Конституционный Суд КБР в составе председательствующего А.С. Геляхова, судей Г.Н. Адамова, Ю.А. Багова, В.В. Бликановой, Б.Х. Кумыкова,
с участием представителей сторон: обратившейся с запросом в суд - Совета Республики Парламента КБР - К.М. Ахохова - председателя комиссии Совета Республики Парламента КБР по бюджету, налогам, банкам и финансам, А.В. Хамукова - зав. отделом законодательства и местного самоуправления аппарата Парламента КБР и принявшей оспариваемый нормативный акт - Правительства КБР в лице Н.М. Бозиева - министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства КБР,
руководствуясь частью 2 статьи 122 Конституции КБР, статьями 2, 21 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности Постановления Правительства КБР от 29 ноября 1997 года N 448 "Об утверждении Положения о внебюджетном фонде развития жилищного строительства Кабардино-Балкарской Республики".
Поводом к рассмотрению дела, согласно части первой статьи 21 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики", послужил запрос Совета Республики Парламента КБР, направленный в Конституционный Суд КБР в соответствии с Постановлением Совета Республики Парламента КБР от 23.09.99 N 312-П-СР.
Основанием к рассмотрению дела, согласно пункту "а" части второй статьи 21 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики", явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции КБР Постановление Правительства КБР от 29.11.97 N 448 "Об утверждении Положения о внебюджетном фонде жилищного строительства КБР".
Заслушав выступление судьи-докладчика Адамова Г.Н., представителей сторон, свидетеля, изучив имеющиеся в деле материалы, Конституционный Суд КБР установил:
Постановлением Кабинета Министров (Правительства) Кабардино-Балкарской Республики от 24 августа 1996 года N 234 утверждена Республиканская государственная целевая программа "Жилье-2000". Как видно из содержания Программы, одним из основных нормативно-правовых актов, необходимых для ее реализации, должен был стать Закон КБР "О внебюджетном фонде развития жилищного строительства Кабардино-Балкарской Республики", проект которого 12 апреля 1996 года Кабинетом Министров (Правительством) КБР был внесен на рассмотрение Парламента КБР.
Парламент Кабардино-Балкарской Республики Постановлением от 27 сентября 1996 года N 127-П-П данный проект Закона КБР "О внебюджетном фонде развития жилищного строительства Кабардино-Балкарской Республики" возвратил на доработку в Кабинет Министров КБР.
Постановлением Кабинета Министров (Правительства) КБР от 29 ноября 1997 года N 448, принятым в рамках реализации Программы "Жилье-2000", утверждено "Положение о внебюджетном фонде развития жилищного строительства Кабардино-Балкарской Республики".
Положением определены правовые основы создания фонда, его цель, обозначены источники формирования бюджета фонда, порядок осуществления контроля за целевым использованием средств фонда и органы, осуществляющие такой контроль.
Совет Республики Парламента КБР оспаривает конституционность Постановления Правительства КБР от 27.11.97 N 448 "Об утверждении Положения о внебюджетном фонде развития жилищного строительства Кабардино-Балкарской Республики", в связи с чем 23 сентября 1999 года обратился в Конституционный Суд КБР с запросом о проверке соответствия Конституции КБР данного постановления Правительства КБР.
Совет Республики Парламента КБР считает, что Правительство КБР, утвердив Положение о внебюджетном фонде развития жилищного строительства КБР, вышло за пределы своей компетенции и нарушило требование части 1 статьи 100 (п. "м") Конституции КБР, относящее утверждение порядка образования и деятельности государственных внебюджетных фондов, утверждение бюджетов этих фондов, контроль за их исполнением к совместному ведению обеих палат Парламента КБР.
По мнению Совета Республики Парламента КБР Правительством КБР нарушены также положения статей 10, 16 (ч. 5), 73 (ч. 1) Конституции КБР.
Конституционный Суд КБР, определяя пределы проверки данного запроса, руководствуется частью первой статьи 70 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики", проверяет соответствие оспариваемого решения Правительства КБР Конституции КБР с точки зрения установленного Конституцией КБР разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, разграничения компетенции между органами государственной власти КБР.
