Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Главы
местной администрации
городского округа Прохладный КБР
N 246 от 26 марта 2012 г.
Кабардино-Балкарская Республика
городской округ Прохладный
Комплекс мер по модернизации системы общего образования г.о. Прохладный
в 2012 году
2012 год
Основание для разработки и реализации Комплекса мер.
Комплекс мер по модернизации системы общего образования в городском округе Прохладный КБР в 2012 году (далее Комплекс мер) разработан в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 февраля 2012 года N 23-ПП "О Комплексе мер по модернизации системы общего образования в Кабардино-Балкарской Республике в 2012 году".
Цель проекта.
Комплекс мер направлен на модернизацию системы общего образования в городском округе Прохладный КБР, повышение доступности качественного образования независимо от места проживания учащихся.
Задачи проекта.
Задачами Комплекса мер являются:
повышение заработной платы учителей, доведение ее размера до уровня средней заработной платы по экономике республики;
совершенствование организационно-экономических механизмов общего образования (НПФ, НСОТ), направленное на повышение эффективности и стимулирование качественного и результативного труда учителей;
формирование условий обучения, соответствующих современным требованиям к организации образовательного процесса;
модернизация базовых школ и создание центров дистанционного обучения;
повышение квалификации, профессиональная переподготовка учителей и руководителей шкодив, контексте мероприятий по модернизации системы общего образования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "руководителей школ в контексте мероприятий"
Механизм реализации проекта.
Проект реализуется путем направления в 2012 году средств из федерального и республиканского бюджетов в форме субсидий местному бюджету на софинансирование расходных обязательств городского округа Прохладный КБР, возникающих при реализации Комплекса мер.
Комплекс мер включает следующие мероприятия:
приобретение оборудования (учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное, компьютерное);
приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся;
приобретение учебников и учебно-наглядных пособий для общеобразовательных учреждений;
развитие школьной инфраструктуры мероприятия, направленные на энергосбережение, выполнение требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, в том числе приобретение оборудования для медицинских блоков, школьных столовых, оборудование спортивных залов, а также на подготовку помещений под новое оборудование);
повышение квалификации, профессиональная подготовка и переподготовка учителей и руководителей школ;
модернизация базовых общеобразовательных учреждений путем создания в них центров дистанционного обучения;
участие и проведение обучающих семинаров по тематике модернизации общего образования;
повышение заработной платы учителей с учетом повышения норматива финансирования и оптимизации штатных расписаний общеобразовательных учреждений;
участие в государственной программе софинансирования накопительной части трудовой пенсии как формы социальной поддержки и пенсионного обеспечения учителей;
стимулирование поступления на работу в общеобразовательные учреждения выпускников вузов.
Реализация проекта начата с 1 сентября 2011 года и будет длится 2 учебных года (по 2013 год включительно).
Описание состояния сети образовательных учреждений городского округа Прохладный.
В г.о. Прохладный 10 общеобразовательных учреждений в которых обучается 5963 учащихся, так же образовательная сеть г.о. Прохладный (схема 1) состоит и из 20 дошкольных отделений, интегрированных с 9 общеобразовательными учреждениями которые посещают 4870 воспитанников дошкольных групп.
6 учреждений дополнительного образования детей и 1 Межшкольный учебный комбинат, который выполняет учебный план предпрофильной и профессионально-ориентированной подготовки старшеклассников, реализует программы профессиональной подготовки учащихся по следующим профилям: швейное дело, медицинское дело, парикмахерское дело, торговое дело, бухгалтерское дело, автодело, агент по недвижимости, секретарское дело, рекламный агент и др.
Схема 1
Структура системы образования городского округа Прохладный КБР
"Структура системы образования городского округа Прохладный КБР"
Состояние системы образования г.о. Прохладный характеризуется в настоящее время следующими показателями:
На диаграмме N 1 представлена динамика изменения средней начисленной заработной платы учителей КБР и по г.о. Прохладный в сентябре - октябре - ноябре 2011 года и январь 2012 года - в сентябре 2011 года средняя заработная плата по городу была 11500 руб, в декабре уже 15504 рубля, и в январе 2012 года она составляет 16091 рубль.
Диаграмма N 1
"Диаграмма N 1"
Если говорить о воспитателях, на диаграмме 2 представлена изменения средней начисленной заработной платы воспитателей по г.о. Прохладный в 2010 году средняя была 6555, сентябрь 2011 года средняя 6500 рублей, декабрь 2011 года 7874 рубля, и январь2012 года средняя составляет у воспитателей 9103 рубля.
