Парламент Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Одобрить положения и выводы, содержащиеся в Послании Главы Кабардино-Балкарской Республики А.Б. Канокова Парламенту Кабардино-Балкарской Республики.
2. Принять к сведению отчет о результатах деятельности Правительства Кабардино-Балкарской Республики за 2012 год.
3. Поддержать действия Главы Кабардино-Балкарской Республики А.Б. Канокова и Правительства Кабардино-Балкарской Республики, направленные на стабилизацию общественно-политической ситуации, развитие экономики, а также на выполнение в полном объеме социальных обязательств Кабардино-Балкарской Республики.
4. Комитетам Парламента Кабардино-Балкарской Республики обеспечить рассмотрение в приоритетном порядке вопросов, направленных на реализацию положений Послания Главы Кабардино-Балкарской Республики А.Б. Канокова Парламенту Кабардино-Балкарской Республики.
Председатель Парламента Кабардино-Балкарской Республики |
А. Чеченов |
г. Нальчик
19 апреля 2013 г.
N 1521-П-П
Уважаемые депутаты! Дорогие соотечественники!
Обращаясь к вам в соответствии с Конституцией Кабардино-Балкарской Республики с очередным Посланием, хочу представить свое видение состояния основных сфер жизнедеятельности республики и перспектив нашей совместной работы. В значительной мере акцент в Послании сделан на основных задачах органов власти и управления на 2013 год и обозримый период.
Эти задачи сформулированы с учетом преемственности ранее поставленных целей и базируются на главных установках Послания Президента Российской Федерации В. Путина Федеральному Собранию.
Первое - это осуществление модернизации и внедрение инноваций в экономику республики.
Второе - привлечение инвестиций в экономику в объеме, необходимом для решения задач социально-экономического развития.
Третье - обеспечение благоприятных условий для повышения инвестиционной привлекательности и развития бизнеса.
Четвертое - обеспечение эффективности государственного управления.
И, наконец, пятое и главное - повышение качества и уровня жизни населения республики за счет реализации комплексной социальной политики.
У нас имеются хорошие предпосылки для уверенного продвижения по всем этим ключевым направлениям развития. На протяжении ряда лет в республике успешно решаются задачи по укреплению экономики и повышению благосостояния наших граждан. В этом плане не стал исключением и прошедший год.
Объем валового регионального продукта по итогам 2012 года составил 94,2 млрд. рублей, что почти на 5 процентов выше уровня 2011 года, индекс промышленного производства - 118,6 процента, объем работ по виду деятельности "строительство" - 6,4 млрд. рублей, или 102,8 процента к уровню 2011 года. Устойчивыми темпами развивается сельское хозяйство. Мы взяли на вооружение самые лучшие мировые технологии.
На развитие экономики и социальной сферы республики в истекшем году использовано 25,6 млрд. рублей инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования. На поддержку малого и среднего бизнеса мобилизовано 1,2 млрд. рублей.
Мы не допустили каких-либо социальных потрясений. Уровень общей безработицы снизился с 10,8 процента до 8,9 процента от экономически активного населения. Средняя заработная плата по республике составила 16 423 рубля, что на 26 процентов выше уровня 2011 года.
Вместе с тем мы должны понимать, что проблем у нас еще очень много, предстоит огромная работа. Прежде всего перед нами стоят задачи модернизации и повышения производительности труда, выхода на новый уровень экономического развития. Мы должны сегодня четко уяснить, что в основе успеха экономического развития лежат инновации. Сказанное в первую очередь относится к промышленности. Необходимо обеспечить ускоренную модернизацию этой отрасли, привлечение в промышленность передовых технологий, диверсификацию производства.
Правительству республики следует активизировать работу по содействию предприятиям в получении государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов. Огромные возможности заложены в одобренной недавно федеральной программе развития промышленности до 2020 года, где общий объем финансирования составит около 3,5 триллиона рублей, из них почти 500 млрд. будут выделены из федерального бюджета. Для многих предприятий республики это реальный шанс на модернизацию. Правительству, Министерству промышленности и торговли, Министерству экономического развития, самим предприятиям надо сделать все, чтобы принять максимальное участие в этой программе.
Конкурентоспособность республики во многом будет определяться эффективной работой строительного комплекса. Нам предстоит значительно увеличить объемы жилищного строительства. В 2013 году нужно довести общий объем введенного жилья до 287,5 тыс. кв. м путем строительства индустриального жилья, в том числе эконом-класса, включая жилье для переселения из аварийного жилищного фонда и общежитий, а также за счет индивидуального жилищного строительства. Одним из перспективных направлений жилищного строительства должно стать создание цивилизованного рынка получения жилья внаем отдельными категориями граждан.
