Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению местной администрации
Баксанского муниципального района
от 27 апреля 2012 г. N 251-п
Комплекс мер по модернизации системы общего образования Баксанского муниципального района в 2012 году
По поручению Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, данному на заседании Правительства РФ 4 апреля 2011 г., в России началась масштабная реализация модернизации системы общего образования РФ на 2011-2013 гг.
Какой должна быть школа, чтобы выполнить задачу, поставленную перед ней государством? Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко определил это словами: "Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как он учится".
Для реализации этой задачи и для получения полноценного качественного образования, соответствующего требованиям, в Баксанском муниципальном районе функционирует сеть образовательных учреждений, включающая в себя 26 муниципальных общеобразовательных учреждений, 1 районную вечернюю общеобразовательную школу, 1 НШДС, 1 Прогимназию, 1 учреждение дополнительного образования детей - Районный центр детского творчества. Из 26 муниципальных общеобразовательных учреждений 17 реализуют программу дошкольного образования. В данных образовательных учреждениях воспитываются - 2611 дошкольников и обучаются - 7463 школьника, дополнительным образованием охвачено - 4932 (64%) ребенка и подростков.
N |
ОУ |
Количество |
1. |
Средних общеобразовательных школ |
24 |
2. |
Основная общеобразовательная школа |
2 |
3. |
Начальная школа - детский сад |
1 |
4. |
Прогимназия |
1 |
5. |
Районная вечерняя (сменная) школа |
1 |
6. |
Районный центр детского творчества |
1 |
В связи с понижением контингента учащихся по району в школах высвободились помещения, неиспользуемые в учебном процессе. Параллельно с данным фактом обозначилась проблема острой нехватки дошкольных мест. По состоянию на 01.08.2011 г. в очереди на получение данного вида услуг в районе состояло более 900 детей. Проблема охвата детей дошкольным образованием в истекшем году по инициативе Главы администрации решалась путем открытия с 1 сентября 2011 года дополнительных дошкольных групп за счет реконструкции свободных площадей в общеобразовательных учреждениях района под групповые и спальные помещения. Для решения данной задачи были привлечены внебюджетные средства в размере 14 млн. рублей, что позволило открыть дошкольные группы в 6 школах района на 375 детей. Правительство КБР для вновь созданных групп выделило средства на сумму 3,5 млн. рублей на их оснащение мебелью и необходимым инвентарем.
Кроме того, в трех ОУ при поддержке родителей открыты дополнительно к имеющимся по 1 группе на 75 мест. Общее количество дополнительных мест за 2011 год по району составило 450, очередность сокращена на 46%. Работа в этом направлении продолжается и в текущем году. На сегодняшний день начаты ремонтные работы в трех ОУ и планируется открытие 100 дополнительных мест.
Воспитанием и обучением в ОУ района заняты - 1441 работник системы образования, из них - 708 учителей. Среди них с высшим образованием - 424 педагога (60%), среднее специальное - 259 учителей (37%). Высшая квалификационная категория присвоена 253 педагогам, первая - 305 учителям, т.е., более 50% педагогического потенциала района имеют высокую профессиональную подготовку, необходимую для решения и внедрения самых передовых педагогических технологий.
По возрасту 490 учителей старше 35 лет, 189 - пенсионного возраста (более 60 лет). Средний возраст педагогов составляет 40-41 год, а доля работающих пенсионеров - 26% (185 человек).
В 2011 году 133 учителя прошли аттестацию на присвоение квалификационных категорий, в том числе:
49 педагогов получили высшую квалификационную категорию;
53 учителя - первую категорию;
59 - соответствуют занимаемой должности.
Наиболее острыми кадровыми проблемами на сегодня в районе является нехватка квалифицированных учителей музыки, ИЗО и физической культуры.
Продолжена целенаправленная работа по привлечению молодых специалистов в образовательные учреждения. За последние три года в школы района приняты на работу 22 молодых специалиста. Для них создаются благоприятные условия в моральном и материальном плане: организовано наставничество, действует "Школа молодого учителя", привлекаются к участию в муниципальных профессиональных конкурсах. На традиционном августовском педагогическом совещании работников образования района проводится посвящение молодых специалистов в профессию, им выплачивается единовременное пособие в размере 5,0 тыс. руб. из бюджета района.
От профессионализма педагога напрямую зависят результаты социально - экономического и духовного развития общества, и для каждого педагога важна задача повышения квалификации. В 2011 году на базе районного центра информационных технологий 83 учителя прошли курсы информационно - коммуникационных технологий, курсы повышения квалификации на базе ИПК и ПРО КБГУ, РЦДО прошли 400 учителей.
