Решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
от 22 июня 2000 г.
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики
в составе:
председательствующего - Кудрявцевой Ж.В.
при секретаре - Пшуноковой М.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Кабардино-Балкарской Республики о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Правительства КБР N 446 от 9 октября 1999 года в части, установил:
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 9 октября 1999 года N 446 "Об усилении контроля за рынком алкогольной продукции и табачных изделий и защите прав потребителей на приобретение качественных товаров в КБР" в целях усиления контроля за рынком защиты прав потребителей на приобретение качественных товаров, недопущении на рынке товаров и услуг хозяйствующих субъектов, ведущих незаконную и опасную для жизни и здоровья населения деятельность, признано необходимым продолжить обязательную идентификацию качества и маркирование голографическими идентификационными марками алкогольной продукции и табачных изделий, реализуемых на территории республики, и утверждено Положение "О порядке идентификации и маркировки голографическими идентификационными марками".
Прокурор Кабардино-Балкарской Республики обратился в суд с заявлением о признании постановления Правительства КБР противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению в части введения голографических идентификационных марок на табачные изделия, реализуемые на территории республики.
В судебном заседании прокурор Маргушева Л.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, полагая, что указанный правовой акт в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству, нарушает права потребителей и предприятий-производителей табачной продукции посредством введения в КБР, норм, защищающих внутренний рынок, необоснованных повторных и обязательных проверок качества и тем самым ухудшает положение налогоплательщиков.
Представляющие Правительство КБР по доверенности N 02-3/1-967 от 20 июня 2000 года Маремкулов А.Н. и Луценко В.Г. просили производство по делу прекратить за неподведомственностью спора со ссылкой на то обстоятельство, что по делу о проверке соответствия Конституции постановления Правительства КБР N 24-1 от 16 января 1999 года "О введении в Кабардино - Балкарской Республике системы идентификации качества алкогольной продукции и табачных изделий" Конституционным судом КБР 20 октября 1999 года принималось постановление, которым указанный выше правовой акт признан соответствующим Конституции КБР.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора КБР подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Прокурором КБР в заявлении ставится вопрос не о проверке конституционности правового акта, а о признании его противоречащим федеральному закону.
В соответствии с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 11 апреля 2000 года N 6-п по делу "О проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" суд общей юрисдикции вправе по заявлению прокурора признать закон субъекта Российской Федерации противоречащим федеральному закону и, следовательно, недействующим, не подлежащим применению, что влечет необходимость его приведения в соответствие с федеральным законом законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации.
С учетом положений постановления Конституционного суда Российской Федерации заявление представителей Правительства КБР о прекращении производства по делу за неподведомственностью удовлетворению не подлежит.
Система идентификации качества алкогольной продукции и табачных изделий введена в Кабардино-Балкарской Республике постановлением Правительства КБР от 16 января 1999 г. N 24-1, признанного утратившим силу постановлением от 9 октября 1999 года N 446, в соответствии с которым на территории республики предписывается обязательная идентификация качества и маркирование голографическими идентификационными марками табачных изделий, реализуемых на территории КБР, утверждены цены на марки с последующей их индексацией по решению Комиссии Правительства Кабардино-Балкарской Республики, на Министерство внутренних дел, Управление федеральной службы налоговой полиции РФ по КБР и другие ведомства возложена обязанность по изъятию продукции, не маркированной идентификационными марками КБР (п. 5.).
Доводы постановления Правительства КБР о том, что голографические марки вводятся для защиты от подделок на территории республики, нельзя признать основанными на законе.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия законной деятельности налогоплательщика.
Введение голографического знака ограничивает торговлю и ввоз на территорию республики табачных изделий, и в случае отсутствия региональных марок принимаются принудительные меры по запрещению торговли. На предпринимателей возложены дополнительные расходы, связанные с повторной, региональной маркировкой, что является нарушением равенства прав и свобод человека и гражданина, в том числе и принципов единой финансовой и налоговой политики.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 6 декабря 1991 г. "Об акцизах" акцизы - косвенные налоги, включаемые в цену товаров, которыми на федеральном уровне облагаются табачные изделия.
С введением в действие Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ закон от 6 декабря 1991 г. "Об акцизах" не действует
Об акцизах см. главу 22 Налогового кодекса
Согласно п. 5 оспариваемого постановления стоимость марки включается в себестоимость продукции и зачисляется на специальный счет Республиканского фонда.
Таким образом, введенный сбор является налогом с оборота. В то время, как федеральным законом подакцизные товары подлежат обложению федеральным налогом с оборота, т. е. постановлением Правительства КБР введено по существу двойное налогообложение, что не соответствует статьям 16, 18-21 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", согласно которому: один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения (ст. 6); органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные Законом РФ (ст. 18); акцизы относятся к федеральным налогам (ст. 19); и, кроме того, установленный постановлением Правительства КБР сбор не входит в исчерпывающий перечень налогов и сборов, которые могут вводиться на территории РФ (ст. ст. 20, 21).
Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ с 1 января 1999 года Закон РФ от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" признан утратившим силу за исключением пункта 2 статьи 18 и статей 19, 20 и 21
Об обязанностях и ответственности налоговых органов см. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ
Кроме того, идентификация пищевых продуктов и изделий предусматривает установление соответствия определенных продуктов и изделий требованиям нормативных и технических документов и информации, содержащейся в прилагаемых к ним документах и на этикетках. Нормативные документы - государственные стандарты, определенные правила, устанавливающие требования к качеству и безопасности продуктов и изделий, условиям их изготовления, хранения, перевозки, реализации, утилизации или уничтожения.
