Заключение Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики (далее - Палата) на проект закона палаты Кабардино-Балкарской Республики "О республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2008 год" (далее - Законопроект), подготовлено в соответствии со ст. 15 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 20 мая 2003 года N 53-РЗ "О Контрольно-счетной палате Кабардино-Балкарской Республики".
I. Влияние объемных показателей развития экономики Кабардино-Балкарской
Республики, отраженных в прогнозе социально-экономического
развития, на формирование Законопроекта
Представленный Правительством Кабардино-Балкарской Республики прогноз социально-экономического развития на 2008-2010 годы состоит из двух вариантов развития событий - оптимистичного и пессимистичного.
Как следует из текста пояснительной записки, прогноз составлен на основе динамики показателей развития отраслей экономики и социальной сферы за предшествующий период, оценки основных макроэкономических показателей в 2007 году, а в основу прогноза положены показатели Стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики до 2022 года. Одним из аргументов повышения надежности представленного прогноза может служить более протяженный (на 2 года больше федеральной) горизонт Стратегии.
Согласно Прогнозу предполагается рост всех макроэкономических показателей развития, в т.ч. в 2008 году. Вместе с тем, как отмечается в пояснительной записке, различие в темпах роста макроэкономических показателей будет определяться степенью воздействия различных факторов. В первом случае (при оптимистичном варианте развития событий) предполагается рост за счет воздействия интенсивных факторов, во втором случае (при пессимистичном варианте развития событий) предполагаемый рост будет обеспечиваться в основном за счет использования имеющихся мощностей и инерционного воздействия факторов.
Двухвариантный прогноз социально-экономического развития республики представляет собой стандартный набор процедур и решений по расчету основных макроэкономических показателей в зависимости от условий и факторов, задействованных в процессе их реализации. Это некие средние стандартные требования к такого рода документам. Вместе с тем конкретные прогнозы должны учитывать специфику различных регионов, их социально-экономическое положение и возможные пути развития, ориентированные на главную цель - улучшение социально-экономического положения граждан. В прогнозе необходимо добиться жесткой увязки основных макроэкономических показателей между собой и показателями микроэкономики (хозяйствующих единиц).
Необходимо учесть, что в Парламент Кабардино-Балкарской Республики представлен трехлетний прогноз без среднесрочной программы социально-экономического развития, которая очевидно будет представлена позже. Что касается Стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики, то сложно дать оценку связи и соответствия ее представленному прогнозу по причине отсутствия программы социально-экономического развития республики.
Анализ показателей трехлетнего прогноза показывает, что валовой региональный продукт в 2010 году возрастет относительно факта 2006 года в 1,46 раза по первому варианту и в 1,41 по второму варианту, при этом фонд оплаты труда возрастет в 2,10 и 1,97 раза соответственно, что во многом обусловлено возрастанием удельного веса фонда оплаты труда в валовом региональном продукте: на 13,2 процентных пункта - по первому варианту и 12,0 - по второму. Вследствие этого темпы роста заработной платы работающих будут существенно опережать рост производительности их труда (на 61% - по первому варианту и на 55% - по второму варианту).
Согласно прогнозу предполагается снижение энергоемкости валового регионального продукта в натуральном выражении. Так, электроемкость снизится на 24% - по обоим вариантам, газоемкость и теплоемкость на 28% и 30% соответственно. Вместе с тем прогнозируемое снижение энергоемкости валового внутреннего продукта в натуральном выражении будет недостаточным на фоне предполагаемого высокого роста тарифов на энергоносители.
На фоне опережающего роста заработной платы и доходов населения относительно роста величины прожиточного минимума прогнозируется существенное снижение (на 9,8 процентных пунктов - по первому варианту и на 7,4 - по второму) удельного веса населения с доходами ниже прожиточного минимума. В результате достижения целей прогноза численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2010 году составит 89 тыс. человек (10%) - по первому варианту и 110,6 тыс. человек (12,4%) - по второму варианту, что 2 раза ниже показателя 2006 года.