Диаграмма N 2
"Диаграмма N 2"
Т.е. соотношение среднемесячной заработной платы учителей и среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике - 16091 рубля / 10072 рубля - 10,83%;
доля школьников (начальных классов), обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников:
начальных классов - 31,38%;
от общего числа учащихся - 12,36%;
доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей в 2011 году - 8,93%;
всего имеют высшую, первую и вторую квалификационную категорию - 72,9% от общего числа педагогов;
доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности педагогических работников - 6,35%;
доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих реализацию программы "Доступная среда", в общей численности общеобразовательных учреждений - 30%;
На протяжении трех лет г.о. Прохладный активно осуществляет модернизацию системы общего образования в рамках:
приоритетного национального проекта "Образование";
федерального и регионального Планов первоочередных действий по модернизации общего образования (в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа");
целевой программы "Развитие образования в г.о. Прохладный на 2009 - 2011 годы", утвержденной решением сессии Совета местного самоуправления г.о. Прохладный от 25.06.2009 г N 30\5);
Описание состояния зданий, сооружений, прилегающих территорий, материально-техническая база, инфраструктура (спортзалы, столовые, актовые залы, медицинские кабинеты и т.д.) в разрезе каждого образовательного учреждения.
Говоря о материально-техническом оснащении 10 учреждений образования г.о. Прохладный на диаграмме приведены следующие данные:
Компьютеров, используемых для осуществления образовательного процесса:
Всего 350, - из них сертифицированных - 325;
Мультимедийных проекторов 72;
Интерактивные доски 29;
Читальные залы 10;
"ТСО"
Специализированных кабинетов:
Физика 10;
Химия 10;
Биология 9;
Начальные классы 10;
"Кабинеты"
Спортивные залы и прилегающие к школам спортивные площадки:
Специализированных спортивных залов 10;
Оборудованные раздевалки 9;
Действующие душевые 5;
Действующие туалеты 5;
Размеченные беговые дорожки 9;
Прыжковые ямы 5;
Беговые дорожки со спецпокрытием 3;
"Спортивные залы и прилегающие к школам спортивные площадки"
Описание оснащенности образовательных учреждений современным учебно-лабораторным оборудованием, учебно-наглядными пособиями (в контексте новых ФГОС) компьютерной и мультимедийной техникой, периферийными устройствами, коммуникационной техникой, ЭОРами, программным обеспечением.
В 2011 году в рамках реализации проекта "Модернизации системы общего образования" МРСО на г.о. Прохладный выделено первоначально 3.989.400 рублей, и для улучшения материально-технической базы образовательных учреждений города, с учетом приоритетности они были распределены следующим образом (в течении года в результате экономии по аукционам были добавлены средства на которые приобретен автобус, мебель в два кабинета информатики, 33 ед. компьютеров, на сумму 205 260 приобретено технологическое оборудование и еще 5 компьютеров:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "205 260 рублей"
Наименование |
Сумма |
Куда распределено |
Мебель для школьных столовых |
479 634,96 |
МБОУ СОШ N 102, МБОУ СОШ N 5, МБОУ Гимназия N 2 |
Мебель в кабинет информатики |
85 800 т.р. |
МКОУ СОШ N 42, МБОУ Гимназия N 2 |
Компьютеры |
603 016,33 |
МБОУ Гимназия N 2, МБОУ Лицей N 3, МКОУ СОШ N 42 |
Технологическое оборудование в школьные столовые: Электромясорубка 9 шт. Морозильная камера 7+2 Мармит 6 шт. Шкаф пекарский 1 Электропечь 5 шт. Картофелечистка 2 шт. Электросковорода 1 шт. Водонагреватель1 шт. Ванна моечная 2 шт. Стол разделочный 2 шт. Тестомесильная машина 2 шт. Шкаф жарочный 5 шт. Стеллаж для посуды 1 шт. Стеллаж для продуктов 1 шт. Холодильник 9 шт. |
1 300 000 |
В каждую школу |
Автобус для перевозки детей |
1 283 000 |
МБОУ СОШ N 4 |
Кабинет начальных классов в рамках реализации ФГОС |
987 701,38 |
В каждую школу |
Учебно-методическая и энциклопедическая литература |
208 134 43 |
В каждую школу |
Ряд учреждений образования г.о. Прохладного - являются пилотными как на Республиканском, так и на городском уровне. Так, согласно приказу МОН КБР N 623 от 16.10.2007 г. МОУ "Лицей N 3" г. Прохладного имеет статус республиканской экспериментальной площадки по разработке, апробации и внедрению моделей непрерывного образования школьников в области информатики и информационно-коммуникативных технологий. Цель: повышение качества образования через активное внедрение информационных технологий. Информатика изучается в лицее с 2 - по 11 класс. Общее количество лицеистов, изучающих информатику, составляет 960 человек.
