Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи:судей:при секретаре:
Паниной П.Е, Матвиенко Н.О, Егоровой Е.С, Синице Ю.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Керченского межрайонного природоохранного прокурора Республики Крым, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым о понуждении совершить определенные действия
по апелляционной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым
на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 мая 2018 года, которым исковые требования и.о. Керченского межрайонного природоохранного прокурора Республики Крым удовлетворены частично. На Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные за границами населенных пунктов Кировского района Республики Крым.
Заслушав доклад судьи Матвиенко Н.О, выслушав участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
Установила:
и.о. Керченского межрайонного природоохранного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок отходов.
Исковые требования мотивировал тем, что межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования на территории городского округа Судака Республики Крым.
По результатам проверки были выявлены факты несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельных участка, расположенных за границами населенных пунктов городского округа Судак Республики Крым, а именно: "адрес"
В соответствии с Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Крым N 150 от 27 июня 2014 года, на названный орган возложены задачи по реализации в Республике Крым государственной политики по вопросам реформирования комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в части благоустройства территории, обращения с твердыми коммунальными отходами. Министерство реализует совместно с соответствующими органами государственной власти государственную политику по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности, санитарного состояния населенных пунктов и т.д.
Территории общей площадью N кв.м, на которых установлено несанкционированное складирование отходов производства и потребления, объектами размещения отходов не являются, в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии с требованиями закона не внесены, как объекты размещения отходов не включены в Генеральную схему санитарной очистки Республики Крым, утвержденную постановлением Совета министров Республики Крым от 24 июля 2015 года N 431.
Указанные территории не оборудованы сооружениями, предназначенными для их размещения, что противоречит требованиям ст. 1, 12 ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ.
Меры, направленные на ликвидацию вышеуказанных несанкционированных свалок, Министерством не предпринимаются, что также подтверждается информацией Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 13 февраля 2018 года N 1608/03.1.1-17.
Поскольку неприятие мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов влечет к дальнейшему загрязнению, истощению, порче земли, а также к нарушению конституционного права граждан на благоприятную окружающую природную среду, и.о. Керченского межрайонного природоохранного прокурора Республики Крым просил суд возложить на ответчика обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать вышеуказанные несанкционированные свалки отходов.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым оспаривает законность и обоснованность судебного решения, ставит вопрос о его отмене, ссылаясь на нарушение судом норм материального законодательства.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в компетенцию Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым не входит ликвидация несанкционированных свалок на территории Республики Крым. Апеллянт полагает, что распоряжение Главы Республики Крым от 06 сентября 2016 года N 547 - рг об утверждении Порядка взаимодействия исполнительных органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым по вопросу выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым, которым руководствовал суд при вынесении решения, не является нормативным актом и носит распорядительный характер.
В представленных суду апелляционной инстанции письменных возражениях, и.о. Керченского межрайонного природоохранного прокурора относительно доводов апелляционной жалобы возражал, полагая решение суда законным.
В заседании суда апелляционной инстанции, представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым - Полищук М.М. поддержал доводы апелляционной жалобы, прокурор - Алескеров Д.А. относительно доводов апелляционной жалобы возражал.
Иные лица, участвующие по делу, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, путем направления почтового извещения. Кроме того, информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, принимая во внимание, что участники судебного разбирательства извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ст. 327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Учитывая положения ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 ст. 9 Конституции РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; безопасные условия для человека это - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в т.ч, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Пунктом 1 ст. 22 Закона предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10 января 2002 года закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды.
Запрещается размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Согласно п. 6 ст. 12 данного Федерального закона объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Пунктом 7 указанной статьи прямо предусмотрено, что размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается.
Статьей 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" закреплены понятия отходов, а именно отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4).
В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641", утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.
Распоряжением Главы Республики Крым от 06 сентября 2016 года N547-рг утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым по вопросу выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым (далее - Порядок).
Согласно п. 3 Порядка, выявление несанкционированных свалок отходов осуществляется следующими органами: Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым; органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.
В силу п.п. 6.3 п. 6 Порядка, ликвидация несанкционированных свалок отходов осуществляется в случае не установления в течение 5 дней с момента выявления несанкционированного складирования отходов лиц, совершивших правонарушение, лиц в собственности или пользовании которых находятся земельные участки, а также в случае, если данные лица являются нерезидентами Российской Федерации, Министерством жилищно- коммунального хозяйства Республики Крым на земельных участках, расположенных за границами населенных пунктов, а также на находящихся в собственности Республики Крым земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов.
