Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики в составе Председателя Маирова Ю.Х., заместителя председателя Багова Ю.А., секретаря Отарова М.Х., судей Адамова Г.Н., Бликановой В.В., Кумыкова Б.Х., Созаевой С.А.
и с участием представителя группы депутатов Совета Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики, направившей ходатайство в Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики, Протасова В.В., а также депутатов Совета Республики, Парламента Кабардино-Балкарской Республики Беднева Ю.Ф., Измалкова С.Н., Колесниковой Т.П., Крамаренко Н.А., Несутулова В.Г., Табачковой Т.Г., представителей стороны, принявшей Постановление Кабинета Министров (Правительства) Кабардино-Балкарской Республики от 25 января 1994 года N 8 и Распоряжение от 7 апреля 1994 г. N 186-Р, Илющенко А.И. - заместителя Премьер-министра Кабардино-Балкарской Республики, и Мокаева М.Г. - министра жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики,
руководствуясь статьей 145 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, пунктом первым части второй статьи первой, пунктом третьим части первой и частью второй статьи 49 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики",
Здесь и далее по тексту имеется в виду Закон Кабардино-Балкарской Республики от 12 мая 1992 г. "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики", утративший силу Законом Кабардино-Балкарской Республики от 12 декабря 1997 г. N 38-РЗ
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности Постановления Кабинета Министров (Правительства) Кабардино-Балкарской Республики N 8 от 25 января 1994 года "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг" и Распоряжения N 186-Р от 7 апреля 1994 года, изданного во исполнение названного Постановления.
Поводом к рассмотрению дела согласно части четвертой статьи 50 Закона о Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики, послужило ходатайство группы депутатов Совета Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики Анатикова А.Д., Балахова О.М., Беднева Ю.Ф., Будаева А.М., Гериева Б.С., Дадова И.А., Измалкова С.Н., Колесниковой Т.П., Крамаренко Н.А., Мурзаканова Г.Т., Несутулова В.Г., Протасова В.В., Табачковой Т.Г., Тлупова В.З., Шибзухова З.Х., Шорова Х.И. о проверке конституционности перечисленных в ходатайстве Постановления и Распоряжения.
Основанием к рассмотрению дела согласно пункту шестому части первой статьи 50 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о соответствии указанных постановления и распоряжения Правительства Кабардино-Балкарской Республики в части введения социальной нормы площади жилья и ставки квартирной платы за приватизированное жилье Конституции Кабардино-Балкарской Республики с точки зрения установленного в республике принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти и закрепленного Основным Законом разграничения компетенций между органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.
Заслушав выступление судьи - докладчика Адамова Г.Н., объяснения и ходатайства сторон, изучив представленные материалы и другие документы, Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики, руководствуясь частью четвертой статьи 1 и статьей 31 Закона о Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики, установил:
В целях определения основных принципов конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, установления общих начал правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере 24 декабря 1992 года принят Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики". Во исполнение указанного закона Правительством Российской Федерации 22 сентября 1993 года принято Постановление N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг".
В пункте седьмом данного Постановления давалось поручение органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, в том числе и Кабардино-Балкарской Республики, до 1 января 1994 года представить на утверждение соответствующим органам государственной власти предложения о размерах социальной нормы жилья.
Во исполнение этих нормативных актов 25 января 1994 года Кабинет Министров (Правительство) Кабардино-Балкарской Республики принял Постановление "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг" и утвердил положение о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг.
В своем Постановлении Кабинет Министров (Правительство) Кабардино-Балкарской Республики утвердил сроки поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, принял предел социальной нормы площади жилья 18 кв. м общей площади на одного человека при оплате жилья и коммунальных услуг, а также при предоставлении гражданам компенсаций (субсидий) установил порядок предоставления компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг.
Министерству жилищно-коммунального хозяйства, Министерству финансов, Министерству труда и занятости населения Кабардино-Балкарской Республики даны соответствующие поручения о разработке и порядке утверждения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг ставок и тарифов на жилищные и коммунальные услуги, порядке выплаты компенсаций (субсидий) гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, сохранения прежнего порядка предоставления дотаций на содержание и ремонт жилья в части, неперекрываемой средствами, поступающими от оплаты гражданами жилья, исчислении среднего совокупного дохода семьи, учитываемого при предоставлении компенсаций (субсидий) гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг.