Согласно приказу МОН КБР N 592 от 28.10.2011 г. лицей N 3 получил статус базовой площадки по направлению ФЦПРО на 2011 - 2012 годы "Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования". От полноты и степени достоверности имеющейся информации зависит эффективность управления, поэтому лицей с 2006 г. является опорной площадкой фирмы "1С ХроноГраф" и разрабатывает информационную систему управления образованием на основе программного продукта "1С:ХроноГраф Школа 3.0", Лицей N 3, в качестве пилотной площадки, принимает участие в проекте 1С "Электронная учительская" с 2010 г.
В рамках этого проекта в лицее второй год ведутся "электронные дневники" учащихся. Вместе с тем, при нынешнем количестве компьютерной техники, трудно представить полноценную организацию работ с программным комплексом. Этот проект потребует дополнительного ресурсного обеспечения, установка в каждом учебном кабинете компьютеров, ремонтные работы для улучшения инфраструктуры учреждения.
С 2009 года, на продолжении трех лет, в МБОУ СОШ N 8 им А.С. Пушкина ведется планомерная работа по введению углубленного преподавания английского языка:
Анализ преподавания в школе английского языка на конец 2008 - 2009 показал следующее:
высокий уровень преподавания английский язык: - 75,5% качества;
наличие участников и призеров городских олимпиад, городских и республиканских научно-практических конференций и конкурсов, заочных Всероссийских чемпионатов и конкурсов;
обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами на 100%, эффективно использующие новые педагогические технологии;
наличие достаточно хорошей материально-технической базы школы.
На основании данных выводов, а также учитывая результаты анкетирования учащихся и родителей, проведенных с целью выявление общего личностного потенциала и уровня социальной компетентности учащихся, выявление запроса социума на образовательные услуги (углубленное преподавание предметов: учащиеся 74%, родители 69%) педагогический коллектив и Управляющий совет школы ходатайствовал перед МУ "Управления образования городского округа Прохладный КБР" о создании дополнительных условий для расширения и углубления знаний учащихся по английскому языку и информатике (увеличение количества учебных часов в учебном плане за счет его вариативной части).
Учащиеся данных классов являются активными участниками олимпиадного и конкурсного движения.
Учителя постоянно работают над повышением уровня своего профессионального мастерства: активно участвуют в работе ГМО, обмениваются опытом работы с коллегами, посещают курсы повышения квалификации по предмету и по программе ИКТ-технологий.
Опыт работы школы по организации проектного обучения, исследовательской деятельности, использовании интерактивных технологий в рамках преподавания был представлен на республиканском уровне (сентябрь 2009, октябрь 2010). Улучшение и совершенствование материально-технической базы школы способствуют формированию высокого уровня коммуникативной компетентности учащихся и дают возможность для углубления знаний по английскому языку, а использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий и интернет-технологий, позволяет обеспечить качественно новый уровень владения большинством учащихся английским языком, характеризующийся способностью учащихся успешно решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в нестандартных проблемных ситуациях, использовать иностранный язык как средство получения дополнительной информации, в том числе профессионально-значимой для учащихся. В связи с этим на 2012 год для МОУ СОШ N 8 им. А.С. Пушкина закладывается приобретение лингафонного кабинета.
С целью воспитания и развития у молодого поколения высших потребностей личности и ее гражданского и духовного возрождения в лучших исторических, культурных, духовных традициях, подготовки учащихся к воинской службе, служению Отечеству на гражданском и военном поприще, подготовки физически здоровых и выносливых людей, решения социальных проблем среди трудных подростков на базе школы, с 1 сентября 2011 года в МБОУ СОШ N 8 им. А.С. Пушкина организовано кадетское образование и воспитание (КОиВ) - открыты 2 класса общей численностью 42 человека. Цель организации дополнительного образования в кадетских классах - создание для обучающихся оптимальных условий обучения и воспитания, позволяющих дать начальную военную подготовку несовершеннолетним гражданам в общеобразовательном учреждении.
Дополнительное образование в кадетских классах обеспечивает учащимся:
- удовлетворение образовательных потребностей, выходящих за пределы государственных образовательных стандартов;
- изучение основ военно-физической подготовки в рамках предметов.
Для качественного проведения КОиВ и полной реализации практической части предметов и внеурочной деятельности военно-спортивной направленности ("ОБЖ", "Юный стрелок", "Юный пожарный", "ОФП", Строевая подготовка", "Легкая атлетика", "Подвижные игры", "Спортивное ориентирование") необходимо обустройство отдельных элементов спортивной площадки и приобретение уличного спортивного оборудования для них (мы планируем провести работы по организации полноценной спортивной площадки на территории МБОУ СОШ N 8, а так же на территории МБОУ СОШ N 5, т.к. там в 2008 году был организован спортивный класс по физкультуре в количестве с набором 18 человек.
