Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Авериной Е.Г.
судей Синани А.М, Мотиной И.И,
при секретаре Гамуровой М.А.
рассмотрела 23 августа 2018 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Вейсовой Севили Энверовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения об отказе в удовлетворении заявления и направлении средств на улучшение жилищных условий, на компенсацию затрат, понесенных на строительство,
по апелляционной жалобе представителя ГУ УПФ РФ в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) на решение Советского районного суда Республики Крым от 12 апреля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Вейсова С.Э. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым о признании незаконным отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала и признании права на распоряжение данными средствами.
В обоснование требований Вейсова С.Э. указала, что является матерью двоих детей и относится к категории граждан, которые имеют право на получение дополнительных мер государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала. Её супруг является собственником жилого "адрес" в "адрес" Республики Крым. На дату приобретения дома общая площадь составляла 54,4 кв.м, в том числе жилая площадь - 37,9 кв.м. В 2016 году Вейсова С.Э. произвела реконструкцию данного жилого дома с целью улучшения жилищных условий, после чего общая площадь дома составила 113,7 кв.м, жилая - 57,9 кв.м. Все конструктивные изменения дома зарегистрированы в государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. При обращении в ГУ УПФ РФ в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, истцу было отказано в связи с отсутствием документального подтверждения строительства (реконструкции) индивидуального жилого дома по адресу: Республика ФИО2, "адрес". Указанное решение Вейсова С.Э. считает незаконным. Для восстановления нарушенного права истец обратилась в суд.
Решением Советского районного суда Республики Крым от 12 апреля 2018 года иск удовлетворен.
Суд признал незаконным и отменил решение ГУ УПФ РФ в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) от 22 сентября 2017 года N об отказе распоряжения средствами материнского капитала. Признал за Вейсовой С.Э. право на распоряжение средствами материнского капитала на возмещение затрат на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства жилого "адрес" Республики ФИО2.
Суд взыскал с ГУ УПФ РФ в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) в пользу Вейсовой С.Э. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300,0 рублей.
Не согласившись с решением суда представителем ГУ УПФ РФ в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) подана апелляционная жалоба, в которой ответчик просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая, что решение суда принято с нарушением норм материального права. В частности ответчик указывает на то, что истцом не представлено документа, акта освидетельствования, который выдается Службой государственного строительного надзора Республики Крым. Предоставление данного акта является обязательным условием при обращении владельцев государственных сертификатов за распоряжением средств материнского капитала по направлению "Компенсация затрат, понесенных на реконструкцию объекта индивидуального жилого строительства".
Истец Вейсова С.Э. в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы, просила оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции просила оставить без изменения.
Представитель ГУ УПФ РФ в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Заслушав судью-докладчика, доводы истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым находит, что имеются основания для отмены решения суда.
Реализуя предписания статьи 7, частей 1 и 2 статьи 38 и частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определилкруг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей.
В дополнение к основным мерам социальной защиты федеральный законодатель, действуя в соответствии со своими полномочиями и имея целью создание условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, предусмотрел различные дополнительные меры государственной поддержки семьи. Так, в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон) для таких семей предусмотрена возможность получения государственной поддержки в форме материнского (семейного) капитала.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 7 Закона лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе на улучшение жилищных условий.
Пунктом 1 части 3 статьи 7 и пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона установлено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, направив их на улучшение жилищных условий путем приобретения (строительства) жилого помещения, осуществляемого посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
Жилищный кодекс Российской Федерации объектами жилищных прав признает жилые помещения, то есть изолированные помещения, которые являются недвижимым имуществом и пригодны для постоянного проживания граждан, а именно отвечают установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. ч. 1 и 2 ст. 15 ЖК РФ).
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (ч. 1 ст. 16 ЖК РФ).
Юридически значимыми обстоятельствами по настоящему спору является установление того, имеет ли место фактическое улучшение жилищных условий семьи истца в результате реконструкции жилого помещения, а также соответствует ли реконструкция жилого дома целям направления средств материнского капитала.
Между тем, указанные юридически значимые обстоятельства по настоящему делу судом установлены не были.
