В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", во исполнение Распоряжения Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 03.12.2010 N 513-рп "О мерах по повышению эффективности бюджетных расходов Кабардино-Балкарской Республики на период до 2012 года", - постановляю:
1. Утвердить прилагаемые:
Программу Баксанского муниципального района по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (далее - Программа);
План мероприятий по реализации в 2011 году Программы Баксанского муниципального района по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
2. Органам местного самоуправления Баксанского муниципального района руководствоваться положениями Программы при формировании и организации исполнения бюджета Баксанского муниципального района, а также при подготовке проектов муниципальных нормативных правовых актов.
3. Контроль исполнения настоящего Постановления возложить на заместителя главы местной администрации Баксанского муниципального района по экономике и финансам Казанова З.Н.
4. Настоящее Постановление вступает в законную силу с момента его подписания.
Глава местной администрации |
Х.Л. Сижажев |
Программа
Баксанского муниципального района по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года
(утв. постановлением местной администрации Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 14 июля 2011 г. N 381-п)
Программа Баксанского муниципального района по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 мая 2009 года "О бюджетной политике в 2010-2012 годах", Посланием Президента Кабардино-Балкарской Республики Парламенту от 19 марта 2010 года, а также во исполнение Распоряжения Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 03.12.2010 N 513-рп "О мерах по повышению эффективности бюджетных расходов Кабардино-Балкарской Республики на период до 2012 года".
I. Необходимость разработки и реализации Программы
В 2000 году вступил в силу Бюджетный кодекс Российской Федерации, который определил основные подходы к организации бюджетного процесса для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В нем постепенно нашли отражение различные инструменты, обеспечивающие реализацию программ бюджетных реформ.
Результатом данных реформ стало формирование в Баксанском муниципальном районе современной системы управления муниципальными финансами путем:
организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
создания и развития отдела исполнения бюджета, обеспечивающего кассовое обслуживание местного бюджета, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств Баксанского муниципального района, управление единым счетом местного бюджета, формирование достоверной и прозрачной консолидированной бюджетной отчетности;
установления механизма сбережения средств местного бюджета посредством эффективного механизма привлечения и погашения долговых обязательств по местному бюджету, направленного на повышение устойчивости бюджетной системы Баксанского муниципального района;
поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
установления правил и процедур размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и придания этому процессу публичности.
См. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
В то же время не все направления в области бюджетных реформ реализованы.
Как следствие, в сфере управления общественными финансами сохраняются следующие системные недостатки и нерешенные проблемы:
не созданы условия для мотивации органов местного самоуправления, а также бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
структура и динамика расходов слабо увязаны с целями муниципальной политики;
отсутствуют действенные методики оценки деятельности органов местного самоуправления, в том числе оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов;
планирование программных и непрограммных расходов, а также капитальных и текущих расходов методологически не взаимоувязано;
не соответствует современным требованиям система муниципального финансового контроля;
формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
не внедрены муниципальные задания.
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Баксанского муниципального района в условиях адаптации бюджетной системы Российской Федерации к замедлению темпов роста бюджетных доходов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также по модернизации управления общественными финансами Баксанского муниципального района.
II. Цели и задачи Программы
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности Баксанского муниципального района по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Базовым условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Баксанского муниципального района.
Для достижения цели Программы необходимо создать механизмы, направленные на решение следующих основных задач:
создание условий для повышения эффективности деятельности главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета Баксанского муниципального района по обеспечению муниципальных услуг;
создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;
повышение прозрачности и подотчетности деятельности главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета Баксанского муниципального района, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности;
обеспечение более тесной увязки между количеством и составом имущества, находящегося в собственности Баксанского муниципального района и органов местного самоуправления.
Для решения указанных задач в 2011-2012 годах предлагается принять решения по следующим основным направлениям:
внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления;
применение всех норм бюджетного законодательства в части формирования 3-летнего бюджета;
переход к утверждению "программного" бюджета;
развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
См.:
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля;
совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок;
создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
Содержанию реформ по указанным направлениям посвящены соответствующие разделы Программы. Реализация предлагаемых мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов по конкретным направлениям (отраслям экономики и социальной сферы).
III. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Баксанского муниципального района
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы является необходимым условием решения задач Программы.
Бюджетная и налоговая политика Баксанского муниципального района на долгосрочную перспективу формируется исходя из необходимости повышения уровня благосостояния жителей Баксанского муниципального района и достижения устойчивых темпов экономического роста.