С 2009 по 2011 учебные годы в учебном плане для этого класса количество часов физкультуры было увеличено до трех. С 2008 года во второй половине дня учащиеся спортивного класса посещают группу продленного дня. Воспитатель ГПД - Волков А.Н., тренер-преподаватель МОУ ДОД "СДЮШОР". В рамках ГПД ежедневно в течение трех часов у учащихся спортивного класса проходят тренировки на базе спортивной школы. Учащиеся данного класса являются победителями первенства г.о. Прохладный по футболу 2008 - 2011 г.г., чемпионами "Локобола" г. Пятигорск - 2009 год, победителями Рождественского турнира г. Ессентуки - 2010 год, являются обладателями кубка СКФО "Хасми". Учащиеся спортивного класса являются постоянными участниками и победителями Спартакиады школьников г.о. Прохладный. В течение 7 лет - с 2004 по 2011 годы - учащиеся МОУ "СОШ N 5" являются победителями Спартакиады школьников г.о. Прохладный. В дальнейшем так же планируется организация набора в спортивные классы в данном учреждении.
С 2011 года МБОУ СОШ N 4 им. А.Г. Головко заключили трехстороннее соглашение о сотрудничестве между ИПК и ПРО КБГУ и ООО "Издательство Академия\Учебник" в том, что на базе школы создается региональный информационно-консультативный центр "Перспективная начальная школа" для обеспечения информационно-методической помощи педагогам региона, использующим в практике преподавание учебно-методического комплекта "Перспективная начальная школа" с этой целью планируется улучшение инфраструктуры учреждения (капитальный ремонт кровли, ремонт канализации, спортивного и актового зала), а так же приобретение специализированного кабинета начальных классов в кол-ве 2 шт.
В 2010 - 2011 учебном году в г.о. Прохладный в двух базовых школах МОУ СОШ N 4 им. А.Г. Головко и МОУ "Гимназия N 2" прошла апробация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В этих школах вводились отдельные компоненты Стандарта нового поколения:
требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
требования к условиям реализации основной образовательной программы начального образования;
требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
система оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего образования;
реализация внеурочной деятельности.
С 1 сентября 2011 года осуществлено введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 10 школах. Всего прошли курсовую подготовку по ФГОС: в 2010 году - 23 учителя начальных классов в объеме 72 часа, 4 директора и 4 заместителя директоров в объеме 36 часов; в 1 полугодии 2011 года - 13 учителей начальных классов в объеме 72 часа.
Кадровый потенциал: возрастная структура, квалификационный состав, меры по привлечению молодых специалистов.
В общеобразовательных учреждениях городского округа Прохладный работает 1305 человек.
Из 686 педагогов:
112 человек имеют высшую квалификационную категорию,
75 - первую категорию,
77 - вторую квалификационную категорию.
"Кадровый потенциал: возрастная структура, квалификационный состав, меры по привлечению молодых специалистов"
Распределение педагогических кадров г.о. Прохладный КБР по стажу работы
"Распределение педагогических кадров г.о. Прохладный КБР по стажу работы"
Распределение педагогических кадров по возрасту
Из них:
достигли пенсионного возраста 77 человек,
от 35 лет и старше - 283,
от 25 до 35 лет - 65 человек,
моложе 25 лет 14 человек.
"Распределение педагогических кадров по возрасту"
В общеобразовательных учреждениях городского округа Прохладный наблюдается острая нехватка учителей таких предметов, как английский язык, химия, немецкий язык, воспитатели дошкольных отделений.
Прогноз потребности в педагогических кадрах на долгосрочную перспективу в городском округе Прохладный КБР
Наименование профессий |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Учителей математики |
4 |
5 |
2 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
Учителей английского языка |
9 |
4 |
5 |
5 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
Учителей немецкого языка |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Учителей начальных классов |
11 |
7 |
5 |
7 |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
Преподавателей ОБЖ |
3 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
Учителей информатики |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
Учителей истории |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Учителей русского языка |
4 |
2 |
3 |
1 |
4 |
4 |
3 |
5 |
5 |
Учителей МХК |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
Учителей технологии (девочки) |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
Учителей технологии (мальчики) |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Учителей общественных дисциплин |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учителей физики |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
Учителей музыки |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
Учителей ИЗО |
1 |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
Учителей географии |
- |
1 |
- |
1 |
1 |
- |
2 |
1 |
1 |
Учителей биологии |
- |
- |
- |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
Учителей химии |
1 |
- |
- |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
1 |
Учителей физической культуры |
5 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
Учителей черчения |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Учителей кабардинского языка |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Учителей балкарского языка |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Социальных педагогов |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
Психологов |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Воспитателей |
23 |
10 |
8 |
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
5 |
Воспитателей ГПД |
- |
2 |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
Логопедов |
3 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
2 |
Педагогов дополнительного образования технической направленности (судомодельный, авиамодельный, ракетомодельный, моделирование транспортной техники, технический дизайн) |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Педагогов дополнительного образования |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
Тренеров-преподавателей по футболу |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Тренеров-преподавателей по баскетболу |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Тренеров-преподавателей по легкой атлетике |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Для привлечения молодых педагогов в образовательные учреждения города в муниципалитете реализуется Программа подготовки кадров для муниципалитета, так же предоставляется жилье молодым иногородним специалистам. Студенты, обучающиеся в ГОУ СПО "Прохладненский технологический колледж" по специальности "Дошкольное образование" проходят практику в дошкольных отделениях, зарекомендовав себя как квалифицированные, в будущем, специалисты, и приглашаются на дальнейшее трудоустройство в эти дошкольные отделения.
