Закон Кабардино-Балкарской Республики от 21 июня 1997 г. N 19-РЗ
"О государственной службе Кабардино-Балкарской Республики"
(принят Советом Республики Парламента
Кабардино-Балкарской Республики 13 марта 1997 г.)
7 января 1999 г., 10 августа 2001 г., 1 ноября, 12 ноября 2002 г.
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 12 ноября 2002 г. N 73-РЗ в настоящий закон внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования упомянутого закона
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере государственной службы Кабардино-Балкарской Республики (далее - государственная служба) и правовое положение государственных служащих Кабардино-Балкарской Республики (далее - государственные служащие).
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1-6)
Глава II. Организация государственной (ст.ст. 7-11)
службы
Глава III. Правовое положение (ст.ст. 12-23)
государственного служащего
Глава IV. Прохождение государственной (ст.ст. 24-30)
службы
Глава V. Обеспечение эффективности (ст.ст. 31-35)
государственной службы
Глава I.
Общие положения
Статья 1. Государственная должность
1. Государственная должность - должность в органах государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, а также в иных государственных органах (далее - государственные органы), образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, Конституцией Кабардино-Балкарской Республики, республиканскими Законами, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
2. Государственные должности подразделяются на:
а) государственные должности категории "А" - должности, Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, Конституцией Кабардино-Балкарской Республики, республиканскими Законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент Кабардино-Балкарской Республики, вице-президент Кабардино-Балкарской Республики, Секретарь Совета безопасности Кабардино-Балкарской Республики, Премьер-министр (Председатель Правительства) Кабардино-Балкарской Республики и его заместители, Председатели палат Парламента Кабардино-Балкарской Республики, заместители председателей палат Парламента Кабардино-Балкарской Республики, сопредседатели Комитета по межнациональным отношениям Парламента Кабардино-Балкарской Республики, председатели постоянных комиссий и депутаты Парламента Кабардино-Балкарской Республики, министры, председатели государственных комитетов, судьи, председатель, заместитель председателя и секретарь Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики и другие).
Размер и виды денежного содержания лиц, замещающих государственные должности категории "А", определяются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики;
б) государственные должности категории "Б" - должности, учреждаемые в установленном законодательством Кабардино-Балкарской Республики порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А";
в) государственные должности категории "В" - должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.
Перечень государственных должностей категорий "А", "Б" и "В" дается в Реестре государственных должностей в Кабардино-Балкарской Республике в соответствии с Реестром государственных должностей в Российской Федерации.
В целях технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям.
3. Государственная должность государственной службы - государственная должность категорий "Б" или "В", включенная в Реестр государственных должностей государственной службы Кабардино-Балкарской Республики.
Реестр государственных должностей государственной службы Кабардино-Балкарской Республики является частью Реестра государственных должностей в Кабардино-Балкарской Республике, утверждаемого Президентом Кабардино-Балкарской Республики.
4. В Реестр государственных должностей государственной службы Кабардино-Балкарской Республики включаются государственные должности категорий "Б" и "В", классифицированные по группам. К указанному Реестру прилагаются перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим государственные должности государственной службы.
Статья 2. Государственная служба
1. Под государственной службой Кабардино-Балкарской Республики в настоящем Законе понимается профессиональная деятельность лиц, замещающих государственные должности категорий "Б" и "В" и обеспечивающих реализацию полномочий органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации.
2. Государственная служба Кабардино-Балкарской Республики осуществляется в аппаратах высших органов государственной власти, Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики, а также в иных государственных органах Кабардино-Балкарской Республики, создаваемых в установленном законом порядке.
3. Государственная служба на государственных должностях категории "Б" ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории "А".
Статья 3. Государственный служащий
1. Государственным служащим Кабардино-Балкарской Республики является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законами Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
2. Государственные служащие органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Кабардино-Балкарской Республики, признаются государственными служащими Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации.
Статья 4. Основные задачи государственной службы
Основными задачами государственной службы являются:
а) обеспечение государственности, территориальной целостности, социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики и защита конституционных прав и свобод граждан Кабардино-Балкарской Республики;
б) осуществление государственной власти на основе Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, Конституции Кабардино-Балкарской Республики, республиканских Законов, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 5. Принципы государственной службы
Государственная служба основана на принципах:
а) верховенства Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, Конституции Кабардино-Балкарской Республики, республиканских Законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
б) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
в) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и федеральными органами Российской Федерации;
г) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;
д) равного доступа граждан к государственной службе;
е) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики;
ж) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;
з) профессионализма и компетентности государственных служащих;
и) гласности в осуществлении государственной службы;
к) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
л) внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства;
м) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах;
н) социальной и правовой защищенности государственных служащих.
