Решение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики
от 29 сентября 2003 г.
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Савкуева З.У.
при секретаре Меркитановой Р.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кабардино-Балкарской Республики о назначении даты выборов депутатов представительного органа местного самоуправления Лескенского района Кабардино-Балкарской Республики, установил:
Постановлением Парламента КБР от 08.08.03 г. N 672-П-П, принятым в соответствии со ст. 4 Закона КБР "Об административно-территориальном устройстве КБР", образован новый район Кабардино-Балкарской Республики с административным центром в селе Анзорей, установлены его границы и одобрено присвоение наименования "Лескенский".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2003 г. N 520 "О присвоении наименования району, образованному в Кабардино - Балкарской Республике" принято предложение Парламента Кабардино-Балкарской Республики о присвоении наименования "Лескенский" району с административным центром в селе Анзорей, образованному в Кабардино - Балкарской Республике.
Мотивируя отсутствием в Лескенском районе выборного представительного органа местного самоуправления и устава этого муниципального образования, прокурор КБР, ссылаясь на Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26.11.96 г. N 138-ФЗ, обратился в суд с заявлением, в котором просил назначить выборы депутатов представительного органа местного самоуправления Лескенского района на 07.12.03 г. в день проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Парламента КБР. Кроме того, прокурор КБР просил определить нормативные правовые акты, на основании которых будут проходить выборы, численный состав представительного органа местного самоуправления Лескенского района в количестве 10 депутатов со сроком их полномочий, как это предусмотрено п. 1 ст. 15 Закона КБР "О местном самоуправлении в КБР" от 18 октября 1995 г. N 21-РЗ, четыре года, возложив на Правительство КБР обязанности по обеспечению проведения этих выборов.
В судебном заседании заместитель прокурора КБР Жариков О.О., поддержав заявление, пояснил, что поскольку на 07.12.03 г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Парламента КБР, а действующее законодательство не исключает возможность совмещения выборов депутатов в представительные органы власти различных уровней, назначение на этот же день выборов депутатов представительного органа местного самоуправления Лескенского района исключит необходимость повторной явки избирателей на избирательные участки и проведения повторных организационных мероприятий, связанных с обеспечением проведения этих выборов. В связи с тем, что срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления в соответствии с действующим республиканским законодательством составляет четыре года, соответственно, на этот же срок должны быть избраны и депутаты представительного органа местного самоуправления Лескенского района. Учитывая, что общая численность населения новой административно - территориальной единицы составляет 28296 человек, в соответствии с названным Федеральным законом "Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" численность создаваемого представительного органа местного самоуправления Лескенского района должна составить 10 депутатов. Кроме того, нормативными правовыми актами, на основании которых будут проходить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления города республиканского подчинения Баксана, являются Закон КБР "О местном самоуправлении в КБР", Закон КБР "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления" от 20 августа 2003 г. N 74-РЗ, а также приложение к Федеральному закону "Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" - Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (далее Временное положение). В целях соблюдения установленной законом процедуры совершения избирательных действий он ходатайствовал об обращении решения суда к немедленному исполнению, мотивируя это тем, что замедление его исполнения может привести к невозможности проведения 07.12.03 г. предстоящих выборов в установленном законом порядке.
Представитель Избирательной комиссии КБР Бесланеев К.Т. и представитель Президента КБР и Правительства КБР Кашироков З.К., указав на обоснованность заявления, пояснили, что совмещение выборов в создаваемый представительный орган местного самоуправления Лескенского района с выборами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Парламент КБР позволит, сэкономив значительные финансовые средства, провести их на более высоком организационном уровне и с большей долей гарантии обеспечит явку избирателей.
Представитель Парламента КБР Хамуков А.В., указав на обоснованность заявления, пояснил, что изменения, имевшие место в административно - территориальном устройстве КБР, в том числе создание Лескенского района, были произведены Парламентом КБР в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции РФ, пункту "р" статьи 70 Конституции КБР установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении РФ и КБР.
В соответствии с частью 1 статьи 129 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, пунктом 3 статьи 3 Закона КБР "О местном самоуправлении в КБР" местное самоуправление в КБР осуществляется в границах территорий районов, городов, поселков, сельских поселений.
Таким образом, в результате административно-территориальных преобразований возникла необходимость обеспечения реализации прав граждан - жителей Лескенского района на осуществление местного самоуправления в границах вновь созданного муниципального образования.