Для дальнейшего развития образовательной системы городского округа Прохладный необходимо обратить внимание на повышение квалификации и профессиональной переподготовки учителей и руководителей школ для работы в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов и развитие системы дистанционного обучения школьников.
Меры по профессиональному развитию педагогов и других категорий работников школы.
Традиционная методическая работа предполагает повышение профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности. Надо отметить, что именно так строилась методическая работа в образовательных учреждениях буквально до недавнего времени. Но, учитывая новые ценности образования и методической работы в целом, УМК были определены новые цели и разработана новая модель методической работы в образовательном пространстве города. С целью развития учительского потенциала, перед нами, муниципальной методической службой, стояла задача внедрения практики сетевого взаимодействия.
В "Концепции модернизации российского образования на период до 2011 года" определялась необходимость реорганизации муниципальной методической службы, построения ее деятельности на принципах сетевой организации. Решение этой задачи позволило привести действующую муниципальную методическую службу к обновлению структуры и содержания общего образования.
Актуальность выбранного нами направления совершенствования научно-методической работы объясняется тем, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие "профессионализм" включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки. В ходе этой деятельности педагог становится активным субъектом процесса совершенствования. Это требует комплексного подхода к многогранной научно-методической работе.
Учебно-методическим кабинетом была проведена работа по осуществлению непрерывного повышения квалификации специалистов образовательных учреждений; работа по выявлению, изучению и оценке результативности педагогического опыта по обучению и воспитанию учащихся, управленческой деятельности кадров; разработаны материалы для оценивания качества обучения подготовки учащегося после окончания очередного года обучения или на любом произвольно выбранном этапе; работа над созданием сетевой методической копилки.
Для реализации данных вопросов методическая служба осуществила ряд мер:
1. Произведена вертикальная и горизонтальная реструктуризация методической службы в городе - осуществлен переход к сетевой модели методической службы.
Сеть методической работы на муниципальном уровне состоит из таких элементов как учебно-методический кабинет, экспериментальные площадки, базовые и опорные школы, методические объединения педагогов-предметников, интегрированные методические объединения педагогов, методический совет, творческие группы.
2. Проводилась работа по созданию единого методического пространства, в котором происходит развитие профессиональной компетентности педагога и образовательной системы в целом.
К условиям функционирования сетевой модели направленной на развитие профессиональной компетентности педагогов относится наличие:
- нормативно-правовой базы, регулирующей ее деятельность;
- сайта Управления образования городского округа Прохладный КБР http://www.uo-prohladny.narod.ru, являющегося одним из средств организации сетевого методического взаимодействия педагогов нашего города;
- сайтов ГМО учителей иностранного языка, ГМО учителей естественно научного цикла и учителей - предметников;
- банка актуального педагогического опыта;
- банка данных, который включает в себя 11 тематических блоков, содержащих более 40 разделов по учебно-методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса, инновационной деятельности, информатизации образования, социально-психологическому сопровождению, управлению методической работой в образовательном учреждении;
- сайта "Медиатека", доступного пользователям через Интернет.
3. Проводились заседания консультативного совета, где решались вопросы не только анализа и планирования работы ГМО, но и оказывалась методическая помощь по подготовке школьников к олимпиадам, по выбору форм методической работы для проведения заседаний городских методических объединений, по проведению мастер-класс, по обобщению опыта работы. Разработаны схемы анализа работы ГМО за учебный год, вопросники для планирования работы ГМО, методические паспорта, анкеты учителя по использованному УМК и оснащению кабинета. Собрана и систематизирована база данных о количественном и качественном составе педагогов ОУ и УДОД города на 2011 - 2012 учебный год. Проанализирован состав учителей, нуждающихся в прохождении курсовой подготовки, составлен перспективный план курсовой переподготовки администрации ОУ, учителей предметников.
4. Создавались механизмы адекватного и оперативного реагирования муниципальной методической службы на изменение потребностей педагогических работников в соответствии с задачами модернизации.
