Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Минобрнауки КБР
от 14 марта 2014 г. N 234
Положение
о предметных комиссиях для осуществления проверки экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Кабардино-Балкарской Республике в 2014 году
Нумерация разделов настоящего Положения приводится в соответствии с источником
1. Настоящее Положение определяет порядок формирования и деятельности предметных комиссий (далее - ПК) для проведения государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) в Кабардино-Балкарской Республике по общеобразовательным предметам единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) в 2014 году.
2. Предметные комиссии для проведения ГИА в Кабардино-Балкарской Республике в 2014 году создаются по каждому учебному предмету ГИА в целях проверки заданий с развернутым ответом экзаменационных работ участников ГИА.
3. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами по подготовке и проведению ГИА:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 г. N 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 г. N 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (далее - Порядок проведения ГИА).
инструктивно-методические материалы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, федеральных уполномоченных организаций (ФГБУ "Федеральный центр тестирования" и ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений");
- решения ГЭК Кабардино-Балкарской Республики;
- настоящее Положение.
См. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24 апреля 2014 г. N 23-РЗ "Об образовании"
1. Общие положения о деятельности предметных комиссий
1.1. Проверка развернутых ответов участников ЕГЭ осуществляется ПК по соответствующим учебным предметам.
1.2. ПК Кабардино-Балкарской Республики по каждому учебному предмету создает Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с п. 14 Порядка проведения ГИА.
1.3. ПК в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Минобрнауки России, Рособрнадзора и Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, в том числе "Положением о предметных комиссиях Кабардино-Балкарской Республики".
1.4. Общее руководство и координацию деятельности ПК по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель, в том числе представляет в ГЭК предложения по составу ПК и по кандидатурам экспертов, предлагаемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором (далее - ФПК).
1.5. Председатель ГЭК в отношении деятельности ПК:
представляет на согласование в Рособрнадзор кандидатуры председателей ПК не позднее, чем за месяц до начала проведения ГИА;
организует формирование составов ПК;
определяет, по представлению председателей ПК, кандидатуры членов предметных комиссий, направляемых для включения в состав ФПК.
1.6. Состав ПК по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта работы в образовательных организациях (не менее трех лет);
наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором;
наличие результатов квалификационного испытания, организованного и проведенного в порядке, установленном Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской Республики и наличие присвоенного в текущем году статуса ведущего, старшего или основного эксперта.
Специалист, не прошедший квалификационные испытания в текущем году, не допускается к включению в состав ПК. а также не может принимать участие в проверке развернутых ответов участников ГИА в текущем году.
1.7. Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики и ГЭК обеспечивают ПК помещениями для работы, которые расположены в непосредственной близости к региональному центру обработки информации (далее - РЦОИ) с соблюдением всех требований информационной безопасности.
1.8. Информационное и технологическое обеспечение деятельности ПК осуществляет РЦОИ.
1.9. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящим Положением, решение принимает председатель ПК и/или руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК.
1.10. В период организации и проведения ГИА ПК осуществляет проверку:
- развернутых ответов участников ЕГЭ, выполненных на бланках ответов N 2 (в том числе и на дополнительных бланках ответов N 2).
1.11. В период организации и проведения ГИА распределение функций между экспертами ПК осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
1.12. Сроки обработки экзаменационных материалов (далее - ЭМ).
Обработка ЭМ, включая проверку развернутых ответов ПК, должна быть завершена в сроки, определенные Порядком проведения ГИА:
по русском) языку и математике - не позднее шести календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
по остальным учебным предметам - не позднее четырех календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
по экзаменам, которые проводятся досрочно и в дополнительные сроки, - не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена.
II. Статусы экспертов ПК
2.1. Эксперту может быть присвоен один из трех статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
Ведущий эксперт - статус, позволяющий быть председателем или заместителем председателя ПК, осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ЕГЭ в составе ПК, в том числе в качестве третьего эксперта.
Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ в составе ПК, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ в составе ПК.
