Московский городской суд в составе председательствующего судьи Скуридиной И.А.,
при секретаре Степановой И.А,
с участием прокурора Харитоненко И.А,
обвиняемого Алиева Р.Р. и его защитника - адвоката Ползиковой В.И, предоставившей удостоверение и ордер,
обвиняемого Алиева К.Р. и его защитника - адвоката Соколова И.А, предоставившего удостоверение и ордер,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы адвокатов Солтамурадова С.Я и Магомадова А.М. на постановление судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 19 июля 2018 года, которым продлен срок содержания под стражей на 24 суток, а всего до 08 месяцев 24 суток, то есть до 16 августа 2018 года, в отношении
Алиева Р.Р, "данные изъяты", несудимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. "в" ч. 3 ст. 158 УК РФ,
Алиева К.Р, "данные изъяты", несудимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. "в" ч. 3 ст. 158 УК РФ.
Этим же постановлением продлен срок содержания под стражей обвиняемым Казимли Х.Н. оглы, Гасанову С.Э. оглы, судебное решение в отношении которых не обжаловано и не опротестовано.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения обвиняемых Алиева Р.Р. и Алиева К.Р, их защитников-адвокатов Ползиковой В.И. и Соколова И.А, поддержавших доводы апелляционных жалоб, мнение прокурора Харитоненко А.К, возражавшей против доводов апелляционных жалоб и полагавшей необходимым судебное решение оставить без изменения,
УСТАНОВИЛ:
Уголовное дело возбуждено следователем СО ОМВД России по району Строгино по г. Москве 23 ноября 2017 года по признакам преступления, предусмотренного п. "в" ч. 3 ст. 158 УК РФ, в отношении неустановленного лица.
23 ноября 2017 года Алиев Р.Р. задержан в порядке ст. 91 УПК РФ по подозрению в совершении вышеуказанного преступления, в этот же день ему предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. "в" ч. 3 ст. 158 УК РФ.
25 ноября 2017 года Хорошевским районным судом г. Москвы в отношении Алиева Р.Р. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на 2 месяца, то есть до 23 января 2018 года.
23 ноября 2017 года Алиев К.Р. задержан в порядке ст. 91 УПК РФ по подозрению в совершении вышеуказанного преступления, в этот же день ему предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. "в" ч. 3 ст. 158 УК РФ.
25 ноября 2017 года Хорошевским районным судом г. Москвы в отношении Алиева К.Р. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на 2 месяца, то есть до 23 января 2018 года.
Срок содержания под стражей обвиняемым Алиеву Р.Р. и Алиеву К.Р. неоднократно продлевался судом в установленном законом порядке, последний раз до 23 июля 2018 года.
Срок предварительного следствия продлен 14 июня 2018 года начальником ГСУ ГУ МВД России по г. Москве до 23 июля 2018 года
Следователь, с согласия соответствующего руководителя следственного органа, обратился в суд с ходатайством о продлении Алиеву Р.Р. и Алиеву Р.К. срока содержания под стражей на 24 суток, а всего до 08 месяцев 24 суток, то есть до 16 августа 2018 года, поскольку необходимо направить уголовное дело в порядке ст. 220 УПК РФ прокурору, с соблюдением ст. ст. 221, 227 УПК РФ.
19 июля 2018 года постановлением судьи Хорошевского районного суда города Москвы обвиняемым Алиеву Р.Р. и Алиеву К.Р, каждому, продлен срок содержания под стражей на 24 суток, а всего до 08 месяцев 24 суток, то есть до 16 августа 2018 года. Основанием продления срока содержания обвиняемым под стражей послужила необходимость направления уголовного дела прокурору и для принятия прокурором решения по делу, с учетом невозможности изменения в отношении Алиева Р.Р. и Алиева К.Р. ранее избранной меры пресечения.
В апелляционных жалобах адвокат Солтамурадов С.Я, действуя в защиту Алиева Р.Р. и Алиева К.Р, выразил несогласие с постановлением суда, которое считает незаконным и необоснованным. Анализируя Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 года N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога", адвокат указывает, что обстоятельства, на основании которых лицо было заключено под стражу, не всегда являются достаточными для продления срока содержания под стражей, суду необходимо установить конкретные обстоятельства, свидетельствующие о необходимости дальнейшего содержания обвиняемого под стражей. Защитник полагает, что сама по себе необходимость дальнейшего производства следственных действий не может выступать в качестве единственного и достаточного основания для продления срока содержания обвиняемого под стражей, решение суда должно основываться на фактических данных, подтверждающих необходимость сохранения этой меры пресечения. По мнению защитника, следователем не представлены реальные, обоснованные и достоверные сведения, подтверждающие необходимость продления Алиеву Р.Р. и Алиеву К.Р. срока содержания под стражей. Указывает, что предварительное следствие проводится неэффективно. Автор жалобы отмечает, что родственник Алиева Р.Р. готов внести за него залог, также он может отбывать наказание в виде домашнего ареста в городе Москве. Защитник обращает внимание, что судебное заседание было проведено без его участия, при этом им направлено ходатайство об отложении судебного разбирательства. Адвокат Солтамурадов С.Я. просит постановление суда в отношении Алиева Р.Р. и Алиева К.Р. отменить.
