Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Главы
местной администрации
Зольского муниципального района КБР
от 20 января 2011 г. N 21
Муниципальная программа
"Развитие воспитания в системе образования Зольского
муниципального района" на 2011-2013 годы
Введение
Муниципальная программа "Развитие воспитания в системе образования Зольского муниципального района" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа) разработана в целях дальнейшего совершенствования воспитания в системе образования района, закрепления достигнутых в ходе реализации "Программы воспитания детей, школьников и молодежи Зольского района" на 2006 - 2010 годы результатов, укрепления традиций системы воспитания и достижения качественно нового уровня воспитательной работы, как на муниципальном уровне, так и во всех подведомственных образовательных учреждениях.
Программа базируется на третьей стратегической цели Минобрнауки России "Создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества", Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, примерной программе воспитания и социализации школьников, результатах реализации программы "Воспитание детей, школьников и молодежи Зольского района" на 2006 - 2010 годы.
Наименование Программы |
"Программа развития воспитания в системе образования Зольского муниципального района" на 2011 - 2013 годы |
Заказчик Программы |
Местная администрация Зольского муниципального района |
Разработчики Программы |
Ногмова Л.Д. - начальник Управления образования местной администрации Зольского муниципального района; Амшукова Л.Ж. - специалист по воспитательной работе УО Зольского муниципального муниципального района; Бабугоева Т.А. - директор Районного центра дополнительного образования Шалова Р.Б., методист по дошкольному образованию |
Нормативно-правовая основа разработки Программы
|
- Законы РФ и КБР "Об образовании"; - Аналитическая Ведомственная целевая программа "Развитие воспитания в системе образования на 2008-2010 годы"; - Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 г. - Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26.07.2000 N 1072-р; |
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Названным распоряжением Правительства РФ от 26 июля 2000 г. N 1072-р утверждается не Концепция модернизации российского образования, а План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики
|
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г. N 751; - Федеральные целевые программы "Дети России" на 2003 -2006 гг., "Молодежь России" на 2001-2005 г.г.; - Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений; - Государственная программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" на 2006-2010 годы; - Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе"; - Закон "О профилактике наркомании и токсикомании в Кабардино-Балкарской Республике" (принят Советом Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики 31 марта 1999 года) - Республиканская целевая программа "Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике на 2007-2011 годы" - Закон о системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Кабардино-Балкарской Республике. |
Цель Программы |
Создание благоприятных условий для комплексного развития детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях района на основе соответствия современным актуальным потребностям личности, общества, государства, а именно: - духовно-нравственного становления личности ребенка, - развития гражданско-правового самосознания, - развития его интеллектуальных способностей; - способности к успешной социализации - сохранению и укреплению физического и психического здоровья |
Задачи Программы |
- обогащение системы муниципальных традиций воспитания; - создание условий, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательных учреждений всех типов и видов; - Обновление научно-методического и программного обеспечения развития воспитания в системе образования, внедрение современных форм и методов воспитательной деятельности; - использование воспитательных потенциалов народной педагогики, лучших педагогов и педагогических коллективов района; - повышение уровня профессиональной компетентности кадров воспитания; - совершенствование муниципальной системы мониторинга результативности воспитательной работы. |
Назначение Программы |
Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области воспитания. Она имеет муниципальный статус, и для ее реализации требуется объединение усилий органов исполнительной власти муниципального образования, что предполагает совместную деятельность муниципальных структур и общественных организаций (объединений) в решении широкого спектра проблем воспитания. Программа опирается на принципы функционирования демократического государства и гражданского общества, доступна для участия в ней всех органов муниципальной власти, общественных организаций (объединений), научных и творческих союзов и организаций на основе их собственных инициатив. Она ориентирована на повышение воспитательного статуса образовательных учреждений района, обновление содержания и структуры воспитания на основе традиций и современного опыта, обеспечение многомерности и интегрированности учебного и воспитательного процессов, баланса общественного и семейного воспитания, реализацию современных механизмов воспитания в ОУ всех типов и видов. |
Сроки реализации Программы |
2011 - 2013 годы |
Исполнители программы |
- Местная администрация Зольского муниципального района; - Управление образования; - Районный центр дополнительного образования; - Отдел опеки и попечительства; - Отдел культуры; - ПДН РОВД; - Районный совет ветеранской организации; - Детские общественные организации, органы ученического самоуправления, клубы старшеклассников; - Советы отцов |
Источники финансирования Программы |
Программа реализуется за счет средств местного бюджета, спонсорских и благотворительных средств от физических и юридических лиц и прочих внебюджетных средств, не запрещенных действующим законодательством. |
Система организации и контроля исполнения Программы |
Координацию деятельности и текущий контроль реализации Программы осуществляет Управление образования. Создается координационный совет Программы. Ход и промежуточные результаты реализации Программы заслушиваются поэтапно на сессии местного самоуправления, совещаниях руководителей ОУ, августовских совещаниях заместителей директоров по ВР. Информация о ходе реализации Программы освещается на страницах газеты "Зольские вести", размещается в сайте УО |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
К концу срока реализации Программы: - в каждом ОУ сложится целостная система воспитательной работы, построенная на основе программно-целевого подхода; - сформируется единое поликультурное воспитательное пространство в районе; - повысится удовлетворенность участников образовательного процесса уровнем организационной культуры, состоянием воспитательной среды в ОУ; - повысится уровень квалификации педагогов в области воспитания; - поднимется на качественно новый уровень институт классного руководства; - увеличится охват детей системой дополнительного образования, повысится результативность и качество образовательных услуг в системе дополнительного образования; - увеличится процент охвата школьников массовым спортом. |
Анализ состояния внешней среды и тактические задачи в области воспитания
На рубеже 20-21 веков в России идеологическая база воспитания существенно изменилась, произошла смена педагогических парадигм, что привело к замене принципов воспитания. Эффективность воспитания в обществе и его социально приемлемые результаты в виде социального портрета молодого человека, характерологические черты личности которого соответствуют общественным представлениям об идеале, обеспечивается рядом факторов политического, социального, демографического, экономического и иного характера.
Современная педагогическая ситуация в российском образовании характеризуется с одной стороны: опорой в воспитании на ценности, не подвергаемые сомнению и выдержавшие многовековое испытание на прочность: религия, государственность, патриотизм, коллективизм, милосердие, взаимопомощь, благотворительность, а также ценности нового времени инициативность, социальная мобильность, предприимчивость, толерантность, развитием инновационных процессов в педагогической практике.