Согласно представленному прогнозу заметно возрастает (с 30,3% в 2006 году до 43,5% и 42,3% соответственно по вариантам прогноза) "зарплатоемкость" валового регионального продукта, что будет способствовать снижению конкурентоспособности предприятий республики, и с этой точки зрения предпочтительнее второй вариант прогноза.
Оба варианта прогноза предполагают возрастание роли бюджета в формировании валового регионального продукта и добавленной стоимости в различных секторах экономики республики. Причем указанная характеристика приобретает форму тенденции, о чем свидетельствует анализ динамики соотношения между показателями расходов бюджета и валовым региональным продуктом с 2005 года. Результаты анализа свидетельствуют о том, что опережающий рост бюджетных доходов и расходов относительно роста валового регионального продукта приведет к возрастанию соотношения между бюджетными доходами и валовым региональным продуктом на 16,2 и 17,1 процентных пункта по первому варианту, на 17,3 и 18,2 - соответственно - по второму варианту.
В этой связи Палата, основываясь на оценке ресурсной базы, заложенной в бюджете 2008 года, рекомендует увеличить прогнозные показатели роста валового регионального продукта, в т.ч. за счет возможного роста объемов промышленного производства и услуг рекреационного комплекса.
II. Доходы республиканского бюджета
Доходы республиканского бюджета в 2008 году прогнозируются в сумме 15646622,8 тыс. рублей (121,6% к законодательно утвержденному уровню 2007 года и 122,0% к ожидаемому исполнению, а по доходам без учета финансовой помощи из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 145,0% и 143,4% соответственно).
Доходы без учета финансовой помощи из других уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составят 5610186,0 тыс. рублей. Наибольший удельный вес в структуре доходов занимают следующие источники: налог на доходы физических лиц (29,8%), акцизы по подакцизным товарам (23,15%), налог на прибыль организаций (10,7%) и налог на имущество организаций (10,3%). Темп роста объемов поступлений доходов республиканского бюджета КБР в январе-июне 2007 года к соответствующему периоду 2006 года снизился в 1,6 раза (с 242,0% в январе до 148,3% в июне).
Фактические поступления в 2006 году сложились выше как уровня 2005 года (197,4%), так и 2004 года (158,7% в сопоставимых величинах с учетом норматива отчисления). Исходя из динамики поступлений за 7 месяцев 2007 года и соответствующей оценки Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики, в 2007 году также ожидается рост поступлений, динамика которого будет ниже уровня 2006 года (134,1%).
Поступления налога на прибыль организаций на 2008 год предусматриваются в сумме 601748 тыс. рублей. При условии сохранения достигнутого в 2007 году уровня налогового администрирования (99,5%) и объема фактических поступлений, объем поступлений налога на прибыль организаций оценочно составит 602834,9 тыс. рублей. С учетом сложившегося по данным Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике объема налоговых переплат (89865,3 тыс. рублей по состоянию на 1 августа 2007 года), объем плановых назначений республиканского бюджета по рассматриваемой статье не превысит 512969,6 тыс. рублей, что на 88778,4 тыс. рублей ниже предусмотренных законопроектом плановых назначений.
Плановые назначения по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) прогнозируются на 2008 год в сумме 1672731,0 тыс. рублей (с коэффициентом изъятия из фонда оплаты труда (ФОТ) 15,5%). Исходя из сложившейся за ряд лет динамики, коэффициент изъятия из ФОТ в 2008 году оценивается на уровне 11,45%).# При условии сохранения существующего качества налогового администрирования объем поступлений налога по рассматриваемой статье в 2008 году с учетом прочих подстатей НДФЛ и сложившегося по данным Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике объема налоговых переплат (65792,4 тыс. рублей по состоянию на 1 августа 2007 года) составит 1106134,0 тыс. рублей, что на 566597,0 тыс. рублей меньше, чем предусмотрено законопроектом.
