Заслушав доклад Уполномоченного по правам человека в Кабардино-Балкарской Республике Зумакулова Б.М. о деятельности за 2007 год, Парламент Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
Принять к сведению доклад Уполномоченного по правам человека в Кабардино-Балкарской Республике о деятельности за 2007 год.
Председатель Парламента
Кабардино-Балкарской Республики |
И. Бечелов |
г. Нальчик
20 марта 2008 г.
N 1396-П-П
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека
в Кабардино-Балкарской Республике
В Российской Федерации продолжается процесс совершенствования механизмов взаимодействия демократического правового государства и гражданского общества, для чего формируется правовая база. Прежде всего, это Конституция Российской Федерации, действующие нормативно правовые# акты, такие как законы об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме, о выборах Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Российской Федерации, о средствах массовой информации, об общественных объединениях, о политических партиях, профсоюзах, о религиозных организациях, об Уполномоченном по правам человека, о борьбе с терроризмом и экстремизмом, об адвокатуре, об общественной палате, об организации демонстраций и митингов и др.
Президент и Парламент Кабардино-Балкарской Республики в тесном взаимодействии с общественными организациями, и вновь формирующимися гражданскими институтами, опираясь на Конституцию Кабардино-Балкарской Республики, предпринимают меры по созданию условий, способствующих дальнейшему укреплению гражданского общества, повышению его роли в формировании и защите личности. Этому свидетельство, что в республике созданы общественные консультационные Советы по основным направлениям деятельности органов власти и общества в сфере социально-экономических, национальных отношений.
Важнейшим шагом к развитию гражданского общества явилось создание института Уполномоченного по правам человека. Назначение Уполномоченного.
Становление и деятельность института Уполномоченного в КБР проходили в период активной подготовки и проведения праздника 450-летия добровольного вхождения Кабардино-Балкарской Республики в состав России. Кабардино-Балкария в 2007 г. развивалась динамично, заметные сдвиги происходили в социально-экономической сфере. Следует отметить, год явился переломным не только в экономике и социальной сфере Кабардино-Балкарии, но и в настроении людей (А.Б.Каноков). Этому подтверждение, что объем валового регионального продукта по сравнению с 2006 годом вырос и составил 106 процентов, объем производства промышленной продукции - 120 процентов. Рост объема сельскохозяйственной продукции составил 105,2 процента, значительными тепами# растет заработная плата. Позитивные перемены происходят в общественно-политической жизни, укрепляются сплоченность, мир и межнациональное согласие в обществе.
Вместе с тем, проблемой остается наличие бедных и слабо защищенных граждан, рост "...разрыва между доходами самых богатых и самых бедных". (В.В.Путин). К сожалению, значительное количество пенсионеров, инвалидов и пожилых людей находятся ниже уровня бедности, не удалось в полной мере ослабить пресс безработицы, состояние криминогенной ситуации в республике остается сложной, если к этому добавить проблемы, с которыми люди сталкиваются в жилищно-коммунальной сфере, здравоохранении и образовании, имеющиеся факты бюрократизма и произвола со стороны отдельных чиновников, то можно найти объяснение непрекращающемуся потоку жалоб и заявлений граждан на неустроенность жизни, нарушение их законных прав и интересов.
За указанный период Уполномоченным и его аппаратом рассмотрено и разрешено 154 обращения граждан, из которых письменных - 80, на личном приеме - 74. Анализ обращений показал, что наибольшее количество жалоб поступило на незаконность судебных постановлений - 27, нарушения прав в сфере трудовых отношений - 25, на действия органов дознания и следствия - 21, по социальным вопросам - 22 , жилищным - 17, по вопросам миграции населения и гражданства - 5, исполнения наказания - 8 , местного самоуправления - 6, по вопросам реабилитации жертв политических репрессий - 3, нарушение прав детей - 3 и иным вопросам - 17.