С другой стороны: низкой эффективностью и результативностью деятельности институтов воспитания, в том числе и профессиональных; кризисом педагогической науки, разочарованием в ее возможностях в сочетании с растущим интересом в обществе к психологии, социологии, физиологии и другим экспериментальным наукам о человеке;
оттоком профессиональных педагогических кадров, призванных обеспечивать воспитательный процесс в образовательном учреждении; кризисом семьи и семейного воспитания.
Образование должно опережать запросы общества, конструировать воспитательные системы так, чтобы личность получала запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых не только для того, чтобы адаптироваться в современных рыночных отношениях, но и достаточных для того, чтобы быть готовой активно действовать в меняющихся условиях, направляя их на общую пользу, быть успешным в жизни.
Происходящие в России позитивные процессы, связанные, прежде всего, со стабилизацией общественной жизни, улучшением социально-экономического положения людей, модернизацией образования, выводят на первый план необходимость интенсивного развития в стране социального института воспитания, повышения роли системы образования в достижении качественно новых результатов в духовно-нравственном и гражданском становлении подрастающих поколений.
Требует активного развития детское и молодежное общественное движение. После свертывания деятельности пионерской и комсомольской организаций образовательные учреждения все еще в незначительных объемах используют воспитательный потенциал детских и молодежных общественных объединений, в деятельность которых вовлечены только 4% молодых россиян. Медленно развиваются органы ученического и студенческого самоуправления, их деятельность остается низкоэффективной.
Остается неудовлетворительной кадровая обеспеченность воспитательного процесса. Введение в штатное расписание образовательных учреждений должностей психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов, старших вожатых, педагогов дополнительного образования, классных воспитателей, проректоров по воспитательной работе происходит медленно и в недостаточном для эффективного решения воспитательных задач количестве.
Кардинальное изменение ситуации в пользу усиления воспитательной составляющей российского образования сегодня возможно при условии решения этих проблем в рамках целевой программы ведомства, направленной на формирование социального заказа на развитие воспитания, совершенствование нормативной правовой базы системы образования в части организации воспитательного процесса, поддержку воспитательной деятельности образовательных учреждений со стороны общества и государства, развитие их материальной базы, выстраивание четкой системы взаимодействия учреждений образования с другими социальными институтами воспитания.
Проблема носит системный характер и характеризуется:
- отсутствием единого понимания воспитательных задач со стороны государственных, общественных, коммерческих структур;
- отсутствием достоверной аналитической информации об актуальном состоянии воспитательной базы российского образования;
- недостаточной проработанностью вопросов воспитания в российском законодательстве;
- недостаточностью воспитательной составляющей в действующих государственных образовательных стандартах;
- неразвитостью механизмов государственно-общественного контроля за осуществлением воспитательной деятельности образовательными учреждениями;
- дефицитом профессиональных кадров для осуществления эффективной воспитательной деятельности, обеспечения единства процессов обучения и воспитания в образовательном учреждении: руководителей, воспитателей, психологов, организаторов, социальных педагогов и т.д.;
- дефицитом финансирования образовательных учреждений на организацию воспитательной деятельности, заложенным в бюджетах всех уровней.
Реализация программы "Развитие воспитания в системе образования Зольского муниципального района" на 2011 - 2013 годы обеспечит повышение воспитательного потенциала образовательных учреждений всех типов и видов за счет внедрения комплексного подхода к решению задач воспитания на основе координации деятельности специалистов различного профиля, качественного обновления форм и методов воспитательной деятельности, модернизации материально-технической базы, повышения профессионального мастерства педагогов.
Анализ состояния внутренней среды.
За последние годы в деятельности муниципальной системы воспитания и дополнительного образования достигнуты позитивные результаты по созданию условий для развития личности детей и подростков:
1. Создана муниципальная нормативная база воспитания:
- районная программа воспитания детей, школьников и молодежи на 2006 - 2010 годы;
- авторские программы воспитания "Ориентир", "Методика КТД", "Адыгство", "Наследие", "Родное слово", "Зов предков", "Новое поколение", "Школа лидера";
- положения о районных конкурсах: "Воспитатель года"("Самый классный классный"), "Вожатый года", "Ученик года", "О слете лидеров ученического самоуправления и детских общественных организаций", "О слете поисковых отрядов", "О фольклорно-этнографическом празднике";
- разработан Кодекс чести зольчанина;
2. Расширилось пространство самореализации учащихся посредством проведения различного рода конкурсных мероприятий: интеллектуального марафона, предметных недель, олимпиад, конкурсов патриотической направленности, учебно-исследовательских конференций, слета поисковых отрядов, фольклорно-этнографического праздника, спартакиады школьников.
3. Традиционными стали месячники "Твори добро", "Мы за здоровый образ жизни", "Я - гражданин России", "Религия и толерантность", "Твои права, ребенок".
Выявление и поддержка талантливых педагогов и учащихся является важным элементом в системе воспитательной работы района. Традиционными стали районные конкурсы "Учитель года", "Самый классный классный", "Воспитатель года", "Вожатый года", "Ученик года", "Лидер ученического самоуправления", слет лидеров ДОО и органов УСУ, слет поисковых отрядов. Эти конкурсы помогают участникам определить свое место в профессиональном социуме, в реализации своих качеств, своего "Я" в условиях состязания.
Основной целью муниципальной "Программы воспитания детей школьников и молодежи" на 2006 - 2010 г.г. было создание единого воспитательного пространства в районе, консолидация усилий школы, семьи, всей социокультурной сферы по воспитанию детей, школьников и молодежи района.
С целью обеспечения преемственности и целостности воспитательная работа на основе этнопедагогики ведется с дошкольной ступени образования, к ней активно привлекаются старейшины родов, старожилы поселений. В образовательных учреждениях созданы этнографические уголки, поисковые отряды собирают старинную утварь, элементы национальной одежды, орудия труда для школьных музеев. Школьные музеи воссозданы и функционируют в 10-ти ОУ. Работают театральные, краеведческие и этнографические кружки, кружки по прикладному творчеству и национальным танцам.
Изучение родословий стало неотъемлемой частью в воспитательной работе и исследовательской деятельности учащихся.
На базе школ района функционируют 5 детских общественных организаций, деятельность которых предусматривает изучение традиций, устного народного творчества, культурного наследия своих предков ("Новое поколение", "Дети гор", "Союз хранителей адыгских традиций", "Синды", "Республика орлят").