Плановый объем поступления акцизов на алкогольную продукцию в 2008 году законопроектом определен в объеме 1080822 тыс. рублей, что на 268786 тыс. рублей выше оценки Палаты, составляющей 812036 тыс. рублей.
Имеющиеся расхождения связаны в основном с завышением плановых поступлений акцизов на вина, объем которых по оценке Палаты составит 94851 тыс. рублей, что на 270295 тыс. рублей ниже объемов, предусмотренных в законопроекте. Специалистами Палаты оценка была произведена на основе планового объема производства вин на 2008 год и установленных на 2008 год налоговых ставок. Прогнозные расчеты Министерства финансов основываются на фактических поступлениях налога, включая объемы переплат, сумма которых по данным налоговой службы по состоянию на 1 августа 2007 года составила 31948,6 тыс. рублей, что в дальнейшем при оценке налога приводит к завышению реального потенциала предприятий винно-водочной отрасли в наполнении республиканского бюджета.
Исходя из прогнозных объемов производства, а также вводимой с 1 января 2008 года налоговой ставки, с учетом всех налоговых вычетов, объемы поступления акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% в 2008 году оцениваются Палатой в сумме 32152 тыс. рублей, что на 1509,0 тыс. рублей выше плановых назначений законопроекта.
В соответствии с Проектом поступления по группе "Налоги на совокупный доход" составят 304288,0 тыс. рублей, в том числе по статьям "Единый налог, взимаемый в соответствии с применением упрощенной системы налогообложения" и "Единый сельскохозяйственный налог" соответственно 302929,0 тыс. рублей и 1359,0 тыс. рублей. Исходя из сложившейся за 2005-2006 годы динамики плановых назначений и фактического исполнения республиканского бюджета, учитывая тенденции текущего исполнения бюджета в 2007 году, а также принимая во внимание складывающийся в 2007 году уровень налоговой дисциплины, объемы поступлений в 2008 году оцениваются Палатой в сумме 366947,0 тыс. рублей, что на 64073,0 тыс. рублей выше плановых назначений проекта республиканского бюджета на 2008 год.
Плановые назначения по единому сельскохозяйственному налогу прогнозируются в объеме 1359,0 тыс. рублей (109,9% к уровню 2007 года). С учетом динамики начислений и фактических поступлений за 8 месяцев 2006 и 2007 годов, при сохранении существующего уровня налоговой дисциплины и администрирования оценочный объем поступлений 2008 года составит 768,0 тыс. рублей, что на 591,0 тыс. рублей ниже предусмотренных законопроектом плановых назначений.
Плановый объем поступлений по подгруппе "Налоги на имущество" законопроектом предусмотрен в сумме 625264 тыс. рублей, в том числе налог на имущество организаций - 575938 тыс. рублей, транспортный налог - 49326 тыс. рублей. По данным налоговой отчетности размер среднегодовой стоимости имущества за 2006 год составил 24229,1 млн. рублей и по сравнению с 2004 годом сократился на 7033,7 млн. рублей. Ежегодное сокращение среднегодовой стоимости имущества за 2004-2006 годы в среднем составило 12,0%. Исходя из отрицательной динамики налогооблагаемой базы за 2004-2006 годы, по оценке Палаты, прогнозные объемы поступлений в 2008 году не превысят 331,5 млн. рублей, что на 244,4 млн. рублей ниже плановых назначений законопроекта.
Плановый объем поступлений транспортного налога предусмотрен Законопроектом в размере 49326 тыс. рублей. Отсутствие в прогнозе показателей, определяющих (оценивающих) налогооблагаемую базу по транспортному налогу, а также низкое качество материалов по прогнозным расчетам объемов поступлений, представленных Министерством финансов, не позволяют произвести экспертизу надежности плановых бюджетных показателей. Вместе с тем, по данным администратора рассматриваемого доходного источника, прогнозный объем поступлений по налогу в 2008 году составит 32716 тыс. рублей, что меньше показателя, заложенного в проекте бюджета, на 16610 тыс. рублей.