I. Основные направления деятельности Уполномоченного по правам
человека в КБР
Исходя из Конституционного положения о том, что "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их соблюдение и защита обязанностью государства", а также, руководствуясь Конституцией КБР и другими законодательными актами, усилия Уполномоченного были направлены на:
- обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан;
- соблюдение и уважение прав и свобод граждан государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами;
- содействие правовому просвещению по вопросам права и свобод человека и гражданина;
- участие в формировании институтов гражданского общества, совершенствование их возможностей в сфере защиты прав и законных интересов личности.
II. Организационно-методическое обеспечение деятельности института
УППЧ в КБР
Уполномоченный по правам человека в Кабардино-Балкарской республике был назначен Парламентом Республики 10.07.2007 года. Аппарат Уполномоченного начал формироваться и действовать с 1 сентября 2007 года. К настоящему времени разработаны и утверждены Положение об аппарате Уполномоченного по правам человека в Кабардино-Балкарской Республике, должностные регламенты сотрудников аппарата, Положение об Экспертном совете при Уполномоченном, Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в аппарате Уполномоченного. Проведено организационное совещание Экспертного совета, утвержден план его работы, определены составы рабочих групп. Для сведения населения в республиканских СМИ опубликовано разъяснение о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в аппарате Уполномоченного. Истребованы из Федеральной регистрационной службы РФ по КБР сведения о функционирующих на территории КБР некоммерческих и иных общественных организациях для налаживания взаимодействия Уполномоченного с ними.
Аппарат Уполномоченного совместно с сотрудниками ФСБ РФ по КБР, МВД КБР, Ассоциацией жертв политических репрессий принял участие в подготовке к изданию электронной версии книги памяти жертв политических репрессий на территории Кабардино-Балкарии. Книга издана в 2007 году и положительно воспринята общественностью республики, а наиболее активные участники подготовки книги к изданию Н.И.Лафишева, А.Л.Хашева, Э.П.Хапова получили благодарность от имени Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.П.Лукина.
Уполномоченный прошел курсы повышения квалификации в Санкт-Петербурском# Гуманитарно-политическом центре "Стратегия" и получил сертификат по теме "Оптимизация деятельности аппаратов Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ". Принял участие в работе Координационного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ в г.г. Москве и Сочи. Налаживается взаимодействие с уполномоченными в субъектах Российской Федерации, особенно Южного федерального округа. Проведен семинар-совещание, на котором с лекцией выступил известный правозащитник из Санкт-Петербурга А.Г. Аракелян.
Продолжается работа по преодолению трудностей периода становления института Уполномоченного по правам человека в КБР. Мы надеемся, что Правительство КБР в ближайшее время решит вопрос материально-технического обеспечения и стабильного финансирования деятельности УППЧ в КБР.
III. Права граждан на судебную защиту, права человека в местах
принудительного содержания, органах дознания и следствия
Обеспечение конституционного права граждан на судебную защиту во многом зависит от эффективности деятельности судов, от гарантий доступа к правосудию тех лиц, чьи права нарушены. К сожалению, уровень доверия населения к судебной власти оставляет желать лучшего. Многие граждане республики не верят в эффективность и объективность правосудия, особенно в тех случаях, когда оппонентами выступают органы государственной власти, государственные учреждения или крупные хозяйствующие субъекты и коммерческие организации. Значительное количество обращений граждан поступило о несогласии с судебным решением или приговором. Рассмотрение их осуществлялось путем изучения представленных документов, истребования необходимых материалов из судов и иных инстанций. Более 20 жалоб поступило о несогласии с судебными постановлениями по делам, производство по которым судом не завершено. В связи с тем, что на данной стадии вмешательство Уполномоченного законом не допускается, заявителям давались необходимые разъяснения, а представленные материалы направлялись в соответствующие судебные органы. По двум жалобам были изучены материалы уголовных дел и составлены заключения. По четырем обращениям, материалы направлены в вышестоящие суды для проверки законности принятых решений.