Эффективной формой работы в этом направлении стал традиционный районный фольклорно-этнографический праздник.
Во всех поселениях района созданы координационные советы по воспитанию детей, школьников и молодежи, председателями которых являются главы поселений, что позволило сделать их не только помощниками, но и участниками воспитательного процесса.
В период всеобщей ликвидации детских организаций в районе удалось сохранить богатейший воспитательный и методический потенциал детского движения, определив при этом новые подходы и принципы в развитии детской общественной организации.
Одной из приоритетных задач является выявление и выращивание лидеров, социально активных школьников. Традиционным стал в районе слет лидеров детских организаций и органов ученического самоуправления, на котором дети обмениваются опытом работы, анализируют свои успехи и неудачи, дают старт новым проектам и акциям.
Важным направлением в системе воспитания школьников района является патриотическое воспитание.
В районе сложились свои традиции патриотического, духовно-нравственного, культурно-эстетического воспитания детей.
Сохранены такие формы работы как вахта памяти, уроки мужества, посещение и запись воспоминаний ветеранов войн и труда, тимуровская работа, военно-спортивная игра "Зарница", смотр песни и строя. Во всех школах воссозданы поисковые отряды.
Краеведческий компонент системной работы по гражданско-патриотическому воспитанию определяется программой Всероссийского туристско-краеведческого движения обучающихся "Отечество". Основными направлениями в этой работе стали: "Родословная", "Земляки", "Летопись родного края", "Великая Отечественная война".
Педагогические коллективы района стали уделять больше внимания вопросам профилактики всех видов зависимого поведения школьников. В школах созданы общественные наркологические посты, советы профилактики. Разработаны планы и программы по профилактике экстремизма и терроризма, правонарушений несовершеннолетних.
С 2008 года в школах практикуется проведение "Часа главы".
Во всех ОУ созданы управляющие советы с целью расширения общественного участия в управлении образованием.
Важным направлением воспитывающей деятельности является работа по совершенствованию системы ученического самоуправления в школах, рост интереса детей и подростков к деятельности детских общественных объединений, органов самоуправления. На сегодняшний день 392 ученика участвуют в ученическом самоуправлении, что составляет 7 процентов от общего числа уч-ся 5-11 классов. Детскими общественными организациями охвачено 2840 учащихся, что составляет 51 процент.
Несмотря на достигнутые результаты все проблемы и недостатки, отмеченные в анализе внешней среды, актуальны в целом и для системы воспитания в Зольском муниципальном районе, решение которых будет обеспечено реализацией программы "Развитие воспитания в системе образования Зольского муниципального района на 2010-2013" годы. Программа обеспечит создание системы воспитательного процесса, конечной целью которой будет образ идеальной модели юного жителя Зольского муниципального района.
IV. Основные концептуальные подходы:
- мы признаем, что процессы становления личности в основном идут через социализацию и саморазвитие, а процессы воспитания сводятся к созданию условий для саморазвития и самовоспитания;
- мы понимаем, что педагоги образовательных учреждений, специалисты, чья деятельность связана с педагогическим воздействием на ребенка, могут только способствовать внутренним тенденциям саморазвития и самораскрытия воспитанника;
- мы признаем значимость становления и расширения воспитательного пространства района как среды, в которой юные зольчане имеют возможность развивать свои способности, качества личности.
Таким образом, педагогические работники всей муниципальной системы воспитания и дополнительного образования должны обеспечить самореализацию генетического, психического и социального потенциала каждого молодого жителя Зольского района за счет его личностного роста.
Систематизирующей педагогической идеей, определяющей деятельность муниципальной системы воспитания и дополнительного образования, является модель юного зольчанина XXI века, актуализированная современной социокультурной и экономической ситуацией:
Юный Зольчанин XXI века - это молодой человек,
- гражданин и патриот своего района, своей Республики, России, уважающий историю и культуру, своей Родины, традиции предков;
- человек высокой культуры, готовый к самостоятельному выбору здорового образа жизни;
- знающий свои способности (одаренность, талант) и умеющий их применять в различных областях социально адаптированный: способный к гармонизации отношений с окружающим миром, решению жизненных проблем различной степени.
Одной из оптимальных мягких технологий реализации задач воспитания является путь создания воспитательного пространства района (ВП), в котором осуществляется взаимодействие различных учреждений и субъектов социальной жизни. Помимо учреждений системы образования (ОУ, РЦДО) активное участие в воспитательной деятельности принимают администрации поселений, учреждения культуры, здравоохранения, правоохранительные органы, представители духовенства, партия Единая Россия, ветеранские организации.
Воспитательная деятельность муниципальной системы воспитания и дополнительного образования осуществляется на следующих уровнях:
Учрежденческий:
- на уровне деятельности классного коллектива
- на уровне деятельности ОУ (общешкольные мероприятия)
2. Муниципальный уровень - районные массовые мероприятия.
Районные массовые мероприятия выступают формой диалога воспитательных систем образовательных учреждений всех видов и типов и позволяют учащимся и их педагогам соотнести собственные достижения в разных сферах общественной жизни с достижениями других.
Главным показателем наличия воспитательного пространства в районе является :
создание благоприятных условий для комплексного развития детей и подростков, в том числе для его гражданского становления, формирования его уважительного отношения к статусу жителя Зольского района.
Предполагаемая динамика целевых индикаторов Программы
N |
Количественный критерий оценки |
2011 год |
2012 (прогноз) |
2013 (прогноз) |
1. |
Доля школьников с высоким уровнем воспитанности по внешнеповеденческим аспектам |
определение исходного уровня |
рост уровня на 10% |
рост уровня на 20% |
2. |
Доля детей, занятых социально значимой, творческой деятельностью в общей численности детей школьного возраста* |
45% |
50% |
55% |
3. |
Доля детей и их родителей, удовлетворенных качеством воспитательного процесса в школе, степенью реализации их прав на полноценное личностное развитие и социальную защищенность детей от общей численности детей школьного возраста и их родителей |
определение исходного уровня |
Рост уровня на 10% |
Рост уровня на 20% |
4. |
Доля детей и подростков, занятых различными видами здоровьесберегающей деятельности |
определение исходного уровня |
Рост уровня на 15% |
Рост уровня на 25 % |
5. |
Рост уровня компетентности педагогических кадров по вопросам воспитания |
определение исходного уровня |
Рост уровня на 10% |
Рост уровня на 20% |
6. |
Доля педагогов, обобщивших свой опыт воспитательной деятельности в общем количестве классных руководителей |
определение исходного уровня |
Рост уровня на10% |
Рост уровня на 20% |
7. |
Увеличение охвата детей и подростков различными видами дополнительного образования |
определение исходного уровня |
Рост уровня на 10% |
Рост уровня на 15% |
8. |
Доля образовательных учреждений, формирующих индивидуальную воспитательную систему |
определение исходного уровня |
Рост уровня на 5% |
Рост уровня на 7% |
9. |
Увеличение количества активных социальных партнеров в воспитании детей и школьников |
определение исходного уровня |
Рост уровня на 3% |
Рост уровня на 6% |
10. |
Повышение уровня информированности субъектов воспитания о деятельности образовательной системы района |
определение исходного уровня |
рост количества информационной продукции на 10% |
рост количества информационной продукции на 10% |
V. Базовые принципы воспитания
В соответствии с целевыми ориентирами Программы, условиями ее реализации целесообразно выделить следующие основные принципы воспитания.