Плановые назначения проекта по статье "Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами" составляют 1280,0 тыс. рублей, в том числе по подстатье "Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья" 773,0 тыс. рублей. Исходя из оценки Министерством экономического развития и торговли объема добычи нефти на 2008 год и использовавшейся Министерством финансов ставки налога, расчетный объем поступлений составляет 365,9 тыс. рублей, что на 407,1 тыс. рублей ниже плановых назначений проекта бюджета.
Бюджетные назначения по подстатье "Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых" на 2008 год составили 10230,0 тыс. рублей. Исходя из данных Министерства финансов о средней цене реализации добытого сырья и данных Прогноза об объемах добычи полезных ископаемых на 2008 год# в Палате рассчитан оценочный объем поступлений по налогу, который составил 5633,3 тыс. рублей, что на 4596,7 тыс. рублей меньше соответствующих данных проекта бюджета.
Экспертизой законопроекта в части доходов от использования республиканского имущества были выявлены расхождения между плановыми показателями законопроекта и данными прогноза (приложение XVIII "Эффективность использования государственной собственности"), что является нарушением пункта 2 статьи 172 Бюджетного кодекса, устанавливающего соответствие прогнозируемых доходов бюджета с прогнозом социально-экономического развития территории. Плановые объемы поступлений доходов от использования республиканского имущества законопроектом предусмотрены в объеме 33557,0 тыс. рублей, что больше данных 2 варианта прогноза на сумму 5357 тыс. рублей, или в 1,2 раза.
Плановые поступления по подгруппе "Доходы от продажи материальных и нематериальных активов" законопроектом предусмотрены в объеме 437436 тыс. рублей, что на 217436 тыс. рублей превышает соответствующие показатели Прогноза. При этом на момент составления экспертного заключения программа приватизации республиканского имущества на 2008 год отсутствовала.
Согласно законопроекту поступления по доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средств безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности составят 588783,0 тыс. рублей. Плановые назначения бюджетов по данному доходному источнику, предусмотренные на 2005 и 2006 финансовые годы, исполнены не были - 79,3% и 64,6% соответственно. Исходя из динамики поступлений в 2007 году, складывающегося за ряд лет процента исполнения плановых назначений, объем поступлений прогнозируется Палатой в сумме 386830,4 тыс. рублей, что на 201952,6 тыс. рублей ниже плановых назначений законопроекта.
III. Расходы республиканского бюджета
Расходы республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на 2008 год запланированы в сумме 16488150,7 тыс. рублей, что на 22,9% больше утвержденных назначений 2007 года и на 30,9% превышают ожидаемое исполнение текущего года. Наибольшее увеличение прогнозируется по разделам "Национальная экономика", "Жилищно-коммунальное хозяйство" и "Охрана окружающей среды", доля расходов по которым увеличилась с 17,6% в 2007 году до 30,5% общих расходов республиканского бюджета на 2008 год. На финансирование отраслей социальной сферы предусматривается направить 5673249,7 тыс. рублей, что на 3,1% меньше уточненных плановых назначений 2007 года и на 6,5% выше ожидаемых расходов. Удельный вес ассигнований на социальные отрасли в проектировках бюджета составляет 34,4% общих расходов, что на 9,3 процентных пункта ниже уровня 2007 года.
Проектом закона предусматривается увеличение объема расходов по разделу 0100 "Общегосударственные вопросы" по сравнению с 2007 годом на 43529 тыс. рублей. Удельный вес расходов по данному разделу в общем объеме расходов бюджета составляет 4,44%. По сравнению с 2007 годом данный показатель снизился на 0,69 процентных пункта, а по сравнению с 2006 - на 0,96 процентных пункта, то есть при тенденции к увеличению расходов по разделу имеет место и устойчивая тенденция к сокращению их удельного веса в общих расходах бюджета.
