Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кураповой З.И,
судей Мостовенко Н.Р,
Павловского Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Могильной А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 20.06.2018 г. по делу N2а-1667/2018 по административному исковому заявлению ФИО2 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1 о признании незаконным отказа в государственной регистрации права, возложении обязанности провести государственную регистрацию,
заслушав доклад судьи Кураповой З.И,
УСТАНОВИЛА:
Матчина И.Г. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение литер Е площадью 17,1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; возложении обязанности на административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества.
Вышеуказанное заявление мотивировано тем, что Матчина И.Г. является собственником указанного нежилого помещения согласно договору дарения от 07.10.1991 г. Право собственности зарегистрировано в установленном на тот момент порядке. В дальнейшем Матчиной И.Г. была произведена реконструкция данного помещения с соблюдением его внешних параметров, площадь объекта не увеличилась, изменилось лишь название данного объекта без изменения назначения. Фактически Матчина И.Г. просила произвести регистрацию ранее учтенного права.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 20.06.2018 г. по делу N2а-1667/2018 исковые требования Матчиной И.Г. удовлетворены частично; признано незаконным уведомление регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Короченцевой Е.В. от 14.03.2018 г. N об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание литер Е, площадью 17,1 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", кадастровый N; на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность в порядке и сроки, установленные Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", повторно рассмотреть заявление Матчиной И.Г. о государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества - нежилое здание литер Е, площадью 17, 1 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", кадастровый N, и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обратился в Верховный Суд Республики Крым с апелляционной жалобой, с просьбой отменить обжалуемое решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 20.06.2018 г. по делу N2а-1667/2018, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Матчиной И.Г. отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована непредставлением на государственную регистрацию права собственности правоустанавливающего документа на земельный участок.
В судебном заседании 17.09.2018 г. Матчина И.Г. просила оставить обжалуемое решение без изменения.
Иные стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции явку представителей не обеспечили, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 г. N1335-р "Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета" осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 г. N164.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации с 01.01.2017 г. регулируются Федеральным законом от 13.06.2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон N218-ФЗ).
Так, согласно ч.ч. 1, 2 ст. 14 Закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 26 Закона N218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в том числе в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам; представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии со ст. 27 Закона N218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При этом, в соответствии с ч.ч. 5, 6 ст. 29 Закона N218-ФЗ в день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.
В день отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю по указанному в заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав адресу направляется уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона. Если одновременно с уведомлением об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю должны быть направлены подлежащие в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав подлинники представленных заявителем документов, указанные документы также направляются заявителю.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с договором дарения от 07.10.1991 г. Матчина И.Г. является собственником "адрес" в "адрес", и, в том числе, сарая литер Е. Указанный договор удостоверен старшим государственным нотариусом Ялтинской государственной нотариальной контры Матузко Т.Н, реестровый N.
Согласно справке МУП "БТИ" г. Ялты от 08.08.2017 г. N9147 Матчина И.Г. является собственником хозяйственного блока литер Е, общей площадью 17,1 кв.м, переоборудованного из сарая литер Е с устройством кухни на основании декларации NКР 199131060538 от 26.11.2013 г.
05.12.2017 г. Матчина И.Г. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права на недвижимое имущество - нежилое здание литер Е площадью 17,1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". К указанному заявлению, помимо указанных выше договора дарения от 07.10.1991 г. и справки МУП "БТИ" г. Ялты от 08.08.2017 г, также была приложена декларация о готовности объекта к эксплуатации с указанными выше реквизитами, а также письмо Службы государственного строительного надзора о наличии записи регистрационного номера КР 199131060538 от 26.11.2013 г.
15.12.2017 г. Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации на срок до 14.03.2018 г. на том основании, что на государственную регистрацию не представлен правоустанавливающий документ в отношении земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимого имущества, а также в связи с направлением запросов в МУП "БТИ" г. Ялта о зарегистрированных правах, ограничениях, обременениях, в Службу государственного строительного надзора Республики Крым об актуальности декларации о готовности объекта к эксплуатации, либо о наличии информации об ее отмене, администрацию города Ялты Республики Крым, ГАУ РК "Государственная строительная экспертиза".
14.03.2018 г. Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым вынесено сообщение об отказе в государственной регистрации на том основании, что причины, послужившие приостановлению Государственной регистрации, устранены не были.
Матчина И.Г. считает данное сообщение незаконным, что и послужило основанием для обращения в суд.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, признал незаконным указанное уведомление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 14.03.2018 г. и возложил обязанность на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление Матчиной И.Г. и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным на основании следующего.
Так, как было указано выше, в качестве основания для государственной регистрации права на недвижимое имущество - нежилое здание литер Е площадью 17,1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", Матчиной И.Г. был, в том числе представлен договор дарения от 07.10.1991г, удостоверенный старшим государственным нотариусом Ялтинской государственной нотариальной контры ФИО6, реестровый N, а также справка МУП "БТИ" г. Ялты от 08.08.2017 г, подтверждающая регистрацию нежилого помещения с учетом реконструкции, в установленном на тот момент порядке.
Указанные документы в силу п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона N218-ФЗ являются основаниями
для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с учетом положений ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" согласно которой на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В силу ч. 5 ст. 18 Закона N218-ФЗ истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами не допускается.
Данные положения закона были оставлены государственным регистратором без внимания.
При этом суд первой инстанции обоснованно отметил, что при реконструкции объекта недвижимого имущества, право собственности на которое ранее было зарегистрировано в установленном законом порядке, внесение изменений в ЕГРН в отношений характеристик такого объекта, не влекущих прекращения, перехода либо ограничения прав на него, не является регистрацией права на реконструированный объект как на новый объект недвижимости.
Согласно имеющемуся в материалах дела письму МУП "БТИ" от 10.05.2018г. N5498, а также материалам инвентаризационного дела, хозблок (сарай) литер Е имел площадь 17,1 кв.м. как до реконструкции, так и после нее, сохранил свое назначение - нежилое помещение, а также геометрические размеры фундамента, то есть строительство нового объекта не осуществлялось.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что фактически, обращаясь в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации права на недвижимое имущество, административный истец заявил о внесении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о уже существовавшем ранее праве собственности на недвижимое имущество, то есть имел цель подтвердить существовавшее у него права собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Вместе с тем материалы дела не содержат каких-либо доказательств законности оспариваемого уведомления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 14.03.2018 г. Такие доказательства также не были представлены административным ответчиком и при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции.
Изложенные обстоятельства подтверждают правомерность и законность обжалуемого решения Ялтинского городского суда Республики Крым от 20.06.2018г. по делу N2а-1667/2018 как в части признания незаконным уведомления регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Короченцевой Е.В. от 14.03.2018 г. N об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание литер Е, площадью 17,1 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", кадастровый N, так и в части возложения обязанности на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в порядке и сроки, установленные Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", повторно рассмотреть заявление Матчиной И.Г. о государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества - нежилое здание литер Е, площадью 17, 1 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", кадастровый N, и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств, поскольку это необходимо для защиты прав и законных интересов административного истца с учетом соблюдения принципа невмешательства в полномочия государственных и муниципальных органов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 20.06.2018 г. по делу N2а-1667/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий подпись З.И. Курапова
Судьи подпись Н.Р. Мостовенко
подпись Е.Г. Павловский
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.