Судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Соколовского М.Б., судей Лохмачевой С.Я. и Назаренко А.П., при секретаре Сиротиной С.А., с участием: прокурора апелляционного отдела прокуратуры г. Москвы Каретниковой Е.И., адвокатов Деменковой Т.Ф. и Герасимова О.Д., осужденных Лишика А.Д. и Венгриновского С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы осужденных Лишика А.Д. и Венгриновского С.А, адвоката Деменковой Т.Ф. на приговор Нагатинского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2018 года, которым
ЛИШИК А.Д. ***, ранее не судимый,
-осужден по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 10 годам 2 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с исчислением срока наказания с 10 апреля 2018 г, с зачетом в срок отбытия наказания времени фактического задержания и содержания под стражей в период с 4 марта 2017 г. по 9 апреля 2018 г.
ВЕНГРИНОВСКИЙ С.А. ***, ранее не судимый,
-осужден по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 10 годам 2 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с исчислением срока наказания с 10 апреля 2018 г, с зачетом в срок отбытия наказания времени фактического задержания и содержания под стражей в период с 4 марта 2017 г. по 9 апреля 2018 г.
Приговором решена судьба вещественных доказательств.
Заслушав доклад судьи Лохмачевой С.Я, выслушав осужденных Лишика А.Д. и Венгриновского С.А, адвокатов Деменкову Т.В. и Герасимова О.Д, поддержавших доводы апелляционных жалоб, мнение прокурора Каретниковой Е.И, полагавшей оставить приговор без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лишик А.Д. и Венгриновский С.А. признаны виновными в совершении группой лиц по предварительному сговору покушения на незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере (вещества, содержащего в своем составе наркотическое средство - производное N -метилэфедрона, общей массой 27,85 г, расфасованного в 48 свертков).
Преступление совершено ими по предварительному сговору между собой и с неустановленным следствием соучастником 4 марта 2017 г. в г. Москве при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В суде первой инстанции Лишик А.Д. и Венгриновский С.А. вину не признали.
В апелляционной жалобе осужденный Лишик А.Д, не соглашаясь с приговором и подробно излагая свою версию произошедших событий, указывает, что не имел умысла на сбыт наркотического средства, что по просьбе своего знакомого по имени Никита забрал вместе Венгриновским в заранее обусловленном месте пакет, в котором находилось множество мелких пакетиков, и, не зная достоверно об их содержимом, нес к себе домой, но был задержан сотрудниками полиции вместе с Венгриновским, ни с кем в преступный сговор на сбыт наркотиков не вступал и делать "закладки" с наркотиками не намеревался. Считает, что судом неправильно установлена его роль в содеянном и сделан ошибочный вывод о сговоре с распределением ролей с Венгриновском и неустановленным лицом в форме соучастия в реализации наркотического средства. Просит проверить правильность его осуждения, исключить квалифицирующий признак "группа лиц по предварительному сговору" и с учетом его раскаяния в том, что он своими действиями мог способствовать реализации наркотика, смягчить наказание.
В апелляционной жалобе адвокат Деменкова Т.Ф. в защиту осужденного Лишика А.Д, выражая несогласие с приговором, находит его подлежащим изменению, просит исключить из осуждения признак группы лиц и предварительного сговора с распределением ролей участников, находя приговор в этой части незаконным и необоснованным. Считает, что показания Лишика о том, что не достигал никаких соглашений и не договаривался ни с Венгриновским, ни с иным лицом на совместное приобретение наркотических средств с последующим сбытом, не опровергнуты доказательствами, приведенными в приговоре. Полагает, что вывод суда о наличии у Лишика умысла на сбыт наркотических средств, основывается на предположениях, которые не подкреплены доказательствами, имеющимися в материалах уголовного дела, а также на недопустимых доказательствах, к которым относит информацию, содержащуюся в мобильных телефонах Лишика и Венгриновского, полагая, что личный досмотр осужденных и изъятие у них мобильных телефонов были проведены с нарушением закона. Приводя подробный анализ показаний осужденных, свидетелей и других материалов дела, полагает, что суд необоснованно отнесся критически к показаниям Лишика по обстоятельствам дела и необоснованно отклонил ходатайства стороны защиты. Просит снизить наказание подсудимому Лишику до максимально возможного, соответствующего характеру совершенного им деяния.
