г. Нальчик 15 декабря 2004 г.
Заслушав доклады и выступления депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики, руководителей министерств и ведомств республики, представителей органов местного самоуправления, общественных объединений, других заинтересованных лиц, участники парламентских слушаний на тему "Охрана здоровья детей в Кабардино-Балкарской Республике и ее правовое обеспечение" отмечают, что вопросы охраны здоровья детей постоянно находятся в поле зрения органов власти. В республике определены основные направления деятельности по охране здоровья детей, совместно реализуемые органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органами местного самоуправления. Охрана прав детей включает в себя систему законодательных, практических, воспитательных, пропагандистских мер, направленных на улучшение здоровья детей, рост рождаемости и улучшение демографической ситуации.
Совершенствуется законодательная и иная нормативная правовая база в области охраны жизни и здоровья детей. В целях обеспечения законодательной базы в сфере защиты прав детей, в том числе и охране их здоровья, на республиканском и муниципальном уровнях в последние годы принято более 20 законов и более 300 постановлений, утверждено несколько десятков республиканских, отраслевых и муниципальных программ, что позволило существенно усилить правовую основу охраны здоровья детей.
С 2003 года действует федеральная программа "Здоровый ребенок". Проводится необходимая работа по обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Более защищенными стали воспитанники детских домов, особенно их выпускники.
Однако, несмотря на принятие мер по активизации государственной поддержки детей и подростков, продолжается нарастание негативных тенденций в проблемах охраны здоровья детей. Не реализуются в полном объеме республиканские целевые программы, что не позволило создать в Кабардино-Балкарской Республике систему обеспечения детей полноценным питанием, обеспечить необходимый уровень медицинской и социальной реабилитации детей-инвалидов, применить эффективные методы профилактики заболеваний детей и подростков. Средства, отпускаемые государством на содержание ребенка в семье, крайне скудны и не покрывают расходов. Малы и средства на содержание ребенка-инвалида. Именно семьи, имеющие детей, в первую очередь опускаются по уровню доходов ниже черты бедности.
На соблюдение прав детей, сохранение их здоровья работают органы здравоохранения, образования, социальной и экологической защиты населения, внутренних дел, физической культуры и спорта, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, инспекции по делам несовершеннолетних, общественные организации, но их действия несогласованы#. Особенно негативно это проявляется в медико-социальном, образовательном и профессиональном обеспечении детей-инвалидов, при реализации мер профилактики детского травматизма и вредных привычек, в работе с асоциальными семьями.
В последние годы в республике снижаются показатели рождаемости, ухудшается состояние здоровья детей. Число учащихся, пользующихся услугами школьных столовых, сокращается из года в год, что обусловливает социальные заболевания, провоцируемые плохим питанием. Число детей, устроенных в семью (под опеку, попечительство, в приемные семьи, на усыновление), сокращается, но растет число так называемых государственных детей, то есть тех, кто воспитывается в детских домах и интернатах. Недостаточно используются возможности средств массовой информации в целях распространения санитарно-гигиенических знаний, пропаганды здорового образа жизни. В городах и районах республики неоправданно увеличивается количество компьютерных салонов (игровых залов), отрицательно влияющих на здоровье детей.
Резко возросла роль социально-экономических причин низкого уровня здоровья детей, к которым относятся:
- недостаточное финансирование системы здравоохранения, снижение доступности высокоэффективных лекарственных средств для большей части населения, включая детей;
- низкий уровень жизни;
- безработица родителей;
- снижение уровня нравственного воспитания молодежи и связанное с этим увеличение количества подверженных асоциальному поведению, заболеванию алкоголизмом, наркоманией, и т.д.
Все сказанное свидетельствуют о том, что эффективность проводимых мер по охране здоровья детей в условиях современной Кабардино-Балкарской Республики недостаточна.
В целях решения проблем, связанных с охраной здоровья детей, участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Парламенту Кабардино-Балкарской Республики:
1.1. Продолжить законотворческую деятельность, направленную на охрану жизни и здоровья детей.
1.2. Разработать нормативные правовые акты по обеспечению дополнительных гарантий детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
2. Правительству Кабардино-Балкарской Республики:
2.1. В соответствии со ст. 26 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О гарантиях прав ребенка в Кабардино-Балкарской Республике" представлять в Парламент Кабардино-Балкарской Республики ежегодный доклад "О положении детей в Кабардино-Балкарской Республике".
2.2. Ежегодно при формировании республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на очередной финансовый год руководствоваться принципом приоритетного финансирования мер по охране здоровья детей.
2.3. Провести оценку эффективности реализации республиканских целевых программ по охране здоровья детей и обеспечить их финансирование.
2.4. Организовать проверку законности деятельности многочисленных игровых залов (компьютерных салонов) в городах и районах республики, упорядочить их деятельность с целью охраны здоровья детей.
3. Министерству образования и науки Кабардино-Балкарской Республики:
3.1. Совместно с Министерством здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики и Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по физической культуре и спорту организовать проведение мониторинга состояния здоровья детей в Кабардино-Балкарской Республике.
3.2. Содействовать повышению роли государственных и муниципальных органов власти, всех заинтересованных лиц в деле улучшения положения детей из неблагополучных семей, активнее привлекать к сотрудничеству для решения этих вопросов представителей общественных организаций, научной и творческой интеллигенции, членов религиозных конфессий.
