Парламент Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Принять Обращение Парламента Кабардино-Балкарской Республики к Председателю Правительства Российской Федерации В.А. Зубкову по вопросам совершенствования нормативно-правовой базы в сфере обеспечения потребителей энергоресурсами и оказания жилищно-коммунальных услуг (прилагается).
2. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение Председателю Правительства Российской Федерации В.А. Зубкову.
3. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать указанное Обращение.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Комитет Парламента Кабардино-Балкарской Республики по экономической политике.
5. Настоящее Постановление и указанное Обращение опубликовать в средствах массовой информации.
Председатель Парламента
Кабардино-Балкарской Республики |
И.Бечелов |
г. Нальчик
24 апреля 2008 г.
N 1418-П-П
Обращение
Парламента Кабардино-Балкарской Республики к Председателю Правительства
Российской Федерации В.А. Зубкову по вопросам совершенствования
нормативно-правовой базы в сфере обеспечения потребителей энергоресурсами и
оказания жилищно-коммунальных услуг
Уважаемый Виктор Алексеевич!
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2007 года N 205 утвержден график либерализации оптового и розничного рынков электрической энергии (мощности), в соответствии с которым с 1 января 2011 года весь объем электрической энергии будет поставляться по нерегулируемой цене. Анализ сложившихся цен за 2007 год для Кабардино-Балкарской Республики показывает, что нерегулируемые цены кратно превышают средневзвешенную стоимость электрической энергии, поставляемой потребителям республики по регулируемой цене. На уровень свободных цен определяющее влияние оказывает дефицит мощностей в европейской зоне России, а также ограниченная пропускная способность магистральных электрических сетей. Эти факторы вызывают значительные колебания цен на свободном рынке, которые не позволяют корректно провести бюджетно-финансовое планирование.
В связи с этим целесообразно увязать сроки перехода на свободные цены с возможностями и развитием сетевой инфраструктуры, ликвидацией дефицита мощностей в первой ценовой зоне. Кроме того, до стабилизации стоимости энергии в нерегулируемом секторе оптового рынка считаем необходимым осуществлять поставку электроэнергии бюджетным потребителям в полном объеме по тарифам, приравненным к тарифам, установленным для населения.
Одной из актуальных проблем в сфере регулируемого тарифообразования является необходимость ликвидации перекрестного субсидирования и обеспечение стопроцентной оплаты населением потребляемых коммунальных услуг.
Уровень оплаты потребляемых населением услуг по водоснабжению и водоотведению в среднем по Кабардино-Балкарской Республике составляет порядка 80 процентов от экономически обоснованного тарифа. Аналогичный уровень перекрестного субсидирования сложился и в электроэнергетической области: тарифы на электрическую энергию для городского населения составляют 80 процентов от экономически обоснованного, для сельского населения - 71 процент, для населения, пользующегося электрическими плитами, - 50 процентов.
При прогнозируемых Правительством Российской Федерации размерах роста цен на энергоносители изменение совокупной стоимости коммунальных платежей населения превысит 120-процентный рубеж, а с учетом необходимости поэтапного сокращения перекрестного субсидирования минимальный прирост данных платежей превысит 125 процентов. Даже с учетом достаточно высоких темпов роста средней заработной платы в республике (по 126 процентов в 2006 и 2007 годах), текущее состояние экономики республики не позволит обеспечить адекватный рост доходов населения, а высокодотационный бюджет не справится с возрастающим количеством обращений граждан на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В данных условиях полностью уйти от перекрестного субсидирования в краткосрочной перспективе крайне проблематично.
Программа реформирования электроэнергетической отрасли тесно увязана с ликвидацией перекрестного субсидирования в данной сфере, однако, как уже отмечалось выше, решить эту задачу в условиях большинства регионов России за счет опережающего роста тарифов для населения без негативных социальных последствий практически невозможно. Поэтому оптимальным решением в сложившейся ситуации может быть предоставление адресных субсидий из федерального бюджета для возмещения энергосбытовым организациям разницы между экономически обоснованными и утвержденными тарифами для населения - по аналогии с межтерриториальным перекрестным субсидированием. Для обеспечения принятия тарифных решений, направленных на сокращение перекрестного субсидирования, необходимо заключение соответствующих соглашений между уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и субъекта, в которых будет предусмотрен график поэтапного сокращения объемов финансирования и перехода на полную оплату электроэнергии населением по экономически обоснованному тарифу. По расчетам специалистов Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по тарифам, ликвидация перекрестного субсидирования возможна к 2014 году при сохранении сценарных условий развития России до 2020 года, разработанных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В сфере газоснабжения серьезной проблемой является действующий порядок ценообразования в отрасли. В частности, применение коэффициентов 1,1 и 1,5 за сверхлимитное потребление, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 г. (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2005 г. N 738), которое, по оценкам экспертов, не имеет экономического обоснования. Необходимо разработать методику определения указанных коэффициентов в зависимости от оптовой цены (с учетом предельных минимальных и максимальных уровней) и их трансляции на конечного потребителя по аналогии с действующей методикой на рынке электроэнергии и мощности. При таком подходе потребитель будет иметь возможность контроля уровня цены, выставляемой газоснабжающей организацией для оплаты. Коэффициенты должны дифференцироваться в зависимости от корректности заявки потребляемых объемов, а информация о транслируемой цене должна быть доступна для потребителя, т.е. публиковаться на официальном сайте поставщика газа.
На основании вышеизложенного Парламент Кабардино-Балкарской Республики обращается к Вам с предложением рассмотреть следующие вопросы, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы в сфере обеспечения потребителей энергоресурсами и оказания коммунальных услуг:
1) о продлении сроков либерализации оптового и розничного рынков электрической энергии (мощности);
2) об осуществлении поставок электроэнергии бюджетным потребителям в полном объеме по тарифам, приравненным к тарифам, установленным для населения;
3) о продлении сроков перехода на полную оплату населением коммунальных услуг и ликвидации перекрестного субсидирования минимум на 5 лет;
4) о рассмотрении возможности адресных субвенций из федерального бюджета для возмещения энергосбытовым организациям разницы между экономически обоснованными и утвержденными (по сути льготными) тарифами для населения, что позволит замедлить темпы роста тарифов для населения и снизить тарифы для предприятий;
5) о разработке и утверждении методики определения коэффициентов, применяемых при сверхдоговорном потреблении газа в зависимости от оптовой цены (с учетом предельных минимальных и максимальных уровней).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 24 апреля 2008 г. N 1418-П-П "Об Обращении Парламента Кабардино-Балкарской Республики к Председателю Правительства Российской Федерации В.А. Зубкову по вопросам совершенствования нормативно-правовой базы в сфере обеспечения потребителей энергоресурсами и оказания жилищно-коммунальных услуг"
Текст постановления опубликован в газете "Официальная Кабардино-Балкария" от 8 мая 2008 г. N 19