Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Авериной Е.Г.
судей Синани А.М, Мотиной И.И,
при секретаре Гамуровой М.А.
рассмотрела 08 августа 2018 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Шатуновой Татьяны Валентиновны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, о возложении обязанности по включению в стаж периодов работы,
по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 15 марта 2018 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Шатунова Т.В. обратилась в суд к ГУ УПФ РФ в г. Керчи Республики Крым о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии от 28 сентября 2015 года и от 16 марта 2018 года, о возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы, указанных в справке N 448 от 10 июля 2014 года ОАО "Горловский машиностроительный завод" с 11 июня 1993 года по 04 мая 1997 года, периоды работы, указанные в справке N 451 от 10 июля 2014 года ОАО "Горловский машиностроитель" с 01 января 2001 года по 18 марта 2005 года периода работы с 01.01.2002 года по 18.03.2005 года, о возложении обязанности по включению в страховой стаж периода работы с 23.03.2005 года по 31.01.2006 года в филиале "Горловский коксохимический завод" ООО "Углепродукт", с 01.04.2006 года по 29.05.2012 года - в филиале "Горловский коксохимический завод" ООО "Истек", с 30.05.2012 года по 11.04.2013 года в ОАО "Судостроительный завод "Залив", с 20.05.2013 года по 13.02.2014 года - период получения пособия по безработице, с 26.02.2014 года по 31.12.2014 года в ООО "Керченский металлургический комплекс", о назначении досрочной страховой пенсии с 01 июля 2015года.
В обоснование требований указала, что в 2015 году и в 2017 году обращалась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, однако истцу не были включены периоды работы по Списку N 1 в связи с тем, что истец не является лицом, постоянно проживающим на территории Республики Крым. Истец полагает указанные решения ответчика незаконными, так как решением суда установлен факт проживания Шатуновой Т.В. на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года, а специальный стаж подтвержден справками работодателя N 448 и N451.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 15 марта 2018 года иск Шатуновой Т.В. удовлетворен частично. Действия ГУ УПФ РФ в г. Феодосии в части истребования у Шатуновой Т.В. решения суда об установлении факта постоянного проживания с привлечением пенсионного органа в качестве заинтересованного лица, признаны незаконными. Суд обязал ответчика рассмотреть заявление Шатуновой Т.В. от 07 декабря 2017года о назначении пенсии на основании ранее представленных документов. В удовлетворении остальных требований Шатуновой Т.В. - отказано.
Не согласившись с приведённым решением суда, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении требований Шатуновой Т.В. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что решение суда об установлении факта постоянного проживания в Республике Крым, представленное Шатуновой Т.В. не может быть принято как доказательство, подтверждающее постоянное проживание Шатуновой Т.В, ввиду того, что данное решение было получено с целью приобретения гражданства Российской Федерации, а не с целью решения вопросов пенсионного обеспечения. При этом ответчик указывает на то, что он руководствовался позицией, изложенной в письме ГУ ПФР о применении норм Федерального закона N208-ФЗ от 18.10.2016 года.
В судебном заседании Шатунова Л.В. возражала против доводов апелляционной жалобы, полагая их необоснованными.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель третьего лица ГУ ОПФР Республики Крым в судебном заседании участия не принимал, был уведомлен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу о наличии правовых оснований для отмены решения и перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
В соответствии с пунктами 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
По смыслу ст. ст. 148 и 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации разрешение вопросов о составе лиц, участвующих в деле, в том числе о вступлении в дело третьих лиц без самостоятельных требований, относится к задачам суда, которые подлежат разрешению, в частности, с соблюдением требований ст. ст. 43 и 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в постановлении N 10-П от 21 апреля 2010 года суд первой инстанции, рассматривающий дело по существу на основе непосредственного исследования всех известных доказательств, обязан верно определить состав лиц, участвующих в деле, то есть имеющих интерес в исходе, с учетом конкретных обстоятельств данного дела, с тем, чтобы - исходя из конституционных положений о равенстве граждан перед законом и судом, гарантиях судебной защиты прав и свобод и об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон - всем этим лицам были предоставлены в равном объеме процессуальные права, такие как право быть своевременно извещенным о времени и месте рассмотрения дела, право участвовать в судебном разбирательстве, заявлять отводы суду, выступать с заявлениями и ходатайствами, связанными с разбирательством дела, давать объяснения (ст. ст. 113, 148, 150, 153 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.4 ч.4 ст. 330 ГПК РФ - основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Согласно разъяснениям пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" возможность участия тех или иных лиц в процессе по конкретному делу определяется характером спорного правоотношения и наличием материально-правового интереса. Поэтому определение возможного круга лиц, которые должны участвовать в деле, начинается с анализа правоотношений и установления конкретных носителей прав и обязанностей.
