Рассмотрев поступающие в Избирательную комиссию Кабардино - Балкарской Республики обращения граждан, других участников избирательного процесса с просьбой разъяснить отдельные положения Закона Кабардино-Балкарской Республики "О выборах Президента Кабардино-Балкарской Республики", связанные с порядком предвыборной агитации и необходимостью обеспечения соблюдения требований избирательного законодательства в этой сфере, Избирательная комиссия Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Утвердить Разъяснения "О некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в ходе подготовки к выборам Президента Кабардино-Балкарской Республики".
2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
Председатель
Избирательной комиссии
Кабардино-Балкарской Республики |
Б.Зумакулов |
Секретарь
Избирательной комиссии
Кабардино-Балкарской Республики |
В.Пантелеева |
Разъяснения
"О некоторых вопросах проведения предвыборной
агитации в ходе подготовки к выборам Президента
Кабардино-Балкарской Республики"
(утв. Постановлением Избирательной комиссии
Кабардино-Балкарской Республики
29 октября 2001 г. N 12/3)
В статье 7 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О выборах Президента Кабардино-Балкарской Республики" (в дальнейшем Закон) записано, что Кабардино-Балкарская Республика обеспечивает избирателям и политическим общественным объединениям свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, Конституцией Кабардино-Балкарской Республики и настоящим Законом. В этой же статье говорится, что граждане Кабардино-Балкарской Республики, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого зарегистрированного кандидата.
Из указанной нормы Закона вытекает, что правом на ведение предвыборной агитации обладает широкий круг организаций и граждан, которых принято называть участниками агитационной деятельности. При этом следует иметь в виду, что организации и граждане, ведущие предвыборную агитацию, имеют разный объем прав с учетом их статуса в избирательной кампании и периода осуществления агитационной деятельности.
Под избирательной кампанией по выборам Президента Кабардино-Балкарской Республики понимается период со дня официального опубликования постановления Парламента Кабардино - Балкарской Республики о назначении выборов Президента Кабардино-Балкарской Республики до дня официального опубликования результатов выборов.
Под агитационной деятельностью или предвыборной агитацией следует понимать действия граждан, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, общественных объединений, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей, направленные на то, чтобы побудить или побуждающие избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за или против того или иного кандидата.
Исходя из вышесказанного, к общим участникам агитационной деятельности следует отнести всех граждан Кабардино-Балкарской Республики, обладающих избирательными правами, и их объединения: политические партии, политические движения, различные общественные объединения, не выдвигающие кандидатов. К специальным участникам агитационной деятельности следует отнести сравнительно узкий круг лиц и организаций, непосредственно связанных с избирательной кампанией и находящихся в тесных правоотношениях с избирательными комиссиями, таких, как кандидаты, зарегистрированные кандидаты на должность Президента Кабардино-Балкарской Республики, их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей.
У названных двух групп различное правовое положение на агитационном поле. Различия в основном касаются возможности использования средств массовой информации в целях предвыборной агитации и права выпуска агитационных печатных и аудиовизуальных материалов. Этими правами Закон наделил только специальных участников агитационной деятельности. Общие же участники агитационной деятельности, то есть граждане и общественные объединения, не зарегистрировавшие кандидата на должность Президента Кабардино-Балкарской Республики, не являющиеся избирательными объединениями, - не только не пользуются правом требовать телерадиоэфира и печатной площади, но и не вправе использовать средства массовой информации для проведения предвыборной агитации, требующей финансирования, без согласия зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Это касается эфирного времени и печатной площади, предоставляемых как бесплатно, так и на платной основе.
Граждане, имеющие статус избирателей, а также политические общественные объединения, являющиеся участниками агитационной деятельности, но не создающие избирательных фондов, вправе проводить только не требующую финансирования предвыборную агитацию за участие в выборах с момента начала избирательной кампании. Начать предвыборную агитацию за или против зарегистрированных кандидатов они вправе лишь со дня регистрации кандидатов.
Общие участники агитационной деятельности не вправе также выпускать печатные, аудиовизуальные предвыборные агитационные материалы.