Задачи по сохранению и укреплению здоровья школьников, связанные с совершенствованием организации школьного питания, четко обозначены в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа".
В сентябре 2011 года в Баксанском муниципальном районе завершена работа, начатая по инициативе Министерства образования и науки КБР, по реализации второго этапа Федерального экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся. В реализации экспериментального проекта "Совершенствование организации питания обучающихся" с 2010 года участвовали 23 муниципальных общеобразовательных учреждений района с охватом 7159 обучающихся. На реализацию экспериментального проекта запланировано и израсходовано более 30,0 млн. рублей.
Благодаря участию в данном конкурсе, доля общеобразовательных учреждений, в которых обеспечена возможность пользоваться современными столовыми, соответствующим всем требованиям, в общей численности общеобразовательных учреждений составляет 89,29%. За счет средств РМСОО планируется довести данный показатель до 100%.
Анализ сети ОУ района и результаты муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников за последние три года позволяют сделать вывод, что в районе есть серьезный педагогический потенциал для создания в отдельных ОУ условий для организации дистанционного обучения детей с высокой мотивацией к обучению.
Решение данного вопроса видим через организацию дополнительного образования одаренных детей с привлечением творчески работающих учителей района, введя их в штат Районного центра детского творчества детей в качестве педагогов дополнительного образования. В 2013 год в рамках реализации Комплекса мер планируется создание условий для организации дистанционного обучения в 5 школах (МОУ СОШ N 4 с.п. Заюково, МОУ СОШ с.п. Жанхотеко, МОУ СОШ N 1 с.п. Куба-Таба, МОУ СОШ N 4 с.п. Исламей, МОУ СОШ N 3 с.п. Н. Куркужин).
Важнейшая задача, которую ставит перед нами государство в связи с введением в начальных классах новых федеральных образовательных стандартов, - это высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся и родителей.
Новые стандарты и материалы, обеспечивающие их введение, прошли апробацию в 2010-2011 учебном году в 3 школах района: в МОУ СОШ N 1 с.п. Исламей, НШДС с.п. Атажукино, МОУ СОШ N 1 с.п. Атажукино (2,2% обучающихся от общего числа детей 1-4 классов), а в 2011-2012 учебном году 27,4% обучающихся от общего числа детей 1-4 классов обучаются по ФГОС. Новый стандарт и сформулированные в нем требования к результатам образования совершенно меняют всю систему образования. Традиционный классно - урочный подход уже не может дать те результаты, которые ожидаются. Сам учитель, чтобы реализовать компетентностный подход, должен измениться в достаточно короткие сроки. При этом должен качественно измениться и сам подход к повышению квалификации, к переподготовке учителя. С учетом этих требований 93 учителя района прошли курсы по новым стандартам в ИПК и ПРО КБГУ и РЦДО. В районе практикуются такие формы повышения квалификации педагогов и административных работников ОУ, как семинары для учителей, заместителей директоров по дошкольному образованию, УВР и ВР, для классных руководителей, библиотекарей и социально-психологических служб. Но за последние годы при совершенствовании учительского корпуса в работе РМК доминируют такие формы обучения, как мастер-класс и практические семинары. Использование ИКТ в учебном процессе, подготовка к ЕГЭ, организация внеурочной деятельности и выполнение ФГТ - наиболее частая тематика районных семинаров.
Не может не вызывать серьезные опасения еще одно явление в наших школах: 34 учителя начальных классов, что составляет 23% от общего числа учителей первой ступени обучения - пенсионного возраста, в то время, как одним из направлений модернизации является увеличение доли учителей моложе 29 лет. Для увеличения данного показателя планируется работа по оптимизации кадров и привлечению молодых специалистов в ОУ. Стандарт предъявляет сущностно новые требования к материально-техническому и информационному оснащению образовательного процесса, в частности использование информационно-коммуникационных технологий. С учетом этого в 2011 году с целью приведения ресурсной и материально-технической базы школ в соответствие с требованиями, изложенными в ФГОС, из выделенных средств в рамках реализации РМСОО израсходовано 4895,0 тыс. руб.. В текущем году для этих целей предусмотрено приобретение 76 кабинетов для начальных классов, 64 единицы компьютерной техники, 7 АРМ учителя, а для организации внеурочной деятельности 29 комплектов технических средств и 29 эстафетно-игровых наборов с полосой препятствий.