В силу ст. 5 Закона КБР "О местном самоуправлении в КБР" устав муниципального образования подлежит регистрации в территориальном органе юстиции.
Согласно письму N 1304/01-22 от 29.09.03 г. Управления Министерства юстиции РФ по КБР Устав Лескенского района соответствующую регистрацию не проходил и в реестре муниципальных образований не значится.
Из пояснений представителя Избирательной комиссии КБР Бесланеева К.Т. следует, что избирательная комиссия Лескенского района отсутствует, а выборы депутатов представительного органа местного самоуправления этого муниципального образования не проводились, что также подтверждается письмом Избирательной комиссии КБР N 364 от 29.09.03 г.
Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии Устава и представительного органа местного самоуправления Лескенского района.
В соответствии с абзацами 3, 4, 9 п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" этот закон применяется при нарушении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранным в органы местного самоуправления в случае, если:
- представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования;
- отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления;
- отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости применения Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" для обеспечения реализации конституционных прав граждан - жителей Лескенского района избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Согласно п. 5 ст. 3 того же закона в случаях установления нарушений конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, дата выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления и порядок их проведения устанавливаются судом.
При этом в решении суда, как это установлено п. 7 той же ст. 3, указываются:
- основания для назначения даты выборов, дата выборов;
- нормативный правовой акт, на основании которого в соответствии с пунктами 1 ,3 и 10 статьи 3 Федерального закона будут проводиться выборы;
- срок полномочий и численность депутатов представительного органа местного самоуправления, определенные данным Федеральным законом.
Указом Президента РФ от 02.09.03 г. N 1030 на 07.12.03 назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. На эту же дату постановлением Парламента КБР от 16.09.03 г. N 679-П-П назначены выборы депутатов Парламента.
Учитывая, что действующее избирательное законодательство не исключает совмещения выборов в представительные органы власти различных уровней (п. 11 той же ст. 3, п. 7 ст. 15, ст.ст. 64, 82 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" от 12.06.02 г. N 67-ФЗ), в целях обеспечения реализации конституционных прав граждан - жителей Лескенского района избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, суд считает возможным назначить выборы депутатов представительного органа местного самоуправления этого вновь созданного муниципального образования на 07.12.03 г., совместив их с выборами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Парламента КБР.
Согласно п. 1 той же ст. 3 выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления проводятся в соответствии с уставами муниципальных образований в порядке, установленном законами субъектов РФ, принятыми в соответствии со ст. 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Таким правовым актом в КБР является Закон КБР "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления" от 20.08.03 г. N 74-РЗ, в редакции Закона КБР от 11.09.03 г. N 81-РЗ, определяющий порядок проведения выборов в представительные органы местного самоуправления республики, на основании которого, соответственно, и надлежит провести выборы в представительный орган местного самоуправления Лескенского района.
В то же время Закон КБР "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления", устанавливая общий порядок проведения выборов представительных органов местного самоуправления, не оговаривает порядок проведения таких выборов при отсутствии во вновь образованном муниципальном образовании представительного органа местного самоуправления и Устава муниципального образования. В этом случае, в связи с вышеизложенным, применению подлежит Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" и, в соответствии с п. 10 ст. 3 указанного закона, названное Временное положение, регламентирующее, в частности, порядок образования избирательных округов, избирательных участков, избирательных комиссий, а также выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления.
Поскольку во вновь образованном муниципальном образовании - Лескенском районе, как указано выше, отсутствуют органы, уполномоченные осуществлять избирательные действия (представительный орган местного самоуправления, избирательная комиссия муниципального образования), при проведении предстоящих там выборов, одновременно с Законом КБР "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления", в части, не урегулированной этим законом, применению подлежит также и Временное положение.
При этом ссылка в заявлении прокурора КБР на Закон КБР "О местном самоуправлении в КБР", как на основание проведения предстоящих выборов, необоснованна, поскольку этот закон не содержит норм, регулирующих порядок проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, что вытекает из п. 2 его ст. 15, устанавливающего, что порядок проведения выборов в представительные органы местного самоуправления устанавливается законодательством КБР о выборах.
В соответствии с п. 12 той же ст. 3, если устав муниципального образования не принят, не вступил в силу или если данным уставом не установлен срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, то соответствующий срок полномочий определяется решением суда на основании нормативных правовых актов, в соответствии с которыми по решению суда будут проводиться выборы. Если в определенном судом нормативном правовом акте срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления не установлен, то он определяется решением суда и составляет два года.