Один из основополагающих принципов конституционного строя заключается в том, что любой государственный орган может принимать только такие решения и осуществлять такие действия, которые входят в его компетенцию в соответствии с Конституцией.
Согласно пункту "с" статьи 66 Конституции Кабардино-Балкарской Республики управление и руководство жилищным и коммунальным хозяйством отнесено к ведению Кабардино-Балкарской Республики в лице ее высших органов государственной власти и управления.
Статья 114 Конституции Кабардино-Балкарской Республики предоставляет Кабинету Министров (Правительству) республики право на основе и во исполнение законов Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации издавать постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории Кабардино-Балкарской Республики.
Приняв в пункте втором данного Постановления предел социальной нормы жилой площади на одного человека при оплате жилья и коммунальных услуг, а также при предоставлении гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг, Кабинет Министров (Правительство) вышел за пределы полномочий, предоставленных ему статьей 113 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, а именно: не выполнил установленный Законом "Об основах федеральной жилищной политики" (статья 11) порядок определения социальной нормы площади жилья и пункт 7 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядок предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг" и не представил на утверждение Парламенту Кабардино-Балкарской Республики предложение о размерах социальной нормы площади жилья.
Издавая во исполнение Постановления N 8 от 25 января 1994 г. "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг" Распоряжение N 186-Р, которым утверждены и введены в действие с 1 апреля 1994 г. на территории Кабардино-Балкарской Республики нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, ставки и тарифы на жилищные и коммунальные услуги для населения (приложения N 1, 2, 3 к Распоряжению), по характеру затронутых в распоряжении вопросов, по форме, по порядку подписания Кабинет Министров (Правительство) Кабардино-Балкарской Республики действовал в рамках предоставленных ему Конституцией республики полномочий.
Вместе с тем, распространив данным распоряжением ставки квартирной оплаты, установленные для населения по государственному, муниципальному и общественному жилищному фонду на территории Кабардино-Балкарской Республики и на приватизированное жилье, Кабинет Министров (Правительство) Кабардино-Балкарской Республики вышел за пределы своей компетенции, предоставленной Конституцией Кабардино-Балкарской Республики, и нарушил незыблемое конституционное право граждан по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей им собственностью.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Кабардино-Балкарской Республики признается частная собственность и наравне с государственной, муниципальной и иной формой собственности защищается законом.
Закон о собственности Кабардино-Балкарской Республики, закрепив установленные Конституцией права собственности, в статье 11 определил среди других объектов права собственности граждан на жилые дома и квартиры, указав при этом, что количество, размеры и стоимость имущества, приобретенного гражданами в соответствии с законом или договором, не ограничивается. Эти права собственности закреплены и в статье 6 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики".
Общие положения о собственности граждан Кабардино-Балкарской Республики (статья 10 закона) устанавливают, что собственность граждан создается за счет доходов от деятельности и по иным основаниям, не противоречащим закону.
Одним из способов вступления в права собственности на жилье является приватизация, заключающаяся в бесплатной передаче в собственность гражданам на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Этот порядок закреплен статьей 1 Закона о приватизации жилищного фонда в Кабардино-Балкарской Республике.
Взимание квартирной платы с граждан за приватизированное жилье (частную собственность) не предусматривается ни законодательством Кабардино-Балкарской Республики, ни Российской Федерации.
Статья 26 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", регулируя отношения собственника жилья и государства, устанавливает, что собственник недвижимости в жилищной сфере уплачивает налоги на недвижимость в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации о налогах.
Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" в статье 2 установил, что объектами обложения налогами являются находящиеся в собственности физических лиц жилые дома и квартиры.
Распоряжение Кабинета Министров (Правительства) Кабардино-Балкарской Республики N 186-Р от 7 апреля 1994 года, являясь обязательным для исполнения всеми гражданами республики, понуждает их к уплате квартирной платы за жилье, являющегося их частной собственностью.