Особое внимание необходимо уделить многодетным семьям. В ближайшее время им должны быть бесплатно выделены земельные участки. Следует организовать работу с федеральным центром по вопросу обеспечения этих участков инженерной и социальной инфраструктурой. Для нас всех - и Правительства, и руководителей городов и районов - это работа особой важности, надо сделать все, чтобы эта задача была реализована.
Необходимо продолжить работу по модернизации и техническому перевооружению существующих предприятий промышленности строительных материалов, а также по созданию новых производств. Главное при этом - добиться конкурентоспособности и расширения номенклатуры выпускаемой продукции, что в конечном итоге благоприятно отразится на качестве и стоимости строительства в целом.
Многое предстоит нам сделать по улучшению ситуации в жилищно-коммунальной сфере. Износ коммунальной инфраструктуры в республике достаточно высокий.
Уже в ближайшей перспективе нужно заменить все магистральные теплотрассы, водопроводные и канализационные сети с высокой степенью износа, аварии на которых угрожают целым микрорайонам городов. Наряду с этим мы должны создать условия, чтобы человек платил за то, что он реально потребляет. Только в этом случае можно сократить расходы и не повышать тарифы. Необходимо тщательно разобраться с деятельностью ТСЖ. Они создавались для того, чтобы люди сами участвовали в управлении. Однако у нас немало товариществ, где человек оказался в стороне, потому что создатели ТСЖ были заинтересованы в этом. Нужно также ужесточить контроль за деятельностью ТСЖ и управляющих компаний. Работа большинства из них вызывает большие нарекания у населения.
Вопросы благоустройства и ЖКХ - это ключевые вопросы Правительства и муниципалитетов, главный показатель работы власти. А потому надо жесткими мерами навести здесь порядок.
В 2013 году необходимо продолжить работу по оказанию государственной поддержки предприятиям теплоэнергетического комплекса республики. Но наряду с этим надо усилить контроль за своевременной оплатой ими текущих платежей и исполнением обязательств по реструктуризации образовавшейся задолженности. Необходимо всеми доступными методами добиваться повышения платежной дисциплины всех потребителей энергоресурсов.
В нынешнем году нам предстоит освоить достаточно большой объем инвестиций в дорожном строительстве. Важно обеспечить, чтобы эти вложения были использованы с максимальной эффективностью и адресно. Дорожные организации должны работать прозрачно, рентабельно и с высоким качеством. Нужно кардинально повысить требования к дорожным материалам, снизить стоимость дорожного строительства, уйти от посреднических схем. Словом, мы должны обеспечить соответствие самым высоким технологиям строительства дорог.
Развитие транспортной инфраструктуры должно иметь высокий уровень, определяющее значение и межрегиональный характер. В 2013 году предстоит обеспечить реформирование системы управления пассажирским автомобильным транспортом, обновление подвижного состава. Надо тщательно проработать вопрос строительства двух новых автовокзалов с северной и южной сторон Нальчика. Мы должны в ближайшее время завершить внедрение автоматизированного программного комплекса "Безопасная республика" в г. Нальчике, разработку мероприятий по повышению безопасности дорожного движения. Актуальным остается вопрос выноса за пределы города Нальчика железнодорожного вокзала станции Нальчик. Не затягивая, следует также приступить к разработке проектно-сметной документации по строительству нового аэропортового комплекса.
Уважаемые депутаты! Сельское хозяйство - важнейшее направление развития Кабардино-Балкарии. В предстоящий период нужно обеспечить внедрение инновационных и высокотехнологичных производств, строительство современных тепличных мегакомплексов, приобретение и установку тепличных модулей в личных подсобных хозяйствах.
В нынешнем году предстоит завершить строительство высокотехнологичного молочного комплекса в Чегемском районе, откормочную площадку в Зольском районе, ввести в эксплуатацию молочный и мясокомбинаты в г. Нальчике. Все это будет способствовать формированию современной и высокотехнологичной отрасли животноводства.
Поддержка села и его жителей остается приоритетной задачей для нас. Будет продолжена реализация программ по строительству на селе жилья, дорог, сельских клубов и домов культуры, медицинских учреждений первичного звена, ремонту школ и водоснабжению.