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения макроэкономической стабильности, которая:
создает условия для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономики, основанной на инновационном развитии;
ведет к созданию рабочих мест, требующих кадров высокой квалификации;
определяет достижение ключевой конечной цели стратегии социально-экономического развития Баксанского муниципального района - роста уровня и качества жизни населения.
Ухудшение условий функционирования экономики вследствие макроэкономической нестабильности неизбежно приводит к замедлению роста или, в особо неблагоприятных условиях, к снижению доходов бюджета, то есть к сокращению возможностей Баксанского муниципального района не только для достижения заявленных долгосрочных стратегических целей, но и для исполнения принятых публичных обязательств перед гражданами.
Вынужденный в условиях неопределенности бюджетных возможностей пересмотр заявленных целей, нормативных правовых актов, в том числе устанавливающих социальные обязательства, введение секвестра бюджетных ассигнований вплоть до отказа от исполнения действующих расходных обязательств, отмены или переноса сроков реализации запланированных мероприятий (в том числе принятых программ), невыполнения (пересмотра) муниципальных контрактов приводит к снижению доверия граждан и бизнеса к ответственному и надежному партнеру в гражданско-правовых отношениях.
Кроме того, в таких условиях существенно усложняется планирование деятельности исполнительных органов местного самоуправления, снижается их ответственность за определение и достижение целей и индикаторов результативности своей деятельности, возникают стимулы к постоянному "раздуванию" расходов, не имеющих четких критериев оценки их необходимости и достаточности для решения задач муниципальной политики в соответствующих сферах.
Таким образом, для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, в том числе в сфере бюджетной политики, необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:
консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
формирование бюджета с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной системы, основанного на реалистичных оценках;
ограничение бюджетного дефицита и муниципального долга;
стабильность и предсказуемость налоговой политики;
недопустимость увязки в ходе исполнения бюджета объемов расходов бюджета с определенными доходными источниками;
полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики (включая в том числе бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество);
планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения;
принятие новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации;
соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств (в случае необходимости);
снижение (ликвидация) кредиторской задолженности бюджетных учреждений, систематический мониторинг ее состояния, повышение ответственности руководителей;
снижение финансовых затрат (покупка программного обеспечения каждым учреждением, обновление его, содержание бухгалтеров и программистов) бюджетных учреждений на ведение бухгалтерского, статистического, налогового и кадрового учета, составление отчетности путем централизации бухгалтерских служб;
повышение качества планирования бюджетных расходов с использованием специализированных программных средств;
создание и поддержание необходимых финансовых резервов.
Для дальнейшего внедрения указанных выше принципов планируется реализовать следующие основные меры:
переход к формированию и принятию долгосрочного прогноза социально-экономического развития (на срок не менее 3 лет);
использование для целей бюджетного планирования консервативного прогноза социально-экономического развития;
уточнение формы и порядка ведения реестра расходных обязательств с обеспечением взаимосвязи с перечнем муниципальных услуг, муниципальными заданиями на их оказание и результатами от вложения ассигнований, а также с реестром муниципальных контрактов. Для этого в реестре расходных обязательств необходимо учитывать особенности различных расходных обязательств (публичных, в том числе публично-нормативных обязательств, гражданско-правовых обязательств, межбюджетных трансфертов), характер их образования и принятия;
переход к индексации социальных пособий с учетом уровня инфляции в отчетном (текущем) году;
формализация порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств с усилением ответственности исполнительных органов Баксанского муниципального района за достоверность оценки их объемов и сроков исполнения;
совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения бюджета Баксанского муниципального района с установлением ответственности главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета Баксанского муниципального района за качество и соблюдение показателей кассового плана.
При этом должны быть созданы необходимые предпосылки для обеспечения стабильности местного бюджета.
Для этого предлагается реализовать следующие меры:
усилить действенность требований по зачислению налоговых доходов в местный бюджет по месту деятельности предприятий;
повысить использование потенциала имущественных налогов и земельного налога;
организовать процесс исполнения бюджета Баксанского муниципального района таким образом, чтобы иметь возможность использовать ликвидность счета бюджета в пределах общего остатка средств на едином счете бюджета, не создавая при этом кредиторской задолженности по обязательствам, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства.
