Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Авериной Е.Г.
судей Синани А.М, Мотиной И.И,
при секретаре Калиниченко В.С.
рассмотрела 01 августа 2018 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Шилиной Ирины Викторовны к ГУ УПФР в г. Симферополе Республики Крым о возложении обязанности по перерасчету пенсии с учетом архивной справки,
по апелляционной жалобе представителя ГУ УПФР в г. Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 31 января 2018 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Шилина И.В. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФР в г. Симферополе Республики Крым, в котором, с учетом уточнения своих требований просила возложить обязанность на ответчика по перерасчету пенсии с учетом архивной справки N N от 30 мая 2016 года, принимая во внимание, что в период с января 1996года по август 1996года заработная плата начислялась в карбованцах, с сентября 1996года по февраль 2001года заработная плата начислялась в гривнах.
В обоснование требований указала, что является получателем трудовой пенсии по старости. Для назначения пенсии истцом были поданы документы, в том числе архивная справка о заработной плате за период с 1996 по 2001 год, на основании которой истцу была назначена пенсия по старости в размере 12513,34 рублей. 01.07.2017 года истцу была произведена корректировка пенсии и ответчиком уменьшен её размер до 10760,85 рублей, поскольку архивная справка о заработной плате N N от 30.05.2016 года, не соответствовала указанию Министерства социальной защиты населения РФ от 20.08.1992 года N 168-У "О порядке оформления справки о заработной плате для назначения государственной пенсии", ввиду отсутствия валюты платежа. Полагает решение ответчика незаконным, ввиду чего обратилась с рассматриваемым иском в суд.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 31 января 2018 года требования Шилиной И.В. удовлетворены, на ответчика возложена обязанность по перерасчету пенсии Шилиной И.В. с 01.07.2017 года с учетом архивной справки о заработной плате N от 30.05.2016 года.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит об отмене решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска. Указывает на то, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права.
В судебном заседании истец Шилина И.В. и ее представитель Молчан А.С. возражали против доводов апелляционной жалобы, полагая их необоснованными, просили решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчика УПФР РФ в г. Симферополь Республики Крым в судебном заседании участия не принимал, был извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заслушав судью-докладчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения истца и его представителя, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7 и часть 1 статьи 39 Конституции РФ).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республику Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
Так в соответствии со ст. 23 Федерального Конституционного Закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республику Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
Согласно с правовыми позициями Конституционного суда РФ изложенные в Постановлении от 29.01.2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях" в связи с запросами депутатов Государственной Думы, а так же Государственного Собрания Республики Саха, Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действующего на момент приобретения права.
Судом установлено, что решением УПФР в г. Симферополь Республики Крым от 15 июня 2017 года N Шилиной И.В. была назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст.8 Закона N 400-ФЗ с 01.07.2017 года в размере 12513,34 рубля.
Решением УПФР в г. Симферополь Республики Крым от 09.08.2018 года N истцу была произведена корректировка пенсии, и ее размер был уменьшен до 10760,85 рублей с 01.07.2017 года.
При проведении корректировки пенсии Архивная справка о заработной плате N N от 30.05.2016 года не была учтена ответчиком, поскольку в указанной справке не указана денежная единица (л.д. 7-9).
В соответствии с ч.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии, применяемый при исчислении страховой пенсии, определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В силу части 1 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документов о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из записей в трудовой книжке истца, а также предоставленной архивной справки N от 30.05.2016 года усматривается, что истец Шилина И.В. в период с 1996 года по февраль 2001 года специалистом 1 категории по выплате пенсий и пособий управления социальной защиты населения районного совета в Центральном районном совете и его исполнительном комитете г. Симферополя.
Согласно Указаниям Минсоцзащиты Российской Федерации от 18.01.1996 года N 1-1-У и от 20.08.1992 года N 1068-У, справка о заработной плате, учитываемая при исчислении пенсии, должна содержать информацию о денежных единицах (национальной валюте), в которых выплачивалась сумма заработка.
Указаниями Минсоцзащиты Российской Федерации N 1-68-У от 20 августа 1992 года "О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии" предприятиям, организациям, учреждениям разъяснено, что при оформлении справки периоды, принятые в подсчет заработка (денежного довольствия), следует указывать раздельно по каждому календарному году.
Если предприятие (учреждение или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы. Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов.
В тех случаях, когда архивные органы на основании имеющихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы.
До вступления в законную силу Федерального закона "О страховых пенсиях" N400-ФЗ от 28 декабря 2013 года правовые основания и условия назначения пенсий регулировались нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N173-Ф3 от 17 декабря 2001 года.
С 1 января 2015 года основания назначения пенсии предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях" N400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, поскольку согласно частям 1 и 3 статьи 36 названного Федерального закона со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определял, что справка о заработной плате предоставляется в следующем порядке: до введения национальной валюты - только в советских рублях, после дня введения национальной валюты - в национальной валюте.
В декабре 1991 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР. С 1 апреля 1992 года были введены купоны многоразового использования. Курс купона не установлен Центробанком РФ, это переходная денежная единица. С 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа стал украинский карбованец. Обмен советских рублей на украинский карбованец производился 1:1.
На основании Указа Президента Украины от 25 августа 1996 года N 762/96 "О денежной реформе на Украине", опубликованном 29 августа 1996года, с 02 сентября 1996 года в Украине была проведена денежная реформа - введение в обращение, национальной валюты Украины, которой является гривна и ее сотая часть - копейка.
Украинские карбованцы подлежали обмену на гривны по курсу 10000000 карбованцев на 1 гривну.
Начиная с 24:00 часов 16 сентября 1996 года на территории Украины функционирование украинского карбованца прекращено. С этого момента единственным законным платежом на территории Украины является гривна.
Официальной информацией, опубликованной на сайте Центрального Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru раздел "Курсы валют"), подтверждается наименование денежных единиц, действующих на территории до 10.01.1992г. и по настоящее время.
Данная информация не требует дополнительного письменного подтверждения, является официальной и общепризнанной.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2002 года (56,6723 рубля за 10 украинских гривен). Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.
Пенсионный орган располагает информацией о наименовании, сроках введения и периоде действия национальных валют (переходных денежных единиц) в государствах, ранее входивших в состав СССР, изложенной в Указании Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996года N 1-1-У. Сведения об изменениях денежных единиц в странах СНГ являются открытой официальной информацией, в связи с этим ответчик вправе был сам определить денежную единицу, указанную в справках.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, правильно оценил их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности, обоснованно удовлетворил уточненные требования истца и возложил обязанность на ответчика произвести перерасчёт пенсии истца с 01.07.2017года учетом архивной справки N N от 30.05.2016 года, подтверждающей сведения о заработной плате и трудовой стаж Шилиной И.В.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 31 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУ УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи А.М. Синани
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.