О том, что продукция и изделия соответствуют установленным требованиям, проводится процедура сертификации, которая регламентируется Федеральным законом N 5151-1 от 10.06.93 г. (в редакции закона от 31.07.98 г. N 154-ФЗ) "О сертификации продукции и услуг". На основании ст. 2 этого закона отношения в области сертификации регулируются только издаваемыми актами законодательства Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Госстандарта РФ от 18.09.97 г. N 28 "О принятии и введении в действие правил проведения сертификации табака и табачных изделий" процедура сертификации включает в себя и идентификацию продукции.
Заключение договора о совместном проведении работ по идентификации качества товаров, подлежащих обязательной маркировке голографическими идентификационными марками между Кабардино-Балкарским центром стандартизации, метрологии и сертификации и специализированным предприятием "Каббалкспецзащита", закрепленное в названном Положении, не может предоставлять последнему право на производство лабораторных испытаний, экспертизы продукции и экспертизы предоставленных документов, т. к. на основании ст. 8 Закона РФ от 10.06.93 г. N 5151-1 (в редакции 31.07.98 г.) к проведению работ по обязательной сертификации могут допускаться организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями и потребителями сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии лицензий на проведение работ по обязательной сертификации. О необходимости государственной аккредитации при производстве лабораторных испытаний табака и табачных изделий указано также в постановлении Госстандарта N 3 от 16.02.94 г. (п. 1.19).
Постановление Госстандарта N 3 от 16.02.94 г. "Об утверждении "Правил по проведению сертификации в Российской Федерации" фактически прекратило действие
См. Правила по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Госстандарта РФ от 10 мая 2000 г. N 26
Объекты и участники системы сертификации должны пройти регистрацию и включены в Госреестр на основании Положения "О Госреестре" и "Правил по сертификации", утверждены приказом Госстандарта РФ 30.04.99 г. N 203.
Деятельность по распространению специальных защитных знаков, предназначенных для маркирования товаров, в соответствии с Федеральным законом N 158-ФЗ от 25.09.98 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит обязательному лицензированию.
Однако деятельность специализированного предприятия "Каббалкспецзащита" не соответствует названным обязательным требованиям федерального законодательства.
Постановлением Правительства КБР от 9.10.99 г., которое опубликовано 28.10.99 г., дано указание правоохранительным и налоговым органам изымать всю немаркированную продукцию, подлежащую обязательной маркировке голографическими идентификационными марками КБР. Это означает запрет реализации табачных изделий без региональных марок, хотя постановлением Правительства РФ от 18.06.99 г. N 648 "О маркировании специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации" запрет на реализацию табачных изделий, не маркированных специальными марками, установлен с 1.05.2000 г.
В соответствии с данным постановлением Правительства РФ ответственность за маркировку специальными марками табака и табачных изделий несут организации-производители этих изделий, а в КБР такую ответственность должны нести и предприниматели, реализующие табачные изделия, что недопустимо.
Стоимость специальной марки в размере 4,5 копейки также определена для организаций-производителей.
Однако постановлением Правительства КБР уровень цен голографических марок на табачные изделия необоснованно завышен - от 0,50 до 1,00 руб., что в итоге может повысить стоимость этой продукции за счет затрат по их приобретению, чем нарушаются права и интересы граждан.
Правительство КБР предоставляет Управлению Министерства по налогам и сборам РФ и Лицензионной палате при Правительстве КБР право отзыва лицензий хозяйствующих субъектов, реализующих немаркированную голографическими идентификационными марками табачную продукцию, хотя действующее федеральное законодательство (Федеральный закон N 158 от 25.09.98 г.) такого основания отзыва лицензии не предусматривает.
Указание Правительства КБР правоохранительным и налоговым органам конфисковывать немаркированную голографическими идентификационными марками табачную продукцию противоречит решениям Конституционного суда РФ от 20.05.97 г., 03.12.98 г. N 201 о том, что конфискация имущества в виде санкции за административное правонарушение возможна только по решению суда.
На основании Федерального закона от 29.12.98 г. N 192 реализация конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров и тех товаров, которые переданы в доход государства, осуществляется таможенными или налоговыми органами. Однако по постановлению Правительства КБР реализация через торговую сеть конфискованной правоохранительными органами продукции осуществляется Кабардино-Балкарским республиканским потребительским союзом.
При таких данных суд считает, что в части введения голографических идентификационных марок на табачные изделия, реализуемые на территории республики, постановление Правительства КБР N 446 от 9 октября 1999 года противоречит федеральному законодательству и его необходимо признать в этой части недействующим и не подлежащим применению со дня вступления его в силу, т. е. с момента официального опубликования.
На основании изложенного, руководствуясь главой 24-1, ст. ст. 191-197 ГПК РСФСР, суд решил:
удовлетворить заявление прокурора Кабардино-Балкарской Республики.
Признать постановление Правительства КБР N 446 от 9 октября 1999 года "Об усилении контроля за рынком алкогольной продукции и табачных изделий и защите прав потребителей на приобретение качественных товаров в КБР", в части введения голографических идентификационных марок на табачные изделия, реализуемые на территории республики, противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня его опубликования - с 28 октября 1999 года.
Решение может быть опротестовано и обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в 10-дневный срок через Верховный суд КБР.
Судья Верховного Суда
Кабардино-Балкарской
Республики |
Ж.В.Кудрявцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 22 июня 2000 г.
Текст решения опубликован в газете "Кабардино-Балкарская Правда" от 2 августа 2000 г. N 150 ( 19988 )
Решение вступает в силу 10 июля 2000 г.