Из материалов дела следует, что Вейсова С.Э. с 11 августа 2002 года состоит в браке с ФИО6, от брака имеют двоих детей: дочь ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сына ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
27 мая 2015 года Вейсовой С.Э. был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал МК-7 N.
В соответствии с выпиской из ЕГРН, выданной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО2 14 марта 2017 года, ФИО6, является собственником жилого "адрес" Республики ФИО2 площадью 54,4 кв.м, а также земельного участка площадью 2500,0 кв.м, расположенного по указанному адресу (категория земель -земли населенных пунктов, категория - для индивидуального жилищного строительства).
Из составленного ООО "Крым Земпроект" 08 апреля 2017 года технического описания жилого "адрес" в "адрес" Республика ФИО2 следует, что площадь дома увеличилась до 113,7 кв.м.
Изменение площади дома было внесено в ЕГРН, что подтверждается кадастровой выпиской от 08 июня 2017 года N (л.д. 18-21).
Нотариусом Кировского районного нотариального округа Республики Крым 15 августа 2017 года удостоверено обязательство ФИО6, который в связи с намерением воспользоваться правом направить средства материнского капитала по сертификату N N, выданному на имя его супруги - Вейсовой С.Э, на компенсацию затрат, понесенных на строительство жилого дома, расположенного по адресу: Республика ФИО2, "адрес", принял на себя обязанность оформить в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей в течение 6 месяцев после перечисления Пенсионным фондом РФ средств материнского (семейного) капитала.
29 августа 2017 года истица обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Феодосии Республики Крым с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат, понесённых на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства.
Руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", в связи с нарушением установленного порядка подачи заявления о распоряжении, ГУ УПФ РФ в г. Феодосии Республики Крым вынесено решение N от 22 сентября 2017 года об отказе в удовлетворении заявления Вейсовой С.Э. о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат, понесённых на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что достаточным доказательством проведения реконструкции жилого дома и улучшения жилищных условий являются, представленные истцом, договор купли-продажи и выписка из ЕГРН из которых следует, что площадь жилого дома увеличилась с 54,4 кв.м до 113,7 кв.м.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" установлено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе для улучшения жилищных условий.
Так, пп. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" предусмотрено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
В соответствии с п. 1.1 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении, может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства при представлении соответствующих документов, засвидетельствованных в установленном законом порядке.
Пунктом 1.2 указанной нормы закона предусмотрено, что часть средств материнского (семейного) капитала, оставшаяся в результате распоряжения ими в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, может быть использована на те же цели не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего направления части средств материнского (семейного) капитала при представлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Выдача указанного документа осуществляется по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" запрещено перечислять средства материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат строительства (реконструкции) сарая, навеса, уборной и других хозяйственных нежилых помещений.
Из пункта 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 862 следует, что лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала: на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, выполняющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, а также на компенсацию затрат, понесенных на строительство или реконструкцию таким способом объекта индивидуального жилищного строительства, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат. Лицо, получившее сертификат, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение, строительство жилого помещения, а также на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации, осуществляемые лицом, состоящим в зарегистрированном браке с лицом, получившим сертификат.
Пунктом 10 (1) Правил предусмотрено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на осуществляемые гражданами без привлечения строительной организации строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства в следующем порядке:
а) первоначально в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления;
б) по истечении 6 месяцев со дня первоначального направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий при соблюдении требования о выполнении основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведении работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Для направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 (1) настоящих Правил лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил, представляет:
а) документ, выданный органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, подтверждающий проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (п. 10 (3) Правил).