Как усматривается из материалов дела, ответчик, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта проживания Шатуновой Т.В. на территории Республики Крым на 18 марта 2014года, отказал истцу во включении периода работы, ссылаясь на то, что ГУ ОПФР по Республике Крым направило для использования в работе письмо ГУ ПФР от 18.10.2016 года "О применении норм Федерального закона N208-ФЗ". При этом позиция, указанная в данном письме, противоречит Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 04 октября 2016 года N 18-П.
Учитывая приведенное, судом первой инстанции не были учтены вышеприведенные нормы, дело рассмотрено без привлечения в качестве третьего лица - ГУ ОПФР по Республике Крым.
Кроме того, суд удовлетворил требования, которые не были заявлены истцом. В процессе подготовки к рассмотрению дела и при рассмотрении дела суд первой инстанции не выяснил существо заявленных истцом требований.
Таким образом, фактически судом не был рассмотрен спор по существу заявленных требований, а рассмотрено требование, которое не было заявлено.
В силу приведенных норм права, и установленных обстоятельств, судебная коллегия протокольным определением перешла к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, и привлекла к участию в деле в качестве третьего лица ГУ ОПФР по Республике Крым. Также истец уточнил свои требования.
Указанное нарушение является в силу пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем решение Керченского городского суда Республики Крым от 13 марта 2018 года подлежит отмене.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Назначение пенсий, предусмотренных ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" осуществляется согласно Спискам соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работе с тяжелыми условиями труда применяются Список N1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991года 310 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N1 производств, цехов, профессий и должностей, работа а в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях ив льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.
Из материалов дела следует, что Шатунова Т.В, 06 апреля 1970 года рождения, обратилась в УПФ РФ в г. Керчи Республики Крым 01.07.2015 года с заявлением о назначении пенсии, с приложением необходимых документов, в том числе справки N448 от 10 июля 2014 года, выданной ПАТ "Горловский машиностроительный завод", подтверждающий работу истца в должности машиниста крана (крановщика) в период с 07.06.1993 года по 31.08.2001 года.
Решением ГУ УПФР в г. Керчи N 55 от 28 сентября 2015 года Шатуновой Т.В. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по Списку N 1 из-за отсутствия стажа работы с особо вредными и тяжелыми условиями труда.
Из указанного решения следует, что ответчиком периоды работы Шатуновой Т.В. после 01 января 2002 года не учитывались, поскольку отсутствовала уплата страховых взносов в ПФР.
Кроме того, не включены периоды работы Шатуновой Т.В. с 11.06.1993 года по 04.05.1997 года, подтвержденные справкой работодателя N448 от 10 июля 2014 года, поскольку должность "машинист крана", не предусмотрена Списком N 1;
с 05.05.1997 года по 05.09.1999 года, период нахождения Шатуновой Т.В. в отпуске по уходу за ребенком;
12.12.2003 года - отпуск без сохранения заработной платы.
В специальный стаж Шатуновой Т.В. с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда и в горячих цехах по Списку N1 был включен период работы с 01.09.2001 года по 18.03.2005 года по профессии "машинист крана (крановщик), занятого на горячих участках работы".
Согласно расчету ответчика общий страховой стаж Шатуновой Т.В. составил - 29 лет 01 месяц 07 дней, специальный стаж составил - 05 лет 06 месяцев 13 дней.
При повторном обращении Шатунова Т.В. к ответчику 07.12.2017 года с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", позиция ответчика относительно включения в специальный стаж периодов работы изменилась.
Решением N 793819/17 от 16.03.2018 года ГУ УПФР г.Керчь отказало истцу в досрочном назначении страховой пенсии по старости Шатуновой Т.В. из-за отсутствия необходимого стажа работы.
Согласно решению ГУ УПФР г.Керчь общий страховой стаж истца составил 16 лет 08 месяцев 15 дней, специальный 01 год 11 месяцев 26 дней.
Ответчик своим решением от 16 марта 2018 года включил периоды работы Шатуновой Т.В. льготный стаж с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда и в горячих цехах по Списку N1 с 06.09.1999 года по 31.08.2001 года (01год 11месяцев 26 дней) на основании справки N 448 от 10 июля 2014 года, период с 01.09.2001года по 31.12.2001года (00лет 04месяца 00дней) на основании справки N 451 от 10 июля 2014года.