Принцип природосообразности воспитания предполагает, что воспитание должно основываться на глубоком понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, воспитатель должен учитывать пол и возраст ребенка, а также развивать у него ответственность за развитие самого себя.
Принцип культуросообразности воспитания предполагает, что воспитание должно основываться на культурно-исторических традициях своей страны, региона, где живет человек, в контексте общемировых тенденций развития культуры. В соответствии с принципами культуросообразности воспитания перед педагогами стоит задача приобщения детей и подростков к различным пластам культуры этноса, общества и мира в целом.
Принцип развития личности в процессе воспитания предполагает помощь детям и подросткам в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее стремления к адекватному взаимодействию с разными группами людей, общественными институтами. Этот принцип означает, что каждый человек на различных этапах своего развития сохраняет возможность изменения и самоизменения.
Принцип диалогичности воспитания означает, что становление и развитие личности осуществляется в процессе взаимодействия всех участников воспитательного процесса, при котором происходит обмен духовно-интеллектуальным содержанием (взглядами, пониманием, ценностями и др.). Диалогичность воспитания означает признание ценностно-смыслового равенства участников воспитательного процесса.
Принцип единства воспитания и обучения предполагает целостность образовательного процесса, взаимосвязь и взаимодополнение обучения и воспитания. Содержание каждого учебного предмета должно быть использовано учителем-предметником в целях воспитания. Особое значение в воспитании имеют гуманитарные предметы школьной программы (история, литература, мировая художественная культура и др.). Вместе с тем, отношение к учебе, познавательной деятельности зависит от мотивации и установок ученика, его взаимоотношений с учителем-предметником.
Принцип открытости в воспитании означает:
- взаимодействие различных воспитательных систем (государственной, региональной, муниципальной, воспитательных систем ОУ разных типов и видов;
- взаимодействие и взаимовлияние социокультурной образовательной среды, окружающей молодого человека, и воспитательного пространства, организуемого педагогами;
- взаимодействие различных систем ценностей - западных и восточных культур, традиционных и инновационных, села и города, различных социальных, профессиональных и возрастных субкультур.
Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.
Принцип нравственной позиции педагога-воспитателя означает наличие его личной и профессиональной ответственности. Личность педагога является нравственным ориентиром для воспитанников. Педагог - это человек, нацеленный на продуктивное взаимодействие с воспитанниками, коллегами и родителями, видящий в своей работе нравственный смысл.
VI. Анализ проблем. Возможные пути их решения.
Проведенный анализ внешней и внутренней среды, а также выявленные противоречия позволяют вычленить ряд общих проблем, на решение которых будет направлена Программа развития воспитания в системе образования Зольского муниципального района.
Проблема |
Характеристика проблемы |
Пути решения |
Несогласованность целей воспитания |
Цели воспитания в разных социальных группах социума, семьях, образовательных учреждениях различны. Отсутствуют механизмы согласования целей. К ребенку предъявляются порой взаимоисключающие требования. Всё это приводит к отсутствию мотивации адекватного положительного поведения детей и подростков. |
1. Разработка адекватных механизмов согласования целей воспитания в семье и школе. 2. Освоение и внедрение в педагогическую практику новых форм работы с родителями. |
Отсутствие системного подхода к воспитанию |
Воспитательные системы и концепции, создающиеся в настоящее время в ОУ района, и содержание образовательной деятельности в целом часто замыкаются преимущественно на внутренних проблемах ОУ и микросоциума, без учета геополитических тенденций и широкого социокультурного контекста жизнедеятельности человека. Вследствие этого, воспитание и обучение не отвечают в полной мере на вызовы современного мира (вопросы информационной безопасности, процессы глобализации, межнациональные отношения и многое другое). |
1. Организация работы управляющей системы по технологической цепочке: анализ - постановка целей - деятельность - контроль - анализ, сочетающей в себе управление и различные формы соуправления. 2. Создание проблемных, творческих групп по реализации Программы. 3. Разработка и реализация школьных программ развития воспитания, максимально обеспечивающих социализацию обучающихся. |
Разрыв основного и дополнительного образования |
Основное и дополнительное образование существуют автономно, не дополняя друг друга. Творческая деятельность педагогов не направлена на развитие креативных способностей учащихся, не отработаны технологии совместной деятельности педагогов и учащихся. |
1. Разработка целевых программ дополнительного образования, образовательных дополнительных программ, обеспечивающих преемственность общего и дополнительного образования. 2. Обучение педагогов методологии совместной творческой деятельности. |
Проблема определения результата воспитания |
Воспитательная деятельность нацелена на некоторые изменения во внутреннем мире личности (ценностей, отношений и др.). Именно поэтому непосредственно увидеть, зафиксировать и дать объективную оценку этим субъективным внутренним изменениям очень трудно. В ОУ района отсутствует целостная система показателей и критериев оценки результативности воспитательной деятельности. |
1. Разработка психолого-педагогического инструментария для диагностики результатов воспитания. 2. Разработка целостной системы показателей и критериев оценки результативности воспитательной деятельности ОУ. |
Разрыв между требуемой и реальной подготовкой педагогов к осуществлению воспитательной деятельности |
В последние годы отмечается ослабление роли института классного руководства, зачастую функции классного руководителя осуществляются педагогами формально. Далеко не всегда педагоги в своей повседневной профессиональной деятельности учитывают особенности современных детей и молодежи, применяя устаревшие методы и приемы работы. Не удовлетворяет качество самообразования основных организаторов воспитательного процесса в школах. |
1. Целенаправленное проведение курсовой подготовки, оказание адресной методической помощи, стимулирование педагогов-воспитателей на самообразование, ориентация всех участников воспитательной деятельности на реализацию Программы. 2. Совершенствование педагогического и воспитательного мастерства через обобщение передового опыта воспитательной работы, участие в конкурсах педагогического мастерства, районных семинарах. |
Слабая материальная база воспитательной системы |
Из 26 ОУ в 12 отсутствуют актовые залы, в 3-х они совмещены со столовой; 2 школы не имеют спортивного зала; практически во всех ОУ слабая оснащенность музыкальной аппаратурой и др. |
Привлечение возможностей спонсоров, родителей, финансовой поддержки предпринимателей района для поддержания и развития материально-технической базы ОУ. |
VI. Основные направления развития системы воспитания
6.1. Развитие системы воспитания на дошкольной ступени.