По разделу 0300 "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" предусмотрено увеличение объемов расходов республиканского бюджета по сравнению с 2007 годом на 137848,5 тыс. рублей или на 14%. Их доля в общем объеме расходов уменьшится, но незначительно - с 7,5% в 2007 году до 7% в 2008 году.
В расходах бюджета по разделу 0400 "Национальная экономика" основную долю составляет поддержка дорожного и сельского хозяйства, водных ресурсов и строительство объектов общегражданского назначения. Объем расходов, предусмотренный законопроектом на 2008 год по разделу "Национальная экономика" определен в размере 3560657,8 тыс. рублей, что больше утвержденных показателей 2007 года более чем в два раза, или на 1794923,6 тыс. рублей. Доля расходов по данному разделу в общих расходах бюджета увеличится с 13,2 процентных пунктов в 2007 году до 21,6% в 2008 году. Сравнительная характеристика расходов бюджета по подразделам показывает значительный рост назначений на "Топливно-энергетический комплекс", связанный с увеличением ассигнований на реализацию федеральной целевой программы "Юг России (2008-2012 годы)" до 324000 тыс. рублей, из которых софинансирование из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики составляет 54000 тыс. рублей, а также на финансирование мероприятий в области энергосбережения и повышения эффективности энергопотребления в соответствии с законом Кабардино-Балкарской Республики от 7 августа 1998 года N 15-РЗ "Об энергосбережении" (расходы на оснащение приборами учета тепловой энергии и газоанализаторами) до 41500 тыс. рублей.
Значительный - на 729088,8 тыс. рублей (почти в 2,3 раза) рост расходов предусматривается по разделу 0500 "Жилищно-коммунальное хозяйство", которые составят 1295673,1 тыс. рублей. Заметно изменятся и пропорции в распределении средств по данному разделу. Так, в 2008 году на реализацию мероприятий по подразделу "Жилищное хозяйство" планируется направить 202503,6 тыс. рублей, что больше по сравнению с 2007 годом почти в 7,2 раза. На реализацию федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" предусмотрено 57600 тыс. рублей, в том числе на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, - 44300 тыс. рублей. Софинансирование из республиканского бюджета составит 38600 тыс. рублей. В рамках реализации Республиканской целевой программы "Жилье-2010" планируется освоить бюджетные ассигнования в сумме 144903,6 тыс. рублей, что выше утвержденных лимитов 2007 года в 71 раз.
В соответствии с законопроектом общий объем средств по разделу 0600 "Охрана окружающей среды" составит 168449,8 тыс. рублей, что выше ассигнований 2007 года в 7,4 раза. Доля затрат раздела в общих расходах бюджета возрастет с 0,2% до 1% . На охрану объектов растительного и животного мира и среды их обитания предусмотрено 3928,8 тыс. рублей, что выше утвержденных показателей 2007 года в 4,5 раза.
В соответствии с Законопроектом расходы по разделу 0700 "Образование" предусмотрены в размере 1013077 тыс. рублей, что на 23% (302823 тыс. рублей) меньше утвержденных бюджетных назначений 2007 года и на 5% (52503 тыс. рублей) ожидаемого исполнения. Доля расходов на образование в общих расходах республиканского бюджета на 2008 год составляет 6,1% относительно запланированных 9,8% в текущем году. Общее снижение расходов на образование обусловлено сокращением капитальных вложений в объекты строительства на сумму 447126 тыс. рублей, в том числе по федеральной целевой программе "Юг России" в объеме 160000 тыс. рублей.
Расходы по разделу 0700 "Культура, кинематография и средства массовой информации" предусматриваются в сумме 505574,0 тыс. рублей, что на 22,7% ниже аналогичного показателя 2007 года и на 15,3% ниже ожидаемого исполнения бюджета 2007 года. Удельный вес расходов по данному разделу в общих расходах бюджета 2008 года составляет 3,1% и снизится по сравнению с 2007 годом на 1,8 процентных пункта. Из общей суммы раздела 70% расходных обязательств приходится на подраздел "Культура", ассигнования по которому предусмотрены в сумме 354152 тыс. рублей, что на 31,2% меньше уровня прошлого года. Бюджетные назначения подраздела сократились прежде всего за счет уменьшения средств, направляемых на финансирование капитальных затрат в рамках федеральной целевой программы "Культура России (2006-2010 годы)" на 139637 тыс. рублей и непрограммных инвестиций в основные фонды на 128312,2 тыс. рублей.