В льготный стаж с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда и в горячих цехах по Списку N1 не включены периоды работы Шатуновой Т.В. с 11.06.1993 года по 04.05.1997 года в ОАО "Горловский машиностроительный завод" (03 года 10 месяцев 24 дня), так как представленными документами в подтверждение факта работы не подтверждается занятость на горячих участках работ; период нахождения Шатуновой Т.В. в отпуске по уходу за ребенком с 05.05.1997 года по 05.09.1999 года (02 года 04 месяца 01 день).
Кроме того, в связи с отсутствием сведений о перечислении страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в льготный стаж с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда и в горячих цехах по Списку N1 не включены периоды работы Шатуновой Т.В. с 01.01.2002 года по 18.03.2005 года -ЗАО "Горловский машиностроительный завод", в страховой стаж с 23.03.2005 года по 31.01.2006 года в филиале "Горловский коксохимический завод" ООО "Углепродукт", с 01.04.2006 года по 29.05.2012 года - в филиале "Горловский коксохимический завод" ООО "Истек", с 30.05.2012 года по 11.04.2013 года в ОАО "Судостроительный завод "Залив", с 20.05.2013 года по 13.02.2014 года - период получения пособия по безработице, с 26.02.2014 года по 31.12.2014 года в ООО "Керченский металлургический комплекс".
С учетом включенных пенсионным фондом периодов работы общий страховой стаж истца составил 16 лет 08 месяцев 15дней, в том числе работа с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда и в горячих цехах по СпискуN1 - 02 года 03 месяца 26 дней.
Так же вышеуказанные периоды работы Шатуновй Т.В. ответчик не включил в страховой и льготный стаж в связи с тем, что истцом не представлены доказательства проживания на территории Республики Крым.
Решение Керченского городского суда от 03.07.2014 года об установлении юридического факта проживания Шатуновой Т.В. на территории Республики Крым на 18.03.3014 года, которое истец предоставляла пенсионному органу в 2015 году и в 2017 году, ответчиком не учтено для назначения пенсии.
Ответчик предложил Шатуновой Т.В. вместо копии решения Керченского городского суда от 03.07.2014 года об установлении факта постоянного проживания на территории республики Крым по состоянию на 18.03.2014 года, предоставить аналогичное решение суда, но принятое с участием пенсионного органа. По мнению ответчика, вышеуказанное решение суда, вынесенное без привлечения территориального органа пенсионного фонда Российской Федерации и с целью не связанной с пенсионным обеспечением, не может являться безусловным подтверждением факта постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на 18.03.2014 года.
Аналогичный ответ был дан Шатуновой Т.В. ГУ УПФР г.Керчь 17.01.2018 года N 10-7-000021/24.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу, что отказы ответчика в назначении Шатуновой Т.В. досрочной пенсии, являются незаконными.
В соответствии со ст. 1 ФКЗ РФ от 21 марта 2014 года N 6 - ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Положениями ст. 23 ФКЗ РФ от 21 марта 2014 года N 6 - ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6 - ФКЗ от 21 марта 2014 года установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Статьей 11 данного закона урегулирован вопрос социальной защиты, в том числе пенсионного обеспечения граждан Украины и лиц без гражданства постоянно проживающих на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанных гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии законодательством Российской Федерации о гражданстве.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в ч. 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
Подпунктом "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с вредными условиями труда применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Согласно п. 7 разъяснений Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года N 5 о порядке применения указанных Списков, правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименования профессий и должностей работников. Таким образом, если в Списках предусмотрены рабочие, выполняющие определенные работы, то правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются все рабочие, постоянно занятые на этих работах, независимо от наименования их профессий.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шатунова Т.В, 06.04.1970 года рождения, в подтверждение своей трудовой деятельности представила трудовую книжку серии БТ-II N 4570816, из которой следует, что с 11.06.1993 года по 31.08.2001 года работала в ОАО "Горловский машиностроительный завод", с 01.09.2001 года по 18.03.2005 года работала в ЗАО "Горловский машиностроитель".