IV. Совершенствование разграничения полномочий и организация деятельности Баксанского муниципального района
Наряду с обеспечением долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Баксанского муниципального района, для реализации целей и задач Программы необходимо четко определить полномочия (права и ответственность) и принципы деятельности Баксанского муниципального района.
Это является необходимым условием для устранения дублирования функций и полномочий между исполнительными органами государственной власти КБР и органами местного самоуправления, которое приводит как к увеличению бюджетных расходов, так и к размыванию ответственности за результаты деятельности.
Дальнейшее развитие нормативно-правовой базы Баксанского муниципального района в этой сфере должно исходить из следующих принципов:
недопустимость возникновения "необеспеченных мандатов" и решений исполнительных органов местного самоуправления, влекущих возникновение выпадающих доходов;
наличие стимулов для повышения эффективности муниципального управления и при необходимости санкций, обеспечивающих соблюдение законодательно установленных требований и финансовой дисциплины.
Для реализации указанных принципов, в частности, целесообразно проводить мониторинг управления муниципальным долгом на местном уровне с учетом показателей задолженности муниципальных унитарных предприятий с целью предотвращения рисков возникновения обязательств у бюджетов по погашению накопленной задолженности.
В целом должна быть повышена ответственность органа местного самоуправления за результаты проводимой ими политики.
Эффективное решение обозначенных в разделе задач позволит получить реальное снижение бюджетных расходов.
V. Муниципальные программы как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов
В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов местного самоуправления предлагается принять программно-целевой принцип организации деятельности - планировать расходы по ведомственным и долгосрочным целевым программам.
Муниципальная программа Баксанского муниципального района (далее - муниципальная программа) - документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты муниципальной политики, направленные на достижение целей и реализацию приоритетов, обеспечивающий реализацию в установленные сроки крупномасштабных мероприятий общерайонного значения.
Общими принципами разработки и реализации муниципальных программ являются:
формирование муниципальных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;
определение исполнительного органа местного самоуправления, отвечающего за реализацию муниципальной программы (достижение конечных результатов);
установление для муниципальных программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
охват муниципальными программами всех сфер деятельности исполнительных органов местного самоуправления и соответственно большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении, а также интеграция регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, имущественных, кредитных, долговых и валютных) инструментов для достижения целей муниципальных программ;
проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ, в том числе внешней экспертизы, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
Предполагается, что состав подпрограмм и планируемые результаты реализации подпрограмм будут определяться муниципальной программой, а бюджетные ассигнования на их достижение будут утверждаться решением Совета местного самоуправления Баксанского муниципального района о бюджете Баксанского муниципального района.
Ответственными за разработку и реализацию муниципальной программы на местном уровне являются исполнительные органы местного самоуправления.
На ведомственном уровне инструментом стратегического и операционного планирования могут являться преобразованные в соответствии с новыми задачами доклады о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов местного самоуправления. Этот же инструмент целесообразно использовать и в качестве отчета о результатах деятельности, который должен носить публичный характер и размещаться в сети Интернет на официальном сайте местной администрации Баксанского муниципального района.
Для реализации изложенных подходов потребуется:
1) утвердить порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ, порядок разработки и реализации муниципальных целевых программ Баксанского муниципального района;
2) определить перечень муниципальных программ и организовать подготовку проектов муниципальных программ с отражением в них следующих основных вопросов:
обоснование цели и задач программы, ее вклада в достижение (реализацию) долгосрочных целей (приоритетов) социально-экономического развития Баксанского муниципального района;
анализ исходной ситуации, сложившихся и прогнозируемых тенденций, основных проблем в соответствующей сфере;
прогноз конечных результатов программы, характеризующих целевое состояние, изменение состояния уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;
перечень целевых индикаторов и показателей муниципальной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации;
сроки реализации муниципальной программы в целом, основные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей;
основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых на первом этапе ее реализации;
перечень включенных в состав муниципальной программы подпрограмм и муниципальных целевых программ;
обоснование общего объема бюджетных ассигнований из бюджета Баксанского муниципального района по годам реализации муниципальной программы;
3) определить порядок планирования объемов бюджетных ассигнований бюджета Баксанского муниципального района на реализацию муниципальных программ на среднесрочный период с учетом необходимости его увязки с бюджетным процессом.
VI. Переход к программной структуре расходов бюджета
Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности исполнительных органов местного самоуправления и необходимость создания условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам требуют изменения порядка составления и утверждения бюджетов.