Дошкольное образование - это неотъемлемая часть муниципального образовательного пространства, оказывающая существенное влияние на развитие всей системы образования.
Актуальность изменений в системе дошкольного образования определяется Концепцией модернизации российского образования, необходимостью поиска новых форм организации педагогического процесса в дошкольной ступени образовательных учреждений района.
Система дошкольного образования Зольского муниципального района сегодня состоит из семнадцати образовательных учреждений "Средняя общеобразовательная школа" с правом реализации программ дошкольного образования; восьми образовательных учреждений "Основная общеобразовательная школа" с правом реализации программ дошкольного образования и одной прогимназии.
Практически сохранена и продолжает развиваться сеть учреждений, реализующих программу дошкольного образования. Всего в муниципальных образовательных учреждениях воспитывается 2050 детей.
За последние годы в дошкольном образовании района произошли значительные изменения, обусловленные новыми требованиями к качеству дошкольного образования. Их необходимо связывать с развитием личностных достижений дошкольников, среди которых особое место занимают инициативность ребенка, коммуникативные умения, творческие способности, любознательность.
Ранее выявление, обучение и воспитание талантливых и одаренных детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.
Главным принципом нашей работы с талантливыми детьми является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности. Условия для выявления, обучения и воспитания талантливых и одаренных детей создаются через:
- предметно-развивающую среду группы, способствующей познанию окружающего мира, где игра - ведущий вид деятельности, которая позволяет удовлетворять многие потребности ребенка - в общении, анатомии, выплеску накопившейся энергии , развлечении;
- индивидуальные занятия с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, проводимые в разных возрастных группах и позволяющие развить у ребенка способности;
- оказание помощи родителям в развитии у детей каких либо талантов, способностей через различные формы работы: анкетирование, индивидуальное и групповое консультирование, занятия-тренинги и т.п.;
- взаимодействие с социумом, позволяющим показать наши достижения, наши успехи через выступления детей на различных мероприятиях.
Работа с одаренными детьми строится параллельно с основными видами и направлениями программы.
В целях повышения рейтинга дошкольного образования в плане подготовки к обучению в школе и создания условий для творческих способностей, склонностей и интересов, развития коммуникативности как одного из условий успешности учебной деятельности в районе проводится интеллектуальная мини- олимпиада для старших дошкольников.
От интеллектуального потенциала этих детей зависит будущее нашей страны, и наша основная цель работы с талантливыми детьми - это содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.
Обучение и воспитание сегодня осуществляется по комплексным программам "Радуга", "Детство", "Программа воспитания и обучения в детском саду".
Каждое образовательное учреждение, независимо от того, какую педагогическую идею реализует, решает задачи сохранения и укрепления здоровья детей, в связи с чем осуществляется комплексное оздоровление детей через физкультурно-оздоровительную работу.
В образовательных учреждениях проводятся физкультурные досуги, праздники, дни и недели здоровья. Стало традицией проведение малой районной спартакиады среди детей старшего дошкольного возраста.
Современное общество нуждается в воспитании самостоятельного, ответственного, думающего человека.
Реализуя установки "Концепции дошкольного воспитания" на вариативность и творчество, образовательные учреждения и педагоги сегодня реально выбирают программу, стремятся как к новизне содержания, так и к эффективным технологиям работы с детьми.
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на "рельсы" школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.
Мир вокруг нас изменился, изменились и дети. Нынешние дошкольники намного способнее и более чувствительнее, чем раньше. Воспитание основанное на наказании, противопоказано современным детям. Они не нуждаются в мотивации страхом и наказанием, т.к. обладают врожденно способностью отличать хорошее от плохого. Основной задачей их воспитания становится понимание подробного плана развития ребенка, который в нем уже имеется.
Сегодня педагогическая практика обозначила требующие разрешения проблемы и противоречия:
- между возрастающей социальной значимостью проблемы воспитания и ее практической неразработанностью в системе дошкольного образования;
- между действительностью, отражающей конфликтные ситуации в обществе и отсутствием в науке и практике моделей, обеспечивающих патриотическое воспитание, начиная с дошкольного возраста;
- недостаточное развитие материально-технической и теоретико-методической базы;
- недостаточное освещение СМИ патриотического воспитания, предназначенного для дошкольников;
- отсутствие скоординированной связи с различными структурами.
В этих условиях очевидна необходимость разработки:
во-первых, принципов патриотического воспитания детей дошкольного возраста, основанных на основе единого суперэтноса;
во-вторых, дифференцированного подхода, учитывающего специфику различий социально-культурных групп населения страны.
Чтобы объединить усилия всех заинтересованных структур по патриотическому воспитанию дошкольников, скоординировать и направить работу, нужна единая государственная политика в этой области. С этой целью необходимо разработать пошаговую стратегию устранения возникающих проблем по реализации патриотического воспитания дошкольников.
Во-первых, требуется совершенствование организационно-правовой основы проведения работы по патриотическому воспитанию, координация деятельности различных структур (поддержка и содействие реализации программ воспитания).
Во-вторых, организация систематической пропаганды патриотических ценностей (проведение массовых мероприятий и т.п.).
В-третьих, информационно-методическое обеспечение патриотического воспитания подрастающего поколения (организация исследований по формированию патриотизма, подготовка и обучение специалистов в сфере патриотического воспитания).
В-четвертых, использование конкретного материала, отражающего основные стороны жизни и деятельности, проблемы и историю развития общества в соответствии с внедрением инновационных технологий и методов воспитания.