Перед предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности стоит задача по увеличению объемов выпуска продукции за счет привлечения инвестиций, создания высокотехнологичного и конкурентоспособного, социально ориентированного производства и достижению на этой основе экономического роста.
В стратегическом плане мы ставим задачу создания в республике целой сети инновационных агропромышленных комплексов. Ее реализация позволит нам совершить настоящий прорыв в сельскохозяйственном производстве.
Мы хорошо продвинулись в сфере малого и среднего бизнеса.
В 2013 году приоритетной задачей должно стать дальнейшее развитие всех ключевых факторов развития предпринимательства в республике: финансовых, имущественных, инфраструктурных.
В рамках работы по эффективному управлению объектами государственной собственности необходимы разработка и реализация механизмов по привлечению инвестиций в комплексную реконструкцию и модернизацию имущества, относящегося к курортно-рекреационной сфере, включая неиспользуемые объекты. Инвестирование указанных объектов должно осуществляться в том числе и посредством приватизации объектов недвижимости, а также хозяйствующих субъектов с долей Кабардино-Балкарской Республики.
Правительству необходимо более предметно заняться вопросами приватизации, оптимизации структуры государственной собственности путем сокращения числа неиспользуемых либо используемых не по назначению объектов. Но, как подчеркнул В. Путин в своем Послании, это должна быть приватизация, основанная на честной продаже госсобственности по справедливой, реальной цене.
Основными направлениями в области земельных отношений для республики являются вовлечение в экономический оборот большего количества земельных участков, создание и развитие необходимой инфраструктуры при освоении новых территорий для жилищного строительства и сельскохозяйственного производства, а также передача из федеральной собственности в государственную собственность Кабардино-Балкарской Республики или муниципальную собственность стратегических и социально значимых для республики земельных участков. Что же касается реформирования земельных отношений, то вопрос этот очень сложный. И все же прошу вновь созданную рабочую комиссию ускорить процесс выработки предложений по реформированию земельных отношений.
Хочу подчеркнуть, что какую бы форму землепользования в конечном итоги мы ни выбрали, наша главная цель остается неизменной - земля должна работать на общие интересы всего народа Кабардино-Балкарии.
2013 год объявлен в России Годом охраны окружающей среды. С целью улучшения ситуации в этой сфере принята республиканская целевая программа "Организация управления отходами в Кабардино-Балкарской Республике" на 2013 - 2025 годы. Ее реализация должна находиться под особым контролем Правительства республики, органов местного самоуправления.
Сохранение и развитие территорий - главная задача муниципалитетов. Местные органы власти обязаны разработать и приступить к реализации программ восстановления и развития парков во всех городах и районах республики, широко привлекать жителей и предприятия к работам по благоустройству. В населенных пунктах должно появиться больше уютных и красивых мест для отдыха населения. Необходимо обеспечить особый контроль за сохранением, охраной и воспроизводством лесов, используя современные технологии.
Право на благоприятную природную среду - одно из основных конституционных прав гражданина. Реализация этого права - наша общая задача и долг перед будущими поколениями.
Повышению конкурентоспособности республики, созданию инновационной модели ее развития самым серьезным образом способствует международное и внешнеэкономическое сотрудничество. За последние годы республика приняла участие в десятках международных экономических форумов, Кабардино-Балкарию посетили высокопоставленные лица и представители деловых кругов ряда европейских стран. Итогом такого сотрудничества становится приток в республику прямых инвестиций и новых технологий. Усилия в данном направлении следует и далее наращивать.
Важнейшим направлением работы в предстоящий период остается создание в республике благоприятного инвестиционного климата. На сегодня мы уже создали основу для этого: сформирована неплохая в целом законодательная база, разработан и действует комплекс мер по стимулированию инвестиционной деятельности путем предоставления мер государственной поддержки. Так, восьми крупным предприятиям предоставлены льготы по налогу на имущество для реализации девяти инвестиционных проектов. Объем привлеченных инвестиций по данным проектам составит почти 17 млрд. рублей.
Как вам известно, республика принимает активное участие в различных федеральных программах. С 2011 года при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации реализуется инвестиционный проект по созданию завода по производству полиэтилентерефталата пищевого и текстильного назначения в Майском районе. На 1 января 2013 года по данному проекту уже освоено более 874 млн. рублей.
В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2011 года "О предоставлении государственных гарантий Российской Федерации по инвестиционным проектам, реализуемым в СКФО", от нас отобрано четыре проекта. Предполагаемый общий объем инвестиций по ним 23 - млрд. рублей. В 2012 году уже оформлена и предоставлена первая государственная гарантия. Это проект ООО "Севкаврентген-Д" "Создание современной цифровой медицинской техники". В текущем году надо добиться оформления госгарантий по другим отобранным проектам.