В 2011 году необходимо провести всю подготовительную работу по разработке и экспертизе проектов муниципальных программ, проектов актов исполнительных органов местного самоуправления, методических материалов, их практической апробации, адаптации программного обеспечения и т.д.
В частности, в составе материалов, представляемых в Совет местного самоуправления Баксанского муниципального района одновременно с проектом решения о бюджете Баксанского муниципального района, целесообразно представлять приложение с распределением бюджетных ассигнований по муниципальным программам и их подпрограммам.
При этом предполагается, что в течение ближайших 2-3 бюджетных циклов будут действовать переходные положения, позволяющие формировать программную структуру расходов бюджета Баксанского муниципального района в соответствии с проектами муниципальных программ с поэтапным расширением числа программ и подпрограмм, утвержденных в установленном исполнительным органом местного самоуправления порядке.
Программная структура с самого начала должна охватывать большую часть расходов бюджета Баксанского муниципального района.
Необходимо учитывать, что по мере развития программно-целевого принципа организации деятельности исполнительных органов местного самоуправления Баксанского муниципального района будет возрастать необходимость расширения полномочий и ответственности исполнительных органов местного самоуправления Баксанского муниципального района, отвечающих за реализацию соответствующих программ и подпрограмм, уточнения их структуры и полномочий исполнительных органов местного самоуправления.
Укрупнение структуры расходов позволит существенно сократить количество оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Баксанского муниципального района.
Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, обоснований бюджетных ассигнований.
VII. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения
Данное направление Программы предполагает продолжение реализации административной реформы. Основной акцент будет сделан на проектном принципе организации деятельности органов власти, в том числе на применении его в процессе реализации муниципальных программ и организации процедур внутреннего контроля деятельности соответствующих органов.
Основными направлениями повышения эффективности деятельности исполнительных органов местного самоуправления (выполнения возложенных на них функций, в том числе по осуществлению юридически значимых действий) должны стать:
противодействие коррупции и снижение административных барьеров;
совершенствование контрольно-надзорной деятельности;
оптимизация состава и полномочий исполнительных органов местного самоуправления, результатом которой должно стать сокращение дублирования функций и полномочий, а также оптимизация численности муниципальных служащих;
повышение мотивации руководителей исполнительных органов местного самоуправления в отношении оптимизации предельной численности работников аппаратов управления и сокращения бюджетных расходов на их деятельность;
переход на оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий органами местного самоуправления в электронной форме;
оптимизация межведомственного взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий путем раскрытия информации о деятельности органов местного самоуправления.
В целях повышения эффективности муниципального управления и оптимизации бюджетных расходов обеспечить:
расходование бюджетных средств главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета Баксанского муниципального района в безналичной форме;
перечисление оплаты труда на счета физических лиц в кредитных учреждениях в соответствии с коллективным договором или трудовым договором (контрактом).
Исполнительными органами местного самоуправления должны быть утверждены и реализованы отраслевые (ведомственные) планы повышения эффективности бюджетных расходов в сферах их ведения.
Кроме того, ими должны быть приняты планы повышения качества финансового менеджмента, организованы мониторинг и оценка финансового менеджмента на муниципальном уровне.
Необходимо разработать методики оценки эффективности деятельности, в которых целесообразно предусмотреть параметры отчетности эффективности расходов, оценку результатов, достигнутых по отношению к планам, установление при возможности соответствующих критериев для измерения качества, количества и стоимости конечных результатов деятельности организаций и т.д.
Важной сферой оптимизации деятельности является управление муниципальной собственностью, для повышения эффективности которого предлагается реализация мер по следующим основным направлениям:
упорядочение состава имущества и обеспечение его учета;
инвентаризация объектов муниципальной собственности, оформление прав на них; создание прозрачных процедур, определяющих вопросы аренды муниципального имущества;
проведение анализа перечня изъятых из оборота и ограниченных в обороте земель, оценка их эффективности с целью дальнейшей оптимизации земельного фонда;
оптимизация сети муниципальных унитарных предприятий;
совершенствование приватизационных процедур;
совершенствование системы показателей оценки эффективности использования муниципального имущества;
формирование экономически обоснованной дивидендной политики.