Статья 6. Законодательство Кабардино-Балкарской Республики о государственной службе
1. Законодательство Кабардино-Балкарской Республики о государственной службе основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", иных федеральных законов, Конституции Кабардино-Балкарской Республики и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики, устанавливающих особенности правового регулирования государственной службы и правового положения государственных служащих.
2. Особенности государственной службы в отдельных государственных органах могут устанавливаться иными законами на основании настоящего Закона.
3. На государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Законом.
4. На государственных служащих, замещающих должности категории "Б", распространяется действие настоящего Закона с ограничениями, предусмотренными пунктом 3 статьи 2.
5. Под термином "действующее законодательство" в настоящем Законе понимаются действующие нормативные правовые акты Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
До принятия соответствующих нормативных правовых актов по вопросам ведения Кабардино-Балкарской Республики применяются нормативные правовые акты Российской Федерации.
Глава II.
Организация государственной службы
Статья 7. Классификация государственных должностей государственной службы
1. Государственные должности государственной службы подразделяются на следующие группы:
высшие государственные должности государственной службы (5-я группа);
главные государственные должности государственной службы (4-я группа);
ведущие государственные должности государственной службы (З-я группа);
старшие государственные должности государственной службы (2-я группа);
младшие государственные должности государственной службы (1-я группа).
2. Государственные должности государственной службы подразделяются по специализациям, предусматривающим наличие у государственного служащего для исполнения обязанностей по государственной должности государственной службы одной специализации соответствующего профессионального образования.
Специализация государственных должностей государственной службы устанавливается в зависимости от функциональных особенностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов.
3. В квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности государственной службы, включаются требования к:
а) уровню профессионального образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы;
б) стажу и опыту работы по специальности;
в) уровню знаний Конституции Кабардино-Балкарской Республики и Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов Кабардино-Балкарской Республики применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей;
г) знанию обычаев и традиций народов Кабардино-Балкарской Республики.
4. Гражданам, претендующим на государственную должность государственной службы, необходимо иметь:
а) для высших и главных государственных должностей государственной службы - высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации государственных должностей государственной службы;
б) для ведущих и старших государственных должностей государственной службы - высшее профессиональное образование по специальности "государственное управление" либо по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным;
в) для младших государственных должностей государственной службы - среднее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным.
Решение о признании образования равноценным принимается федеральным органом по вопросам государственной службы.
5. Другие требования к государственным должностям государственной службы могут устанавливаться законами Кабардино-Балкарской Республики, а также нормативными актами государственных органов - в отношении государственных служащих этих государственных органов.
Статья 8. Квалификационные требования к стажу и опыту работы по специальности
По государственным должностям государственной службы устанавливаются следующие квалификационные требования к стажу и опыту работы по специальности:
высшие государственные должности - стаж государственной службы на главных государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет;
главные государственные должности - стаж государственной службы на ведущих государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет;
ведущие государственные должности - стаж государственной службы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет;
старшие государственные должности - стаж работы по специальности не менее трех лет;
младшие государственные должности - без предъявления требований к стажу.
Другие квалификационные требования по соответствующим государственным должностям устанавливаются нормативными актами государственных органов или их аппаратов с учетом особенностей предмета ведения этих государственных органов.
Статья 9. Квалификационные разряды государственных служащих
1. По результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственным служащим присваиваются квалификационные разряды.
Квалификационные разряды государственных служащих указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп.
Порядок проведения квалификационных экзаменов, присвоения квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные государственные должности государственной службы, аттестации государственных служащих устанавливается федеральным законом.