Не ошибусь, если скажу, что наиболее обсуждаемой на всех уровнях темой, в том числе в прессе, является реализация проекта по созданию особых экономических зон туристско-рекреационного типа на территории Черекского, Чегемского, Зольского и Эльбрусского районов. На сегодня уже утверждены границы зон на всех площадках и ведутся работы по оформлению земельно-имущественных документов.
Главной задачей Правительства республики в текущем году является реализация в полном объеме взятых на себя обязательств согласно подписанным соглашениям. Хотелось бы особо подчеркнуть: все дальнейшие проработки по этому проекту должны проводиться обязательно с участием и учетом мнения населения соответствующих районов.
В конце 2012 года в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации нами направлена заявка на создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Майском районе с целью максимального использования существующих территориальных преимуществ. Наряду с проектом по созданию туристического кластера это, без преувеличения, наиболее масштабный проект на сегодня. Поэтому очень важно добиться его прохождения через процедуры конкурсного отбора в Министерстве экономического развития Российской Федерации.
Как видите, в плане повышения инвестиционной активности делается немало, однако проблем в этом важном деле еще много.
С целью создания благоприятных условий для долгосрочных инвестиций Правительству республики необходимо обеспечить:
совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность в республике;
развитие и использование схем государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций в экономику;
реализацию проектов по созданию особых экономических зон промышленно-производственного и туристско-рекреационного типа;
привлечение государственных гарантий Российской Федерации для реализации крупных инвестиционных проектов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 года N 1276 утвержден Перечень направлений для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности. Данным перечнем необходимым условием определено наличие основных составляющих Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе и оценка предпринимательским сообществом эффективности реализации этих составляющих. Стандарт включает в себя нормативные и иные документы и организационные решения, которые должны быть приняты в субъекте Российской Федерации.
Поручаю Правительству республики обеспечить неукоснительное исполнение Указа Президента Российской Федерации по внедрению указанного стандарта, держать эту работу на особом и постоянном контроле.
Наша бюджетная политика как составная часть социально-экономической политики республики должна быть нацелена на повышение качества жизни населения и конкурентоспособности экономики.
В этой связи важнейшей задачей было и остается повышение доходов республиканского и местных бюджетов. Для этого прежде всего необходимо добиваться увеличения налогового и неналогового потенциала.
Наша налоговая политика должна быть нацелена на решение двух задач. Первая - повышение точности прогнозирования поступления доходов в консолидированный бюджет республики. И вторая - повышение собираемости налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты.
Возможностей для дальнейшего увеличения сборов достаточно. В частности, надо обеспечить рост налоговых поступлений в таких сферах, как строительство, оборот алкогольной продукции, рынок недвижимости, торговля.
При формировании расходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на 2013 - 2015 годы предполагается обеспечить их социальную направленность. Важнейшей задачей для нас является реализация майских 2012 года указов Президента Российской Федерации, направленных на повышение уровня оплаты труда учителей, воспитателей, медицинских и социальных работников, а также работников культуры.
При планировании бюджетных ассигнований следует исходить из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств. В этих целях главным распорядителям бюджетных средств следует провести инвентаризацию расходных обязательств, пересмотрев сроки их реализации и объемы финансового обеспечения.
Нужно повысить эффективность использования ресурсов при закупках товаров и услуг для государственных нужд. В этих целях следует обеспечить оптимизацию сроков и организационных процедур размещения заказов, существенно повысить степень конкуренции в сфере госзаказа, обеспечив свободный, прозрачный и равноправный доступ к закупкам.
Необходим систематический анализ соответствия поступления доходов объемам расходов, подлежащих исполнению за счет средств бюджета в соответствующие временные периоды. В связи с этим возрастет ответственность главных распорядителей средств республиканского бюджета за качество и соблюдение показателей кассового плана.
Реализация изложенных мер призвана способствовать повышению эффективности бюджетной системы, улучшению качества управления бюджетным процессом на региональном и местном уровнях, поддержанию бюджетной сбалансированности в республике.
Уважаемые депутаты! Значение и смысл любых экономических и технологических преобразований в конечном счете определяется социальным положением, достигнутым уровнем и качеством жизни людей.