Организована консультационная работа для педагогических работников муниципальных образовательных учреждений; ведется популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований, нововведений федерального и регионального уровня (ЕГЭ, ГИА, профильное обучение и т.д.).
5. Осуществлялась деятельность, направленная на ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы;
- ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов; создание банка актуального педагогического опыта;
- информирование педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в развитии дошкольного, общего, специального образования и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
- организована работа электронной почты во всех образовательных учреждениях города.
6. Развивалось социальное партнерство и, как следствие, осуществлялась интеграция и координация деятельности всех служб, работающих с педагогическими кадрами в городе:
- партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности (педагогами, руководителями, родителями, учащимися, работниками учебно-методического кабинета);
- сформирована система участия общественных экспертов в деятельности комиссий по конкурсному отбору лучших учителей;
- партнерство, которое инициирует региональная система образования (ОУ, методические службы других муниципальных образований; высшие и средние профессиональные учебные заведения, ИПК и ПРО КБГУ). В целях повышения профессиональной компетентности педагогических работников ОУ, в соответствии с планом-проспектом курсовых мероприятий на 2011 г. ИПК и ПРО КБГУ, ГОУ ДПО "КБ РЦДО" и перспективным планом курсовой подготовки учебно-методического кабинета "Управление образования местной администрации г.о. Прохладный КБР" по вопросу "Обновление содержания и структуры начального общего образования в современных условиях", "Реализация ФГОС НОО на примере УМК "Перспектива" и "Перспективная начальная школа" прошли курсовую подготовку:
методисты УМК "УО" - 2 человека;
руководители школ - 4 человека;
заместители директоров по УВР - 4 человека;
учителя начальных классов - 38 человек. (Всего - 48 человек).
Реализация модели сетевого взаимодействия дала возможность каждому достичь собственных высот, чтобы в будущем перейти к построению индивидуальных траекторий каждого педагога. Реализация данной подпрограммы позволила внести изменения в организацию работы городских методических объединений:
Созданы интегрированные ГМО:
- Естественно-научного цикла (включает секции учителей биологии и химии),
- Общественных дисциплин (включает секции учителей истории и географии).
В ГМО учителей физической культуры вошли также инструкторы по физкультуре дошкольных отделений, что позволяет решать проблемы преемственности.
Анализ эффективности работы отдельных ГМО, разные области на базе учреждений дополнительного образования детей, проведение семинаров-практикумов для учителей выявили необходимость интеграции педагогов дополнительного образования с учителями-предметниками:
В состав ГМО учителей технологии вошли педагоги МОУ ДОД "Центр детского творчества детей" и "Станция юных техников",
В ГМО учителей информатики - педагоги МОУ ДОД "Центр дополнительного образования детей",
Педагоги МОУ ДОД "Станция юных натуралистов" работают в составе ГМО естественно научного цикла.
С целью повышения профессионального мастерства педагогов, выявления, поддержки и поощрения творчески работающих педагогов, повышения престижа учительского труда и содействия распространению педагогического опыта лучших учителей и воспитателей городского округа Прохладный, внедрения новых педагогических технологий в муниципальную систему образования проводятся ставшие уже традиционными конкурсы педагогического мастерства. Ежегодно проводится городской этап Всероссийского конкурса "Учитель года". В нем принимают участие учителя всех школ города. В 2011 году конкурс"Учитель года" проводится по следующим номинациям:
- "Учитель года" (для учителей общеобразовательных учреждений);
- "Педагог года" (для педагогов общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей);
- "Учитель здоровья" (для учителей физической культуры, тренеров-преподавателей, инструкторов по физической культуре).
Анализ представленных уроков, внеклассных мероприятий и мастер-классов, позволяет отметить возросший уровень мастерства финалистов и участников. Всем участникам на протяжении всех этапов конкурса оказывается методическая поддержка. В целях повышения престижа педагога дошкольного образования, выявления, поддержки и поощрения, творчески работающих воспитателей, пропаганды и распространения передового опыта с 2008 года проводится городской конкурс "Воспитатель года".
При этом внедряются и используются разнообразные формы методической работы:
Мастер-классы,
площадки успешности,
окна педагогического мастерства,
педагогические мастерские,
методические недели по обобщению и рассмотрению опыта,
постоянно действующие семинары
консультация-диалог,
консультация по опорным словам с элементами изложения,
консультация-практикум,
консультация-тренинг,
консультация-инструктаж,
окна педагогического мастерства,
методическая неделя,
деловые игры,
методпроекты и др.
Таким образом, в г.о. Прохладный сформирован существенный задел для реализации Комплекса мер по модернизации общего образования в 2012 году, утвержденного Постановлением Правительства КБР от 17.02.2012 г N 23-ПП.