Согласно п. 10 (4) Правил, в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, право собственности на который возникло не ранее 1 января 2007 г, или на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, проведенную после 1 января 2007 г, независимо от даты возникновения права собственности на объект индивидуального жилищного строительства, подвергшийся реконструкции, осуществленные лицом, получившим сертификат, или супругом лица, получившего сертификат, с учетом требований, предусмотренных пунктом 10 (1) настоящих Правил, лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил, представляет засвидетельствованные в установленном порядке:
- копию документа, подтверждающего право собственности лица, получившего сертификат, или супруга лица, получившего сертификат, на земельный участок, на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства, или право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, или право пожизненного наследуемого владения таким земельным участком, или право аренды такого земельного участка, или право безвозмездного пользования земельным участком, который предназначен для жилищного строительства и на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства;
- выписку из Единого государственного реестра недвижимости, содержащую информацию о правах на объект индивидуального жилищного строительства, возникших не ранее 1 января 2007 г, либо выписку из Единого государственного реестра недвижимости, содержащую информацию о правах на реконструированный после 1 января 2007 г. объект индивидуального жилищного строительства, - независимо от даты возникновения права собственности на объект индивидуального жилищного строительства, подвергшийся реконструкции;
- письменное обязательство лица (лиц), в чьей собственности находится объект индивидуального жилищного строительства, оформить указанный объект в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению в течение 6 месяцев после перечисления Пенсионным фондом Российской Федерации средств материнского (семейного) капитала - в случае если объект индивидуального жилищного строительства оформлен не в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).
Лицо, получившее сертификат, представляет также документ, подтверждающий наличие у него банковского счета с указанием реквизитов этого счета.
Таким образом, при реализации права на направление средств (части средств) материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат, понесенных на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, проведенную после 1 января 2007 года, лицом должны быть соблюдены требования п. 10 (4) Правил с учетом требований, предусмотренных, в том числе, п. 10 (1) настоящих Правил, одним из которых является соблюдение требований о выполнении основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведению работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Доказательств соблюдения требований выполнения основных работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства истцом не предоставлено.
Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2011 г. N 686 утверждены "Правила выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала", в п. 2 которого указано, что акт освидетельствования выдается органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство (далее - уполномоченный орган), на основании заявления лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, либо его представителя. К заявлению может быть приложен документ, подтверждающий факт создания объекта индивидуального жилищного строительства (кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или кадастровая выписка об объекте недвижимости).
Согласно пункту 2 Постановления N 686 от 18.08.2011года акт освидетельствования выдается органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство на основании заявления лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, либо его представителя. К заявлению может быть приложен документ, подтверждающий факт создания объекта индивидуального жилищного строительства (кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или кадастровая выписка об объекте недвижимости).
В соответствии с п. 3 Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган организует в установленном им порядке осмотр объекта индивидуального жилищного строительства в присутствии лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, или его представителя. При проведении осмотра могут осуществляться обмеры и обследования осматриваемого объекта.
По результатам осмотра объекта индивидуального жилищного строительства составляется акт освидетельствования по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Пунктом 5 указанных Правил предусмотрены случаи отказа в выдаче акта:
- в ходе освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) будет установлено, что такие работы не выполнены в полном объеме;
- в ходе освидетельствования проведения работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства будет установлено, что в результате таких работ общая площадь жилого помещения не увеличивается либо увеличивается менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Подтверждением проведения реконструкции жилого помещения является акт освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, выданный Службой строительного надзора Республики Крым.
Вместе с тем суд первой инстанции не принял во внимание, что Вейсова С.Э. за составлением акта проведения освидетельствования работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства в уполномоченный орган не обращалась, в связи с этим данный акта ответчику не предоставляла.
Таким образом, Вейсова С.Э, при обращении к ответчику с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала, не предоставила необходимый комплект документов, предусмотренный п.10 (1), п. 10 (4) Правил, а именно не предоставила акт освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства.
В силу пункта 2 части 2 статьи 8 Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" непредоставление вышеуказанного акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, является нарушением установленного порядка подачи заявления о распоряжении и, следовательно, основанием для отказа в удовлетворении заявления Вейсовой С.Э. о распоряжении средствами материнского капитала.
В связи с этим отказ ГУ УПРФ г. Феодосии в удовлетворении заявления Вейсовой С.Э. о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала является законным и обоснованным,
В случае оформления акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства в уполномоченном органе, Вейсова С.Э. не лишена возможности вновь обратиться ГУ УПФР в г. Феодосия с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене с приятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда Республики Крым от 12 апреля 2018 года отменить.
В удовлетворении требований Вейсовой Севили Энверовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения об отказе в удовлетворении заявления и направлении средств на улучшение жилищных условий, на компенсацию затрат, понесенных на строительство - отказать.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи А.М. Синани
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.