В целях разработки комплексного и сбалансированного прогноза социально - экономического развития Кабардино-Балкарской Республики Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Принять к сведению информацию министра экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики Х.В. Шеожева об основных макроэкономических показателях прогноза и сценарных условиях развития экономики и социальной сферы Кабардино - Балкарской Республики в 2003 году (приложение 1).
2. Утвердить перечень экономических показателей, представляемых Министерством экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики, в составе прогноза социально - экономического развития Кабардино-Балкарской Республики в 2003 году (приложение 2).
3. Рекомендовать администрациям местного самоуправления городов и районов республики:
до 25 августа 2002 г. представить государственным заказчикам республиканских программ и в Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики предложения о финансировании за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики реализуемых республиканских программ, подлежащих финансированию в 2003 году;
до 1 сентября 2002 г. разработать прогноз социально - экономического развития подведомственных территорий по прилагаемому перечню показателей (приложение 3).
4. Государственным заказчикам республиканских целевых программ представить до 30 августа 2002 г. бюджетные заявки на ассигнования для их реализации из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на 2003 г.
5. Контроль возложить на министра экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики Х.В. Шеожева.
Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской
Республики |
Х.Чеченов |
Сценарные условия
функционирования экономики Кабардино-Балкарской Республики в 2003 году
Сценарные условия социально - экономического развития КБР в 2003 году разработаны на основе анализа социально - экономического развития КБР за предшествующий период, оценки основных макроэкономических показателей в 2002 году и параметров программы социально - экономического развития КБР на период до 2006 года.
Сценарные условия определяют основные целевые параметры, приоритеты и направления экономической политики, ограничения и факторы экономического и социального развития республики в 2003 году.
Непосредственно из анализа факторов, воздействующих на социально - экономическое развитие республики, можно сделать следующие выводы, применимые при формировании экономической политики в 2003 году:
1. Основные факторы развития в 2002 году
Отличительной чертой сложившейся в первом полугодии экономической ситуации явилась активизация воздействия ряда негативных тенденций.
Среди факторов, повлиявших на замедление темпов экономического роста, в первом полугодии 2002 года наиболее значимыми явились:
- неблагоприятное воздействие внешних факторов: на экономику КБР сильное влияние стали оказывать колебания конъюнктуры на мировых рынках нефти, металла. Это проявилось на результатах деятельности трех ведущих предприятий промышленности (ОАО "Гидрометаллург", ОАО "Машиностроительный завод", ЗАО "Кавказкабель");
- увеличение издержек предприятий реального сектора экономики (как из-за опережающей по сравнению с инфляцией динамики цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, так и за счет устойчивого роста реальной заработной платы, причем темпами, превышающими рост производительности труда);
- циклическое замедление, вызванное корректировкой и реструктуризацией производственных программ предприятий, что связано с выходом на новые сегменты рынка и освоением спросовых компонентов;
- сокращение поступления налогов в республиканский бюджет в связи с изменением порядка уплаты акцизов на винно - водочную продукцию и этиловый спирт;
- неблагоприятные природно - климатические условия, влекущие за собой причинение колоссального материального ущерба социальной сфере и производственным отраслям, снижение уровня материального благополучия значительной части населения;
Тенденции, продолжающие оказывать влияние на экономическую ситуацию в начале 2002 года, показывают, что развитие экономики республики по основным макроэкономическим параметрам проходит близким к консервативному варианту прогноза социально - экономического развития на текущий год.
Таким образом, проведенный анализ социально - экономического развития показал, что основными тенденциями начала 2002 года явились:
- Снижение темпов роста экономики.
- Рост издержек производства и ухудшение финансового состояния предприятий.
- Замедление роста инвестиционной активности.
- Повышение социальной и дотационной нагрузки на бюджеты всех уровней.
Для того, чтобы эти проблемы не стали непреодолимым препятствием для сохранения наметившихся в последние три года позитивных тенденций развития экономики, необходимо обеспечение макроэкономической стабильности как в краткосрочном, так и среднесрочном и долгосрочном периодах.
