г. Нальчик 2 июня 2005 г.
Заслушав доклады и выступления депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики, руководителей министерств республики, представителей органов местного самоуправления муниципальных образований на тему "О ходе реализации в Кабардино-Балкарской Республике основных положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), участники парламентских слушаний отмечают, что в республике проводится определенная работа по приведению системы местного самоуправления в соответствие с требованиями Федерального закона. Разработан и реализуется план нормативно-правового обеспечения организации системы местного самоуправления в Кабардино-Балкарской Республике на основе Федерального закона. Приняты законы КБР "Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики", "О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике", "О внесении изменений и дополнений в Закон Кабардино-Балкарской Республики "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кабардино-Балкарской Республике", внесены изменения в законы Кабардино-Балкарской Республики в связи с принятием Федерального закона, на рассмотрении Парламента Кабардино-Балкарской Республики находятся законопроекты "О выборах глав муниципальных образований", "Об условиях контракта для глав местных администраций муниципальных районов (городских округов) в Кабардино-Балкарской Республике в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, и дополнительных требованиях к кандидатам на должность глав местных администраций муниципальных районов (городских округов)", "О стаже муниципальной службы", "Об аттестации муниципальных служащих муниципальной службы в Кабардино-Балкарской Республике" и другие.
Законом КБР "О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике" статусом городского округа были наделены г. Нальчик, г. Баксан и г. Прохладный, 10 районов наделены статусом муниципального района, 7 населенных пунктов наделены статусом городского поселения, 67 населенных пунктов и 26 объединенных территорий - статусом сельского поселения. Утверждены границы муниципальных образований.
Проводится определенная работа по безвозмездной передаче в соответствии с Федеральным законом находящегося в собственности Кабардино-Балкарской Республики имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения и необходимого для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований.
Вместе с тем осуществление мер для приведения системы местного самоуправления в республике в соответствие с требованиями Федерального закона нельзя назвать удовлетворительным: нет определенности в механизме избрания главы муниципального образования, механизме формирования представительного органа местного самоуправления, не решены многие вопросы межбюджетных отношений разного уровня, не определен круг государственных полномочий, которыми будут наделены органы местного самоуправления, не закончена работа по разграничению собственности между органами государственной власти и муниципальными образованиями, осуществляются на недостаточном уровне подготовка и переподготовка муниципальных служащих различных категорий и др.
На основании выраженной в ходе парламентских обсуждений озабоченности по вопросу реализации основных положений Федерального закона участники парламентских слушаний рекомендуют:
Парламенту Кабардино-Балкарской Республики:
1. Обеспечить своевременное и в полном объеме принятие законов, внесение изменений и дополнений в действующее законодательство Кабардино-Балкарской Республики для эффективного правового сопровождения реализации Федерального закона на территории республики.
2. До 1 ноября 2005 года привести в соответствие с гл. 4 Федерального закона законы Кабардино-Балкарской Республики, которыми органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями.
3. До 1 ноября 2005 года принять законы, наделяющие органы местного самоуправления муниципальных районов отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, отдельных категорий граждан и другими полномочиями.
4. Совместно с государственными органами исполнительной власти с участием специалистов провести серию совещаний-семинаров для муниципальных служащих по правоприменительной практике Федерального закона.
5. Выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о внесении изменений в федеральное законодательство в части:
- расширения права субъектов Российской Федерации заменить дотации муниципальным образованиям полностью или частично нормативами отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации;
- предоставления субъектам Российской Федерации права направлять 10 процентов налога на доходы физических лиц, в настоящее время подлежащие распределению между местными бюджетами по единым нормативам отчислений, в муниципальные образования дифференцированно в зависимости от уровня их бюджетной обеспеченности;
- перенесения сроков описания и утверждения границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства с 1 января 2007 года на 1 января 2010 года в связи с необходимостью выделения на проведение этой работы значительных финансовых ресурсов;
- запрета или ограничения на взимание платы при перерегистрации объектов собственности при перераспределении имущества в связи с реализацией Федерального закона или дополнительного выделения средств на эти цели из федерального бюджета;
- изменения в ст. 50 Федерального закона в целях расширения перечня имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения, а также менее "жесткого" закрепления вопросов местного значения за различными видами муниципальных образований;
- разрешения совмещения главой поселения с численностью до 10 тыс. человек должности главы местной администрации и руководителя представительного органа местного самоуправления в целях сокращения расходов на содержание органов местного самоуправления.
