Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики в составе Председателя А.С. Геляхова, судей Г.Н. Адамова, Ю.А. Багова, В.В. Бликановой, Б.Х. Кумыкова,
с участием граждан А.К. Эржибова и М.М. Паритовой, обратившихся с жалобой в Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики, представителя Парламента Кабардино-Балкарской Республики - начальника правового управления аппарата Парламента Кабардино-Балкарской Республики А.В. Хамукова, представителя Президента и Правительства Кабардино-Балкарской Республики в Парламенте Кабардино-Балкарской Республики и судебных органах З.К. Каширокова, руководствуясь статьей 122 (часть 4) Конституции Кабардино-Балкарской Республики, пунктом 3 части первой, частями второй и третьей статьи 3, статьями 21, 55, 57, 81, 83, Закона Кабардино-Балкарской Республики "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности пункта 1 Положения "О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Кабардино-Балкарской Республики и государственные должности государственной службы Кабардино-Балкарской Республики" (Приложение к Закону КБР "О государственном пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Кабардино-Балкарской Республики и государственные должности государственной службы Кабардино-Балкарской Республики").
Поводом к рассмотрению дела послужили жалобы в Конституционный Суд КБР граждан А.К. Эржибова и М.М. Паритовой на нарушение указанным Положением их конституционных прав на пенсионное обеспечение по выслуге лет.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Кабардино-Балкарской Республики оспариваемое заявителями законоположение.
Поскольку обе жалобы касаются одного и того же предмета, а именно права на пенсионное обеспечение по выслуге лет, Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики, руководствуясь статьей 32 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" соединил дела по этим жалобам в одно производство.
Заслушав сообщение судьи - докладчика Г.Н. Адамова, объяснения сторон, выступления приглашенных в заседание представителей: Верховного Суда КБР - З.Б. Кодзокова и Арбитражного Суда КБР - С.М. Пономарева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики установил:
1. 18 сентября 1997 года Совет Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики принял Закон "О ежемесячной доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности и должности государственных служащих в Кабардино-Балкарской Республике". Закон подписан Президентом Кабардино-Балкарской Республики 21 октября 1997 года и его официальный текст опубликован 24 октября 1997 года в N 209 газеты "Кабардино-Балкарская правда".
В результате внесенных республиканским Законом от 1 ноября 2002 г. N 67-РЗ в указанный нормативный акт изменений и дополнений, наименование Закона изложено в следующей редакции "О государственном пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Кабардино-Балкарской Республики и государственные должности государственной службы Кабардино-Балкарской Республики".
На основании статьи 1 Закона, его нормы и положения распространяются на лиц, замещавших государственные должности и государственные должности государственной службы Кабардино-Балкарской Республики, установленные Законом КБР от 13 марта 1997 г. N 19-РЗ "О государственной службе Кабардино-Балкарской Республики" и Реестром государственных должностей в Кабардино-Балкарской Республике (утвержден Указом Президента КБР от 21 июня 1999 г. N 39), имеющих право на государственную пенсию, назначенную на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Федеральным законом от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ Закон от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" изложен в новой редакции
Согласно статье 2 Закона пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим государственные должности Кабардино-Балкарской Республики, а также лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Кабардино-Балкарской Республики, при увольнении их с государственной службы, в связи с прекращением полномочий, в случае ликвидации или реорганизации органов государственной власти, сокращения численности аппаратов органов государственной власти КБР либо в связи с выходом на трудовую пенсию.
Порядок назначения и выплаты этой пенсии определяется указанным Законом и прилагаемым к нему Положением.
В связи с этим Конституционный Суд при рассмотрении настоящего дела исходит из того, что Закон и прилагаемое к нему Положение единый нормативно-правовой акт. Изложенные в Положении правовые нормы имеют такую же юридическую силу, как и любое другое правовое предписание, расположенное в другой части этого Закона.
Пункт 1 Положения определяет порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, установленной Законом КБР "О государственном пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Кабардино-Балкарской Республики и государственные должности государственной службы Кабардино-Балкарской Республики" лицам, замещавшим на 1 августа 1995 года или позднее, государственные должности Кабардино-Балкарской Республики и государственные должности государственной службы Кабардино-Балкарской Республики, предусмотренные Реестром государственных должностей в Кабардино-Балкарской Республике.