2. Государственным служащим Кабардино-Балкарской Республики, замещающим государственные должности соответствующей группы, присваиваются следующие квалификационные разряды:
- действительный государственный советник Кабардино-Балкарской Республики 1, 2 и З-го класса - государственным служащим, замещающим высшие государственные должности (5-я группа) государственной службы;
- государственный советник Кабардино-Балкарской Республики 1, 2 и З-го класса государственным служащим, замещающим главные государственные должности (4-я группа) государственной службы;
- советник Кабардино-Балкарской Республики 1, 2 и З-го класса - государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности (З-я группа) государственной службы;
- советник государственной службы 1, 2 и З-го класса - государственным служащим, замещающим старшие государственные должности (2-я группа) государственной службы;
- референт государственной службы 1, 2 и З-го класса - государственным служащим, замещающим младшие государственные должности (1-я группа) государственной службы.
Статья 10. Порядок присвоения и сохранения квалификационных разрядов
1. Квалификационные разряды присваиваются государственным служащим в следующем порядке:
а) присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников Кабардино-Балкарской Республики, государственных советников Российской Федерации производится Президентом Российской Федерации;
б) советника Кабардино-Балкарской Республики 1, 2 и З-го класса, советника государственной службы Кабардино-Балкарской Республики 1, 2 и З-го класса - Президентом Кабардино-Балкарской Республики по представлению соответствующего руководителя республиканского органа государственной власти или его аппарата, иного государственного органа, образованного в соответствии с Конституцией Кабардино-Балкарской Республики;
в) референта государственной службы 1, 2 и З-го класса - руководителем государственного органа в соответствии с нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики.
2. Руководитель государственного органа в порядке поощрения без сдачи государственным служащим государственного квалификационного экзамена или прохождения аттестации вправе ходатайствовать о присвоении ему за особые отличия при прохождении государственной службы очередного квалификационного разряда советника Кабардино-Балкарской Республики 1, 2 или З-го класса и внести соответствующее предложение в Совет по вопросам государственной службы при Президенте Кабардино-Балкарской Республики.
3. Решение о присвоении государственному служащему квалификационного разряда оформляется соответственно актом Президента Кабардино-Балкарской Республики или приказом (распоряжением либо иным актом) руководителя государственного органа.
Соответствующая запись вносится в личное дело государственного служащего.
4. Со дня присвоения государственному служащему квалификационного разряда ему устанавливается надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд в порядке и размерах, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
5. При переводе (переходе) государственного служащего в другой государственный орган или на другую государственную должность, либо при прекращении государственной службой квалификационный разряд, присвоенный государственному служащему, сохраняется.
Статья 11. Личное дело государственного служащего, Реестр государственных служащих
1. Прохождение государственной службы отражается в личном деле государственного служащего. Личное дело государственного служащего ведется кадровой службой соответствующего государственного органа и при переводе государственного служащего на новое место государственной службы передается по указанному месту государственной службы. Ведение нескольких личных дел одного государственного служащего не допускается.
2. Сведения о государственных служащих, в том числе сведения о государственных служащих, включенных в резерв на выдвижение на вышестоящие государственные должности государственной службы, вносятся в Реестр государственных служащих Кабардино-Балкарской Республики.
Порядок ведения личных дел и реестров государственных служащих осуществляется в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики.
Сбор и внесение в личные дела и реестры государственных служащих сведений об их политической и религиозной принадлежности, о частной жизни запрещаются.
Глава III.
Правовое положение
государственного служащего
Статья 12. Права государственного служащего
1. Государственный служащий имеет право на:
а) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;
б) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
в) посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
г) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
д) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;
е) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации и служебных заслуг;
ж) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений, а также проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
з) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации в соответствии с функциями и полномочиями по занимаемой государственной должности;
и) пенсионное обеспечение;
к) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
л) внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции;
м) выход в отставку.
2. Государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, несоблюдения гарантий правовой, социальной защиты государственного служащего, увольнения с государственной службы.
Статья 13. Основные обязанности государственного служащего
Государственный служащий обязан:
а) обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Кабардино-Балкарской Республики и Конституции Российской Федерации, реализацию федеральных законов и законов Кабардино-Балкарской Республики, в том числе регулирующих сферу его полномочий;
б) добросовестно исполнять должностные обязанности;
в) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
г) исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
д) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики;
е) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;
ж) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;
з) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.
Статья 14. Ограничения, связанные с государственной службой
1. Государственный служащий не вправе:
а) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
б) быть депутатом Совета Республики Парламента Кабардино - Балкарской Республики и Советов местного самоуправления.
в) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом Кабардино-Балкарской Республики или если в порядке, установленном законом Кабардино-Балкарской Республики, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
г) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
д) использовать в неслужебных целях средства материально - технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
е) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
ж) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей;
з) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
и) принимать участие в забастовках;
к) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных объединений для пропаганды отношения к ним.
2. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
3. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 15. Поощрения государственного служащего
1. Достижения по службе и исключительная верность долгу и присяге государственных служащих подлежат государственному признанию.
Государственным признанием заслуг являются награждение орденами и медалями и присвоение почетных званий Российской Федерации, а также присвоение почетных званий и награждение почетными грамотами Кабардино-Балкарской Республики. Основания и порядок награждения государственных служащих устанавливаются законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
2. За успешное и добросовестное исполнение своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к государственному служащему применяются следующие поощрения:
а) объявление благодарности;
б) выдача премии;
в) награждение ценным подарком;
г) награждение Почетной грамотой;
д) занесение в Книгу почета, на Доску почета;
е) присвоение почетного звания и награждение государственной наградой.
3. Государственному служащему выплачивается денежное вознаграждение за выслугу лет на государственной службе, а также премия по итогам службы за квартал и за год, за выполнение заданий особой важности и сложности.
Статья 16. Сведения о доходах государственного служащего и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности
1. Гражданин при поступлении на государственную службу, а также государственный служащий ежегодно обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о своих доходах и принадлежащем им на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения.
2. Непредставление, искажение или сокрытие сведений о доходах и имущественном положении являются основанием для отказа в приеме на государственную службу или для привлечения государственного служащего к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
3. Поступающие в органы налоговой инспекции сведения, указанные в настоящей статье, составляют служебную тайну.
Статья 17. Ответственность государственного служащего
1. Государственные служащие, нарушающие служебную дисциплину, допускающие халатность и небрежное отношение к исполнению служебных обязанностей и положений, установленных настоящим Законом, трудовым законодательством Российской Федерации, положениями об отдельных видах государственной службы или должностными инструкциями, подлежат привлечению к дисциплинарной ответственности.
2. На государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания:
а) замечание;
б) выговор;
в) строгий выговор;
г) предупреждение о неполном служебном соответствии;
д) увольнение.
3. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц) до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.
Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя, указанного в пункте 2 настоящей статьи.
4. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается действующим законодательством.
5. Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.
Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.
6. Государственный служащий несет предусмотренную действующим законодательством ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.
Статья 18. Гарантии для государственного служащего
1. Государственному служащему гарантируются:
а) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;
б) денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные эаконами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики;
в) ежегодный оплачиваемый отпуск;
г) медицинское обслуживание, включая членов его семьи, в том числе и после выхода на пенсию;
д) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения;
е) обязательность получения его согласия на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством;
ж) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
з) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;
и) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы;
к) защита его и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном действующим законодательством.
2. Государственному служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляются жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов в случаях и порядке, установленных законами Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
3. Государственному служащему в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи со служебными командировками, с приемом на государственную службу, переводом на государственную должность государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья.
4. Федеральными законами и законами Кабардино-Балкарской Республики могут быть предусмотрены и иные гарантии для государственного служащего.
Статья 19. Правовое положение государственного служащего при ликвидации и реорганизации государственного органа
1. При ликвидации государственного органа или сокращении его штата государственному служащему в случае невозможности предоставления работы в том же государственном органе должна быть предложена другая государственная должность государственной службы в другом государственном органе с учетом его профессии, квалификации и занимаемой ранее должности.
2. При невозможности трудоустройства государственному служащему заключившему трудовой договор на неопределенный срок, гарантируются переподготовка (переквалификация) с сохранением на период переподготовки (переквалификации) денежного содержания по занимаемой до увольнения государственной должности государственной службы и непрерывного трудового стажа, а также предоставление возможности замещения иной государственной должности государственной службы.
При увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением штата государственному служащему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев (без зачета выходного пособия). В случае непредоставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией государственный служащий остается в Реестре государственных служащих (с указанием в резерве) с сохранением в течение года непрерывного стажа государственной службы.
Статья 20. Денежное содержание государственного служащего
1. Денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы.
Размер должностного оклада, размер и порядок установления надбавок к должностному окладу, а также размер расходов на компенсационные выплаты и оплату предоставленных социальных услуг устанавливаются республиканским законом, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 21. Стаж и условия государственной службы
1. Стаж государственной службы государственного служащего, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение пенсии за выслугу лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию, включает в себя время работы (в том числе на выборных должностях) в государственных органах, на должностях в органах местного самоуправления.
Включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральным законом и законом Кабардино-Балкарской Республики.
2. Продолжительность служебного времени на государственной службе составляет 40 часов в неделю. Для отдельных категорий государственных служащих законом может быть установлена сокращенная продолжительность служебного времени.
3. При служебной необходимости, в порядке исключения, руководитель государственного органа вправе увеличить служебное время до 10 часов в месяц с компенсацией, предоставляемой в соответствии с действующим законодательством.
Статья 22. Отпуск государственного служащего
1. Государственным служащим Кабардино-Балкарской Республики устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
За выслугу лет предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск следующей продолжительности:
а) от 5 до 10 лет работы - 5 календарных дней;
б) от 10 до 15 лет работы - 10 календарных дней;
в) свыше 15 лет работы - 15 календарных дней.
2. Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск суммируются и по желанию государственного служащего могут предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней.
3. Государственному служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года, если иное не предусмотрено законом.
Статья 23. Пенсионное обеспечение государственного служащего и членов его семьи
Пенсионное обеспечение государственного служащего в Кабардино - Балкарской Республике производится в порядке, предусмотренном федеральным и республиканским законодательством.
Лицу, замещавшему государственную должность государственной службы Кабардино-Балкарской Республики, в соответствии с республиканским законом при увольнении назначается пенсия за выслугу лет. Указанная пенсия назначается при наличии 12 лет 6 месяцев стажа государственной службы у мужчин и 10 лет указанного стажа у женщин в размере 55 процентов месячного денежного содержания по должности, занимаемой на день прекращения государственной службы или на день достижения возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости (по их выбору), за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии с последующей индексацией на основании действующего законодательства. В случае выхода государственного служащего на пенсию по инвалидности выплаты индексируются в два раза.
Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания государственного служащего за каждый полный год выслуги свыше установленной настоящей статьей продолжительности стажа государственной службы, но сумма пенсии и базовой и страховой частей трудовой пенсии не может превышать 80 процентов его месячного денежного содержания.
Государственному служащему Кабардино-Балкарской Республики при увольнении в связи с выходом на трудовую пенсию выплачивается единовременное вознаграждение в размере среднемесячного заработка за каждый год государственной службы, но не более чем за 20 лет службы. Указанное вознаграждение выплачивается государственным органом, в котором государственный служащий замещал государственную должность.
Среднемесячный заработок исчисляется за последний год службы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В случае смерти, связанной с исполнением государственным служащим должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с государственной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Условия, порядок назначения и выплаты указанной пенсии определяются федеральным законом.
Глава IV.
Прохождение государственной службы
Статья 24. Поступление и нахождение на государственной службе
1. Право поступления на государственную службу имеют граждане Кабардино-Балкарской Республики не моложе 18 лет, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным настоящим Законом для государственных служащих.
2. При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
3. Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:
а) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
б) лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;
в) наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;
г) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
д) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
е) наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;
ж) отказа от представления сведений, предусмотренных статьей 16 настоящего Закона.
4. При поступлении на государственную службу гражданин представляет:
а) личное заявление;
б) документ, удостоверяющий личность;
в) трудовую книжку;
г) документы, подтверждающие профессиональное образование;
д) справку из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении;
е) медицинское заключение о состоянии здоровья;
ж) другие документы, если это предусмотрено действующим законодательством.
5. Сведения, представленные согласно настоящему Закону при поступлении гражданина на государственную службу, а также при решении вопроса о его назначении на высшую государственную должность государственной службы, подлежат проверке в порядке, установленном действующим законодательством.
В отдельных государственных органах федеральным законом могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, сообщаемых гражданином при поступлении на государственную службу и назначении его на высшие государственные должности государственной службы.
В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на государственную службу или назначению его на высшую государственную должность государственной службы, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в принятии его на государственную службу или назначении на высшую государственную должность государственной службы.
6. Гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.
В трудовой договор включается обязательство гражданина, поступающего на государственную службу, обеспечивать выполнение Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, Конституции Кабардино - Балкарской Республики, республиканских Законов в интересах граждан Кабардино-Балкарской Республики.
Поступление гражданина на государственную службу оформляется приказом по государственному органу о назначении его на государственную должность государственной службы.