При этом Конституционный Суд КБР решает исключительно вопросы права, воздерживаясь от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других органов
Правовой режим внебюджетных фондов определяется Законом РФ от 15 апреля 1993 г. "Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" (ст.ст. 22, 27, 28).
Внебюджетные фонды развития жилищного строительства в субъектах РФ создаются в соответствии с Указом Президента РФ "О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы" от 24 декабря 1993 года N 2281, который был издан в целях активизации жилищного строительства, расширения использования внебюджетных источников инвестирования и создания кредитно-финансового механизма в жилищной сфере. Порядок формирования указанных фондов определен Правительством РФ в Постановлении от 15 июля 1994 года N 664 "Об утверждении примерного порядка формирования и использования региональных и местных внебюджетных фондов развития жилищного строительства".
Указанные нормативные акты устанавливают, что внебюджетные фонды развития жилищного строительства, в субъектах РФ создаются только представительными органами государственной власти, ими же утверждается и Положение о фонде, которым определяются основные задачи фонда, источники формирования средств фонда, направление и контроль за расходованием этих средств, а также вопросы, связанные с управлением фонда.
Конституцией КБР утверждение порядка образования и деятельности государственных внебюджетных фондов, утверждение бюджета этих фондов, контроль за их исполнением, в полном соответствии с федеральным законодательством, отнесены к исключительной компетенции обеих палат Парламента КБР (пункт "м" часть первая статьи 100 Конституции КБР).
Согласно части 1 статьи 73 Конституции КБР органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики не могут принимать нормативные правовые акты по вопросам, не относящимся к их ведению.
Таким образом, Правительство КБР, утвердив Положение о внебюджетном фонде развития жилищного строительства КБР, вторглось в пределы компетенции представительного (законодательного) органа власти Республики.
Кроме того, Правительство нарушило требования статьи 10 Конституции КБР, согласно которой государственная власть в Кабардино-Балкарской Республике осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которой самостоятельны, а также части 5 статьи 16, обязывающей органы государственной власти республики соблюдать федеральные законы и Конституцию КБР.
Правительство КБР Постановлением от 28 августа 1999 года N 386 "О мерах по государственной поддержке фонда жилищного строительства" внесло изменения в Постановление от 29 ноября 1997 г. N 448, переименовав внебюджетный фонд развития жилищного строительства в республиканский фонд жилищного строительства (пункт 6).
Данное решение Правительства КБР не изменило правового статуса фонда развития жилищного строительства, поскольку никаких изменений, кроме его переименования, ни в правовые основы формирования и деятельности, ни в целом в Положение о внебюджетном фонде развития жилищного строительства Кабардино-Балкарской Республики, не внесено. Оно не повлияло на компетенцию Правительства в этом вопросе. Следовательно, оно не влияет и на существо рассматриваемого спора.
На основании изложенного, руководствуясь частями 2, 3 статьи 122 Конституции КБР, пунктами 1, 2 части первой статьи 3, статьями 6, 70 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики", Конституционный Суд постановил:
1. Признать Постановление Правительства КБР от 29 ноября 1997 года N 448 "Об утверждении Положения о внебюджетном фонде развития жилищного строительства Кабардино-Балкарской Республики" с последующими изменениями, внесенными в него Постановлением Правительства КБР от 28 августа 1999 года N 386, не соответствующим Конституции КБР, ее статье 10, части пятой статьи 16, пункту "м" части первой статьи 100.
2. Согласно статье 62 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в газетах "Кабардино-Балкарская правда", "Адыгэ псалъэ", "Заман".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 декабря 1999 г. N П-2-12 "По делу по запросу Совета Республики Парламента КБР о проверке соответствия Конституции КБР Постановления Правительства КБР от 29 ноября 1997 г. N 448 "Об утверждении положения о внебюджетном фонде развития жилищного строительства Кабардино-Балкарской Республики"
Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно
Текст постановления опубликован в Cборнике "Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 1992-2008" Том 7