Конституционный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе Председателя А.С. Геляхова, судей Г.Н. Адамова, В.В. Бликановой, Б.X. Кумыкова, с участием постоянного представителя парламента КБР в Конституционном Суде КБР А.В. Хамукова - представителя стороны, обратившейся с запросом в Конституционный Суд КБР; заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия КБР Ю.А. Ахаминова - представителя стороны, принявшей оспариваемый нормативный акт, руководствуясь статьей 122 пункт "а" части второй, пункт "а" части третьей Конституции КБР, подпунктом "а" пункта 1 части первой и подпунктом "а" пункта 2 части второй статьи 3, частью первой, подпунктами "а", "б" части второй статьи 21, статьями 68, 69, 70 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности постановления Правительства КБР от 10 июля 1999 года N 317 "Об утверждении устава Республиканского фонда стимулирования развития личных подсобных (частных) хозяйств".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Совета Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики о проверке конституционности названного постановления Правительства КБР, направленный в Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с постановлением Совета Республики Парламента КБР от 23 сентября 1999 года N 313-П-СР.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Кабардино-Балкарской Республики указанное постановление Правительства КБР.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Б.X. Кумыкова, объяснения представителей сторон, изучив имеющиеся в деле материалы, Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики установил:
Оспариваемое в запросе Совета Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики постановление Правительства КБР от 10 июля 1999 года N 317 "Об утверждении устава Республиканского фонда стимулирования развития личных подсобных (частных) хозяйств" принято во исполнение Указа Президента Кабардино-Балкарской Республики от 21 июня 1999 года N 41 "О мерах по стимулированию производства и заготовок сельскохозяйственной продукции у населения" и регламентирует правовые основы деятельности фонда, его назначение, источники финансирования, порядок осуществления контроля за использованием средств фонда.
Источниками средств фонда определены:
- средства, поступающие в республиканский (КБР) бюджет от введения системы идентификации качества алкогольной продукции и табака;
- 25 процентов средств, предусмотренных в республиканском (КБР) бюджете на дотацию животноводства и растениеводства;
- 15 процентов средств, предусмотренных в республиканском (КБР) бюджете на поддержку крестьянских и фермерских хозяйств;
- 0,3 процента отчислений от прибыли перерабатывающей промышленности;
- кредиты и другие заемные средства;
- добровольные взносы, благотворительные пожертвования, поступающие от граждан, учреждений, организаций и общественных объединений, и иные источники, не запрещенные действующим законодательством.
23 сентября 1999 года Совет Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики, полагая, что, приняв указанное постановление, Правительство КБР нарушило ряд положений Конституции Кабардино-Балкарской Республики, обратился в Конституционный Суд КБР с запросом о признании постановления от 10 июля 1999 года N 317 "Об утверждении устава Республиканского фонда стимулирования развития личных подсобных (частных) хозяйств" не соответствующим Конституции Кабардино-Балкарской Республики.
По мнению Совета Республики Парламента КБР, упомянутое постановление Правительства КБР нарушает требования:
пункта "л" части первой статьи 100 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, в соответствии с которым распределение средств республиканского бюджета и перераспределение их на другие цели относится к совместному ведению палат Парламента Кабардино-Балкарской Республики;
пункта "м" части первой статьи 100 Конституция Кабардино-Балкарской Республики, из которого вытекает, что образование государственного внебюджетного фонда Кабардино-Балкарской Республики, утверждение его бюджета и контроль за его исполнением относятся к совместному ведению палат Парламента Кабардино-Балкарской Республики;
статей 10, 16, 73 Конституции КБР, устанавливающих принцип разделения государственной власти в КБР на законодательную, исполнительную и судебную, обязанность Правительства КБР соблюдать Конституцию и законы КБР, недопустимость принятия Правительством республики нормативных правовых актов по вопросам, не относящимся к его ведению.
Конституцией Кабардино-Балкарской Республики (пункт "а" части второй статьи 122) палатам Парламента КБР предоставлено право на обращение в Конституционный Суд КБР с запросом о проверке конституционности нормативных правовых актов Правительства КБР. Запрос Совета Республики Парламента КБР в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 69 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" является допустимым, поскольку заявитель считает оспариваемое постановление неконституционным и не подлежащим применению.
В судебном заседании представитель Парламента, в соответствии с частью третьей статьи 37 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики", частично изменил позицию Совета Республики по рассматриваемому делу и исключил из запроса просьбу о проверке соответствия оспариваемого постановления Правительства КБР пункту "м" части первой статьи 100 Конституции КБР.
В связи с этим Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики не входит в обсуждение первоначальных доводов заявителя о нарушении требований пункта "м" части первой статьи 100 Конституции КБР и оставляет их без рассмотрения.
Конституционный Суд КБР, разрешая данное дело, воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств, решает исключительно вопросы права. В соответствии со статьей 70 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" суд проверяет конституционность оспариваемого постановления Правительства КБР с точки зрения установленного Конституцией КБР разграничения компетенции между органами государственной власти КБР.