Для улучшения материального положения социально незащищенных слоев населения и снятия социальной напряженности в обществе следует принять дополнительные меры по дифференциации и адресности оказания государственной социальной помощи, усилить работу по выявлению особо нуждающихся граждан, обеспечить индивидуальный подход к оказанию социальных услуг. В частности, в целях усиления мер социальной поддержки пенсионеров Правительству необходимо рассмотреть вопрос о снижении стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с 15 до 12 процентов.
Особое внимание должно уделяться инвалидам. Постоянный мониторинг состояния их здоровья, приоритетное оказание медицинских услуг, полномасштабная реализация республиканских целевых программ "Старшее поколение" и "Доступная среда", создание рабочих мест для инвалидов, оказание психологической помощи - все это должно помочь не только в адаптации к жизни, но и их самореализации. Нужно обеспечить всем детям с ограниченными возможностями гарантированное получение общего образования, увеличить охват детей и подростков из многодетных, малоимущих семей, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдыхом и оздоровлением.
Огромной заботой государства и общества, самым теплым отношением каждого из нас должны быть окружены ветераны Великой Отечественной войны. Прежде всего необходимо выполнить обязательства по предоставлению им жилья. Неоплатный долг перед ними обязывает с исключительной ответственностью относиться ко всем делам, которые касаются этих людей.
Для поддержания социальной стабильности в обществе и сохранения положительной динамики развития рынка труда следует усилить работу по обеспечению занятости молодежи путем информирования, профессиональной ориентации, направленной на формирование у молодых людей мотивационных установок на трудоустройство, организации стажировок молодых специалистов с целью получения ими опыта работы и последующего трудоустройства.
Послание Президента Российской Федерации, по большому счету, было построено вокруг главной темы - темы человеческого потенциала, который, как он подчеркнул, становится решающим условием успешного развития страны.
Основой формирования человеческой личности является образование, поэтому мы уделяем и будем уделять пристальное внимание поддержке и развитию этой важнейшей сферы.
В предыдущие годы осуществлены огромные инвестиции в систему образования республики по линии ряда федеральных проектов модернизации общего образования, которые были обеспечены и серьезными республиканскими финансовыми средствами. В 2013 году объем федеральных субсидий на эти цели составит более 400 млн. рублей. Правительству необходимо обеспечить максимально эффективное использование данных средств для решения наиболее актуальных задач, стоящих перед системой образования.
В Послании Федеральному Собранию В. Путин подчеркнул: "Система образования должна строиться вокруг сильного, одаренного учителя. Такие кадры нужно отбирать по крупицам, беречь их и поддерживать". Исходя из этой установки, Правительству республики, Министерству образования и науки в предстоящий период необходимо проработать и предложить механизмы регулирования кадровых вопросов в системе образования. Следует повысить эффективность системы повышения квалификации всех категорий работников образования. Она должна быть персонифицированной практикоориентированной, позволять выстраивать программы в соответствии с профессиональными запросами работников, содержать элементы стажировок на базе ведущих общеобразовательных учреждений республики.
Для поддержания средней заработной платы педагогических работников общего и профессионального образования республики на уровне средней заработной платы по экономике в 2013 году предусмотрено увеличение финансирования сферы образования более чем на 1 млрд. рублей. Рост оплаты труда в совокупности с продуманными мерами социальной поддержки должен позволить не только поднять престиж учителя, но и решить такую важную задачу, как привлечение в школу молодых кадров. Поручаю Правительству республики проработать и предложить стройную систему мер по стимулированию привлечения в школы республики молодых специалистов, в том числе из других регионов Российской Федерации.
Важнейшая задача на предстоящий период - обеспечить доступность качественного дошкольного образования всем категориям граждан. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В. Путина необходимо до 2016 года обеспечить местами в дошкольных учреждениях всех детей от 3 до 7 лет. Мы поставили цель решить в республике этот вопрос уже в 2014 году, поэтому прошу Правительство и глав местных администраций работать в этом направлении более эффективно.
Правительству республики, отраслевому министерству необходимо предпринять серьезные усилия по оптимизации сети учреждений начального и среднего профессионального образования, повышению эффективности их деятельности. Главный ориентир в этом вопросе - максимальный учет нынешних и перспективных потребностей экономики республики в кадрах соответствующей квалификации, включая прежде всего рабочие специальности.
Необходимо активизировать взаимодействие Кабардино-Балкарского научного центра РАН, вузов и НИИ республики в направлении прикладных исследований и разработок для реального сектора экономики. Производство конкурентоспособно лишь при использовании новых материалов и технологий. К сожалению, у нас в основном пока используются иностранные технологии. Считаю необходимым разработать механизм стимулирования наших ученых к решению этой важной задачи.