VIII. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг
Существующая в Баксанском муниципальном районе сеть муниципальных учреждений сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию муниципального управления и принципов оптимальности и достаточности оказания муниципальных услуг. Перевод бюджетных учреждений в автономные учреждения в Баксанском муниципальном районе не реализован. Расходы на содержание подведомственной бюджетной сети планируются, как правило, исходя не из объемов оказываемых ими услуг, а необходимости содержания существующих мощностей. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется по большей части методом индексации существующих расходов, сохраняя их структуру в неизменном виде. В результате на первое место должен быть поставлен вопрос повышения качества муниципальных услуг и только потом оптимизация бюджетных расходов на их обеспечение.
Целями данного направления Программы являются:
повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально значимых сферах;
привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
создание условий для оптимизации бюджетной сети;
развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
снижение неустановленных видов оплаты услуг муниципальных учреждений;
внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.
Для достижения указанных целей необходимо решить 3 взаимосвязанные задачи:
совершенствование правового статуса муниципальных учреждений;
внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих муниципальные услуги, для потребителей этих услуг.
Мероприятия по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений будут проводиться путем реализации Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ. Они направлены на повышение эффективности предоставления муниципальных услуг в условиях сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их оказание. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения (легализации) ими внебюджетных источников финансового обеспечения, повышения эффективности и открытости их деятельности, а также возможности и стимулы для исполнительных органов местного самоуправления по оптимизации подведомственной сети.
Предполагается изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав), оказывающих муниципальные услуги:
перевести их с 1 июля 2012 года со сметного финансового обеспечения на предоставление субсидии на выполнение муниципального задания;
предоставить право бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав) зачислять доходы от приносящей доходы деятельности в самостоятельное распоряжение этих учреждений;
исключить субсидиарную ответственность Баксанского муниципального района по обязательствам бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав);
расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган местного самоуправления, выполняющий функции учредителя соответствующего учреждения.
Создание нового типа муниципальных учреждений - казенных учреждений, статус которых, по сути, совпадает с ранее закрепленным в законодательстве Российской Федерации статусом бюджетного учреждения, будет сопровождаться дополнительным ограничением в виде зачисления всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет. При этом процедура перевода бюджетных учреждений в казенные учреждения должна будет обеспечить минимизацию организационных мероприятий, связанных с изменением статуса казенных учреждений, и сведение их только к внесению изменений в устав (типовой устав) учреждения или положение о нем.
При этом первоначальные нормативы затрат на оказание услуг бюджетным учреждением и нормативы затрат на содержание закрепленного за ним имущества должен определять главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета Баксанского муниципального района в отношении каждого из бюджетных учреждений исходя из размера бюджетных ассигнований, предоставленных данному учреждению по смете в 2011 году.
Перевод бюджетных учреждений на предоставление субсидий на оказание муниципальных услуг потребует совершенствования практики формирования муниципальных заданий для муниципальных учреждений и их финансового обеспечения.
Муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными в его учредительных документах основными видами деятельности будет устанавливать орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Для обеспечения реализации полномочий бюджетных учреждений в 2011 году необходимо реализовать заложенный в Бюджетном кодексе Российской Федерации принцип использования проектов муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг при планировании бюджетных проектировок на 2012-2013 годы.
В этих целях исполнительным органам местного самоуправления, разрабатывающим проекты муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями, необходимо в рамках подготовки проекта бюджета Баксанского муниципального района разрабатывать и представлять в МУ "Управление финансами Баксанского района" сводные показатели муниципальных заданий.
IX. Развитие системы муниципального финансового контроля
Переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг требуют комплексного реформирования системы муниципального финансового контроля, основанной на конституционных принципах разграничения предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления.
В этих целях необходимо:
организовать действенный контроль (аудит) за эффективностью использования бюджетных ассигнований, определив критерии эффективности и результативности их использования;
исключить возможность необоснованных проверок хозяйствующих субъектов.
Правовое регулирование в сфере муниципального финансового контроля должно ориентироваться на осуществление контроля за участниками бюджетного процесса в рамках бюджетного законодательства.
В свою очередь, бюджетное законодательство должно исходить из обязательности для участников бюджетного процесса в отношениях, не основанных на административном или ином властном подчинении, включения в разрабатываемые ими проекты договоров с контрагентами о предоставлении средств из бюджета (за исключением муниципальных контрактов о поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг) условий об их согласии на проведение проверок по соблюдению целей и условий предоставления целевых средств из бюджета. Проведение подобных проверок участниками бюджетного процесса должно рассматриваться не как их право, а как обязанность, вытекающая из бюджетного законодательства Российской Федерации и бюджетного законодательства Кабардино-Балкарской Республики по конкретным видам расходов, порядок осуществления которых является предметом муниципального финансового контроля.