По мнению заявителей, предписание пункта 1 Положения о том, что пенсии по выслуге лет устанавливаются лишь лицам, замещавшим на 1 августа 1995 года или позднее, государственные должности КБР и государственные должности государственной службы КБР, предусмотренные Реестром государственных должностей в КБР, не соответствует статье 42 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, гарантирующей для всех граждан равные права на социальное обеспечение по возрасту, нарушают конституционный принцип равенства всех перед законом, закрепленный в статье 22 Конституции Кабардино-Балкарской Республики. Эта норма лишает их права, на получение пенсии по выслуге лет на равных условиях с лицами, занимавшими те же государственные должности, но ушедшими на пенсию после 1 августа 1995 года.
Заявители полагают, что такое ограничение является нарушением части 3 статьи 58 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, согласно которой права и свободы гражданина могут быть ограничены только Федеральным законом.
Обращения А.К. Эржибова и М.М. Паритовой отвечают требованиям части 1 статьи 69 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" и являются допустимыми.
Конституционный Суд КБР при принятии данного Постановления исходит только из предмета, указанного в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению. Суд при этом не связан основаниями и доводами, изложенными в заявлениях.
2. Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и социальной защиты граждан в Российской Федерации относится к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики (пункты "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 4 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", пункты "ж", "к" и "р" статьи 70 Конституции Кабардино-Балкарской Республики). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции Российской Федерации, статья 71 Конституции Кабардино-Балкарской Республики).
Конституция Российской Федерации (пункт "т" статьи 71), относя к ведению РФ лишь федеральную государственную службу, тем самым de facto предполагает, что государственная служба в субъектах РФ находится в их ведении.
3. Это конституционное положение закреплено в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации". Закон впервые в российском законодательстве сформулировал понятия - "государственная служба" и "государственный служащий", определил статус государственного служащего, установил, что государственный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет, условия, порядок назначения и выплаты, которой регулируется отдельным федеральным законом (статья 19).
Федеральный закон о пенсионном обеспечении государственных служащих за выслугу лет и определении условий и порядка назначения и выплаты этих пенсий, не был принят.
16 августа 1995 г. Президент Российской Федерации, восполняя пробел в правовом регулировании, издал Указ N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих".
В соответствии с этим Указом, лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих, высвобождаемым в связи с прекращением полномочий, увольнением с федеральной государственной службы в случае ликвидации или реорганизации федеральных органов исполнительной власти, а также в связи с выходом на государственную пенсию, установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" и от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Этим же Указом (пункт 5) субъектам Российской Федерации рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений Указа за счет собственных средств.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 31 января 1996 г. N 83 "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих", утвердило Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственным пенсиям.
Положением (пункт 1) предусмотрено, что ежемесячная доплата к пенсии устанавливается только тем лицам, которые на 16 августа 1995 г. или позднее замещали должности, предусмотренные двумя нормативными актами - Сводным перечнем государственных должностей Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32, и Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 33.
Правительство РФ 11 ноября 1999 г. приняло Постановление N 1233 "О реализации Указа Президента РФ от 15 июня 1999 г. N 755 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента РФ от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности РФ и должности федеральных государственных служащих", которым Постановление Правительства РФ N 83 от 31 января 1996 г. признано утратившим силу. Однако условия и порядок установления и выплаты пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности государственной службы, остались прежними.
Таким образом, дополнительная социальная гарантия в виде ежемесячной доплаты к пенсии, на лиц, уволенных до принятия Указа Президента РФ от 16 августа 1995 г. с соответствующих должностей, по любым причинам, в том числе и предусмотренным Указом, не распространяется.
4. По смыслу статей 72, 76 (часть 2) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации отсутствие соответствующего федерального закона, принимаемого по вопросам совместного ведения, не препятствует субъекту Российской Федерации принять собственный нормативный акт, что вытекает из природы совместной компетенции. При этом после издания федерального закона, акт субъекта Российской Федерации должен быть приведен в соответствие с ним, что следует из статьи 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 1996 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области; абзац второй пункта 10 мотивировочной части).