Расходы республиканского бюджета по разделу 0900 "Здравоохранение, физическая культура и спорт" предусмотрены в размере 1727614,2 тыс. рублей, что на 2,9% ниже уровня 2007 года. В структуре расходов республиканского бюджета КБР на 2008 год удельный вес расходов по разделу снизился на 2,5% и составил 10,5% общих расходов бюджета. Формирование расходов республиканского бюджета по разделу осуществлено с учетом следующих подходов: повышение доходов работников бюджетной сферы, оплачиваемых по ЕТС не менее чем в 1,12 раза; планируемого изменения денежного содержания государственных гражданских служащих в 1,15 раза; индексации материальных затрат на прогнозный показатель роста потребительских цен на 7% и тарифов на оплату коммунальных услуг в среднем на 17%. В представленном законопроекте сохранился прежний подход к формированию проекта республиканского бюджета не от потребности отрасли здравоохранения и нормативов финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных медицинских услуг, а от базовых показателей, принятых в бюджетах предыдущих лет. В целом затраты на обеспечение деятельности больниц, клиник, госпиталей, медико-санитарных частей увеличиваются по сравнению с 2007 годом на 23%, поликлиник, амбулаторий, диагностических центров на 38%, санаториев для больных туберкулезом и для детей и подростков на 11%, станций переливания крови - на 15%, домов ребенка - на 12%.
Объем расходов республиканского бюджета на 2008 год по разделу 1000 "Социальная политика" предусмотрен в размере 2426984,7 тыс. рублей с ростом плановых назначении на 15,4%, или 322,9 тыс. рублей. В структуре расходов республиканского бюджета КБР на 2008 год удельный вес расходов по разделу составляет 14,7% общих расходов бюджета. В разрезе подразделов функциональной классификации наибольший удельный вес предусмотрен по подразделу "Социальное обеспечение населения" - 77,3% (в 2007 году - 75,5%).
IV. Управление государственным долгом
Общий объем предусмотренного Законопроектом государственного долга Кабардино-Балкарской Республики составляет 1900000 тыс. рублей и, в соответствии со ст. 107 Бюджетного кодекса РФ, не превышает суммы доходов республиканского бюджета КБР без учета финансовой помощи других уровней бюджетной системы РФ. Расходы на обслуживание государственного долга составляют 95000 тыс. рублей.
Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга Кабардино-Балкарской Республики, как и предусмотрено ст. 111 Бюджетного кодекса РФ, не превышает 15 процентов объема расходов бюджета.
Общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета в 2008 году, составит 841527,9 тыс. рублей, что в 1,53 раза больше соответствующих показателей 2007 года.
В соответствии со ст. 7 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 28 июля 2002 года N 49-РЗ "О приватизации государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики", ст. 16, 39 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 21 июля 2001 года N 70-РЗ "Об управлении государственной собственностью Кабардино-Балкарской Республики" одновременно с законопроектом должен быть представлен утвержденный Правительством Кабардино-Балкарской Республики прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики. Прогнозный план с данным законопроектом не представлен.
Заимствования в 2008 году планируется осуществить в сумме 2457024,2 тыс. рублей, в том числе: получение кредитов от других бюджетов - 500000 тыс. рублей, получение кредитов от кредитных организаций - 1957024,2 тыс. рублей. Верхний предел обязательств по государственным гарантиям КБР в 2008 году предусмотрен в размере 75372,2 тыс. рублей.
V. Взаимоотношения с бюджетами муниципальных образований
Общий объем финансовой помощи местным бюджетам определен в размере 3910008,9 тыс. рублей с темпом роста 111%.