По вопросам соблюдения прав и свобод человека в местах исполнения наказания Уполномоченным и его аппаратом проведена рабочая встреча с руководителями исправительных колоний, следственного изолятора, изолятора временного содержания задержанных и арестованных, специального приемника для содержания лиц, арестованных в административном порядке. Уполномоченный принял участие в совещании, проведенном по инициативе Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по КБР, по вопросам соблюдения прав осужденных. При посещении мест содержания задержанных, арестованных и осужденных были выявлены отдельные факты, влияющие на соблюдение прав человека, связанные с технической оснащенностью, необоснованным сокращением штатов учреждений и недостаточным финансированием. О необходимости устранения выявленных недостатков руководители учреждений уведомлены на месте. Жалобы, поступившие из этих учреждений, были в основном по вопросам изменения режима содержания и наложения взысканий за нарушение режима.
Тем не менее, мы предусматриваем совместно с Комиссией по правам человека при Президенте КБР осуществить проверку соблюдения прав осужденных во всех исправительных учреждениях, расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики. Мы активно поддерживаем идею тесного конструктивного сотрудничества между Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике и институтом Уполномоченного, и было бы целесообразно по опыту некоторых субъектов РФ заключить соглашение о сотрудничестве между УФСИН РФ по КБР и УППЧ в КБР по соблюдению и защите прав и свобод граждан в подразделениях уголовно-исполнительной системы.
Значительное количество жалоб на органы дознания и следствия поступили по вопросам, связанным с обеспечением прав и свобод в ходе расследования уголовных дел. Обоснованные жалобы, после их изучения, направлены в соответствующие вышестоящие и надзорные органы, а по одной из них, по обращению Уполномоченного, прокуратура возбудила уголовное дело в отношении сотрудников милиции, превысивших свои полномочия.
IV. Правовое просвещение в области прав и свобод человека
Большинство жалоб, в сферах судебной и правоохранительной систем, возникли в связи с правовой неосведомленностью самих граждан, несвоевременным обращением в государственные и судебные органы, отсутствием достаточной, квалифицированной юридической помощи.
Анализ поступивших обращений, наши наблюдения свидетельствуют о том, что положение с правами человека не может удовлетворить нас в полной мере, граждане республики плохо осведомлены о своих правах, не всегда осознают, что свои права надо уметь отстаивать и защищать. Надо сказать, что и многие чиновники, работники государственных и муниципальных органов порой допускают нарушения прав граждан не оттого, что они хотели бы это сделать, а потому, что не в полной мере знают о своих правах и ответственности за те или иные действия.
Все это говорит о необходимости создания на системном уровне республиканской программы правового образования и правового просвещения, которая бы способствовала распространению правовых знаний среди населения, формировала у него осознанное отношение к своим правам и обязанностям.
В этих целях можно было бы ввести в учебных заведениях и школах изучение основ правоведения, широко развивать и такие формы работы как проведение конкурсов на лучший реферат, сочинение среди студентов и школьников на правовые темы.
V. Социальные и экономические права граждан
Важнейшей задачей правозащитных институтов Кабардино-Балкарской Республики является защита прав социально уязвимых слоев населения - детей-сирот, пожилых людей и инвалидов. Несмотря на предпринимаемые в республике меры по их социальной защите, все же нельзя не признать, что еще немало здесь нерешенных проблем. Безработица, низкий уровень заработной платы, мизерные пенсии и пособия при постоянном росте стоимости жизни, тарифов и услуг, особенно тяжелым бременем давит на инвалидов, пенсионеров и пожилых людей.
Как известно, у инвалидов и пожилых людей не только существенно нарушаются биологические функции организма, но и снижается социальная активность. Если здоровый человек может беспрепятственно реализовать свои права, закрепленные в Конституции: свободно перемещаться, получать образование, создавать семью, выбирать профессию, то для людей с ограниченными возможностями многое недоступно. В силу вышеназванных естественных причин людям с ограниченными возможностями сложнее отстаивать свои права.
К сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на гарантии, закрепленные в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" комплекс мер по интеграции инвалидов в общественную жизнь в реальности еще не стал приоритетом государственной политики ни на уровне федеральной власти, ни на уровне нашей республики. Если пройтись по нашим населенным пунктам, то обнаружим, что во многих организациях, предприятиях, отделах милиции, прокуратуры, судах нет элементарной возможности инвалидам и людям со слабым здоровьем войти в здания вследствие отсутствия необходимых приспособлений, специальных подъездов, пандусов, аппарелей, а во многих из них установлены турникеты и другие устройства, которые исключают возможность посещения инвалидами этих зданий. В пунктах оплаты услуг МП "Горводоканал", ОАО "Теплоэнерго", ОАО "Каббалкгаз", ОАО "Нальчикские электрические сети", ОАО "Каббалктелеком", отделениях Сбербанка по КБР и некоторых других предприятий из-за малого количества касс, отсутствия соответствующих помещений возникают большие очереди, а посетители испытывают значительные трудности.
Как нам представляется, в целях устранения указанных проблем инвалидов и пожилых людей в Кабардино-Балкарии, властным структурам, проектным организациям, руководителям хозяйствующих субъектов при проектировании, строительстве и реконструкции зданий, жилых домов, объектов социально-бытового и иного назначения необходимо учитывать интересы инвалидов, пожилых людей. Организациям, обслуживающим население по предоставлению услуг, в первую очередь, решить вопрос о ликвидации многочисленных очередей путем предоставления для этого соответствующих помещений, организации необходимого количества приемных пунктов, касс и т.д.
Задачей первостепенной важности "...должна стать адресная помощь и конкретная забота о людях старшего поколения, ... не ждать в кабинетах просителей с поклонами и просьбами, а самим активно интересоваться людскими нуждами..." отмечает В.В.Путин. Следовать данному совету обязаны все мы, начиная от депутата совета местного самоуправления, до чиновника самого высокого уровня.
VI. Права граждан на жилье и благоприятную среду обитания
Жилище является необходимым условием жизни и неотъемлемой частью человеческой культуры.
Постоянно поступающие обращения граждан к Уполномоченному свидетельствует о том, что органы государственной власти и местного самоуправления не в полном объеме реализовывают права граждан на жилище, регламентированное ст. 40 Конституции Российской Федерации.
Одной из причин, создавшегося положения является крайне недостаточное строительство государственного и муниципального жилья для очередников и нуждающихся. Основной задачей в решении этой проблемы должно стать создание государством таких условий, при которых гражданин, получая достойную заработную плату, мог бы в полной мере реализовать свое конституционное право на жилище, а в тех случаях, когда человек по объективным причинам не может самостоятельно реализовать указанное право - обеспечить его жильем.
На обращения Уполномоченного, администрации муниципальных образований порой предоставляют отписки об отсутствии или недостаточности финансирования на строительство. И это при том, что отсутствие финансирования не является основанием для освобождения от ответственности местного самоуправления за обеспечение жильем граждан, в связи с чем люди вынуждены обратиться в суд. Однако и последующие судебные решения порой остаются неисполненными. В подтверждение можно привести ситуацию, связанную с жителем г. Нальчика, пенсионером, пожилым человеком С. Постановлением главы Администрации г. Нальчика было решено предоставить С. благоустроенное жилье, вместо ветхого сносимого. Однако, ему и его внучке была предложена непригодная для проживания, однокомнатная квартира, с чем он не согласился и обратился в суд. В соответствии с вынесенным решением Нальчикского городского суда Администрация гор. Нальчика была обязана предоставить ему жилье с учетом состава семьи из двух человек. Кассационная коллегия Верховного Суда КБР, куда Администрация обжаловала решение, оставила решение городского суда в силе, уточнив в своем определении "Обязать администрацию г. Нальчика предоставить С. благоустроенное жилье на состав семьи из двух человек, состоящее не менее чем из двух жилых комнат". Судебное решение вступило в силу 30 сентября 2006 года и никем не оспаривается, однако до сих пор оно не исполнено, а гражданин С. вынужден проживать в полуразрушенном здании барачного типа без отопления, света, воды и других удобств. 29.10.2007 года С. обратился к Уполномоченному с жалобой на нарушение его прав. В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона КБР "Об Уполномоченном по правам человека в Кабардино-Балкарской Республике", нами в адрес Администрации г. Нальчика и руководителя Службы судебных приставов направлены соответствующие обращения о предоставлении подробной информации о причинах неисполнения решения суда на протяжении более года и немедленном разрешении жилищного вопроса С. Однако и после обращения Уполномоченного вопрос остается не разрешенным.