Данные мероприятия позволят увеличить показатель "Доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ и интерактивными учебными пособиями в соответствии с новыми ФГОС, в общей численности обучающихся по новым ФГОС" с 75,56% до 100%.
Новые стандарты предъявляют большие требования и к качеству проведения внеурочной деятельности, которая в районе организована в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, школьные научные общества и др.
Для реализации внеурочной деятельности в районе созданы следующие типы организационных моделей:
модель дополнительного образования с использованием ресурсов Районного центра детского творчества, школ искусств, музыкальных школ в разных сельских поселениях района;
оптимизационная модель на основе использования всех внутренних ресурсов самой школы. Это учителя, социальные педагоги, воспитатели, психологи, руководители различных кружков, включая и родителей.
Проводится работа по созданию модели "Школа полного дня" в МОУ СОШ N 2 с.п. Заюково, МОУ СОШ N 3 с.п. Исламей, МОУ СОШ N 3 с.п. Атажукино, НШДС с.п. Баксаненок и Прогимназия с.п. Атажукино, где имеются условия для полноценного пребывания ребенка в школе в течение дня:
игровые комнаты;
спальные помещения;
трехразовое питание.
А.П. Чехов писал: "Нелепо платить гроши человеку, который призван воспитывать народ". Ключевая задача проекта - увеличение уровня среднемесячной заработной платы учителей и ее доведение до среднемесячной заработной платы по экономике республики. Средняя заработная плата учителей по району в 2010-2011 учебном году составляла 11 106 руб. в месяц, в сентябре 2011г. - 13645 руб., а по состоянию на 1 января 2012 года - 13762 руб. Выше средней по району - в 14 образовательных учреждениях (от 14 000 до 20270 рублей).
В 2011 году заработную плату 20000 рублей и более получали 34 учителя, а в 2012 году - 59, что на 42,3% больше.
За счет внутренних ресурсов и повышения заработной платы на 6,5% показатель "Средняя заработная плата учителя" к 01.09.2012 году составит 14 480 рублей.
Большая работа проделана и по повышению заработной платы воспитателей детских садов. На конец отчетного периода средняя заработная плата воспитателей по району составила 8703 рубля, что на 26,6% больше.
Учителя поняли, что только достижения учащихся - метапредметные результаты, личностные достижения и академическая успешность - может быть основанием для стимулирования.
В рамках модернизации системы общего образования на формирование условий обучения, соответствующих современным требованиям, Баксанскому муниципальному образованию в 2011 году выделены средства на сумму 13 664 739 руб., которые направлены на приобретение:
оборудования для начальных классов в соответствии с требованиями по ФГОС (29 комплектов) на общую сумму 4350,0 тыс. руб.;
компьютерной техники (243 компьютера, 34 - интерактивных досок, 34 - проектора, 34 - принтера (МФУ));
учебно - лабораторного оборудования для кабинетов химии и биологии 2750 тыс. руб. (2 кабинета химии, 3 кабинета биологии);
оборудования для медицинских кабинетов на сумму 1624,644 тыс. руб. (27 комплектов);
ученической мебели на сумму 337,598 тыс. руб. (118 комплектов);
мебели для столовой 451,372 тыс. руб. (71 комплектов);
спортивного оборудования на общую сумму 545,0 тыс. руб. (тренажеров - 29, теннисных столов - 12, стол для армрестлинга - 1, канат - 1).
Показатель обеспеченности медицинских кабинетов необходимым оборудованием составляет - 100%.
Охрана здоровья детей является приоритетным направлением деятельности школ района. В это понятие включено все: и материально-техническая база спортивных залов, и социальная среда, и профилактика пагубных привычек, и пропаганда спорта и функционирование кружков и секций по выбору. С нового учебного года введен еще 1 урок физкультуры, но на сегодняшний день два ОУ района не имеют спортзала - МОУ ООШ N 2 с.п. В. Куркужин и МОУ СОШ N 1 с.п. Атажукино.
Мониторинг состояния спортивной базы учреждений показал, что укомплектованность спортивных залов спортивным инвентарём в 2011 году составила 92%, спортивным оборудованием - 45%.
Показатель "Доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться современно оборудованными спортивными площадками для реализации программы "Легкая атлетика", в общей численности обучающихся" будет доведен до 70% за счет муниципальной целевой Программы "Развитие объектов спорта". В соответствии с данной Программой в 2012 году будут открыты 14 стадионов во всех сельских поселениях района.