7. Назначение впервые или вновь поступающих на государственную службу осуществляется:
а) на государственные должности государственной службы категории "Б" - по представлению соответствующих лиц, замещающих должности категории "А", либо уполномоченных ими лиц или государственных органов. Порядок подбора кандидатур определяется соответствующим государственным органом или лицом, замещающим государственную должность категории "А", в соответствии с действующим законодательством;
б) на государственные должности государственной службы 1-й группы категории "В" - соответствующим должностным лицом. Порядок подбора кандидатур определяется действующим законодательством;
в) на государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп категории "В" - по результатам конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы.
8. При прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию государственный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд. В личном деле производится запись о последней государственной должности государственной службы с указанием "в отставке".
9. На государственного служащего с его согласия может быть возложено исполнение дополнительных обязанностей по другой государственной должности государственной службы с оплатой по соглашению между руководителем государственного органа и государственным служащим.
10. В случае служебной необходимости государственный служащий с его согласия может быть командирован в другой государственный орган для исполнения должностных обязанностей по государственной должности государственной службы по его специальности на срок до двух лет.
Статья 25. Конкурс на замещение вакантной государственной должности государственной службы
1. Конкурс на замещение вакантной государственной должности государственной службы (далее - конкурс) обеспечивает право граждан Кабардино-Балкарской Республики на равный доступ к государственной службе.
2. Конкурс проводится среди граждан, подавших заявление на участие в нем, при соблюдении условий, установленных пунктами 1, 3 и 4 статьи 24 настоящего Закона.
Государственные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения.
3. Конкурс может проводиться в форме конкурса документов (на замещение вакантных государственных должностей государственной службы 2-й группы) или конкурса-испытания (на замещение вакантных государственных должностей государственной службы 3, 4 и 5-й групп).
4. Конкурсная комиссия оценивает участников конкурса документов на основании документов об образовании, о прохождении государственной службы и о другой трудовой деятельности, а также на основании рекомендаций, результатов тестирования, других документов, представляемых по решению соответствующих органов по вопросам государственной службы.
5. Конкурс-испытание проводится государственной конкурсной комиссией. Конкурс-испытание может включать в себя прохождение испытания на соответствующей государственной должности государственной службы и завершается государственным квалификационным экзаменом.
6. Конкурсные (государственные конкурсные) комиссии формируются в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 статьи 31 настоящего Закона.
7. Информация о дате, месте и об условиях проведения конкурса подлежит опубликованию в официальных печатных изданиях Кабардино-Балкарской Республики не позднее чем за месяц до проведения конкурса.
8. Каждому участнику конкурса сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения.
9. Решение конкурсной (государственной конкурсной) комиссии является основанием для назначения на соответствующую государственную должность государственной службы либо отказа в таком назначении.
10. Другие условия проведения конкурса определяются республиканскими законами и иными нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 26. Испытательный срок при замещении государственной должности государственной службы
1. Для гражданина, впервые принятого на государственную должность государственной службы, в том числе по итогам конкурса документов, или для государственного служащего при переводе на государственную должность государственной службы иной группы и иной специализации устанавливается испытательный срок на период от трех до шести месяцев.
В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда государственный служащий отсутствовал на службе по уважительным причинам.
2. На государственного служащего в период испытания распространяется действие настоящего Закона.
3. Государственному служащему до окончания срока испытания очередной квалификационный разряд не присваивается.
4. При неудовлетворительном результате испытания государственный служащий может быть переведен с его согласия на прежнюю или другую государственную должность государственной службы, а при отказе от перевода уволен.
5. Если срок испытания истек, а государственный служащий продолжает государственную службу, он считается выдержавшим испытание, и последующее увольнение допускается только по основаниям, предусмотренным законодательством.
Статья 27. Государственный квалификационный экзамен
1. Лицо при поступлении на государственную должность, а также при переводе на государственную должность другой группы либо иного профиля государственных должностей сдает государственный квалификационный экзамен по государственной должности.
Государственный квалификационный экзамен может быть проведен по инициативе государственного служащего для присвоения ему по результатам указанного экзамена очередного квалификационного разряда без последующего перевода на другую государственную должность.