Жалобы граждан, связанные с неприменением или неправильным применением градостроительного законодательства при строительстве новых объектов, реконструкции старых поступают к Уполномоченному регулярно. Как правило, органы местного самоуправления, выдав разрешения на строительство, возведение всевозможных пристроек, в дальнейшем не контролируют соблюдение застройщиками установленных норм и ограничений. Пользуясь этим, застройщики нарушают права и свободы граждан, проживающих рядом с возводимыми объектами. Так, к Уполномоченному с жалобой на нарушение прав обратилась жительница г. Нальчика 3., у которой соседи осуществили пристройку. Причем, разрешение было выдано на пристройку лоджии размерами 2,4 м х 6,0 м, а самовольное строение оказалось размерами 8,46 м х 5,2 м, с превышением размеров по высоте на 0,5 метра. По данному факту имеется решение суда, обязывающее застройщика привести строение в соответствие с разрешенными размерами, однако бездействие со стороны органов, контролирующих строительство и неисполнение судебного решения, вынудило жильцов обратиться к Уполномоченному. Подобные случаи не единичны. В целях исключения нарушений прав граждан, органам местного самоуправления, отделам, управлениям архитектуры необходимо более внимательно относиться к защите прав населения при выдаче разрешений на строительство, жестко контролировать соблюдение строительных, санитарных и иных норм при возведении и введении в строй объектов.
VII. Вопросы защиты прав детей
На территории Российской Федерации вступила в законную силу и действуют Конвенция о правах ребенка, принятая Организацией Объединенных наций, Федеральные законы "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", также в 2002 году - Постановление Правительства КБР N 156 "О порядке предоставления жилья совершеннолетним детям-сиротам, детям, оставшимся без попечительства родителей в КБР" и ряд других нормативных документов. Однако, на практике права детей, гарантированные Конвенцией и перечисленными законами, постановлениями реализуются еще далеко не в полной мере. В 2004 году в бюджете республики на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривалось выделение 2,5 млн. рублей, фактически же было выделено 500 тысяч рублей. В последующие годы на указанные цели бюджетное финансирование не предусматривалось. К настоящему времени в Кабардино-Балкарии ожидают жилье 335 таких очередников, необходимая площадь жилья составляет 12 тысяч квадратных метров на сумму (по самым минимальным расчетам) 131 717,7 тыс. рублей. Представляется, что при корректировке бюджета на 2008 год и формировании его на последующие годы Парламенту КБР следует предусмотреть финансирование на разрешение этой проблемы. Ведь это люди, которые, кроме как от государства, никакой помощи со стороны не имеют.
Актуальна проблема постинтернатной адаптации и социализации выпускников специальных (коррекционных) учреждений. Не созданы условия для получения высшего и среднего профессионального образования выпускникам данной категории на базе действующих учебных заведений республики.
Отсутствует квотирование рабочих мест на предприятиях республики для гарантированного трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Не разработан механизм государственного стимулирования предоставления рабочих мест малыми и средними предприятиями для выпускников интернатных, в том числе специальных (коррекционных), учреждений.
Кроме того, требует расширения сеть имеющихся специальных учреждений для максимального удовлетворения образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Система коррекционного образования в республике представлена школами-интернатами I-II видов (для детей с нарушением слуха), III-IV видов (для детей с нарушением зрения), VII-VIII видов (для детей с нарушением интеллекта).
Отсутствуют специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интернаты V вида (с тяжелой речевой патологией), VI вида (с нарушениями опорно-двигательного аппарата). При этом численность детей от рождения до 18 лет с нарушениями речи, по данным на конец 2007 года составляет 3 703 чел., с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 3 032 чел.
Для создания условий для получения образования, лечения и оздоровления, воспитания и обучения больных детей необходимо дальнейшее укрепление учебной и материальной базы, имеющихся учреждений.