В республике активно идет процесс модернизации здравоохранения. Эту работу мы начали с наших крупных лечебных учреждений. В 2013 году курс на обновление отрасли будет продолжен. Главный акцент при этом должен быть сделан на модернизации в части укрепления материально-технической базы учреждений и информатизации здравоохранения.
Выстроенная в рамках Программы модернизации здравоохранения трехуровневая система этапного оказания медицинской помощи должна позволить оказывать качественную медицинскую помощь в соответствии со стандартами и методиками, доказавшими свою эффективность, а также своевременно доставлять пациентов в стационар и начинать лечение в течение так называемого "золотого часа".
Для повышения доступности и качества медицинской помощи необходимо осуществить мероприятия, направленные на совершенствование организационной системы оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной помощи, а также медицинской помощи при социально значимых заболеваниях. Необходимо продолжить материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений.
В текущем году надо принять дополнительные меры по улучшению охраны здоровья матери и ребенка, в том числе по раннему выявлению наследственных и врожденных заболеваний. Залогом повышения качества медицинской помощи детям и матерям должно стать развитие Республиканской детской клинической больницы и Перинатального центра.
Ключевой проблемой, требующей кардинального решения, является недостаточная обеспеченность отрасли квалифицированными кадрами, сдерживающим фактором которой является низкая социальная привлекательность работы в системе здравоохранения. Для решения этой проблемы в рамках реализации известного майского Указа Президента Российской Федерации в республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2013 год предусмотрено повышение с 1 октября 2013 года фонда оплаты труда работников здравоохранения на 20 процентов. А к 2018 году уровень заработной платы врачей должен достигнуть 55 тыс. рублей.
Уверен, что предпринимаемые нами усилия по всему спектру указанных направлений работы позволят в ближайшее время вывести на более высокий уровень систему здравоохранения республики.
В своем Послании Федеральному Собранию В. Путин поставил задачу "преодолеть нынешнее отношение государства и общества к здоровому образу жизни". В этом направлении в последние годы нами делается немало, однако очень многое еще предстоит сделать. Существующая сеть спортивных сооружений пока далека от потребностей. В настоящее время обеспеченность плоскостными сооружениями составляет около 80 процентов, спортивными залами - 52 процента, бассейнами - чуть более 7 процентов.
Правительству, Министерству спорта и туризма следует предпринять максимум возможного для дальнейшего развития материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта, строительства и реконструкции комплексных спортивных сооружений. В этом деле важно участие бизнеса. Необходимо создавать условия для привлечения частных инвестиций в спортивные объекты. Надо активно идти на государственно-частное партнерство, я думаю, что бизнесу это будет интересно. Предстоит огромная работа, и чтобы потом ее результаты десятки лет служили людям, мы должны работать с опережением, сформировать мощную программу комплексного развития физкультуры и спорта.
Одним из самых главных направлений в развитии республики является сфера культуры. О задачах в этой сфере содержательно сказал В. Путин в своем Послании. Он подчеркнул: "Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп - милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились".
Исходя из такой постановки, мы должны усилить работу по сохранению исторической памяти, неразрывной связи с многовековыми традициями. При этом следует помнить, что бережное отношение к прошлому нельзя сформировать в рамках какой-то одной акции или программы. Это задача, как говорится, навсегда.
Правительству республики следует и впредь оказывать сфере культуры необходимую государственную поддержку. В этом году необходимо ввести в строй Музыкальный театр, продолжить работы по дальнейшей реконструкции зданий Курзала "Нальчик" и драматического театра имени А. Шогенцукова, строительству Театрального центра. Надо предпринять меры по обеспечению каждого населенного пункта полноценными объектами культуры, созданию современной инфраструктуры сельской культурной жизни.
Первоочередная задача Правительства - это эффективная социальная поддержка работников культуры и искусства, повышение их заработной платы. Нам предстоит довести к 2018 году заработную плату работников культуры до средней в экономике республики. И эту задачу мы должны начать поэтапно решать уже с этого года.
Хочу еще раз подчеркнуть, что формирование духовности - это долгий и сложный процесс. И только объединив усилия государства, творческой интеллигенции, институтов гражданского общества, всех учреждений культуры республики, мы сможем решить эту важнейшую задачу.