В апелляционных жалобах защитник - адвокат Магомадов А.М, действуя в защиту Алиева Р.Р. и Алиева К.Р, выражает несогласие с постановление суда и считает судебное решение незаконным и необоснованным. Полагает, что доводы следователя являются лишь предположениями, данных о том, что Алиев Р.Р. и Алиев К.Р. намерены скрыться от следствия и суда, воспрепятствовать расследованию уголовного дела не представлено. Тяжесть преступления не может являться единственным основанием для продления срока содержания под стражей. Адвокат Магомадов А.М. просит постановление суда отменить, избрать в отношении Алиева Р.Р. и Алиева К.Р. меру пресечения в виде домашнего ареста.
Изучив представленные материалы, выслушав участников процесса, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции находит постановление суда законным и обоснованным.
В соответствии со ст.109 УПК РФ содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда на срок до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения, до 12 месяцев.
Эти и другие требования уголовно-процессуального закона, регламентирующие условия и порядок применения такой меры пресечения как заключение под стражу, а также продление срока содержания под стражей по настоящему материалу не нарушены.
Из представленных материалов следует, что в судебное заседание было представлено отвечающее требованиям закона ходатайство следователя о продлении срока содержания под стражей в отношении Алиева Р.Р. и Алиева К.Р, а также необходимые материалы, подтверждающие изложенные в ходатайстве доводы. Ходатайство составлено уполномоченным на то должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело, в рамках возбужденного уголовного дела, в установленные законом сроки и с согласия соответствующего руководителя следственного органа.
При решении вопроса о продлении срока содержания Алиева Р.Р. и Алиева К.Р. под стражей суд учел доводы следователя о невозможности закончить предварительное расследование в установленные законом сроки, ввиду необходимости направления уголовного дела прокурору, с учетом сроков установленных ст. 221 УПК РФ.
При этом, суд надлежаще проверил обоснованность подозрения Алиева Р.Р. и Алиева К.Р. в их причастности к инкриминируемому деянию, и, не вдаваясь в доказанность их действий и вины, правильно признал убедительными доводы следователя о необходимости продления срока содержания под стражей, подробно изложив мотивы принятого решения.
Выводы суда, изложенные в постановлении, полностью основаны на представленных материалах, исследованных в судебном заседании, и соответствуют им.
Принимая решение об удовлетворении ходатайства следователя, суд первой инстанции учел данные о личности обвиняемых, в том числе на которые указали защитники в жалобах.
Указанные выше обстоятельства, а также представленные материалы давали суду достаточные основания полагать, что Алиев Р.Р. и Алиев К.Р, находясь на свободе, под тяжестью предъявленного им обвинения и строгостью предусмотренной законом ответственности, могут скрыться от следствия и суда, либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для отмены или изменения избранной в отношении обвиняемых меры пресечения в виде заключения под стражу на иную, не связанную с заключением под стражей, не имеется, поскольку основания, по которым им была избрана данная мера пресечения, в настоящее время не отпали, и характеризующие данные не изменились.
Судебное решение о продлении срока содержания под стражей обвиняемым Алиева Р.Р. и Алиева К.Р. основано на объективных данных, содержащихся в представленных материалах, и принято в соответствии с требованиями ст. ст. 108, 109 УПК РФ, с соблюдением всех норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих порядок продления срока содержания под стражей, с учетом особой сложности уголовного дела.
Также не обоснованы и доводы адвоката Солтамурадова С.Я. о нарушении права на защиту в суде апелляционной инстанции. Поскольку, согласно содержащегося в материалах дела рапорта следователя, адвокат Солтамурадов С.Я. был извещен о необходимости явиться в Хорошевский районный суд г орда Москвы на 19 июля 2018 года для рассмотрения ходатайства о продлении срока содержания под стражей Алиева Р.Р. и Алиева К.Р. Однако, адвокат Солтамурадов С.Я. сообщил, что не может явиться, поскольку находится в командировке в ЯНАО и вернется только 23 июля 2018 года, в связи с изложенным, обвиняемым был предоставлен адвокат по назначению.
Фактов волокиты и несвоевременного проведения следственных действий, судом первой и апелляционной инстанции не установлено.
На момент рассмотрения ходатайства судом первой инстанции, а также апелляционных жалоб адвокатов судом апелляционной инстанции, не представлено суду и не имеется в материалах дела объективных данных, свидетельствующих о невозможности нахождения Алиева Р.Р. и Алиева К.Р. в условиях следственного изолятора по состоянию здоровья.
Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления суда по доводам апелляционных жалоб суд апелляционной инстанции не находит, в связи с чем апелляционные жалобы адвокатов по изложенным в них доводам удовлетворению не подлежат.
Каких-либо нарушений уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену судебного решения, суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Хорошевского районного суда города Москвы от 19 июля 2018 года о продлении срока содержания под стражей в отношении обвиняемых Алиева Р.Р, Алиева К.Р. оставить без изменения, апелляционные жалобы адвокатов - без удовлетворения.
Судья И.А. Скуридина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.