Количество детей школьного возраста, имеющих показания к обучению в общеобразовательных учреждениях санаторного типа ежегодно растет. На сегодняшний день на учете в Республиканском туберкулезном диспансере состоит 1619 детей в возрасте от 6 до 14 лет. Имеющаяся в республике единственная санаторно-лесная школа не может сегодня полностью удовлетворить потребность в обучении детей данной категории. Исходя из имеющихся возможностей, ежегодно учреждение способно охватить лишь до 10 % наиболее остро нуждающихся. При проектной мощности до 120 мест в санаторно-лесной школе N 1 обучается 165 детей в возрасте от 6,5 до 14 лет.
Недостаточно специально подготовленных кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова" не ведет подготовку специалистов по коррекционной педагогике.
В настоящее время в специальных (коррекционных) школах-интернатах работает 47 дефектологов различных специализаций. Потребность в обучении и переподготовке узких специалистов в данных учреждениях составляет 77 человек. Кроме того, отсутствуют специалисты-дефектологи в общеобразовательных учреждениях и управлениях образования муниципальных районов и городских округов Кабардино-Балкарской Республики.
VIII. Права граждан на медицинскую помощь и лекарственное обеспечение
Одним из острых вопросов в сфере социального развития республики остаются здравоохранение и медицинское обслуживание. Возведенные в статус национального проекта, еще никогда, пожалуй, медицинские проблемы не становились приоритетными в государственной политике России. Теоретически в Кабардино-Балкарии медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения предоставляется гражданам бесплатно за счет бюджета, страховых взносов. В то же время, люди оказываются перед выбором: получить быстро медицинскую помощь, заплатив деньги в платных клиниках, или же долго ждать бесплатную. Особо остро встает эта проблема в сельской местности. Во многих сельских населенных пунктах республики отсутствует необходимое профилактическое и диагностическое оборудование, нет и платных клиник, в результате, значительная часть населения не может ни воспользоваться услугами платного здравоохранения, ни получить квалифицированную помощь в системе государственного здравоохранения.
Наиболее проблемным аспектом остается лекарственное обеспечение медицинских учреждений республики, не прекращается поток жалоб от инвалидов, людей преклонного возраста (льготников) на отсутствие достаточного ассортимента лекарственных средств по льготным рецептам, всевозможных протезов и иного инвентаря.
В связи с изложенным, требует к себе пристального внимания проблема соблюдения прав граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в Кабардино-Балкарской Республике.
Продолжают поступать нарекания от граждан по вопросам, связанным с установлением группы инвалидности, своевременного переосвидетельствования, сроках и правомерности определения группы, и другим проблемам деятельности бюро медико-социальной экспертизы. Этому подтверждение обращения к В.В.Путину во время проведения прямого эфира на российском телевидении некоторых граждан республики. Анализ этих и других жалоб свидетельствует о том, что не всегда в этом повинны работники бюро медико-социальной экспертизы. Просто сами условия признания инвалидности считаются с одной стороны слишком жесткими, а с другой позволяют специалистам устанавливать гражданам, имеющим одни и те же заболевания различные группы инвалидности.
На наш взгляд, было бы целесообразным Парламенту или Правительству КБР выйти на федеральный уровень с предложениями о внесении изменений в Правила признания лица инвалидом и в Классификацию и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, с тем, чтобы определение группы и степени инвалидности строго зависело от наличия конкретного заболевания. Это решило бы многие проблемы и сняло бы напряжение в среде людей, по тем или иным причинам, утратившим возможность заниматься трудовой деятельностью.
Справедливости ради надо отметить, что в последнее время в республике принят целый ряд конкретных мер по охране здоровья и профилактике заболеваний. Немало делается по укреплению материальной базы больниц, поликлиник, стационаров, амбулаторий. Большинство из них размещены в комфортабельных помещениях, оснащены центральным отоплением, канализацией. В медицинские учреждения поступает новое современное оборудование, что в значительной мере повышает уровень медицинского обслуживания. Однако эти меры, к сожалению, не устраняют перечисленные проблемы.