Выполнение работ с вредными и тяжелыми условиями труда, подтверждается справкой N 448 от 10.07.2014 года, выданной ЗАО "Горловский машиностроительный завод", из которой следует, что с 07.06.1993 года по 31.08.2001 года Шатунова Т.В. работала с вредными и тяжелыми условиями труда машинистом крана (крановщиком), на горячих участках работ кузнечного цеха, что предусмотрено Списком N1 раздел XI подраздел 5а код 1110400а-13790, была занята полный рабочий день. На другие работы не отвлекалась, прогулов не было. Частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком с 01.05.1997года по 05.09.1999года (Приказ N27-к от 13.01.1997года). Отпуском без сохранения заработной платы не пользовалась.
Так же выполнение работ с вредными и тяжелыми условиями труда, подтверждается справкой N 551 от 10.07.2014 года, выданной ЗАО "Горловский машиностроитель", из которой следует, что с 01.09.2001года по 18.03.2005года Шатунова Т.В. работала с вредными и тяжелыми условиями труда машинистом крана (крановщиком) на горячих участках работ кузнечного цеха, что предусмотрено Списком N1 раздел XI подраздел 5 позиция 11.5а, была занята полный рабочий день. На другие работы не отвлекалась, прогулов не было. Отпуск без сохранения заработной платы 12.12.2003год (Приказ N 115 от 12.12.2003года)
Кроме того, выполнение работ с вредными и тяжелыми условиями труда, подтверждается копией личной карточки формы Т-2, архивной справкой о работе от 27.10.2017 года N 18.01-03/Ш-25, выданных Трудовым сектором Администрации г. Горловка ДНР, приказами ОАО "Горловский машиностроительный завод" от 28.11.1994 года N1006, от 24.03.1997 года N 255 "Об утверждении перечней рабочих мест, профессий и должностей с вредными условиями труда", приказами ЗАО "Горловский машиностроитель" от 08.05.2002 года N 208, от 07.05.2003 года N 299 "Об утверждении перечня рабочих мест, профессий и должностей с вредными условиями труда".
В соответствии со Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 г. раздел XI "Металлообработка", подраздел 5 "Прочие профессии по металлообработке", позицией 1110400а-13790 правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются "машинисты кранов (крановщики), занятые на горячих участках работ".
Таким образом, по представленным документам подтверждается занятость на горячих участках работ в течение полного рабочего дня в период с 11.06.1993 года по 31.08.2001 года и с 01.09.2001года по 18.03.2005года.
Период нахождения Шатуновой Т.В. в отпуске по уходу за ребенком с 05.01.1997 года по 05.09.1999 года, и в отпуске без сохранения заработной платы - 12.12.2003 года ответчик обоснованно не включил в специальный стаж истца по следующим основаниям.
Статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
С принятием Закона РФ N 3543-1 от 25.09.1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Как разъяснено в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В данном случае период отпуска по уходу за ребенком начался позднее 06.10.1992 года, следовательно, не подлежит включению в специальный стаж.
Также действующим законодательством не предусмотрено включение в стаж отпуска без сохранения заработной платы. На основании р. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.07.2014 N 665 с применением п. 5 Правил от 29.10.2002 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Другие отпуска, представляемые наряду с ежегодными основными и дополнительными оплачиваемыми отпусками, в стаж работы, с учетом которой назначается досрочная страховая пенсия, не включаются.
Доводы ответчика о том, что в страховой стаж, при назначении пенсии, истцу могут быть включены только периоды работы до 2001 года и при этом периоды работы в Украине после 01.01.2002г. не влияют на размер пенсии, отклоняется судебной коллегией, как не соответствующие нормам материального права.
В соответствии со ст. 13 ФЗ "О страховых пенсиях", определяющей правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа, ст. 8 ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете", обязанность по предоставлению сведений в отношении застрахованных лиц и ответственность за их правильность и своевременность предоставления, возложена на работодателя. Надлежащий контроль за предоставлением указанных сведений работодателем должен осуществлять Пенсионный Фонд Российской Федерации. Поэтому застрахованное лицо не должно нести неблагоприятные последствия ненадлежащего выполнения работодателем и органа Пенсионного Фонда Российской Федерации своих обязанностей, установленных законом.
Кроме того, невыполнение страхователями требований ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.
Данная правовая позиция закреплена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 9-П п. 1 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абз. 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) в той мере, когда в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Более того, как уже отмечено ранее при том, что на истца распространяются положения Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", к ней применяются нормы ст. 5 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" согласно которым, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также за периоды деятельности, в течение которых граждане самостоятельно обеспечивали себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой адвокаты, нотариусы), имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из стоимости страхового года на 2014 год, установленной Правительством Российской Федерации.