Парламент Кабардино-Балкарской Республики, в связи с отсутствием федерального закона, в полном соответствии с предоставленными ему Конституцией Российской Федерации (статьи 72, 76), Конституцией Кабардино-Балкарской Республики (статьи 70, 71) полномочиями, произвел собственное правовое регулирование пенсионного обеспечения государственных служащих Кабардино-Балкарской Республики, приняв Закон "О ежемесячной доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности и должности государственных служащих в Кабардино-Балкарской Республике".
Порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной службы КБР определенные Законом и прилагаемым к нему Положением основаны на Указе Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 и Постановлении Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 г. N 1233 и распространяется на лиц, замещавших на 1 августа 1995 года и позднее, государственные должности и должности государственной службы, предусмотренные Реестром государственных должностей в Кабардино-Балкарской Республике.
При этом Парламент КБР, устанавливая дату, 1 августа 1995 года - действовал в строго определенных временных рамках, связанных с тем, что Федеральный закон "Об основах Государственной службы Российской Федерации", в соответствии с которым вводится право государственных служащих на пенсию по выслуге лет, вступил в силу 31 июля 1995 года, и республиканский законодатель не мог распространить свое правовое регулирование на правоотношения, возникшие до начала действия названного Закона.
С 1 января 2002 года в Российской Федерации действует Закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Данный Закон регулирует основания возникновения права государственных служащих на пенсию по выслуге лет, порядок ее назначения и выплаты. Пункт 4 статьи 7 этого Закона предусматривает, что условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов РФ, определяется законами и иными нормативными актами субъектов РФ.
После вступления в силу названного Федерального закона Парламент КБР 1 ноября 2002 г. внес в республиканский Закон от 21 октября 1997 г. N 34-РЗ соответствующие изменения и дополнения, изложив его наименование в новой редакции - "О государственном пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Кабардино-Балкарской Республики и государственные должности государственной службы Кабардино-Балкарской Республики".
Специфика государственной службы, как профессиональной деятельности по обеспечению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных служащих в трудовых отношениях.
Законодатель, установив новые условия труда (государственная служба), правомерно определил и иной объем социальных гарантий государственных служащих. Закрепляя в Законе правовые основания назначения пенсии, размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты, круг лиц, на которых распространяется этот Закон, Парламент КБР единообразно урегулировал положение лиц, находившихся на государственной службе на 1 августа 1995 года; они приобретают равные права и несут равные обязанности в соответствии с установленным Законом статусом, что не противоречит статье 22 Конституции Кабардино-Балкарской Республики. Права лиц, не находившихся на государственной службе по состоянию на 1 августа 1995 года, Законом КБР "О государственном пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Кабардино-Балкарской Республики и государственные должности государственной службы Кабардино-Балкарской Республики" и прилагаемым к нему Положением не затрагиваются и не ограничиваются.
На основании изложенного, руководствуясь частью четвертой статьи 122 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, пунктом третьим части первой статьи 3, статьями 6, 56, 62, 83, 84 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики", Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики постановил:
1. Признать пункт 1 Положения "О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Кабардино-Балкарской Республики и государственные должности государственной службы Кабардино-Балкарской Республики" (Приложение к Закону Кабардино-Балкарской Республики от 21 октября 1997 года N 34-РЗ "О государственном пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Кабардино-Балкарской Республики и государственные должности государственной службы Кабардино-Балкарской Республики" (в редакции Законов от 1 ноября 2002 г. N 67-РЗ и от 19 июля 2003 г. N 64-РЗ) соответствующим Конституции Кабардино-Балкарской Республики, ее статьям 22, 42, 58.
2. Настоящее Постановление окончательно не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 61 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" настоящее Постановление, не позднее, чем в семидневный срок, подлежит опубликованию в газетах "Кабардино-Балкарская правда", "Адыгэ псалъэ", "Заман".
Конституционный Суд
Кабардино-Балкарской Республики
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 14 апреля 2004 г. N П-1-4 "По делу о проверке конституционности пункта 18 Положения "О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Кабардино-Балкарской Республики и государственные должности государственной службы Кабардино-Балкарской Республики" (Приложение к Закону КБР "О государственном пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Кабардино-Балкарской Республики и государственные должности государственной службы Кабардино-Балкарской Республики"), в связи с жалобами граждан А.К. Эржибова и М.М. Паритовой"
Постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения
Текст постановления опубликован в газете "Кабардино-Балкарская Правда" от 21 апреля 2004 г. N 102