Приоритетность финансовых затрат в реализации Комплекса мер обозначены, исходя из показателей федерального мониторинга реализации "Наша новая школа". Общий объем средств на реализацию Комплекса мер в 2012 году составляет 55327,10 тыс. рублей, с учетом денежных средств, выделяемых на капитальный ремонт, в том числе 1826,9 тыс. рублей на учебные расходы общеобразовательных учреждений района. Данные средства распределены следующим образом:
приобретение оборудования - 52,1%;
приобретение транспортных средств - 2,3%;
приобретение медиатеки - 0,03%;
приобретение технологического оборудования - 1,7%;
приобретение спортивного инвентаря и оборудования - 4,9%;
приобретение компьютерной техники - 4,3%;
приобретение ученической мебели - 5,1%;
развитие школьной инфраструктуры (ремонт с целью обеспечения санитарно-бытовых условий) - 1,4%;
энергетические паспорта - 1,4%;
капитальный ремонт - 25%.
Обозначенные проценты в переводе на цифровые показатели в рублях:
76 комплектов для кабинетов начальных классов с АРМ учителя на общую сумму - 14196,80 тыс. руб.;
29 комплектов технических средств для начальной школы - 945,40 тыс. руб.;
технологическое оборудование - 953,96 тыс. руб.;
учебно-лабораторное оборудование для кабинетов русского языка, математики, химии, биологии, физики, истории, географии, иностранного языка - 13693,4 тыс. руб.;
спортивного оборудования и инвентаря - 2715,56 тыс. руб.;
лицензионное программное обеспечение по предметам - 15,0 тыс. руб.;
ученическая мебель - 2810,96 тыс. руб.;
энергетические паспорта - 774,0 тыс. руб.;
компьютерное оборудование - 2387,0 тыс. руб.;
транспортное средство - 1283,0 тыс. руб.;
изменение школьной инфраструктуры (ремонт внутренних туалетов, душевых, ремонт пола в спортзале) - 782,52 тыс. руб.;
капитальный ремонт зданий общеобразовательных учреждений - 14769,5 тыс. руб.
Анализ состояния материально-технической базы ОУ района показывает, что сделано немало в районной системе образования по оснащению и ремонту объектов образования. Из местного бюджета в 2011 году на эти цели направлено 3 млн. руб. Данные средства потрачены на косметический ремонт и поддержание школьной инфраструктуры. Осуществлена замена отопительной и канализационной систем в МОУ СОШ с.п. Псыхурей, проведены мероприятия по вводу в действие новой модульной котельной в МОУ ООШ N 2 с.п. Куба-Таба.
С целью предотвращения аварийных ситуаций и создания условий, соответствующих современным требованиям, финансовые средства в объеме 14769,5 тыс. рублей, планируется направить на капитальный ремонт МОУ СОШ с.п. Псыхурей (капитальный ремонт крыши и фасада здания, замена оконных и дверных блоков, замена напольных покрытий, ремонт внутренних помещений).
Одной из неотложных проблем современной школы является внедрение электронного документооборота, позволяющего улучшить контроль над движением и исполнением документов, значительно упростить и ускорить доступ к информации и, как следствие, повысить эффективность деятельности в управлении. Это, в первую очередь, электронное расписание, электронные дневники, электронные классные журналы.
Автоматизация документооборота учреждений образования также необходима, как автоматизация бухгалтерского учета.
Доля общеобразовательных учреждений, перешедших на электронные системы управления и электронный документооборот, от общего числа общеобразовательных учреждений на январь 2012 году составила 18%, к концу 2012 года этот показатель будет доведен до 100%.
Необходимо затронуть еще одну важную проблему. Это пожарная безопасность учреждений образования. Все ОУ района оснащены первичными средствами пожаротушения, но 13 объектов (из них 5 школ) не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, в 8 ОУ АПС установлены, но не введены в эксплуатацию. Только в 11 учреждениях установлены камеры видеонаблюдения.
В Комплексе мер по модернизации образования предусмотрены мероприятия, направленные на энергосбережение в системе общего образования за счёт средств федеральной субсидии в объёме 774 тыс. рублей, на энергетические паспорта для 4 общеобразовательных учреждений района. В 2012 году планируется провести энергетическое обследование 28 учреждений района за счет средств из муниципального бюджета. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих зарегистрированный энергетический паспорт учреждения, оформленный в соответствии с приказом Минэнерго N 182 от 19 апреля 2010 года, в общем числе общеобразовательных учреждений в текущем году составит 14,2%.
Результатом таких обследований должно явиться заключение и рекомендации экспертов о проведении мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности и энергосбережения в этих учреждениях и разработка энергетических паспортов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.