Требование ГУ УПФ РФ в г. Керчи о предоставлении сведений подтверждающие факт постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на 18.03.2014 года также являются незаконными.
Как было указано ранее, в подтверждение факта постоянного проживания ШатуноваТ.В. предоставила пенсионному органу копию решения Керченского городского суда Республики Крым от 03 июля 2014 года, согласно которому установлен факт постоянного проживания Шатуновой Т.В. на территории Республики Крым на 18 марта 2014 года.
В силу положений части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Имеющееся в материалах дела решение суда, указывающее на факт проживания Шатуновой Т.В. на территории Республики Крым на 18 марта 2014 года, является обязательным для всех административных органов, учреждений и юридических лиц, для исполнения, в связи с чем период работы истца до 18.03.2014 года подлежит включению в подсчет страхового стажа в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Таким образом, учитывая факт предоставления Шатуновой Т.В. доказательства своего постоянного проживания на территории Республики Крым, у ответчика не имелось законных оснований для отказа во включении в стаж периодов работы истца.
Представленными документами подтверждается занятость Шатуновой Т.В. на горячих участках работ в течение полного рабочего дня в период с 11.06.1993 года по 31.08.2001 года и с 01.09.2001 года по 18.03.2005 года за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком (с05.05.1997 года по 05.09.1999 года) и в отпуске без сохранения заработной платы -12.12.2003 год.
Также учитывая представленные доказательства, судебная коллегия пришла к выводу, что отсутствие сведений о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, не может является причиной для отказа о включении в специальный стаж периодов работы Шатуновой Т.В. с 01.01.2002 года по 18.03.2005 года - ЗАО "Горловский машиностроительный завод", в страховой стаж с 23.03.2005 года по 31.01.2006 года в филиале "Горловский коксохимический завод" ООО "Углепродукт", с 01.04.2006 года по 29.05.2012 года - в филиале "Горловский коксохимический завод" ООО "Истек", с 30.05.2012 года по 11.04.2013 года в ОАО "Судостроительный завод "Залив", с 20.05.2013 года по 13.02.2014 года - период получения пособия по безработице, с 26.02.2014 года по 31.12.2014 года в ООО "Керченский металлургический комплекс".
Согласно материалам пенсионного дела, Шатунова Т.В. обратилась с заявлением о назначении досрочной пенсии 01.07.2015года. На указанную дату истцу исполнилось 45 лет. Страховой стаж с учетом периодов включенных ответчиком и судебной коллегией составил более 15 лет, стаж работы с вредными и особо тяжелыми условиями труда по Списку N1 составил более 07 лет 06 месяцев, соответственно, условия для назначения досрочной пенсии у Шатуновой Т.В. имелись.
Поскольку отказы ГУ УПФ РФ г. Керчи Республики Крым в назначении досрочной страховой пенсии Шатуновой Т.В. в соответствии с Федеральным Законом N 208-ФЗ от 21.07.2014 года "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя" судебная коллегия признает незаконными, следовательно, требование истца о возложении обязанности по назначению пенсии Шатуновой Т.В. с даты первоначального обращения - 01.07.2015 года также подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 15 марта 2018 года отменить и принять новое решение.
Признать незаконными решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым N 55 от 28.09.2015 года, N 793819/17 от 16 марта 2018 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым включить в льготный стаж Шатуновой Татьяны Валентиновны периоды работы с 11 июня 1993 года по 04 мая 1997 года, указанные в справке N 448 от 10 июля 2014 года ОАО "Горловский машиностроительный завод", периоды работы с 01 января 2002 года по 18 марта 2005 года, указанные в справке N 451 от 10 июля 2014 года ОАО "Горловский машиностроитель".
Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым включить в страховой стаж Шатуновой Татьяны Валентиновны периоды работы с 23.03.2005 года по 31.01.2006 года в филиале "Горловский коксохимический завод" ООО "Углепродукт", с 01.04.2006 года по 29.05.2012 года в филиале "Горловский коксохимический завод" ООО "Истек", с 30.05.2012 года по 11.04.2013 года в ОАО "Судостроительный завод "Залив", с 20.05.2013 года по 13.02.2014 года - период получения пособия по безработице, с 26.02.2014 года по 31.12.2014 года в ООО "Керченский металлургический комплекс".
Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым по назначению Шатуновой Татьяне Валентиновне досрочной страховой пенсии по старости с 01.07.2015 года с учетом требований Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи А.М. Синани
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.