На 2012 год распределяя средства по приоритетности и значимости направлений мы ставили перед собой следующие задачи:
- создание условий для получения качественного общего образования школьниками, независимо от их места жительства;
- модернизация инфраструктуры общеобразовательных учреждений;
- обновление содержания и технологий общего образования;
- совершенствование системы питания в общеобразовательных учреждениях;
- снижение энергопотребления в системе общего образования.
На решение указанных задач будут направлены следующие мероприятия:
приобретение оборудования всего на сумму 6 449 794 руб.;
лингафонный кабинет в сш. N 8 на сумму 290 000 рублей;
учебно-производственное оборудование в сш. N 42 столярно-слесарная мастерская на сумму 74 950 руб.;
спортивное оборудование для уличной площадки в сш. 2, 4, 5, 8 на сумму 220 320 руб.;
спортивный инвентарь для игровых комнат начальные классы по ФГОС-ам во все школы на сумму 243 000 руб.;
компьютеры во все школы в общем кол-ве 152 шт. на сумму 2 781 600 руб.;
оборудование для медкабинетов во все школу на сумму 1 000 000 руб.;
оборудование для школьных столовых - мебель для школьных столовых в сш. 1, 3, 4, 5 109 столов 6-ти местных и 654 стула на сумму 622 480 руб.;
приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся - один автобус в сш. N 8 для кадетских классов на сумму 1 322 240 руб.;
развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) на сумму 7 559 816 руб.;
МБОУ СОШ N 1 ремонт канализации в столовой (под установку нового технологического оборудования, полученного в 2011 году) - 600 000 руб.;
МБОУ Лицей N 3 ремонт канализации и туалетов и ремонт ливневки на сумму 1 134 469 руб.;
МБОУ СОШ N 4 ремонт отопления в начальных классах, ремонт канализации в столовой и ремонт спортивного зала с оборудованием душевых и раздевалок на сумму 1 030 521 руб.;
МБОУ СШ N 5 ремонт спортивного зала и спортивной площадки под новое оборудование на сумму 1 000 000 руб.;
МКОУ СОШ N 11 ремонт столовой под установку нового технологического оборудования и мебели, полученных в 2011 году.;
замена оконных блоков в девяти школах на сумму 2 989 610 руб.;
сопровождение введения ФГОС общего образования - учебно-лабораторное оборудование (6 кабинетов начальных классов в МБОУ Гимназия N 2, МБОУ Лицей N 3, МБОУ СОШ N 4 на сумму 1 122 000 руб);
осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования;
паспортизация энергосбережения в двух школах МКОУ СОШ N 42 и МБОУ СОШ N 102 на сумму 280 000 руб.
Эффектами реализации Комплекса мер в г.о. Прохладный выступят:
рост продуктивности и качества труда педагогов в г.о. Прохладный;
приток в систему образования молодых профессиональных педагогических кадров;
повышение уровня инновационной активности и творческой инициативы учителей;
широкое использование современных образовательных технологий;
повышение доступности качественных услуг общего образования, независимо от места жительства;
повышение качества общего образования;
рост удовлетворенности социума в микрорайоне образовательного учреждения качеством общего образования
Механизм реализации проекта
Проект реализуется путем направления в 2012 году средств из федерального и республиканского бюджетов в форме субсидий местному бюджету на софинансирование расходных обязательств городского округа Прохладный КБР, возникающих при реализации Комплекса мер.
Комплекс мер включает следующие мероприятия:
приобретение оборудования (учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное, компьютерное);
приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся;
приобретение учебников и учебно-наглядных пособий для общеобразовательных учреждений;
развитие школьной инфраструктуры мероприятия, направленные на энергосбережение, выполнение требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, в том числе приобретение оборудования для медицинских блоков, школьных столовых, оборудование спортивных залов, а также на подготовку помещений под новое оборудование);
повышение квалификации, профессиональная подготовка и переподготовка учителей и руководителей школ;
модернизация базовых общеобразовательных учреждений путем создания в них центров дистанционного обучения;
участие и проведение обучающих семинаров по тематике модернизации общего образования;
повышение заработной платы учителей с учетом повышения норматива финансирования и оптимизации штатных расписаний общеобразовательных учреждений;
участие в государственной программе софинансирования накопительной части трудовой пенсии как формы социальной поддержки и пенсионного обеспечения учителей;
стимулирование поступления на работу в общеобразовательные учреждения выпускников вузов.
Реализация проекта начата с 01 сентября 2011 годам и будет длится 2 учебных года (по 2013 год включительно).
Оценка эффективности использования субсидии.