В апелляционной жалобе осужденный Венгриновский С.А, не оспаривая виновности, просит проверить правильность его осуждения, переквалифицировать его действия на более мягкий закон и смягчить наказание, ссылаясь на молодой возраст.
Государственный обвинитель Полякова М.В. в возражениях на апелляционные жалобы осужденных и защитника, ссылаясь на несостоятельность приведенных в жалобах доводов, просит оставить приговор без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, судебная коллегия находит приговор суда законным, обоснованным и справедливым.
Вывод суда о виновности Лишика А.Д. и Венгриновского С.А. в покушении на незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере, совершенном группой лиц по предварительному сговору, соответствует установленным фактическим обстоятельствам дела и подтверждается доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Выводы суда основаны на согласующихся между собой и тщательно проверенных доказательствах: показаниях свидетелей - сотрудников полиции П ***, К *** об обстоятельствах задержания Лишика А.Д. и Венгриновского С.А, обнаружения и изъятия при осмотре места происшествия 48 свертков с наркотическими средствами, которые Лишик А.Д. и Венгриновского С.А, убегая от них, выбросили из карманов своей одежды, показаниями свидетеля В *** по обстоятельствам проведения им осмотра места происшествия - участка местности у дома ***, где были обнаружены и изъяты 48 свертков с наркотическими средствами, относительно которых участвовавшие в осмотре сотрудник полиции К *** и гр-ка К *** пояснили, что указанные свертки выбросили из карманов одежды Лишик и Венгриновский во время их преследования сотрудниками полиции, показаниями свидетеля К ***, являвшейся очевидцем задержания Лишика и Венгриновского сотрудниками полиции, а также обнаружения и изъятия с места происшествия 48 свертков с веществом, которые она видела как выбрасывали из карманов своих курток убегавшие от сотрудников полиции Лишик и Венгриновский, показаниями свидетеля Л ***, участвовавшего в качестве понятого в осмотре места происшествия, проведенного дознавателем В ***, а также при проведении личных досмотров Лишика А.Д. и Венгриновского С.А, в ходе которых у Лишика был изъят мобильный телефон " *** ", у Венгриновского был изъят мобильный телефон ***, а также письменных доказательствах: протоколе осмотра места происшествия, в котором зафиксирован факт обнаружения и изъятия 48 свертков с наркотиками, протоколах личного досмотра, согласно которым Лишик пояснил, что изъятый у него мобильный телефон " *** " принадлежит лично ему, Венгриновский пояснил, что изъятый у него мобильный телефон *** принадлежит лично ему, протоколе осмотра телефонов, изъятых у Лишика А.Д. и Венгриновского С.А, и содержащейся в них информации, с приложением, (раскадровкой - фотографий участков местности, домов и сооружений), обнаруженных в телефоне,
изъятом у Лишика А.Д, а также с перепиской, обнаруженной в телефоне Венгриновского С.А, с неустановленном лицом под псевдонимом, в которой неустановленное лицо дает инструкцию по осуществлению закладок, обсуждается также вопрос о стоимости выполненных работ, заключениях проведенных по делу судебно-химических экспертиз, определивших вид и вес наркотических средств, изъятых при осмотре места происшествия, вещественных доказательствах- изъятых у Лишика и Венгриновского мобильных телефонах, содержащих информацию, просмотренную в суде первой инстанции в ходе судебного следствия, и других доказательствах, приведенных в приговоре в обоснование вины осужденных, не отрицавших в судебном заседании обстоятельств задержания их сотрудниками полиции и изъятия при осмотре места происшествия выброшенных ими перед задержанием 48 свертков с веществом, а также показаниях Лишика в суде, в которых он подтвердил, что им действительно фиксировались и снимались участки местности, части зданий и сооружений по просьбе его знакомого, как места будущих закладок.
Все доказательства, положенные в основу приговора, обоснованно признаны судом допустимыми, достоверными и в своей совокупности достаточными для признания Лишика А.Д. и Венгриновского С.А. виновными в преступлении, за совершение которого они осуждены. В приговоре полно и правильно изложено содержание всех исследованных по делу доказательств, приведены выводы, касающиеся проверки и оценки каждого из них, а также мотивы, по которым суд критически отнесся к показаниям осужденных в части выдвинутой ими версии происшедшего. Выводы суда надлежащим образом мотивированы, приведенные аргументы убедительны, сомнений в своей объективности и правильности у судебной коллегии не вызывают.