2. Основные цели и задачи на прогнозируемый период
Главной целью социально - экономической политики Правительства КБР на предстоящую перспективу является:
- формирование условий функционирования экономики, благоприятствующих вовлечению в хозяйственный оборот с наибольшей эффективностью использования всего имеющегося потенциала природных, производственных и иных ресурсов;
- проведение режима жесткой программы экономии, снижение энергоемкости и повышение эффективности использования энергоресурсов во всех секторах экономики;
- снижение уровня бедности и сокращение дифференциации доходов населения за счет дальнейшего повышения оплаты труда, обеспечение эффективного уровня занятости трудоспособного населения;
- расширение внутренних финансовых источников инвестиций, содействие хозяйствующим субъектам в реализации режима интенсивного обновления производственного потенциала (основных фондов);
- превращение бюджета в активный инструмент государственной экономической политики, что предполагает в первую очередь повышение эффективности расходования бюджетных средств и ликвидацию избыточных государственных обязательств;
- повышение экономической самостоятельности и ответственности городов и районов на основе разграничения функций и полномочий, источников формирования финансовых ресурсов между республиканским и местными бюджетами.
3. Сценарии социально-экономического развития на 2003 год
Разработка основных параметров социально - экономического развития проводится по двум вариантам.
Первый вариант базируется на обязательном выполнении задач и параметров Программы социально - экономического развития республики на 2002 - 2006 гг., составленной с учетом имеющегося потенциала природных, трудовых и производственных ресурсов.
Второй вариант исходит из принципа реалистически консервативного прогноза, включающего в себя вероятную, но менее благоприятную комбинацию внешних и внутренних факторов.
Оба варианта опираются на утвержденные Правительством Российской Федерации и Центральным Банком условия экономической политики, влияние на которые со стороны Правительства КБР существенно ограничено. Важнейшими из этих условий являются:
- уровень инфляции;
- реальный курс рубля;
- тарифная политика в отношении продукции и услуг естественных монополий;
- ставки налогов, механизм их расщепления между федеральным и региональными бюджетами;
- размер экспортных пошлин и импортных тарифов.
К внутренним условиям, в решающей степени определяющим параметры социально - экономического развития республики, ее административно - территориальных составляющих, следует отнести:
- состояние производственных фондов, степень их износа и инвестиционные возможности хозяйствующих субъектов по их обновлению;
- конкурентоспособность производимой продукции и наличие сформированного портфеля заказов на прогнозируемый объем и структуру продукции;
- повышение эффективности использования государственной поддержки агропромышленного комплекса;
- достижение прозрачности итогов деятельности коллективных сельхозорганизаций, создание надежной правовой системы, позволяющей сформировать принцип их подотчетности местным советам самоуправления;
- опережающее развитие предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;
- повышение эффективности использования государственных инвестиций;
- оптимизация структуры цен и тарифов на электроэнергию, газ, жилищно - коммунальные услуги;
- повышение оплаты труда, рост ее тарифной части, сокращение объемов скрытой заработной платы, увеличение доли фонда заработной платы в валовом региональном продукте;
- обеспечение эффективной государственной поддержки малого предпринимательства путем оптимизации системы налогообложения, содействие в привлечении инвестиционных ресурсов на реализацию наиболее привлекательных инвестиционных бизнес - проектов.
Сценарные условия функционирования городов и районов республики основаны на сохранении благоприятных тенденций развития отраслей специализации, объемообразующих и налогонаполняющих предприятий территорий. Прогнозы развития городов и районов должны быть направлены на раскрытие потенциальных возможностей всех секторов экономики муниципальных образований и формирование собственной доходной базы бюджетов муниципальных образований.
Должны получить дальнейшее совершенствование межбюджетные отношения на основе принципов:
единства экономического пространства;
соответствия ресурсов полномочиям;
согласованного формирования и осуществления единой экономической политики Правительства Кабардино-Балкарской Республики и глав администраций местного самоуправления.
Прогнозируемые темпы развития базовых отраслей должны быть в первую очередь направлены на недопущение снижения достигнутой доли муниципальных образований в общереспубликанских показателях.
Приложения 2, 3 не приводятся
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27 июля 2002 г. N 317 "О сценарных условиях социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики в 2003 году"
Текст постановления опубликован в газете "Кабардино-Балкарская Правда" от 23 августа 2002 г. N 167