Оценка эффективности использования субсидии будет осуществляться исходя из достижения следующих показателей:
|
Наименование показателя результативности предоставления субсидий |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
|
|
|
Январь 2012 года |
Декабрь 2012 года |
|
1. Развитие сети учреждений общего образования |
||
1.1 |
Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях |
22,19 |
22,0 |
1.2 |
Средняя наполняемость старшей ступени в дневных общеобразовательных учреждениях |
75,2 |
76,9 |
1.3 |
Усредненное соотношение ученик/учитель в общеобразовательных учреждениях |
17,45 |
18,1 |
|
2. Развитие инфраструктуры общего образования |
||
2.1 |
Доля обучающихся, которым предоставлены все основные виды современных условий обучения, в общей численности, обучающихся по основным программам общего образования |
68,7 |
71,3 |
2.2 |
Доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться современными библиотеками и медиатеками, в общей численности обучающихся |
50,58 |
70,0 |
2.3 |
Доля общеобразовательных учреждений, в которых обеспечена возможность пользоваться современными столовыми, соответствующими всем требованиям, в общей численности общеобразовательных учреждений |
40 |
60 |
2.4 |
Доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться современно оборудованными спортзалами, в общей численности обучающихся |
55,22 |
57,4 |
2.5 |
Доля школьников, имеющих возможность пользоваться современно оборудованными актовыми залами, в общей численности обучающихся |
63,97 |
65 |
2.6 |
Доля общеобразовательных учреждений, имеющих утвержденную программу повышения энергоэффективности |
100 |
100 |
2.7 |
Доля общеобразовательных учреждений, имеющих зарегистрированный энергетический паспорт учреждения, оформленный в соответствии с приказом Минэнерго N 182 от 19 апреля 2010 года, в общем числе общеобразовательных учреждений |
0 |
20 |
|
3. Оснащение образовательных учреждений современным учебным оборудованием и учебно-наглядными пособиями |
||
3.1 |
Доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ и интерактивными учебными пособиями в соответствии с новыми ФГОС, в общей численности обучающихся по новым ФГОС |
50,8 |
100 |
3.2 |
Доля общеобразовательных учреждений, учащиеся которых обеспечены лабораторным оборудованием по всем разделам предметов учебного плана, в том числе |
30 |
55 |
|
4. Комплексная информатизация общего образования |
||
4.1 |
Доля общеобразовательных учреждений, имеющих достаточное количество компьютерных классов, отвечающих всем требованиям |
50 |
70 |
4.2 |
Доля общеобразовательных учреждений, перешедших на электронные системы управления и электронный документооборот, от общего числа общеобразовательных учреждений |
90 |
90 |
4.3 |
Доля общеобразовательных учреждений, предоставляющих государственную услугу "Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости ", от общего числа общеобразовательных учреждений |
10 |
80 |
|
5. Развитие кадрового потенциала |
||
5.1 |
Доля учителей в общей численности персонала общеобразовательных учреждений |
49,43 |
55 |
5.2. |
Средняя заработная плата учителя |
16091 |
17000 |
5.3 |
Доля учителей, прошедших курсы повышения квалификации, в общей численности учителей общеобразовательных учреждений |
40,63 |
30,0 |
5.4 |
Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей |
12,68 |
13 |
5.5 |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей |
8,93 |
12 |
5.6 |
Доля учителей в возрасте до 30 лет, в общей численности учителей общеобразовательных учреждений |
11,53 |
12 |
5.7.1 |
Доля выпускников вузов последних 3 лет, принятых на работу в общеобразовательные учреждения, в общей численности педагогических работников (нарастающим итогом) |
2,77 |
3,2 |
5.7.2 |
Доля выпускников вузов последних 3 лет, принятых на работу в общеобразовательные учреждения в качестве учителя, в общей численности учителей (нарастающим итогом) |
3,59 |
4,14 |
Значения показателей результативности предоставления субсидий устанавливаются соглашениями между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Кабардино-Балкарской Республики о предоставлении субсидии.
Система управления проектом.
В целях реализации Комплекса мер Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской Республики сформирована линейно-матричная схема управления проектом.
Вопросы организационно-управленческого обеспечения реализации мероприятий Комплекса мер возложены на структурные подразделения Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики и органов местных администраций муниципальных районов и городских округов, осуществляющих управление в сфере образования, которые во взаимодействии специально созданной рабочей группой реализуют комплекс организационных мер по успешной реализации проекта.
Организационно-техническое сопровождение мероприятий, проводимых в рамках проекта, обеспечивает Республиканский центр дистанционного обучения, определенный организацией-оператором.
Мониторинг хода реализации Комплекса мер
Одним из важных направлений Комплекса мер является ведение системы электронного мониторинга хода реализации основных его мероприятий. С этой целью сформированы мониторинговые группы на республиканском и муниципальном уровнях. Указанные группы прошли обучение алгоритмам предстоящей деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.