В-пятых, разработать методическое сопровождение процесса воспитания в ОУ, включив культурно-исторический, духовно-нравственный и другие компоненты патриотического воспитания.
Основные принципы, определяющие модель воспитательной системы в дошкольной ступени:
- принцип гуманитаризации рассматривается как усиление гуманитарной направленности воспитательно-образовательного процесса в детском саду и влияние всех разделов образовательной программы на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка, придание особого значения разделам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности ребенка;
- поликультурность, обусловившая приоритеты ценностей личности и воспитания, диалог и взаимодействие культур, изменившая содержание воспитательно-образовательного процесса как синтеза культур, истории, языка;
- единство интеграции и дифференциации, обеспечивающее познание различных национальных культур, истории, языков, традиций, имеющих специфические и общечеловеческие характеристики;
- принцип преемственности - это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию; создание единой системы непрерывного обучения и воспитания предоставляет, однако, право каждому звену самостоятельно решать свои задачи, применять для этого соответствующие методы и приемы, иметь свои воспитательные, образовательные и развивающие цели.
Технология реализации воспитательной системы предусматривает:
1. Личностно-ориентированное взаимодействие детей друг с другом, детей и взрослых, педагогов и родителей.
2. Конструирование образовательного процесса осуществляется на основе модели субъект субъектного взаимодействия педагога с детьми и их родителями.
3. Реализация модели субъект субъектного взаимодействия основана на способности конструировать педагогический процесс на основе педагогической диагностики.
4. Открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями, другими учреждениями села и района.
6.2. Развитие системы воспитания в общеобразовательных учреждениях.
Общеобразовательные учреждения Зольского муниципального района являются центральным звеном в системе, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей. Обновление процесса воспитания посредством реализации Программы развития воспитания в ОУ должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, целей и задач воспитания настоящей Программы, отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания.
Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач:
- определение содержания воспитания, его форм и методов на основе Программы развития воспитания Зольского муниципального района, возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся, с учетом конкретных возможностей и видовой специфики ОУ;
- формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс (путем обеспечения интегрированности его важнейших составляющих - воспитания и обучения); повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания;
- усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуру, способы самоопределения в них;
- воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания, толерантности;
- предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений школы и района;
- укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта;
- повышение роли психолого-педагогической службы в формировании школьных и классных коллективов, индивидуальных занятий с учащимися, обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей;
- создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, привлечения родителей к участию в управлении общеобразовательным учреждением.
Решению поставленных задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:
- сочетание в системе воспитания общечеловеческих, национально-культурных ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения, образующих основу воспитания;
- воспитание гражданина и патриота России через изучение ее правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;
- достижение сочетания социально значимого и индивидуально приемлемого компонента содержания, методов и форм образовательной деятельности, ее открытости, разнообразия учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внешкольной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности;
- обеспечение вариативности воспитательных систем;
- планомерное и сбалансированное включение в общее содержание образования и воспитания регионального и этнокультурного компонентов;
- развитие системы дополнительного образования и многообразной внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций;
- усиление значимости досугового компонента образовательных учреждений, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности, в художественном и техническом творчестве, клубной и досуговой организованной активности, занятий спортом;
- формирование системы работы с одаренными и талантливыми детьми.
- создание муниципальной система мониторинга результативности воспитательных усилий педагогических коллективов.
6.3. Развитие воспитания в системе дополнительного образования.
Система дополнительного образования позволяет компенсировать неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные запросы. Она не только существенно расширяет знания о возможностях и потенциале воспитанников, но и обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности: создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих ценностей. В ряде случаев становится фактором реабилитации личности за счет компенсации школьных неудач достижениями в области дополнительного образования.
На сегодняшний день такой средой для ребенка является Центр дополнительного образования, который является составной частью единой системы образования района и предназначен для интеллектуального, духовного развития детей, подростков, удовлетворения их разнообразных и социально-культурных потребностей.
Структуру Районного центра дополнительного образования составляют 4 отдела, координирующих работу творческих объединений. Это спортивно-оздоровительный отдел, научно-технический отдел, отдел экологии, туризма и краеведения, отдел художественно-эстетического воспитания. Центр оказывает дополнительные образовательные услуги по направлениям:
Название отделов |
Направление деятельности |
Количество учащихся |
Отдел экологии, туризма и краеведения |
Экология |
134 |
Туризм Туризм |
28 |
|
География География |
111 |
|
Краеведение Краеведения |
30 |
|
Цветоводство Цветоводство |
30 |
|
Химия Химия |
60 |
|
Биология Биология |
15 |
|
Валеология Валеология |
80 |
|
В начале года было 476, в конце года 488. | ||
Научно-технический отдел |
Цифровое фото |
89 |
Изобразительное искусство Изобразительное искусство |
29 |
|
Оригами Оригами |
60 |
|
Декоративно-прикладное искусство |
137 |
|
Компьютерные технологии Компьютерные технологии |
58 |
|
Адыгэ псалъэ Адыгэ псалъэ |
42 |
|
В начале года было 414, в конце года 415. | ||
Отдел художественно-эстетического воспитания |
Художественное слово |
20 |
Декоративно-прикладное искусство |
174 |
|
Домоводство Домоводство |
53 |
|
Кукольный театр Кукольный театр |
48 |
|
Культура быта Культура быта |
20 |
|
Компьютерные технологии Компьютерные технологии |
40 |
|
В начале года было 356, в конце года 355. | ||
Спортивно-оздоровительный отдел |
Футбол |
202 |
Волейбол Волейбол |
35 |
|
Баскетбол Баскетбол греко-римская борьба |
66 |
|
Греко-римская борьба Греко-римская борьба |
122 |
|
Вольная борьба Вольная борьба |
250 |
|
Дзюдо Дзюдо |
19 |
Центр тесно сотрудничает со всеми ОУ района, с ИПК и ПРО КБГУ, КБГАМИ, Республиканским эколого-биологическим центром, Районным Ресурсным центром, Республиканским центром детского творчества, Районной газетой "Зольские вести".
Педагогическим коллективом МОУ ДОД "РЦДО" ведется совместная работа с учителями физической культуры, биологии, технологии, по подготовке и проведению массовых мероприятий, районных олимпиад по предметам, районных и республиканских спартакиад, конкурсов, фольклорно-этнографического праздника, малой районной Спартакиады среди детей дошкольного возраста.
