Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Приоритеты и цели реализуемой политики в сфере
образования на территории муниципального образования город Тула
Приоритеты политики и цели реализуемой в муниципальном образовании город Тула политики в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, представленных в следующих стратегических документах:
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы");
- Постановление правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы";
- Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2016 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2015 N 481 "О федеральной целевой программе "Русский язык" на 2016 - 2020 годы");
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 602 "Об обеспечении межнационального согласия";
- Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (до момента утрачивания силы 14.11.2017);
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года N Пр-827;
- Программа социально - экономического развития города Тулы на 2011 - 2015 годы и на перспективу до 2025 года (решение Тульской городской Думы от 20.07.2011 N 28/609, до момента утрачивания силы 27.04.2016);
- Прогноз социально- экономического развития города Тулы на 2015 год и на период до 2017 года;
- Прогноз социально-экономического развития муниципального образования город Тула на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годы.
Основным направлением государственной политики в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей на период реализации муниципальной программы муниципального образования город Тула "Развитие образования" является обеспечение равенства доступа к качественному образованию и обновление его содержания и технологий образования (включая процесс социализации) в соответствии с изменившимися потребностями населения и новыми вызовами социального, культурного, экономического развития.
Принципиальные изменения будут происходить в следующих направлениях:
- увеличение роли негосударственного сектора в предоставлении услуг дошкольного и дополнительного образования детей;
- качественное изменение содержания и методов преподавания с акцентом на развитие интереса и активности обучающихся, формирование полноценной системы профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов, опережающее обновление программ обучения математике, технологии, иностранным языкам, социальным наукам;
- модернизация территориальных сетей социализации на основе интеграции и кооперации учреждений различного типа и ведомственной принадлежности;
- внедрение механизмов выравнивания возможностей детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на получение качественного образования;
- формирование эффективной системы выявления и поддержки молодых талантов;
- омоложение и рост профессионального уровня педагогических кадров;
- поддержка инноваций и инициатив педагогов, профессиональных сообществ, образовательных учреждений и их сетей;
- внедрение новой модели организации и финансирования сектора дополнительного образования и социализации детей;
- развитие сектора услуг по сопровождению раннего развития детей;
- существенное повышение масштаба и эффективности использования ресурсов неформального (за рамками организаций дополнительного образования детей) и информального образования (медиасфера, сеть Интернет).
Важнейшим приоритетом государственной политики на данном этапе развития образования является обеспечение доступности дошкольного образования.
Необходимо увеличить охват населения в возрасте от 1 до 3 лет и в возрасте от 3 до 7 лет услугами дошкольного образования, уменьшить очереди на зачисление детей в дошкольные образовательные организации и обеспечить к 2018 году 85% охвата дошкольным образованием детей в возрасте от 1 до 3 лет.
Решение этой задачи будет обеспечено за счет строительства, возврата в систему зданий, строительства пристроек к функционирующим образовательным учреждениям (далее - ОУ), открытия дополнительных групп, увеличения количества мест в действующих ОУ (частные, семейные и корпоративные детские сады).
В общем образовании приоритетом первого этапа реализации муниципальной программы является завершение модернизации инфраструктуры, направленной на обеспечение во всех российских школах современных условий обучения.
Данная задача должна быть решена как за счет мероприятий по реконструкции и ремонту зданий, закупке современного оборудования, так и путем реализации региональных программ формирования эффективных территориальных сетей образования и социализации, предусматривающих кооперацию и интеграцию учреждений различной ведомственной принадлежности, развитие системы дистанционного обучения.
Существующие различия по уровню доступности образовательных услуг и развитию инфраструктуры потребуют использования инструментов выравнивания в сочетании с мерами стимулирования развития и усиления организационно-управленческого потенциала. В совокупности это должно обеспечить единство образовательного пространства, при котором в любом месте проживания ребенок имеет равные возможности доступа к образовательным ресурсам.
Наряду с созданием базовых условий обучения, должна последовательно разворачиваться работа по формированию в школах современной информационной среды для преподавания (высокоскоростной доступ к сети Интернет, цифровые образовательные ресурсы нового поколения, современное экспериментальное оборудование) и управления (электронный документооборот).
Другим приоритетом в сфере общего образования станет обеспечение учебной успешности каждого ребенка, независимо от состояния его здоровья, социального положения семьи. Для этого должна быть создана система поддержки школ и педагогов, обучающих сложные категории учащихся (дети в трудной жизненной ситуации, дети-сироты, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети мигрантов), сформирован прозрачный механизм приема в школы с повышенным уровнем обучения.
Детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо предоставить возможности выбора варианта освоения программ общего образования в дистанционной форме, а также обеспечить психолого-медико-социальное сопровождение и поддержку в профессиональной ориентации.
Для снижения дифференциации в качестве образования между группами школ должны быть реализованы адресные программы перевода в эффективный режим работы школ, демонстрирующих низкие образовательные результаты.
Стратегическим приоритетом государственной политики выступает формирование механизма опережающего обновления содержания образования.