Мы чтим традиции и обычаи представителей всех народов, живущих в нашей республике. Нашим безусловным достижением было и остается позитивное состояние межнациональных и межконфессиональных отношений. Это основа сохранения стабильности в республике.
Вместе с тем духовное возрождение оказалось гораздо более сложным, временами противоречивым процессом, требующим консолидации всех здоровых сил государства и общества. Особую актуальность сегодня обретает религиозная сфера и прежде всего работа по пропаганде нравственных ценностей наших традиционных конфессий. Нельзя допустить нарастания радикальных религиозных течений, являющихся серьезным дестабилизирующим фактором. Органы государственной и муниципальной власти, правоохранительные структуры, Духовное управление мусульман республики должны поставить заслон проникновению чуждой идеологии. Грамотная разъяснительная работа в этом направлении должна вестись с раннего возраста.
Одним из приоритетов государства и общества в современных условиях является решение вопросов о социальной роли молодежи, ее мировоззренческих установок и устремлений. Наша государственная молодежная политика должна решать эту задачу комплексно. Необходимо развивать механизмы ранней социализации молодежи, раскрытия и направления в созидательное русло ее энергии. И здесь перед нами стоит двуединая задача: с одной стороны, мы должны создавать условия для самореализации молодежи, с другой - создаваемые для этого возможности должны быть востребованы самой молодежью. И то, и другое у нас в республике пока еще оставляет желать лучшего, а потому должно быть предметом постоянного и пристального внимания Правительства, соответствующих министерств и ведомств, институтов гражданского общества.
Уважаемые депутаты! Решить перечисленные проблемы невозможно без эффективной деятельности всех органов власти. В республике наличествует удовлетворительный в целом уровень взаимодействия органов государственной власти.
В этом году исполняется 75 лет парламентаризму в республике и 20 лет нынешнему Парламенту КБР. Высшим законодательным органом власти проделана большая работа по укреплению регионального законодательства, направленного на дальнейшее поступательное развитие республики, повышение благополучия населения и поддержание стабильности в обществе. Вместе с тем мы вправе ждать от парламентариев более активной работы по совершенствованию регионального инвестиционного законодательства, а также более полного использования своих контрольных функций.
Не так давно нами сформирован новый состав Правительства республики. Мной перед Правительством поставлены конкретные планы и задачи на период до 2015 года. Ход их выполнения буду держать лично под постоянным и жестким контролем.
Одним из приоритетов продолжает оставаться курс на усиление роли местного самоуправления. В последние годы немало сделано в части реализации муниципальной реформы. Вместе с тем проводимая ежегодно оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления свидетельствует о том, что муниципальные власти должны больше внимания уделять вопросам повышения доступности, качества и комфортности получения населением муниципальных услуг.
В практику работы всех структур управления должны быть внедрены показатели эффективности. Они сформулированы в майских 2012 года указах Президента России. От качества, полноты, а также сроков их выполнения будет зависеть оценка работы всех руководителей, начиная от Главы республики и заканчивая управленческим звеном бюджетных организаций. Прошу всех иметь это в виду, а главное, значительно повысить результативность в работе.
Эффективное государство - это государство на службе человека и общества. Требуются целенаправленные, системные меры по противодействию коррупции, профилактике ее проявлений в экономической и социальной сферах. Факты говорят о том, что до сих пор не изжиты случаи использования отдельными чиновниками служебного положения в целях наживы, незаконных преференций аффилированным к ним предпринимательским структурам. Таким людям не место во власти.
В последние годы заметные изменения происходят в информационном поле. Серьезным конкурентом традиционным СМИ и влиятельной общественной силой стали электронные ресурсы и социальные сети. Нам всем надо научиться действовать в новых условиях. При этом особая социальная ответственность лежит на руководителях средств массовой информации и журналистском корпусе. Их профессиональная и гражданская позиция должна стать ориентиром в информационном поле.
Большое влияние на общественно-политическое развитие республики оказывает идущая в стране политическая реформа. Расширяется спектр политических партий, их участие в жизни общества. Возрастает роль демократических процедур и вовлеченность в них граждан. Фактически формируется новая политическая реальность. Все это должно стать стимулом для работы всех конструктивных политических сил, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и средств массовой информации. Принципиально важно при решении всех общественно значимых задач руководствоваться интересами жителей республики. Необходимо чутко реагировать на общественные перемены, выдвигать смелые инициативы, вести с различными группами населения равноправный диалог.