Исходя из численности жителей и индекса потребительских цен, рассчитаны дотации из республиканского фонда финансовой поддержки поселений в сумме 21956,4 тыс. рублей с темпом роста 107%. Объем дотаций из республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов составляет 1172911,5 тыс. рублей с темпом роста 133,5%.
В рамках межбюджетных трансфертов из средств республиканского бюджета в 2008 году предусмотрены средства:
на выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой помощи - 52644,2 тыс. рублей;
на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований - 1883 тыс. рублей;
на осуществление федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния - 16306,2 тыс. рублей;
на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты - 8073,6 тыс. рублей (рост по сравнению с 2007 годом на 96%);
на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях планируется направить субвенции в сумме 2174884 тыс. рублей с темпом роста 111,2%;
субвенции на выплату компенсаций части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования - 51877 тыс. рублей и на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство - 81160 тыс. рублей.
Выводы и предложения
1. Доходы республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на 2008 год прогнозируются в сумме 15646622,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств, поступающих из федерального бюджета в сумме 10036436,8 тыс. рублей (64,1%), за счет доходов без учета финансовой помощи в размере 5610186,0 тыс. рублей (35,9%).
Расходы республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на 2008 год запланированы в сумме 16488150,7 тыс. рублей, что на 22,9% больше утвержденных назначений 2007 года и на 30,9% превышает ожидаемое исполнение расходов текущего года.
Общий объем финансовой помощи местным бюджетам устанавливается в размере 3910008,9 тыс. рублей с темпом роста 111%.
Общий объем прогнозируемого государственного долга Кабардино-Балкарской Республики составит 1900000 тыс. рублей и не превысит суммы доходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики без учета финансовой помощи других уровней бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на обслуживание государственного долга составят 95000 тыс. рублей.
2. В нарушение статей 169, 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации имеют место расхождения между проектом республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на 2008 год и Прогнозом социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 2008 год в части проектировок доходов бюджета.
3. В нарушение статей 67, 68 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кабардино-Балкарской Республике":
не представлены расчеты по некоторым статьям классификации доходов, а представленные не имеют должного обоснования;
в представленных с законопроектом документах и материалах отсутствует программа приватизации государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики;
проект закона "О республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2008 год" не содержит показателей прогнозируемых доходов республиканского бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации.
4. В ходе анализа проекта республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики установлены несоответствия по отдельным статьям доходных источников в сумме 591651 тыс. рублей, в том числе по группе "Доходы" 588783 тыс. рублей.
5. В нарушение статей 184.1 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 67 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кабардино-Балкарской Республике" не представлены следующие материалы:
- методика и расчеты распределения межбюджетных трансфертов;
- проект закона о бюджете территориального Кабардино-Балкарского фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год;
- план развития государственного сектора экономики на 2008 год.
6. В нарушение статей 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации в составе бюджета не образованы региональный фонд компенсации и региональный фонд софинансирования социальных расходов, не установлены целевое назначение, условия и порядок предоставления и расходования указанных средств.
7. В соответствии со статьями 137-140 Бюджетного кодекса Российской Федерации распределение дотаций, субвенций и субсидий между муниципальными образованиями утверждаются законом субъекта Российской Федерации, в этой связи из законопроекта предлагается исключить пункт 2 статьи 10, наделяющий Правительство Кабардино-Балкарской Республики правом распределять межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований.
В целом проект закона "О республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2008 год" соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и законодательству Кабардино-Балкарской Республики о бюджетном устройстве и бюджетном процессе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики на проект закона Кабардино-Балкарской Республики "О республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2008 год" (одобрено коллегией Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики (протокол от 9 октября 2007 г. N 10))
Текст заключения опубликован в газете "Кабардино-Балкарская Правда" от 19 октября 2007 г. N 316-317 ( 22211-22212 )