Внедрение этого подхода означает перемещение основной ответственности за соблюдение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и бюджетного законодательства Кабардино-Балкарской Республики как части административного права и, соответственно, ответственности за соблюдение условий предоставления целевых средств из бюджета (бюджетных кредитов, гарантий, субсидий) с юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, на органы местного самоуправления, на которые возложены функции по установлению порядка предоставления указанных средств, и на получателей бюджетных средств, заключающих гражданско-правовые договоры от имени Баксанского муниципального района.
Главные администраторы бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации должны осуществлять внутренний контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур организации своей деятельности, включая составление и исполнение бюджета, ведение бюджетного учета, составление бюджетной отчетности, соблюдение административных регламентов, а также подготовку и осуществление мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.
При этом необходимо принять меры по повышению качества и надежности внутреннего контроля, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств, результаты которого должны быть доступны как органам муниципального финансового контроля, так и местной администрации. Кроме того, следует организовать координацию развития и методологического обеспечения систем внутреннего контроля.
В целях обеспечения действенности, эффективности и результативности муниципального финансового контроля необходимо усовершенствовать систему правового регулирования ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и бюджетного законодательства Кабардино-Балкарской Республики, в частности, установить административные наказания.
Об ответственности за нецелевое использование бюджетных средств см. статью 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ, статью 15.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статью 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации
X. Формирование комплексной контрактной системы в Баксанском муниципальном районе
Для полноценного правового регулирования имущественных отношений в Баксанском муниципальном районе необходимо сформировать комплексную контрактную систему.
Первоочередными задачами на 2011-2012 годы являются обеспечение регламентации и структурирования всех стадий процесса муниципальных закупок, а именно: планирование закупок, размещение заказов и исполнение контрактов, а также обеспечение интеграции информационных ресурсов, связанных с размещением заказов и исполнением контрактов.
Это возможно путем последовательной системной модернизации сферы обеспечения нужд Баксанского муниципального района как за счет развития уже существующих стадий закупочного цикла, так и за счет создания недостающих элементов управления "контрактуемыми" расходами и их общей увязки.
В рамках прогноза социально-экономического развития должен вырабатываться прогноз муниципальных закупок, необходимых для реализации муниципальных функций и задач.
В результате формирования комплексной контрактной системы должны быть созданы такие инструменты, как стандартные спецификации, типовые контракты на стандартные (отдельные) товары, работы и услуги (НИОКР, бюджетные инвестиции, информационные технологии, энергосбережение и т.п.), автоматизированные средства проведения заказчиками мониторинга исполнения контрактов, позволяющие им более эффективно обеспечивать решение стоящих перед ними задач.
Одним из инструментов, объединяющих элементы контрактной системы, будет являться официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов, а также официальный сайт местной администрации Баксанского муниципального района для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. За счет функционирования сайтов будет обеспечена возможность проведения мониторинга заключения, изменения и исполнения контрактов и анализа стоимостной информации. Заказчикам будет предоставлена возможность доступа к методической и правовой информации по вопросам, связанным с планированием закупок, размещением заказов и исполнением контрактов, путем выделения в рамках официального сайта информационно-справочного блока.
В целях формирования нормативного правового регулирования стадии планирования закупок для муниципальных нужд необходимо установить порядок:
определения объема и структуры муниципальных нужд, в том числе в натуральном выражении, исходя из расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и выполнение функций;
установления по наиболее крупным объектам муниципальных закупок перечня товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения муниципальных нужд в очередном финансовом году и плановом периоде;
определения начальных цен продукции для разных ее типов;
проведения мониторинга цен, предметов закупки, производителей и поставщиков товаров, работ и услуг.
При планировании муниципальных закупок необходимо принимать во внимание также стоимость последующей эксплуатации продукции, обладающей длительным жизненным циклом.
Нормативные правовые акты, регулирующие стадию размещения муниципального заказа, должны содержать положения о:
необходимости утверждения плана-графика закупок и графика заключения контрактов;
порядке составления требований к предмету закупки;
требованиях к обеспечению контрактов, в том числе в части разработки и утверждения типовых форм банковских гарантий и договоров поручительства;
порядке определения начальной цены муниципального контракта;
необходимости проведения мониторинга цен на товары, работы и услуги по заключенным муниципальным контрактам.