В агитации при проведении выборов Президента Кабардино - Балкарской Республики не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, государственные и муниципальные служащие, лица, замещающие государственные и муниципальные должности, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения. Другими словами, Закон ограничивает в полном объеме право на проведение предвыборной агитации для лиц, замещающих государственные и муниципальные должности либо являющихся государственными и муниципальными служащими или военнослужащими, но только в том случае, если они в это время исполняют свои должностные или служебные обязанности или используют преимущества должностного или служебного положения. Если указанные лица находятся в отпуске, то они вправе проводить предвыборную агитацию в любых, не запрещенных законом формах (участвовать в собраниях, других массовых мероприятиях, вести устную агитацию).
Закон ограничивает право для воинских частей, военных учреждений и организаций на проведение предвыборной агитации.
Закон запрещает проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые предвыборные агитационные материалы благотворительным организациям и религиозным объединениям, учрежденным ими организациям, лицам, представляющим указанные организации и объединения. Участниками агитационной деятельности не могут быть граждане, не достигшие 18 лет, лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные общественные движения.
Предвыборная агитация, проводимая субъектом, не имеющим на это права, либо в форме, не допускаемой законом, либо незаконными методами, либо в период, когда она запрещена Законом, имеет противоправный характер и подлежит пресечению.
Граждане, имеющие статус зарегистрированных кандидатов, а также избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы избирателей, зарегистрировавшие кандидатов на должность Президента Кабардино-Балкарской Республики, вправе проводить требующую финансирования предвыборную агитацию при условии ее оплаты из средств соответствующего избирательного фонда.
Гражданин в статусе доверенного лица зарегистрированного кандидата на должность Президента Кабардино-Балкарской Республики вправе свободно, в допускаемых законом формах и законными методами, проводить предвыборную агитацию, в том числе финансируемую, с согласия указанного зарегистрированного кандидата (значит от его имени и в его интересах) из соответствующего избирательного фонда.
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата на должность Президента Кабардино-Балкарской Республики и заканчивается в ноль часов за сутки до дня голосования, то есть в ноль часов 12 января 2002 года.
В день выборов (13 января 2002 года) и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается.
В течение 3 дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.
Эфирное время на каналах организаций телерадиовещания и печатная площадь в периодических печатных изданиях могут предоставляться зарегистрированным кандидатам бесплатно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь) либо за плату. Обязанность по предоставлению зарегистрированным кандидатам бесплатного эфирного времени возлагается на государственные и муниципальные организации телерадиовещания, указанные в пунктах "а" и "б" части 1 статьи 40 Закона, а бесплатной печатной площади - на государственные и муниципальные периодические печатные издания, указанные в части 1 статьи 41 Закона.
Сведения о размере (в рублях) и об условиях оплаты эфирного времени, печатной площади публикуются соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее дня, в который начинается выдвижение кандидатов на должность Президента Кабардино-Балкарской Республики (10 октября 2001 года) и должны быть представлены с уведомлением о готовности предоставить зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатную площадь в Избирательную комиссию Кабардино-Балкарской Республики республиканскими организациями телерадиовещания и редакциями республиканских печатных изданий; в территориальные избирательные комиссии - муниципальными организациями телерадиовещания, муниципальными периодическими печатными изданиями, (часть 4 статьи 40 Закона).
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и периодических печатных изданиях проводится в период с 29.12.2001 года по 11.01.2002 года. При этом как платное, так и бесплатное эфирное время, печатная площадь предоставляется зарегистрированным кандидатам по рабочим дням и на равных основаниях (продолжительность предоставленного эфирного времени, время выхода в эфир, объем представленной печатной площади, место на полосе, шрифт и другие условия).
Жеребьевка, в результате которой определяется дата и время выхода в эфир, дата публикации агитационных материалов на бесплатной и платной основе проводится организациями телерадиовещания, редакциями периодических печатных изданий в течение недели по завершении регистрации кандидатов. При проведении жеребьевки вправе присутствовать член Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики, зарегистрированный кандидат на должность Президента Кабардино-Балкарской Республики, его доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей, зарегистрировавшие кандидата, представители средств массовой информации.
Негосударственные организации телерадиовещания и негосударственные периодические печатные издания, выполнившие требования части 4 статьи 40 Закона, вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатные площади за плату. Размер и условия предоставления эфирного времени, печатной площади, их оплата должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов.
Оплата эфирного времени, печатной площади, других агитационных материалов производится исключительно из соответствующего избирательного фонда зарегистрированного кандидата.