Политические изменения определяют возрастание роли институтов гражданского общества, наполнение реальным содержанием их деятельности и принятие действенных мер поддержки. Большие надежды возлагаются на повышение роли главных координирующих центров общественного движения - Общественной палаты Кабардино-Балкарии и Общественного совета при Главе Кабардино-Балкарской Республики. В целях создания эффективного механизма привлечения граждан к участию в решении вопросов развития республики следует активнее использовать деятельность созданных в последнее время ведомственных и территориальных общественных советов, а также грантовые формы поддержки социально значимых проектов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации мы должны предусмотреть меры по увеличению государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Данная форма государственной поддержки позволит значительным образом усилить эффективность мер, направленных на преодоление кризисных явлений в социальной сфере, в том числе профилактику радикальных настроений и экстремистских идей среди молодежи.
Важнейшей задачей Парламента и Правительства республики, органов местного самоуправления, правоохранительных и силовых структур было и остается укрепление социально-политической стабильности, правопорядка и общественной безопасности.
В истекшем году удалось в целом держать под контролем оперативную обстановку в республике. Вместе с тем криминогенная обстановка остается сложной. Возрос уровень преступности, в общей структуре по-прежнему доминируют имущественные преступления, более половины из которых - кражи чужого имущества. Остается низкой раскрываемость преступлений общеуголовного характера.
И, что самое тревожное, нам не удалось сколь-либо существенно улучшить ситуацию в борьбе с вооруженным религиозно-экстремистским подпольем. По-прежнему совершаются убийства граждан, погибает немало сотрудников правоохранительных органов. Крайнюю озабоченность вызывает продолжающееся рекрутирование в ряды экстремистов молодых жителей республики.
Нынешний год должен стать годом перелома в борьбе с вооруженным бандподпольем. До Олимпиады в г. Сочи остались считанные месяцы. В преддверии и во время ее проведения мы должны не допустить на территории Кабардино-Балкарии ни одного резонансного преступления, которое могло бы испортить имидж Российской Федерации как страны, принимающей Олимпиаду. Это дело нашей чести.
Здесь мы не можем рассчитывать исключительно на силовые меры. Надо использовать все формы и методы работы, чтобы отвлечь нашу молодежь от идей экстремизма. Задачей особой важности является создание на научной основе целостной и комплексной системы идеологического противодействия экстремизму. Необходимо всем миром решительно препятствовать условиям и факторам, способствующим вовлечению молодых людей в ряды религиозных экстремистов и террористического бандподполья.
В этих целях поручаю Администрации Главы республики совместно с Парламентом и Правительством, органами местного самоуправления в кратчайшие сроки реализовать комплекс организационных мер, направленных на кардинальное совершенствование работы по информационному противодействию экстремизму.
Сегодня и власть, и вся правоохранительная система располагают достаточным потенциалом для улучшения криминогенной ситуации. Надо максимально эффективно использовать его для создания надежных основ безопасности личности и общества, благоприятных условий для мирной и созидательной жизни нашего народа.
Уважаемые депутаты и приглашенные!
Таковы наши основные цели и задачи на предстоящий период. Впереди новый этап развития Кабардино-Балкарии - этап создания экономического, социального порядка и общественного жизнеустройства, способного обеспечить благополучие и процветание жителей республики.
Считаю, что задачи, которые мы ставим перед собой, реалистичны. Мы знаем, как их решать, и верим в успех. При этом ясно осознаем, что только используя безграничный потенциал человека, мы сможем реализовать наши самые смелые амбициозные планы. В одном из последних интервью великий сын Кабардино-Балкарии Алим Кешоков сказал: "Своим землякам я желаю и дальше не ждать безучастно перемен к лучшему, а самим делать все, чтобы было лучше". Этот завет нашего выдающегося поэта и писателя должен служить для всех нас источником вдохновения для новых свершений. Призываю всех работать согласованно, единой командой, с большей самоотдачей и результативностью.
Наши действия должны быть ответственными и взвешенными, приносить реальный эффект и для экономики, и для каждого жителя республики. Только так мы сможем достичь поставленных целей и оправдать доверие народа Кабардино-Балкарии.
Спасибо вам большое за внимание.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 19 апреля 2013 г. N 1521-П-П "О Послании Главы Кабардино-Балкарской Республики Парламенту Кабардино-Балкарской Республики и отчете о результатах деятельности Правительства Кабардино-Балкарской Республики за 2012 год"
Текст постановления опубликован в газете "Кабардино-Балкарская Правда" от 23 апреля 2013 г. N 74 (23616)