Учитывая, что Устав Лескенского района, как отмечалось выше, отсутствует, а в определенном судом Законе КБР "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления", в соответствии с которым подлежат проведению предстоящие выборы, срок полномочий депутатов органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления не установлен, срок полномочий депутатов представительного органа местного самоуправления Лескенского района должен быть определен в два года.
При этом доводы прокурора, представителя Избирательной комиссии КБР и представителя Президента КБР и Правительства КБР о том, что срок полномочий указанных депутатов должен быть установлен в четыре года, как это предусмотрено п. 1 ст. 15 Закона КБР "О местном самоуправлении в КБР", необоснованны по следующим основаниям.
Как отмечалось выше, вопрос установления общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении РФ и КБР.
Пунктом 1 ст. 8 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" установлено, что срок, на который избираются, в частности, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок их полномочий устанавливается уставами муниципальных образований. Аналогичное правило содержится и в п. 2 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
В соответствии с ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
Таким образом, п. 1 ст. 15 Закона КБР "О местном самоуправлении в КБР" в части установления срока полномочий представительных органов местного самоуправления не соответствует указанным нормам федеральных законов, а потому по смыслу п. 2 ст. 11 ГПК РФ применению в данном случае не подлежит.
Как следует из имеющейся в деле справки Урванского районного отдела статистики, общая численность жителей вновь образованного Лескенского района по состоянию на 09.10.02 г. составляет 28954 чел.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", если на день вынесения решения суда о назначении даты выборов депутатов представительного органа местного самоуправления не принят устав муниципального образования, не установлен численный состав представительного органа местного самоуправления, то представительный орган местного самоуправления избирается в составе 10 депутатов - для муниципальных образований, имеющих численность населения от 10 тысяч до 50 тысяч человек.
При таких обстоятельствах численность представительного органа местного самоуправления Лескенского района должна составлять 10 депутатов.
Поскольку в Лескенском районе отсутствуют соответствующие правомочные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, исполнение настоящего решения в части обеспечения проведения предстоящих выборов в соответствии с п. 9 той же ст. 3, суд возлагает на Правительство КБР.
Согласно абзацу 6 п. 9 той же ст. 3 решение суда по рассматриваемой категории дел подлежит немедленному исполнению. Учитывая это положение закона и то обстоятельство, что выборы депутатов представительного органа местного самоуправления Лескенского района будут проводиться в день проведения выборов депутатов иных представительных органов государственной власти, назначенных на 07.12.03 г., суд находит вышеуказанное ходатайство прокурора обоснованным, а решение по настоящему делу согласно п. 1 ст. 212 ГПК РФ подлежащим обращению к немедленному исполнению, поскольку замедление его исполнения повлечет за собой нарушение установленных вышеуказанными нормативными правовыми актами сроков проведения избирательных действий (образование избирательных округов и утверждение их схемы, образование избирательных участков и участковых комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты и т.д.).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Кабардино-Балкарской Республики удовлетворить частично.
Назначить выборы депутатов представительного органа местного самоуправления Лескенского района Кабардино-Балкарской Республики на 7 декабря 2003 г.
Определить нормативными правовыми актами, на основании которых будут проводиться выборы депутатов представительного органа местного самоуправления Лескенского района Кабардино-Балкарской Республики - Закон Кабардино-Балкарской Республики "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления" от 20.08.03 г. N 74-РЗ, а в части, не урегулированной этим законом, - Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, являющимся приложением к Федеральному закону "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26.11.96 г. N 138-ФЗ.
Определить, что представительный орган местного самоуправления Лескенского района Кабардино-Балкарской Республики формируется в количестве 10 депутатов со сроком полномочий два года.
Возложить на Правительство Кабардино-Балкарской Республики исполнение настоящего решения, в части обеспечения проведения 7 декабря 2003 г. выборов депутатов представительного органа местного самоуправления Лескенского района Кабардино-Балкарской Респубпики.
Обратить настоящее решение к немедленному исполнению.
В остальной части требований прокурора Кабардино-Балкарской Республики отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение десяти дней.
Председательствующий |
З.У.Савкуев |
копия решения верна: |
З.У.Савкуев |
решение вступило в законную силу |
З.У.Савкуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29 сентября 2003 г.
Текст Решения опубликован в газете "Кабардино-Балкарская Правда" от 3 октября 2003 г. NN 241-242 ( 20843-20844 )