Совет Республики Парламента КБР, обосновывая свою позицию о неконституционности постановления Правительства КБР от 10 июля 1999 года N 317, утверждает, что Правительство республики, направив в фонд стимулирования развития личных подсобных (частных) хозяйств бюджетные средства в виде 25 и 15 процентов от сумм, предназначенных соответственно на дотацию животноводства и растениеводства, на поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств, внесло изменения в республиканский бюджет 1999 года, перераспределило бюджетные средства и направило их на другие, не предусмотренные бюджетом цели. По мнению заявителя, Правительство не имело на это права, так как эти вопросы относятся к совместному ведению палат Парламента КБР.
Проанализировав доводы заявителя и исследовав материалы дела, Конституционный Суд констатирует следующее.
В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством, регулирующим бюджетный процесс, исполнение бюджета и управление бюджетными средствами отнесено к сфере деятельности органов исполнительной власти. В Кабардино-Балкарской Республике обеспечение исполнения республиканского бюджета также возложено на Правительство Кабардино-Балкарской Республики (статья 15 Закона КБР "О Правительстве Кабардино-Балкарской Республики" от 20 февраля 1999 года N 5-РЗ).
В процессе исполнения бюджета исполнительный орган, в данном случае Правительство КБР, может вносить изменения по расходам бюджета в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации. Это право напрямую закреплено в Законе РФ "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" от 15 апреля 1999 г. N 4807-1 (статья 26), действовавшем на момент принятия оспариваемого постановления.
Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 159-ФЗ Закон РФ "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" признан утратившим силу с 1 января 2000 года
Как явствует из Устава фонда стимулирования развития личных подсобных (частных) хозяйств, основными целями его создания являются оказание государственной поддержки населению по развитию личных подсобных хозяйств, увеличению в них производства сельхозпродукции, а также предоставление финансовых средств заготовительным организациям для закупок продукции, произведенной в личных хозяйствах.
Денежные средства, часть из которых Правительство КБР направило в упомянутый фонд, в бюджете Кабардино-Балкарской Республики 1999 года предназначались на эти же цели, - а именно на помощь фермерским хозяйствам - тем же частным производителям сельхозпродукции, на поддержку животноводства и растениеводства, а в целом на развитие сельского хозяйства республики.
Приведенные факты подтверждают, что Правительство КБР не вносило изменений в бюджет республики, требующих законодательного оформления, а в ходе его исполнения использовало денежные средства по назначению, перераспределив их в рамках одной и той же статьи "Сельское хозяйство" функциональной структуры расходов республиканского бюджета КБР на 1999 год, разработанной в соответствии с Законом РФ "О бюджетной классификации Российской Федерации" от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ (статья 11) и в пределах утвержденных Парламентом КБР ассигнований.
С учетом этих обстоятельств Конституционный Суд КБР считает, что доводы заявителя о том, что Правительство КБР превысило свои полномочия, вторглось в компетенцию Парламента КБР и тем самым нарушило требования пункта "л" части первой статьи 100 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, в ходе судебного разбирательства своего подтверждения не нашли.
Принцип разделения властей, закрепленный в общей форме в статье 10 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Парламента, Президента, Правительства и судов КБР. При этом выделение функции принятия законов и наделение соответствующей компетенцией Парламента сочетается с правом Президента в соответствии с частями первой и второй статьи 86 Конституции КБР издавать указы, в том числе нормативного характера, и с правом Правительства издавать постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, законов и нормативных указов Президента Кабардино-Балкарской Республики. Указанное право Президента производно от его конституционного статуса главы республики и гаранта Конституции Кабардино-Балкарской Республики, поскольку в соответствии с частью второй статьи 78 Конституции Президент Кабардино-Балкарской Республики "обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти". Управленческие акты исполнительного характера, издаваемые Правительством, связаны с неизбежным наделением органов исполнительной власти правом свободного усмотрения при принятии решений в рамках, определенных законом, и находятся в полном соответствии с кругом полномочий Правительства, предусмотренных статьями 112, 113, 114 Конституции Кабардино-Балкарской Республики.
Изложенное свидетельствует о том, что, принимая оспариваемое постановление, Правительство действовало в пределах своих полномочий и компетенции, в соответствии с Конституцией Кабардино-Балкарской Республики, Законом КБР "О Правительстве Кабардино-Балкарской Республики" и не допустило нарушений требований статей 10, 16, 73 и 100 Конституции Кабардино-Балкарской Республики.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 54, 55, 56, 57, 58, 70, 71 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики", Конституционный Суд КБР постановил:
1. Признать постановление Правительства КБР от 10 июля 1999 г. N 317 "Об утверждении устава Республиканского фонда стимулирования развития личных подсобных (частных) хозяйств" соответствующим Конституции Кабардино - Балкарской Республики и принятым Правительством КБР в пределах своей компетенции.
2. Согласно статье 62 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино - Балкарской Республики", настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
3. Настоящее постановление подлежит опубликованию в газетах "Кабардино - Балкарская правда", Адыгэ псалъэ", "Заман".
Конституционный Суд
Кабардино-Балкарской
Республики
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 февраля 2000 г. N П-1-2 "По делу по запросу Совета Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики о проверке конституционности постановления Правительства КБР от 10 июля 1999 года N 317 "Об утверждении устава Республиканского фонда стимулирования развития личных подсобных (частных) хозяйств"
Текст постановления опубликован в газете "Кабардино-Балкарская Правда" N 29 ( 19867 ) от 15 февраля 2000 г.