2. Государственный квалификационный экзамен принимает государственная квалификационная комиссия, создаваемая в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
3. Государственная квалификационная комиссия оценивает уровень знаний гражданином Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, Конституции Кабардино - Балкарской Республики, республиканских Законов и иных законодательных актов Российской Федерации, исполняемых по соответствующей государственной должности, и его профессиональную подготовку.
4. По результатам государственного квалификационного экзамена выдается свидетельство о сдаче государственного квалификационного экзамена по соответствующей группе или профилю государственных должностей.
5. Порядок проведения квалификационных экзаменов, присвоения квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные государственные должности, аттестации государственных служащих устанавливается республиканскими законами в соответствии с федеральными законами.
Статья 28. Аттестация государственного служащего
1. Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда проводится его аттестация.
2. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.
3. Аттестации подлежит государственный служащий в возрасте до 50 лет, занимающий государственную должность.
4. Для проведения аттестации руководителем государственного органа в соответствии с требованиями действующего законодательства формируется аттестационная комиссия.
5. В случае признания аттестационной комиссией государственного служащего несоответствующим занимаемой государственной должности, он может быть направлен на профессиональную переподготовку, понижен в должности либо уволен.
6. Аттестационная комиссия в ходе аттестации оценивает знание государственным служащим Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, Конституции Кабардино - Балкарской Республики, республиканских Законов и иных законодательных актов Российской Федерации, используемых по соответствующей государственной должности.
Статья 29. Присяга (клятва) государственного служащего
1. Присяга подтверждает служебно-правовые отношения долга и верности между Кабардино-Балкарской Республикой и государственным служащим.
2. При поступлении на государственную службу на высшие и главные должности гражданин приносит присягу: "Клянусь быть верным Кабардино-Балкарской Республике, неукоснительно соблюдать ее Конституцию, хранить государственную и служебную тайну, осуществлять права и исполнять обязанности, возложенные на меня государственной службой, без предвзятости, на совесть, исключительно в соответствии с нормами закона, в полную меру своих сил и в интересах Отечества".
3. Присяга приносится торжественно под Государственным флагом Кабардино-Балкарской Республики на Конституции Кабардино-Балкарской Республики.
4. При приеме на ведущие, старшие, средние и младшие должности дается подписка следующего содержания: "Клянусь быть верным Кабардино-Балкарской Республике, неукоснительно соблюдать ее Конституцию, хранить государственную и служебную тайну, осуществлять права и исполнять обязанности, возложенные на меня государственной службой".
5. Присяга приносится один раз. Подписанный текст присяги и подписка хранятся в личном деле государственного служащего.
Принесение присяги и дача подписки являются основанием для включения государственного служащего в Реестр государственных служащих.
Статья 30. Основания для прекращения государственной службы
1. Государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию.
2. Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случаях:
а) достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы;
б) прекращения гражданства Российской Федерации;
в) несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего настоящим Законом;
г) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
г) возникновения других обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 статьи 24 настоящего Закона.
3. Выход на пенсию государственного служащего осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. Предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы - 60 лет. Допускается продление нахождения на государственной службе государственных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы и достигших предельного для государственной службы возраста, решением руководителя соответствующего государственного органа. Однократное продление срока нахождениям на государственной службе государственного служащего допускается не более чем на год.
Продление нахождения на государственной службе государственного служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускается. После достижения указанного возраста от может продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора.
Глава V.
Обеспечение
эффективности государственной службы
Статья 31. Республиканский орган по вопросам государственной службы
1. Координация деятельности по реализации задач, вытекающих из настоящего Закона, осуществляется Советом по вопросам государственной службы при Президенте Кабардино-Балкарской Республики.
Совет ко вопросам государственной службы при Президенте Кабардино-Балкарской Республики состоит из равного числа представителей высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти Кабардино-Балкарской Республики.
2. Совет по вопросам государственной службы при Президенте Кабардино-Балкарской Республики:
а) анализирует состояние и эффективность государственной службы в органах государственной власти; координирует разработку проектов нормативных актов по вопросам организации государственной службы;
б) организует совместно с соответствующими государственными органами работу по формированию конкурсных (государственных конкурсных) комиссий, проведению аттестаций и государственных квалификационных экзаменов;
в) координирует методическую работу органов по вопросам государственной службы и кадровых служб государственных органов;
г) разрабатывает предложения по формированию Реестра государственных должностей в Кабардино-Балкарской Республике и внесению в него изменений; ведет республиканский Реестр государственных служащих;
д) осуществляет методическое руководство профессиональной подготовкой, переподготовкой (переквалификацией) и повышением квалификации государственных служащих, а также формирование резерва на выдвижение на вышестоящие государственные должности государственной службы.