6. При разработке законодательных инициатив, касающихся внесения изменений в Федеральный закон:
- исходить из концептуальных положений указанного Федерального закона;
- осуществлять взаимодействие с профильными комитетами Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Правительству Кабардино-Балкарской Республики:
1. Обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением об ускорении подготовки постановления об утверждении:
- порядка разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, городскими округами, поселениями;
- порядка ведения государственного реестра муниципальных образований.
2. Провести необходимую аналитическую работу в целях осуществления эффективной реализации полномочий по предметам ведения Кабардино-Балкарской Республики и вопросам местного значения, обеспечения соответствующих социальных, экономических и культурных прав граждан, оптимизации расходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и местных бюджетов. Подготовить по результатам проведенного анализа соответствующие предложения и при необходимости внести в Парламент Кабардино-Балкарской Республики проекты республиканских законов по наделению органов местного самоуправления отдельными полномочиями Кабардино-Балкарской Республики.
3. Предусмотреть в консолидированном бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2006 год финансовые средства на реализацию реформы местного самоуправления, в т.ч. на профессиональную подготовку муниципальных служащих. При необходимости выйти с ходатайством в федеральные структуры о выделении субвенций на эти цели.
4. До 1 января 2006 года обеспечить безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося в собственности Кабардино-Балкарской Республики имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения.
5. Провести серию совещаний-семинаров с муниципальными служащими по правоприменительной практике Федерального закона.
6. Принять меры по расширению методического содействия органам местного самоуправления муниципальных образований в решении вопросов местного значения, включая разработку модельных муниципальных правовых актов и распространение опыта прогрессивных технологий деятельности в сфере местного самоуправления.
7. Обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой об ускорении разработки и внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации федерального закона о муниципальной службе, предусмотрев в нем единые квалификационные требования для различных категорий муниципальных служащих.
8. Разработать и представить в Парламент Кабардино-Балкарской Республики на утверждение республиканскую целевую программу по развитию муниципальной службы в Кабардино-Балкарской Республике, предусмотрев в ней вопросы профессиональной подготовки кадров в области муниципального управления.
9. Оказать содействие муниципальным образованиям в создании советов муниципальных образований.
10. Не позднее 1 июля 2005 года внести в Парламент Кабардино-Балкарской Республики проект закона КБР о внесении изменений и дополнений в Закон КБР "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кабардино-Балкарской Республике" в части выполнения требований федерального законодательства по созданию законодательной базы осуществления полноценного бюджетного регулирования в муниципальных образованиях и межбюджетных отношений между Кабардино-Балкарской Республикой и находящимися на ее территории муниципальными образованиями.
Органам местного самоуправления муниципальных образований:
1. До 1 июля 2005 года привести в соответствие с требованиями Федерального закона уставы и другие нормативные правовые акты.
2. До 1 января 2006 года обеспечить безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность Кабардино-Балкарской Республики имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.
3. До 1 января 2006 года обеспечить обучение и повышение квалификации муниципальных служащих по различным направлениям деятельности, в первую очередь по вопросам административного и земельного права, межбюджетных отношений, бухгалтерского учета и отчетности, информатизации и др.
4. Завершить в течение 2005 года инвентаризацию и кадастровую оценку имущественного комплекса муниципальных образований, включая земли различных категорий. Осуществить перевод земель из одной категории в другую на основе кадастровой оценки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации Парламента Кабардино-Балкарской Республики по парламентским слушаниям на тему "О ходе реализации в Кабардино-Балкарской Республике основных положений Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 2 июня 2005 г.
Текст рекомендаций опубликован в газете "Кабардино-Балкарская Правда" от 8 июня 2005 г. N 121 (21362)