Анализ проблем в системе дополнительного образования
и возможные пути их решения
Проблема |
Характеристика проблемы |
Пути решения |
Отсутствие педагогического образования у тренеров - преподавателей спортивно-оздоровительного отдела РЦДО. |
Неудовлетворительное ведение документаций - расписаний журналов учета, плана занятий, программ. |
Проведение спец семинаров по этим вопросам в течении учебного года. |
Разрыв основного и дополнительного образования |
Основное и дополнительное образование существуют автономно, не дополняя друг друга. Творческая деятельность педагогов не направлена на развитие креативных способностей учащихся, не отработаны технологии совместной деятельности педагогов и учащихся. |
Разработка целевых программ дополнительного образования, образовательных дополнительных программ, обеспечивающих преемственность общего и дополнительного образования. Обучение педагогов методологии совместной творческой деятельности. |
Слабая материальная база в спортивно-оздоровительном и научно техническом отделах. |
Нехватка спортивного инвентаря и других необходимых предметов. |
Привлечение родителей и спонсоров. |
Проблема определения результата воспитания |
Воспитательная деятельность нацелена на некоторые изменения во внутреннем мире личности (ценностей, отношений и др. Именно поэтому непосредственно увидеть, зафиксировать и дать объективную оценку этим субъективным внутренним изменениям очень трудно. В ОУ района отсутствует целостная система показателей и критериев оценки результативности воспитательной деятельности. |
1. Разработка психолого-педагогического инструментария для диагностики результатов воспитания. 2. Разработка целостной системы показателей и критериев оценки результативности воспитательной деятельности ОУ. |
Разрыв между требуемой и реальной подготовкой педагогов к осуществлению воспитательной деятельности |
В последние годы отмечается ослабление роли института классного руководства, зачастую функции классного руководителя осуществляются педагогами формально. Далеко не всегда педагоги в своей повседневной профессиональной деятельности учитывают особенности современных детей и молодежи, применяя устаревшие методы и приемы работы. Не удовлетворяет качество самообразования основных организаторов воспитательного процесса в школах. |
1. Целенаправленное проведение курсовой подготовки, оказание адресной методической помощи, стимулирование педагогов-воспитателей на самообразование, ориентация всех участников воспитательной деятельности на реализацию Программы. 2. Совершенствование педагогического и воспитательного мастерства через обобщение передового опыта воспитательной работы, участие в конкурсах педагогического мастерства, районных семинарах. |
VII. Ресурсное обеспечение программы
Каждое ОУ в зависимости от возможностей штатного расписания в условиях НСОТ располагает кадрами, необходимыми для ведения воспитательной работы:
заместитель директора по воспитательной работе - 25;
педагог-организатор - 2;
социальный педагог - 9;
педагог-психолог - 17;
педагог дополнительного образования - 61;
классный руководитель - 340.
Всего в ОУ района педагогических работников, обеспечивающих организацию воспитательной работы - 453
Качественный состав классных руководителей:
Базовое образование:
высшее - 226 (66,4%);
среднее специальное - 106 (31,1%);
неоконченное высшее - 9 ( 2,6%).
Квалификация:
высшая категория - 68 (20%)
1- ая категория - 142 (41,7%)
2- ая категория - 104 (31%)
Без категории - 26 (8%)
Научно-методическое и информационное обеспечение Программы на муниципальном уровне осуществляется Управлением образования, районным методическим кабинетом, районным Центром дополнительного образования, районным методическим объединением заместителей директоров по воспитательной работе, районным методическим объединением классных руководителей. На школьном уровне - заместителями директоров по воспитательной работе, ШМО классных руководителей.
На реализацию мероприятий Программы будут направляться средства бюджетов различных уровней: федерального (вознаграждения педагогам за осуществление функций классного руководства, гранты победителям конкурса общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы и др.), республиканского (в виде денежных поощрений и ценных призов за победы в конкурсах воспитательной направленности), местного. Кроме того, будут привлекаться средства из внебюджетных источников, не запрещенных действующим законодательством.
VIII. Основные направления программы и программные мероприятия
"Развитие воспитания в системе образования Зольского муниципального
района на 2011-2013 годы"
Стратегические направления Программы |
Программные мероприятия |
Прогнозируемые результаты |
1. Обновление научно-методического и программного обеспечения воспитания в системе образования района |
- Создание координационного совета по реализации Программы. Разработка положения и плана работы КС на учебный год. - Анализ и корректировка программ воспитания ОУ района с учетом программы "Развитие воспитания в системе образования Зольского муниципального района" на 2011-2013 годы. - Разработка муниципальных целевых программ "Подросток", "Одаренные дети", "Развитие физической культуры и спорта", "Семья". - Разработка положения "Лучший социальный партнер в образовании". - Создание сборника положений по районным мероприятиям. - Выпуск ежегодного методического сборника "Мастер-класс" заместителя директора по ВР. - Выпуск ежегодного методического сборника "Мастер-класс" классного руководителя. - Создание сборника диагностических методик для определения для проведения мониторинга воспитательной работы в ОУ. - Создание сборника "Опыт реализации программы "Развитие воспитания в системе образования Зольского муниципального района" на 2011-2013 годы. |
Качественно новое методическое и нормативно-инструктивное обеспечение воспитательной работы, обеспечивающих доступность информации и прозрачность содержания и результатов воспитательной работы. |
2. Духовно-нравственное воспитание школьников |
1. Основным содержанием деятельности в этом направлении должно стать приобщение школьников к таким ценностям как: - Любовь к России, к своему народу, к малой родине; - Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое), обеспечивающее систему мероприятий по патриотическому воспитанию; - Воспитание социальной солидарности , раскрывающейся в ценностях: "Свобода", "Доверие", "Справедливость", "Милосердие", "Доброта", "Честь и честность", "Достоинство"; - Воспитание гражданственности на таких ценностях как "Правовое государство", "Гражданское общество", "Долг", "Закон", "Правопорядок", "Межэтнический мир"; - Знакомство с традиционными религиями как источниками национальной духовности, духовной основы российской культуры и как традиционными жизненными ценностями; - Семейное воспитание, в основе которого положены любовь и верность, здоровье и благосостояние, почитание родителей, забота о старших и младших, продолжение рода; - Трудовое воспитание и творчество, основные ценности которых познание и истина, креативность, целеустремленность, трудолюбие, бережливость; - Воспитание любви к природе и искусству через базовые ценности: "Жизнь", "Родная земля","Красота", "Гармония"; - Приобщение к ценностям человечества: "Планета Земля", "Мир во всем мире", "Многообразие культур и народов", "Прогресс человечества", "Международное сотрудничество". |
