидетельствующих о том, что единовременная оплата назначенного штрафа в сумме 250000 рублей повлечет существенное ограничение прав общества и приведет к наступлению для него необратимых негативных имущественных последствий, обусловленных созданием реальной угрозы для дальнейшего нормального ведения хозяйственной деятельности, не представлено. Исключительных обстоятельств для снижения в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначенного обществу размера административного штрафа не установлено.
Постановление о привлечении ООО "Крымспецстрой" к административной ответственности вынесено судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было. При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного постановления не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, -
РЕШИЛ:
Постановление судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 19 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Крымспецстрой" оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Крымспецстрой" - Надикта Вадима Петровича - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья (подпись) С.А. Воробьёва
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.