Следует рассмотреть возможность создания в бюджетном процессе Баксанского муниципального района гибких инструментов, направленных на исполнение муниципальных контрактов с возможностью:
использования заказчиком средств от реализации финансового обеспечения при неисполнении либо ненадлежащем исполнении контракта поставщиком;
уменьшения заказчиком объема оплаты по контракту на сумму штрафных санкций, предъявленных к поставщику.
Дальнейшее развитие контрактных отношений должно быть направлено на формирование системы продаж, аренды и другого использования движимого и недвижимого имущества Баксанского муниципального района.
Кроме того, в перспективе на контрактную основу должно быть переведено размещение муниципальных заданий (заказов) на оказание социально значимых услуг.
В целом развитие контрактных отношений с участием Баксанского муниципального района должно быть направлено на создание прозрачной справедливой среды для всех сторон контракта, обеспечивающей сбалансированность интересов. Комплексная контрактная система должна обеспечить повышение качества и снижение издержек при реализации муниципальных услуг, исполнении функций и задач Баксанского муниципального района и бюджетных учреждений.
XI. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами
В настоящее время сформированы основы современной системы управления муниципальными финансами на базе информационно-технологической инфраструктуры, обеспечивающей полный охват денежных операций сектора муниципального управления (кроме операций территориальных органов внебюджетных фондов).
Однако, современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности Баксанского муниципального района как публично-правового образования, а также к открытости информации о результатах их деятельности. Например, в Федеральном законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ предусмотрено создание официального сайта в сети Интернет для размещения информации о деятельности всех учреждений и об использовании закрепленного за ними имущества.
В целях удовлетворения указанных требований, а также повышения качества управления муниципальными финансами необходимо развивать единую интегрированную информационную систему управления общественными финансами (электронный бюджет), которая:
обеспечит прозрачность и подотчетность деятельности органов местного самоуправления, создание механизмов общественного контроля за эффективностью и результативностью деятельности Баксанского муниципального района путем публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора муниципального управления, информации о стоимости предоставленных муниципальных услуг, в том числе информации по муниципальным программам, объектам финансирования в натуральном и стоимостном выражении;
повысит доступность информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии Баксанского муниципального района, их активах и обязательствах;
создаст инструменты для взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения конечных результатов муниципальной программы и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг;
обеспечит интеграцию процессов составления, исполнения бюджета, бюджетного учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности Баксанского муниципального района;
усилит взаимосвязь бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд Баксанского муниципального района, размещения заказов на их поставку и исполнения муниципальных контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;
позволит осуществить централизацию и обеспечить единство учета объектов муниципальной собственности.
В рамках развития системы электронного бюджета, в частности, потребуется создание информационных ресурсов и реестров, содержащих информацию об организациях муниципального сектора, муниципальных служащих, муниципальных заданиях, оказываемых услугах и деятельности муниципальных учреждений, имуществе и обязательствах Баксанского муниципального района.
Кроме того, необходимо продолжить модернизацию уже имеющихся информационных баз (реестр расходных обязательств, сводная бюджетная роспись, реестр муниципальных контрактов и т.д.), создав технологии их взаимоувязки между собой, а также интеграцию существующих и создаваемых информационных ресурсов в системе электронного бюджета.
Внедрение системы электронного бюджета позволит перейти на качественно новый уровень управления муниципальными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
XII. Организация реализации Программы
Управление реализацией Программы целесообразно организовать по проектному принципу.
Для руководства реализацией данной Программы, координации и контроля за ее исполнением необходимо создать рабочую группу при местной администрации Баксанского муниципального района.
Выполнение мероприятий Программы должно осуществляться в рамках ежегодно утверждаемого плана.
В план на 2011 год предлагается включить основные мероприятия, которые необходимо выполнить для того, чтобы учесть результаты Программы при формировании бюджетных проектировок на 2012-2013 годы.
В 2011 году предлагается реализовать мероприятия Программы по следующим направлениям:
принятие базовых нормативно-правовых актов для реализации Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ;
разработка и утверждение отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента.
План на 2012 год предлагается принимать соответственно в декабре 2011 года.