Создание системы нравственного и гражданско-патриотического воспитания, способствующей осознанию детьми и молодежью принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и за окружающую действительность, готовности строить жизнь, достойную человека. |
3. Здоровьесбережение. Профилактика асоциального поведения. |
1. Разработка целевой программы "Подросток". 2. Реализация системных мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ, профилактике правонарушений несовершеннолетних. 3. Развитие массового спорта. Формирование потребности в здоровом образе жизни. 4. Раннее выявление детей и семей "группы риска" для предупреждение социального сиротства, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. |
1. Снижение количества преступлений и правонарушений несовершеннолетних. 2. Предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. 3. Ранняя диагностика и психолого-педагогическое сопровождение семей и детей "группы риска". 4. Исключение случаев употребления детьми и подростками наркотических веществ и др. 5. Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. |
4. Развитие системы дополнительного образования |
1. Разработка и реализация программ: - "Программа развития дополнительного образования детей в Зольском муниципальном районе". - "Одаренные дети". |
1. Удовлетворение интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании. 2. Обеспечение интересным, творческим досугом 3. Создание условий для выявления и развития творческих способностей и одаренности детей и школьников. 4. Помощь в профессиональном самоопределении. |
5. Приобщение семьи к процессу воспитания детей и подростков |
1. Разработка целевой программы "Семья". |
Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка и повышения эффективности и результативности воспитательных усилий семьи и школы. Повышение статуса семейного воспитания. |
Кадровое обеспечение воспитательного процесса |
1. Перспективный план повышения квалификации зам. директоров по ВР, педагогов- организаторов, классных руководителей на 5 лет (РМК). 2. Повышение качества методического сопровождения воспитательного процесса в соответствии с современными инновационными и информационными технологиями |
1. Повышение профессионального мастерства организаторов воспитания. 2. Повышение результативности и эффективности методической работы с организаторами воспитательной работы. |
Межведомственное взаимодействие в области воспитания |
1. "Каникулы" (программы пришкольных и районного лагерей). 2. Комплексный план организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков (ежегодный). 3. Временное трудоустройство подростков в летний период. 4. Разработка целевой программы "Школа и социум". 5. Заключение договоров о сотрудничестве в области воспитания с районным советом ветеранов, РОВД, отделом культуры, Центром занятости, председателем ТИК по Зольскому району, женсоветом, отделом здравоохранения |
1. Создание системы единых действий по воспитанию детей всеми заинтересованными в результате воспитательной работы общественными и муниципальными учреждениями района. 2. Расширение возможностей приобщения детей к культурному наследию, традициям и обычаям коренных народов республики. 3. Привлечение общественности к проблемам детей и подростков. 4. Появление интереса у учащихся к социально-значимым и общественно-полезным мероприятиям. |
Основные этапы и сроки реализации Программы
Этапы |
Задачи |
Ожидаемые результаты |
I этап - аналитико-прогностический 2011 уч.год |
1. Анализ различных аспектов воспитательной работы (изучение существующего в районе инновационного опыта, его предварительная экспертная оценка, методическое оформление и др.). |
Выбор ведущих концептуальных подходов к разработке школьных Программ развития воспитательных систем. |
2. Выработка оптимальной стратегии и тактики управления опытно-экспериментальной деятельностью педагогических коллективов ОУ района в области воспитания. |
Выбор научно обоснованных подходов к организации ОЭР в области воспитания и их адаптация к особенностям и специфике ОУ. |
|
3. Повышение профессиональной компетентности организаторов воспитания. |
Освоение педагогами программно-целевого и системного подходов к воспитанию, активизация творческого развития участников воспитательного процесса как организаторов целостной воспитательной системы района. |
|
4. Решение проблем материально-технического, информационного и научно-методического обеспечения ОУ. |
Создание благоприятных условий для повышения эффективности воспитательной деятельности. |
|
5. Расширение зоны педагогически управляемого воспитательного взаимодействия субъектов образовательного и воспитательного процессов в районе. |
Улучшение организационной культуры в ОУ, повышение уровня удовлетворенности участников образовательного процесса воспитательной средой. |
|
II этап - основной 2012 год |
1. Совершенствование содержания, форм и методов воспитательной работы, отработка технологических моделей и схем закрепления достигнутых количественных и качественных результатов. |
Применение большинством педагогов эффективных форм и методов воспитательной работы. |
2. Создание условий для разработки вариативных школьных программ развития системы воспитания. |
Программы развития воспитательных систем во всех ОУ района. |
|
III этап - завершающий 2013 год |
Устойчивое функционирование Программы развития воспитания в системе образования района. |
1. Наличие сформировавшихся систем воспитания в каждом ОУ района. 2. Наличие системного позитивного эффекта воспитательной деятельности ОУ. |
Финансовый план реализации муниципальной Программы
N п/п |
Наименование показателя |
Статья расхода |
Расходы в рублях |
||
2011 |
2012 |
2013 |
|||
1. |
Конкурсы профессионального мастерства организаторов воспитательного процесса: "Самый классный классный" "Лучший заместитель директора по воспитательной работе" "Сердце отдаю детям" |
Грамоты, призы |
400 400
400
|
400 400
400
|
400 400
400
|
2. |
Районные конкурсы с участием социальных партнеров: "Лучший социальный партнёр образовательного учреждения" "Лучшая воспитательная среда" |
|
5000
5000 |
5000
6000 |
5000
6000 |
3. |
Конкурсы и конференции школьников: |
|
|
|
|
4. |
"Ученик года" Конкурс творческих работ "Религия и толерантность" Конкурс школьных музеев "Лидер ученического самоуправления" Слет поисковых отрядов |
|
400 300
300 300
300 |
400 300
300 300
300 |
400 300
300 300
300 |
5. |
Спортивные мероприятия: Военно-спортивная игра "Победа" Спартакиада школьников Соревнования по мини-футболу Шахматный турнир |
|
300
300 300
300 |
300
300 300
300 |
300
300 300
300 |
7. |
Итого: |
|
15000 |
15000 |
15000 |
Заместитель главы местной администрации |
А.Б. Кубалов |
<< Назад |
||
Содержание Постановление местной администрации Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 20 января 2011 г. N... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.