Доводы стороны защиты о недопустимости ряда доказательств, представленных обвинением, были проверены судом первой инстанции путем исследования материалов уголовного дела и допроса участников оспариваемых защитой следственных действий. Убедившись, что нарушений УПК РФ при получении информации с мобильных телефонов, изъятых у Лишика и Венгриновского, не допущено, судебные химические экспертизы, определившие принадлежность изъятых веществ к наркотическим средствам, проведены в установленном законом порядке, суд правомерно сослался на данные доказательства в приговоре. Материалы уголовного дела и данные судебного разбирательства свидетельствуют о необоснованности доводов защитника о нарушении в процессе предварительного расследования требований закона при сборе доказательств. Как видно из материалов дела, все доказательства, положенные в основу приговора, были получены в соответствии с законом.
Суд, вопреки доводам жалоб, правильно установилфактические обстоятельства и квалифицировал действия Лишика А.Д. и Венгриновского С.А. по ст.ст. 30 ч.3, 228.1 ч.4 п. "г" УК РФ.
Такая оценка, данная судом их преступным действиям, является правильной и оснований для какой-либо иной правовой оценки содеянного не имеется.
Об умысле Лишика А.Д. и Венгриновского С.А. на сбыт наркотических средств в крупном размере, который сторона защиты отрицает, объективно свидетельствуют общая масса изъятого наркотического средства, которая многократно превышает размер средней разовой дозы потребления наркотика, расфасовка наркотического средства в удобные для сбыта свертки, а также фотографии и содержание переписки в мобильных телефонах, изъятых у Лишика А.Д. и Венгриновского С.А.
Суд пришел к правильному выводу о том, что преступление было совершено подсудимыми в составе группы лиц по предварительному сговору, поскольку они действовали совместно, сообща как между собой, так и с неустановленным соучастником, выполняя каждый отведенную ему роль, во исполнение общего умысла на распространение наркотического средства.
Доводы стороны защиты о недоказанности вины Лишика А.Д. и Венгриновского С.А. в преступлении, установленном судом первой инстанции, судебная коллегия находит противоречащими приведенным в приговоре доказательствам и не основанными на материалах дела.
Нарушений уголовно-процессуального закона в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства, влекущих отмену или изменение приговора, не допущено. Как следует из протокола судебного заседания, суд исследовал все представленные сторонами доказательства и разрешилпо существу все заявленные ходатайства в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона. Данных о необоснованном отклонении ходатайств не установлено.
Психическое состояние Лишика А.Д. и Венгриновского С.А. было проверено, суд обоснованно признал их вменяемыми в отношении совершенного ими преступления.
При назначении наказания Лишику А.Д. и Венгриновскому С.А. суд учел характер и степень общественной опасности совершенного преступления, конкретные обстоятельства дела, степень осуществления преступного намерения, данные о личности осужденных, смягчающие наказание обстоятельства, которыми суд признал положительные характеристики осужденных, их молодой возраст, совершение ими преступления впервые, состояние здоровья Лишика А.Д. и Венгриновского С.А, наличие у них на иждивении родственников- пенсионеров, страдающих заболеваниями, а также малолетних сестер. Новых обстоятельств, способных повлиять на вид и размер назначенного наказания, в суде апелляционной инстанции не установлено.
Назначенное осужденным Лишику А.Д. и Венгриновского С.А. наказание судебная коллегия находит справедливым, по своему виду и размеру оно отвечает целям исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений, условий для применения ст.73 УК РФ по делу не установлено, оснований для применения ст.64 УК РФ и изменения категории преступления на менее тяжкую не имеется с учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности.
Признавая приговор в отношении Лишика А.Д. и Венгриновского С.А. отвечающим требованиям ст.ст. 297, 307-309 УПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционных жалоб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Приговор Нагатинского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2018 г. в отношении Лишика А.Д. и Венгриновского С.А. оставить без изменения, апелляционные жалобы осужденных и защитника - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.