Согласно п. 7 Порядка, для организации работы по ликвидации несанкционированных свалок Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым формирует комплект документов, который включает в себя: информацию о несанкционированной свалке отходов, в том числе ее площадь, координаты, картографический материал; контактные данные должностного лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, осуществляющего административное расследование по установлению лиц виновных в образовании несанкционированной свалки отходов; копии ответов, полученных от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерства внутренних дел по Республике Крым, органов местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 8.2 п. 8 Порядка Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым комплект документов, указанных в п. 7 настоящего Порядка, в срок не позднее 6 рабочих дней с момента выявления несанкционированной свалки отходов направляется в случае выявления несанкционированного складирования отходов на земельных участках, расположенных за границами населенных пунктов, а также на находящихся в собственности Республики Крым земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов, в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым для организации работы по " ликвидации несанкционированных свалок.
Мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок отходов должны быть начаты не позднее 10 рабочих дней с момента поступления в Министерство Жилищно-коммунального хозяйства комплекта документов, указанного в пункте 7 настоящего Порядка.
Согласно постановлению Совета Министров Республики Крым от 24 июня 2014 г..N 136 "Об утверждении Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым" в целях выполнения поставленных задач Министерство в установленном законодательством порядке в области обращения с отходами: участвует в разработке законов и нормативных правовых актов Республики Крым в области обращения с отходами производства и потребления, а также осуществляет контроль за их исполнением; участвует в проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при обращении с отходами; участвует в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Республики Крым; участвует в разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, участвует в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; участвует в организации и обеспечении населения информацией в области обращения с отходами; участвует в разработке перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов; ведет региональный кадастр отходов, включающий в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по обращению с отходами; устанавливает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; осуществляет прием отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых
образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и устанавливает порядок ее представления и контроля; утверждает методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; осуществляет государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору. Осуществляет следующие переданные полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами: организовывает прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы; утверждает нормативы образования отходов и лимитов на их размещение; осуществляет сбор информации для ведения государственного кадастра отходов и государственного учета в области обращения с отходами; проводит работы по паспортизации отходов I - IV классов опасности; осуществляет государственный надзор в области обращения с отходами (п.3.6).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
По результатам проверки было установлено, что за границами населенных пунктов городского округа Судак размещены несанкционированные свалки отходов производства потребления, а именно: в "адрес"
Сведения о выявленных несанкционированных свалках отходов были направлены Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым в адрес Министерства Жилищно - коммунального хозяйства.
До настоящего времени несанкционированные свалки не ликвидированы.
Таким образом, возложенные Порядком на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым обязанности в части выявления и ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов ответчиком не были выполнены.
Доказательств обратному материалы дела не содержат, стороной ответчика не представлено.
Непринятие мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов влечет к дальнейшему загрязнению, истощению, порче земли, нарушению конституционного права граждан на благоприятную окружающую природную среду.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по ликвидации несанкционированных свалок.
Судом первой инстанции были надлежащим образом проанализированы положения нормативных актов, регламентирующих деятельность, полномочия и компетенцию органов исполнительной власти, в том числе в случаях выявления несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым.
Доводы апелляционной жалобы, что действующим Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым не предусмотрены обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на территории Республики Крым, а распоряжение Главы Республики Крым от 06 сентября 2016 года N 547-рг не является нормативным актом и носит распорядительный характер, являются несостоятельными.
Полномочия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым определены Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 150 (далее - Положение).
В силу п. 1.1. Положения Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, подотчетным и подконтрольным Главе Республики Крым и Совету министров Республики Крым.
Согласно п. 1.3 Положения Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым в своей деятельности руководствуется, в том числе, указами и распоряжениями Главы Республики Крым.
В силу п. 11 ст. 64 Конституции Республики Крым Глава Республики Крым обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Крым с иными органами государственной власти Республики Крым, организовывает в соответствии с законодательством Российской Федерации взаимодействие органов исполнительной власти Республики Крым с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
Согласно п. 1, 2 ст. 65 Конституции Республики Крым Глава Республики Крым на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Республики Крым. Указы и распоряжения Главы Республики Крым не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законам Республики Крым.
В соответствии с Положением, к компетенции Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами относятся утверждение инвестиционных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальным отходами (п. 3.1.81); разработка нормативов накопления твердых коммунальных отходов (п. 3.1.82); организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (п. 3.1.83); регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора (п. 3.1.84) организация разработки территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (п. 3.1.85).
Таким образом, в соответствии с Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым и Распоряжением Главы Республики Крым от 06 сентября 2016 года N 547-рг, нормы которых не противоречат друг другу, в компетенцию ответчика входит ликвидация несанкционированных свалок на территории Республики Крым в установленных Порядком случаях.
Судом сделан правильный вывод, что на ответчика в случае образования несанкционированной свалки возложены полномочия по ее устранению с территории, расположенной за пределами населенных пунктов муниципального района.
Суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, установилих полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дал им надлежащую оценку и постановилрешение согласно подлежащим применению нормам материального права при соблюдении норм процессуального права, в связи с чем, постановленное решение является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и иное толкование действующего законодательства, не содержат иных обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Судебная коллегия полагает, что постановленное по делу решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.