План
мероприятий по реализации в 2011 году программы Баксанского муниципального района по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года
(утв. постановлением местной администрации Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 14 июля 2011 г. N 381-п)
N |
Мероприятия |
Вид документа (проект) |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Баксанского муниципального района | ||||
1. |
Определение порядка принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств, в том числе в части повышения ответственности за подготовку (экспертизу) финансово-экономических обоснований проектов нормативных правовых актов |
постановление местной администрации Баксанского муниципального района |
III квартал 2011 года |
Органы местного самоуправления Баксанского муниципального района |
2. |
Совершенствование организации и методологии кассового прогнозирования исполнения бюджета Баксанского муниципального района с целью повышения ответственности главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета Баксанского муниципального района за качество и соблюдение показателей кассового плана |
ведомственный нормативный акт |
III квартал 2011 года |
МУ "Управление финансами Баксанского района" |
3. |
Внесение изменений в нормативно-правовые акты в части уточнения формы и порядка ведения реестра расходных обязательств с увязкой, с реестром муниципальных контрактов и с введением правил корректировки (пересчета) объемов действующих расходных обязательств |
постановление местной администрации Баксанского муниципального района, ведомственный нормативный акт |
III квартал 2011 года |
МУ "Управление финансами Баксанского района" |
4. |
Разработка и утверждение долгосрочной бюджетной стратегии Баксанского муниципального района |
постановление местной администрации Баксанского муниципального района |
в 3-месячный срок после утверждения прогноза социально-экономического развития |
Органы местного самоуправления Баксанского муниципального района |
Муниципальные программы как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов | ||||
5. |
Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных целевых программ, а также подпрограмм муниципальных целевых программ |
постановление местной администрации Баксанского муниципального района, ведомственный нормативный акт |
III квартал 2011 года |
Органы местного самоуправления Баксанского муниципального района |
Переход к программной структуре расходов бюджета | ||||
6. |
Аналитическое представление программной структуры расходов бюджета Баксанского муниципального района на 2012 г. |
приложение к проекту решения о бюджете Баксанского муниципального района на 2012 г. |
октябрь - ноябрь 2011 года |
Органы местного самоуправления Баксанского муниципального района |
7. |
Разработка проектов нормативных актов и отраслевых (ведомственных) актов, вытекающих из изменений, внесенных в Бюджетный кодекс Российской Федерации |
отраслевые (ведомственные) нормативные акты |
IV квартал |
Органы местного самоуправления Баксанского муниципального района |
Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения | ||||
8. |
Разработка положения об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств бюджета Баксанского муниципального района |
постановление местной администрации Баксанского муниципального района |
III квартал 2011 года |
МУ "Управление финансами Баксанского района" |
Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг | ||||
9. |
Утверждение расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и содержание имущества |
отраслевые (ведомственные) нормативные акты |
III квартал 2011 года |
Органы местного самоуправления Баксанского муниципального района |
10. |
Утверждение и доведение до учреждений муниципальных заданий и бюджетных ассигнований на их обеспечение с учетом требований по достижению эффективности бюджетных расходов |
решения органов местного самоуправления Баксанского муниципального района |
III кварталы 2011 года |
Органы местного самоуправления Баксанского муниципального района |
Развитие системы муниципального финансового контроля | ||||
11. |
Разработка проектов нормативных актов, вытекающих из положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования муниципального контроля и механизмов ответственности за нарушения бюджетного законодательства |
постановление местной администрации Баксанского муниципального района |
III кварталы 2011 года |
МУ "Управление финансами Баксанского района"; Отдел муниципального контроля местной администрации Баксанского муниципального района |
Мероприятия по повышению эффективности расходов по отраслям | ||||
12. |
Комиссионный анализ деятельности общеобразовательных учреждений и подготовка предложений о целесообразности дезинтеграции среднего общего и дошкольного образования |
аналитическая справка главе местной администрации Баксанского муниципального района |
III квартал 2011 года |
МУ "Районное управление образования" |
13. |
Модернизация коммунальной инфраструктуры с применением энергоэффективных технологий |
ведомственные нормативные акты |
2011-2012 годы |
Управление строительства, архитектуры и ЖКХ местной администрации Баксанского муниципального района |
14. |
Утверждение отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента |
Отраслевые (ведомственные) акты |
III квартал 2011 года |
МУ "Районное управление образования"; МУ "Отдел культуры Баксанского района"; Отдел Здравоохранения местной администрации Баксанского муниципального района |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление местной администрации Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 14 июля 2011 г. N 381-п "О мерах по повышению эффективности бюджетных расходов Баксанского муниципального района на период до 2012 года"
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его подписания
Текст постановления официально опубликован не был