3. Персональный состав Совета по вопросам государственной службы и положение о нем утверждаются Президентом Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 32. Кадровая служба государственного органа
Кадровая служба государственного органа:
а) обеспечивает проведение конкурсов на замещение вакантных государственных должностей государственной службы, аттестаций, прохождение государственными служащими испытания при замещении государственных должностей государственной службы;
б) оформляет решения государственных органов, связанные с прохождением государственными служащими государственной службы, ведет личные дела государственных служащих, вносят в них необходимые записи;
в) консультирует государственных служащих по вопросам их правового положения, соблюдения ограничений, связанных с государственной службой;
г) анализирует уровень профессиональной подготовки государственных служащих, организует переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации государственных служащих;
д) информирует граждан о проведении конкурсов на замещение вакантных государственных должностей государственной службы.
Статья 33. Финансирование государственной службы
1. Расходы на государственную службу финансируются за счет средств республиканского и федерального бюджета.
2. Сокращение бюджетных ассигнований не может служить основанием для приостановления либо прекращения выплат или уменьшения размеров денежного содержания, компенсационных выплат и пособий государственному служащему.
3. Порядок финансирования государственной службы и контроля за использованием финансовых средств государственными органами устанавливается законодательством Кабардино-Балкарской Республики.
4. Контроль за подготовкой и исполнением бюджета в части содержания государственной службы Кабардино-Балкарской Республики осуществляется Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики, Советом по вопросам государственной службы при Президенте Кабардино-Балкарской Республики, Парламентом Кабардино-Балкарской Республики, а также соответствующими государственными органами Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 34. Рассмотрение споров по вопросам государственной службы
Споры и иные конфликты между государственными органами, органами местного самоуправления, гражданами и указанными органами, связанные с исполнением государственной службы, а также вопросы приема на государственную службу и нахождения на государственной службе, дисциплинарной ответственности государственных служащих рассматриваются в установленном действующим законодательством порядке.
Статья 35. Порядок регулирования деятельности лиц, замещающих государственные должности категории "А"
До принятия соответствующих федеральных и республиканских законов размер и виды денежного содержания, права и обязанности, ограничения, гарантии, предусмотренные настоящим Законом для государственных служащих государственной службы, распространяются также на лиц, замещающих государственные должности категории "А" в системе органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.
Президент
Кабардино-Балкарской
Республики |
В.Коков |
г. Нальчик, Дом Правительства.
21 июня 1997 г.
N 19-РЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 21 июня 1997 г. N 19-РЗ "О государственной службе Кабардино-Балкарской Республики" (принят Советом Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики 13 марта 1997 г.)
Текст Закона опубликован в газете "Кабардино-Балкарская Правда" от 26 июня 1997 г. N 121
Законом Кабардино-Балкарской Республики от 28 октября 2005 г. N 81-РЗ настоящий Закон признан утратившим силу со дня вступления в силу вышеназванного Закона
Постановлением Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 5 декабря 1997 г. N П-2-12 положения пункта "б" части первой статьи 14, запрещающие государственным служащим быть депутатами Совета Республики Парламента и депутатами Советов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики, признаны соответствующими Конституции Кабардино-Балкарской Республики, ее статьям 95 (часть 3), 128 - 131. Положения указанного пункта, запрещающие государственным служащим, не указанным в части четвертой статьи 95 Конституции, быть депутатами Совета Представителей Парламента Кабардино-Балкарской Республики, не соответствующими части четвертой статьи 95 Конституции Кабардино-Балкарской Республики и не подлежащими применению
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 31 января 2005 г. N 9-РЗ
Изменения вступают в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 30 июля 2004 г. N 29-РЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного закона
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 6 декабря 2003 г. N 108-РЗ
Изменения вступают в силу со дня начала полномочий Парламента, избранного после принятия названного Закона
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 28 ноября 2002 г. N 80-РЗ
Изменения вступают в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 12 ноября 2002 г. N 73-РЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования упомянутого закона
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 1 ноября 2002 г. N 68-РЗ
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 10 августа 2001 г. N 82-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования вышеназванного Закона
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 7 января 1999 г. N 2-РЗ