Платное эфирное время, платная печатная площадь, предоставляемая организациями телерадиовещания и редакциями периодических печатных изданий зарегистрированным кандидатам, оформляется соответствующими договорами, заключаемыми после проведения жеребьевки.
В информационных теле- и радиопередачах (в том числе общественно - политических, авторских аналитических программах, содержание которых не может являться предвыборной агитацией) сообщения журналистов о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, зарегистрированными кандидатами в их доверенными лицами, избирательными объединениями, избирательными блоками, инициативными группами избирателей, должны даваться без субъективных комментарий.
Статья 42 Закона возлагает на государственные органы, органы местного самоуправления обязанность оказывать содействие зарегистрированным кандидатам их доверенным лицам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам избирателей в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов на должность Президента Кабардино-Балкарской Республики с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий. Законодатель выделяет при этом следующие формы массовых мероприятий:
предвыборные собрания и встречи с гражданами - устные выступления зарегистрированного кандидата либо его доверенного лица перед избирателями с целью представления им соответствующей предвыборной программы, в ходе которых можно призывать их к участию в выборах, голосованию за или против того или иного зарегистрированного кандидата;
публичные дебаты и дискуссии - обмен мнениями двух и более зарегистрированных кандидатов (их представителей) по широкому кругу общественно значимых проблем, решение которых предлагается в предвыборных программах (платформах) зарегистрированных кандидатов, ответы на вопросы и т. д.;
митинги - общедоступные собрания граждан, в ходе которых любой из участников имеет возможность в форме устного выступления публично выразить свое мнение о любом из зарегистрированных кандидатов, призвать собравшихся принять участие в выборах, голосовать за или против того или иного кандидата;
демонстрации и шествия - организованные перемещения (движения) групп граждан по заранее установленным маршрутам, проводимые в агитационных целях, как правило, в поддержку того или иного зарегистрированного кандидата. Завершаются демонстрации и шествия, как правило, в каком-либо общественном месте, где организаторы и участники имеют возможность в ходе устных выступлений проводить предвыборную агитацию за или против того или иного зарегистрированного кандидата.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 года "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования" необходимым условием проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования является предварительное уведомление организаторами этих массовых мероприятий соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления. На органы внутренних дел возлагается осуществление необходимых мероприятий по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению противоправных действий и обеспечению привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности.
Заявления о проведении митингов, шествий, демонстраций подаются в указанные органы в письменной форме не позднее чем за 10 дней до даты проведения массового мероприятия. В заявлении указываются цель, форма и место проведения мероприятия или маршруты движения, время его начала и окончания, примерное количество участников, данные об организаторах массового мероприятия.
Соответствующий орган, получивший заявление, обязан рассмотреть его и сообщить о принятом решении лицам, подавшим заявление, не позднее чем за 5 дней до даты проведения массового мероприятия. Он вправе изменить место и время проведения мероприятия в случаях, если его проведение в предложенное время и в предполагаемом месте не соответствует законодательству или может повлечь за собой нарушение прав и свобод иных лиц.
Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов осуществляются в соответствии с требованиями статьи 43 Закона.
Один экземпляр печатного агитационного материала направляется в Избирательную комиссию Кабардино-Балкарской Республики.
Все предвыборные печатные агитационные материалы должны содержать наименование и юридический адрес организации (фамилию, имя, отчество и место жительства лица), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) данные материалы, а также информацию об их тираже и о дате их выпуска.
Изготовление, распространение предвыборных печатных агитационных материалов без согласия в письменной форме зарегистрированного кандидата, без оплаты из соответствующего избирательного фонда не допускаются.
Распространение анонимных либо не представленных в Избирательную комиссию Кабардино-Балкарской Республики печатных агитационных материалов запрещается.
Не позднее чем за 25 дней до дня голосования органы местного самоуправления обязаны выделить специальные места для вывешивания и расклейки печатных агитационных материалов. При этом зарегистрированным кандидатам на должность Президента Кабардино-Балкарской Республики должна быть выделена равная площадь для размещения предвыборных печатных агитационных материалов.
Предвыборные печатные агитационные материалы могут вывешиваться, размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия и на условиях собственников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики от 29 октября 2001 г. N 12/3 "О некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в ходе подготовки к выборам Президента Кабардино-Балкарской Республики"
Текст постановления опубликован в газете "Кабардино-Балкарская Правда" от 14 ноября 2001 г. N 228