3.3. Обеспечить соблюдение установленных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов в общеобразовательных учреждениях.
3.4. Принять неотложные меры, направленные на совершенствование работы по обеспечению охраны здоровья детей, уделив особое внимание организации полноценного питания в учреждениях дошкольного и школьного образования.
4. Министерству здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики:
4.1. Совместно с Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, Министерством труда и социальной защиты населения Кабардино-Балкарской Республики продолжить работу по развитию диагностических, реабилитационных и оздоровительных учреждений для детей, совершенствованию системы реабилитации детей-инвалидов.
4.2. Совместно с Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской Республики создать на основе учреждений детского здравоохранения и психолого-медико-педагогической комиссии единую республиканскую систему раннего выявления отклонения в развитии детей.
4.3. Рассмотреть вопрос о введении должности врачей психиатров-наркологов для работы с несовершеннолетними детьми во всех районах и городах республики и укомплектовать их подготовленными кадрами.
5. Министерству труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики:
5.1. Усилить работу с министерствами, ведомствами, органами местного самоуправления по выполнению мероприятий по охране здоровья детей, предусмотренных в республиканской целевой программе "Дети Кабардино-Балкарии".
5.2. Организовать централизованную закупку в рамках федеральной целевой программы "Дети-инвалиды" и бесплатно распределить для специализированных учреждений Кабардино-Балкарской Республики технические средства реабилитации, слухоречевые тренажеры, аудиоклассы и другую технику.
5.3. Совместно с Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской Республики принять меры по развитию сети реабилитационных и оздоровительных учреждений для детей-инвалидов.
6. Государственному комитету Кабардино-Балкарской Республики по физической культуре и спорту:
6.1. Продолжить массовое развитие детского спорта в республике.
6.2. Уделить особое внимание повышению роли профилактической работы в детской и подростковой среде по борьбе с антиобщественными проявлениями. Содействовать росту спортивно-массовой работы с детьми по месту жительства.
7. Министерству культуры Кабардино-Балкарской Республики:
7.1. Взаимодействовать с другими министерствами и ведомствами при выполнении мероприятий республиканских целевых программ, затрагивающих вопросы охраны жизни и здоровья детей.
7.2. Совершенствовать работу по возрождению духовной, нравственной и физической культуры детей, по поддержке одаренных детей, деятельности детских творческих и общественных объединений.
7.3. Активизировать работу учреждений культуры по увеличению охвата детей культурными мероприятиями с целью изучения и развития их способностей.
8. Министерству внутренних дел Кабардино-Балкарской Республики:
8.1. Принять меры по противодействию распространению, незаконному обороту и употреблению наркотиков среди учащихся.
8.2. Оказывать действенную помощь наркологической службе по выявлению несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества и не посещающих образовательные учреждения.
8.3. Принять меры по совершенствованию деятельности республиканской детской комиссии по делам несовершеннолетних по охране здоровья детей, работы УГИБДД КБР по предотвращению детского травматизма.
8.4. Совместно с другими министерствами и ведомствами продолжить работу по решению проблемы детской безнадзорности и профилактике детской наркомании, алкоголизма и преступности.
9. Органам местного самоуправления:
9.1. Принять неотложные меры, направленные на совершенствование работы по обеспечению охраны здоровья детей, уделив особое внимание организации полноценного питания в учреждениях дошкольного и школьного образования.
9.2. Решить вопросы подготовки необходимых медицинских и педагогических кадров для учреждений образования и здравоохранения.
9.3. Принять меры по укреплению материально-технической базы муниципальных учреждений образования и здравоохранения, развитию разнообразных форм и видов отдыха и оздоровления детей с целью улучшения здоровья детей.
9.4. Создать условия для нормального физического и психического развития детей.
9.5. Упорядочить работу компьютерных и игровых залов, находящихся на территории муниципального образования.
10. Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики:
10.1. Обеспечить своевременное (и в полном объеме) выделение финансовых ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий республиканских целевых программ по охране здоровья детей.
10.2. При формировании республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на 2005-й и последующие годы предусмотреть необходимые средства для реализации Закона Кабардино-Балкарской Республики "О размерах оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье".
11. Прокуратуре Кабардино-Балкарской Республики:
11.1. Продолжить проверку выполнения республиканскими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления законодательства по охране здоровья детей.
11.2. Принять экстренные меры по защите здоровья, нравственного и физического развития детей в связи с нарушениями требований законодательства в области охраны здоровья несовершеннолетних в компьютерных и игровых залах (салонах) республики.
12. Министерству печати и информации Кабардино-Балкарской Республики:
12.1. Систематически освещать мероприятия по реализации республиканских законов и целевых программ в области охраны здоровья детей.
12.2. Опубликовать материалы настоящих парламентских слушаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации Парламента Кабардино-Балкарской Республики по парламентским слушаниям на тему: "Охрана здоровья детей в Кабардино-Балкарской Республике и ее правовое обеспечение" от 15 декабря 2004 г.
Текст рекомендаций опубликован в газете "Кабардино-Балкарская Правда" от 3 февраля 2005 г. N 22 ( 21263 )