IX. Вопросы гражданства и миграции населения, прав жертв
политических репрессий
Продолжают поступать жалобы по вопросам получения гражданства РФ. Имеются случаи, когда жители Кабардино-Балкарии в свое время выехавшие за пределы России и, оставшиеся на территории бывших союзных республик, при желании вернуться на свою этническую родину испытывают большие проблемы с получением российского гражданства, т.к. эти вопросы в законодательствах России и СНГ отрегулированы не в полной мере. В результате, люди не обеспечиваются правом на жилье, трудоустройство, получение пенсий, и даже на компенсацию за утерянное жилье и имущество, как жертвы политических репрессий.
Управление Миграционной службы РФ по КБР занимается разрешением конфликтных ситуаций, но его усилия недостаточны.
К Уполномоченному обращаются жители республики, выражающие свое несогласие с размером денежной компенсации реабилитированным лицам за утраченное жилье и имущество. Согласно Закону РФ от 18.10.1991 года за N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" сумма компенсаций за утраченное имущество составляет 4 тыс. рублей, а при потере жилья - 10 тыс. рублей. С учетом инфляции, удорожания стоимости жизни, товаров и услуг, тем более стоимости жилья, эти суммы вызывают не только недоумение, но порождают обиды и протесты граждан.
Другой проблемой является получение гражданства, проживающими ныне в Pоссии, но, подвергшиеся репрессиям по национальному признаку на территории других республик (турки-месхе-тинцы, крымские татары...), к которым не применимы российские законы о реабилитации жертв политических репрессий. Эти граждане испытывают большие трудности в получении соответствующих документов, подтверждающих факты репрессий. Изучив данную проблему, в ходе рассмотрения поступивших жалоб (заявления Теппеевой, Багашвили, Изоева и др.), мы сочли возможным направить мотивированное обращение в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Лукина В.П. о необходимости внесения соответствующих изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, касающиеся вопросов увеличения размеров компенсаций жертвам политических репрессий за утраченное жилье и имущество, расширения категорий родственников, имеющих право на возмещение ущерба, а так же применения статей Закона РФ N 1761-1 к лицам, подвергшимся репрессиям по этническому признаку на территории бывших союзных республик, а ныне являющимися гражданами России и проживающими на ее территории.
К нашему удовлетворению Уполномоченный по правам человека в РФ В.П. Лукин поддержал наше обращение и внес эти предложения в соответствующие федеральные органы, в частности - в Правительство РФ. Было бы так же целесообразно, если бы Парламент КБР, в порядке законодательной инициативы, рассмотрел и внес предложение на рассмотрение в Государственную Думу РФ вопрос финансирования из федерального бюджета отдельной строкой льгот и компенсаций жертвам политических репрессий, ибо на бюджет субъекта федерации их выплата ложится непосильным бременем.
За короткий период деятельности института Уполномоченного в Кабардино-Балкарской Республике не удалось в полной мере изучить все проблемные вопросы, связанные с соблюдением прав человека и свобод граждан республики во всех сферах жизнедеятельности.
В 2008 году, в рамках реализации программы деятельности "Координационного совета Уполномоченного по правам человека в субъектах Федерации" мы планируем изучить вопросы:
- о проблемах реализации прав граждан проживающих в ветхом и аварийном жилом фонде;
- об условиях содержания граждан в следственном изоляторе и других местах лишения свободы;
- о создании государственных гарантийных учреждений с целью защиты прав работников в условиях несостоятельности (банкротстве) предприятий.
Свою задачу мы видим в том, чтобы во взаимодействии с органами государственной власти, муниципальными образованиями, институтами гражданского общества, правозащитными организациями создавать условия для реализации идеалов конституционализма и верховенства права, стандартов демократического правового государства, в котором ценят человека, его достоинства и права.
Уполномоченный по правам человека
в Кабардино-Балкарской Республике |
Б.М. Зумакулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 20 марта 2008 г. N 1396-П-П "О докладе Уполномоченного по правам человека в Кабардино-Балкарской Республике о деятельности за 2007 год"
Текст постановления опубликован в газете "Официальная Кабардино-Балкария" от 29 марта 2008 г. N 13