Кроме того, Кабинет Министров (Правительство) Кабардино-Балкарской Республики, не опубликовав официальные тексты Постановления N 8 от 25 января 1994 года и Распоряжение N 186-Р от 7 апреля 1994 года, ввел их в действие с 1 апреля 1994 года. Тем самым Кабинет Министров (Правительство) Кабардино-Балкарской Республики нарушил установленную частью 6 статьи 14 Конституции КБР норму, в соответствии с которой на территории Кабардино-Балкарской Республики не могут применяться любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Между тем эти нормативные акты затрагивают конституционные права граждан на жилище, частную собственность, гарантированное социальное обеспечение определенной категории граждан, установленные статьями 46, 50, 51 Конституции Кабардино-Балкарской Республики.
В ходе судебного заседания Кабинет Министров (Правительство) Кабардино-Балкарской Республики представил принятое им Распоряжение N 359 от 4 июля 1994 г., которым исключил из текста приложения N 3 к Распоряжению N 186-Р от 7 апреля 1994 г. Кабинета Министров (Правительства) Кабардино-Балкарской Республики слова в скобках "в том числе приватизированному".
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 5 и 6 части 1 статьи 50, частью 4 статьи 54 и пунктами 1, 2 части 1 статьи 56 Закона о Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики, Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики постановил:
1. Признать неконституционным Постановление Кабинета Министров (Правительства) Кабардино-Балкарской Республики N 8 от 25 января 1994 года "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг" в части принятия предела социальной нормы (пункт 2) как не соответствующее статьям 9 и 10 Конституции Кабардино-Балкарской Республики с точки зрения установленного в Кабардино-Балкарской Республике разделения законодательной, исполнительной и судебной власти и разграничения компетенции между высшими органами государственной власти и управления Кабардино-Балкарской Республики.
2. Распоряжение Кабинета Министров (Правительства) Кабардино-Балкарской Республики N 186-Р от 7 апреля 1994 г. (приложение N 3) в части распространения ставки квартирной платы для населения на территории республики по государственному, муниципальному и общественному жилищному фонду на приватизированное жилье принято с нарушением части 2 статьи 7, статьи 46, частей 2, 3 статьи 63.3, части 3 статьи 63.4 и статьи 63.5 Конституции Кабардино-Балкарской Республики. С учетом того, что на момент рассмотрения дела в Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики Кабинет Министров (Правительство) Кабардино-Балкарской Республики распоряжением N 359-Р от 4 июля 1994 г. устранил допущенные им нарушения Конституции Кабардино-Балкарской Республики и указанные нормы привел в соответствие с Основным Законом, дело производством в этой части прекратить.
3. Не подлежат применению до официального опубликования Постановление Кабинета Министров (Правительства) Кабардино-Балкарской Республики N 8 от 25.01.94 и Распоряжение N 186-Р от 07.04.94 как противоречащие части 6 статьи 14 Конституции Кабардино-Балкарской Республики с точки зрения установленного порядка введения в действие и официального опубликования нормативных правовых актов для всеобщего сведения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.
4. В соответствии со статьями 41 и 42 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" настоящее Постановление Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики вступает в силу немедленно после его провозглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит. Согласно части 2 статьи 57 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" с момента провозглашения данного Постановления положения акта, признанные неконституционными считаются недействующими.
5. Обратить внимание Кабинета Министров (Правительства) Кабардино-Балкарской Республики на отсутствие достаточных разъяснений органам управления на местах и населению республики принятых нормативных актов, что переход на новую систему оплаты жилья не отменяет и не изменяет установленные действующим законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики льготы для определенной категории граждан республики в жилищной сфере, и в результате допускаемого органами жилищно-коммунального хозяйства произвольного толкования этих норм создается непонимание и социальная напряженность у определенной части групп населения.
6. Согласно части 1 статьи 74 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" настоящее Постановление подлежит опубликованию в газетах "Адыгэ псалъэ", "Заман" и "Кабардино-Балкарская правда" не позднее чем в семидневный срок после его изложения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 1 июля 1994 г. "По делу "О проверке конституционности Постановления Кабинета Министров (Правительства) Кабардино-Балкарской Республики N 8 от 24.01.94 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг" и изданного во исполнение его распоряжения N 186-Р от 7 апреля 1994 года"
Текст постановления опубликован в Cборнике "Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 1992-2008" Том 2