Необходимо обеспечить комплексное сопровождение введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, задающего принципиально новые требования к образовательным результатам. Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты открывает возможности для распространения деятельностных (проектных, исследовательских) методов, позволяющих поддерживать у школьников интерес к учению на всем протяжении обучения, формирующих инициативность, самостоятельность, способность к сотрудничеству.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты старшей школы должны обеспечить для каждого школьника возможность выбора профиля, соответствующего склонностям и жизненным планам подростков из не менее, чем 5 профилей обучения.
В целях организации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты, предусмотрено поэтапное увеличение доли обучающихся, занимающихся в одну смену.
Параллельно введению федеральных государственных образовательных стандартов следует продолжить работу по поиску, разработке и распространению новых эффективных средств и форм организации образовательного процесса на базе школ - инновационных площадок и их сетей.
Особое внимание должно быть уделено, с одной стороны, обновлению содержания и методов обучения в областях низкой конкурентоспособности российской школы (технология, иностранные языки, социальные науки), с другой стороны - поддержке областей потенциального лидерства (математическое образование, обучение чтению).
Безусловным приоритетом является переход от административно-командного управления системой образования к "умному" управлению, основанному на доверии и обратной связи. Для этого уже реализуются меры по укреплению академической и организационно-финансовой самостоятельности школ, укреплению участия общественности в управлении образовательными учреждениям и территориальными сетями, по поддержке инициатив, инноваций и экспериментов. Хорошей должна считаться постоянно развивающаяся, обновляющаяся школа.
Приоритетной задачей развития сферы дополнительного образования детей является повышение доступности услуг и обеспечение их соответствия изменяющимся потребностям населения
В государственной политике в сфере общего образования и дополнительного образования детей до 2020 года должен сохраняться приоритет нравственного и гражданского воспитания подрастающего поколения. Его реализация будет обеспечиваться через введение соответствующих элементов федеральных государственных образовательных стандартов, развитие практик социального проектирования и добровольческой деятельности на базе школ и организаций дополнительного образования детей, современные программы социализации детей в каникулярный период.
Достижение нового качества дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей предполагает в качестве приоритетной задачи обновление состава и компетенций педагогических кадров. Для этого уже в ближайшие годы предусматривается комплекс мер, включающий доведение среднего уровня заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций до 100 процентов от средней по экономике субъекта Российской Федерации;
- доведение среднего уровня заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, до средней заработной платы в сфере общего образования в субъекте Российской Федерации;
- доведение заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования, квалификация которых сопоставима с квалификацией педагогических работников общеобразовательной школы, до уровня зарплаты педагогических работников общеобразовательных учреждений;
- введение стандартов профессиональной деятельности для педагогов и руководителей образовательных учреждений и основанных на данных стандартах систем оплаты труда и аттестации;
- формирование новых моделей педагогической карьеры и сопровождения профессионального развития;
- развитие механизмов привлечения на работу в учреждения общего образования и дополнительного образования детей лучших выпускников вузов (в том числе - непедагогических) и талантливых специалистов.
Долгосрочная стратегия развития образования ориентирована на создание системы сред и сервисов для удовлетворения разнообразных образовательных запросов населения и подрастающего поколения, поддержки самообразования и социализации.
Необходимо преодолеть существующее отставание в масштабе сектора сопровождения раннего развития детей и поддержки семейного воспитания (центры диагностики и консультирования, информационно-просветительские сервисы для родителей детей, не посещающих муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и др.).
Должен быть обеспечен переход к качественно новому уровню индивидуализации образования через реализацию учебных траекторий в образовательных учреждениях всех форм собственности и их сетях, в формах семейного образования, самообразования. Это потребует выхода на новый уровень развития дистанционного образования, распространение тьюторства и информационно-консультационных сервисов (навигаторов).
В ситуации появления новых каналов и источников информации, резкого возрастания возможностей доступа к любым информационным сегментам современного мира школа утрачивает монополию на формирование знаний, навыков и образцов поведения. Ответом на данный вызов должно стать включение в сферу государственной образовательной политики неформального (вне учреждений дополнительного образования детей) и информального образования (сеть Интернет, кино, телевидение), в том числе - поддержка медийно-социальных просветительских проектов, индустрии товаров и услуг для детей.
Целью муниципальной программы муниципального образования город Тула "Развитие образования" является рост доступности и качества дошкольного, общего и дополнительного образования на территории муниципального образования город Тула в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики.
Достижение цели муниципальной программы будет осуществляться путем решения задач:
1. Обеспечение прав граждан на доступное и качественное дошкольное образование.
2. Обеспечение прав граждан на доступное и качественное общее образование для обучающихся в соответствии с требованиями инновационной экономики и запросами граждан, развитие муниципальной системы образования как сферы социализации детей.
3. Обеспечение прав граждан на доступное и качественное дополнительное образование
4. Обеспечение детей муниципальных образовательных учреждений организованными формами отдыха, оздоровления и занятости в каникулярный период.
5. Обеспечение реализации муниципальной программы муниципального образования город Тула "Развитие образования".
Достижение целей и задач муниципальной программы будет осуществляться путем решения задач в рамках соответствующих подпрограмм.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.