2.2. Для присвоения эксперту того или иного статуса должно быть установлено соответствие его квалификации:
требованиям к экспертам, определенным Порядком проведения ГИА;
требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ЕГЭ;
требованиям к результатам квалификационного испытания;
требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.
2.3. В списки экспертов, представляемых в Рособрнадзор председателем ГЭК для включения в ФПК, могут быть включены только эксперты, имеющие статус ведущих или старших экспертов.
2.4. Функционал, доступный для эксперта, определяется присвоенным ему статусом:
ведущий эксперт имеет право быть назначен председателем или заместителем председателя ПК, осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, осуществлять проверку и перепроверку работ в составе ПК, в том числе в качестве третьего эксперта;
старший эксперт имеет право осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ в составе ПК, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках;
основной эксперт имеет право осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ в составе ПК.
2.5. Председатель ПК в период подготовки и проведения ЕГЭ осуществляет:
проведение обучения (обучающих семинаров) специалистов с учетом результатов анализа согласованности работы экспертов и статистики удовлетворенных апелляций;
представление в ГЭК предложений по составу предметной комиссий, по кандидатурам экспертов, предлагаемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором;
организацию согласования подходов к оцениванию между экспертами, проводимого в день начала проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ;
подбор экспертов для привлечения к работе в конфликтной комиссии, из числа экспертов, которым в текущем году присвоен статус ведущий эксперт или старший эксперт;
отбор экзаменационных работ участников ЕГЭ, вызвавших сложности в оценивании.
2.6. Председатель ПК в период подготовки и проведения ЕГЭ должен участвовать в ежегодных семинарах по согласованию подходов к оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ, организуемых ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений".
2.7. Член ПК в период подготовки и проведения ЕГЭ обязан проходить ежегодное квалификационное испытание, по результатам которого эксперту может быть присвоен тот или иной статус.
III. Согласование подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ЕГЭ на федеральном и региональном уровнях
3.1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ используется трехуровневая система согласования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ осуществляются на федеральном и региональном уровнях.
Согласование на федеральном уровне включает ряд мероприятий по формированию единых подходов к оцениванию у экспертов, претендующих на статус ведущих экспертов. Мероприятия включают: обсуждение подходов к оцениванию и типичных затруднений экспертов при оценивании, оценивание указанными специалистами образцов экзаменационных работ в удаленном режиме, анализ результатов оценивания, проведение квалификационных испытаний.
Согласование на региональном уровне обеспечивается применением согласованных на федеральном уровне подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов. Подготовка экспертов должна осуществляться под руководством специалистов, имеющих статус ведущих экспертов, и включать практические занятия по оцениванию развернутых ответов выпускников.
Оперативное согласование подходов к оцениванию между экспертами ПК непосредственно перед проверкой работ, проводимое в день начала проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ.
3.2. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ на федеральном уровне организуются ФГБНУ "ФИПИ" и осуществляются в два этапа: заочный и очный.
Заочный этап (проводится в период с ноября по декабрь). На этом этапе специалисты, претендующие на позиции председателей и заместителей председателей ПК (на присвоение статуса ведущий эксперт), оценивают работы из межрегионального банка работ. Для этого используется специальный Модуль Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" (формирование межрегионального банка работ проводится ФИПИ из отобранных руководителями ПК субъектов РФ изображений экзаменационных работ, вызвавших затруднения и/или разногласия при оценивании в ходе проверки развернутых ответов участников ЕЕЭ 2013 года). Результаты данного этапа используются для проведения следующего (очного) этапа согласования.
Очный этап (проводится в форме семинаров в период с января по март). На этом этапе специалисты, прошедшие заочный этап, участвуют в семинарах по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ.
В ходе семинаров при обсуждении подходов к оцениванию формируется набор изображений ответов на отдельные задания и целых работ, которые далее будут использоваться для проведения квалификационных испытаний для экспертов в Интернет-системе "Эксперт ЕГЭ".
3.3. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию экзаменационных работ ЕГЭ на региональном уровне организуются Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской Республики с привлечением председателей предметных комиссий и экспертов ПК со статусом "ведущий". Согласование осуществляется при подготовке экспертов в соответствии с образовательными программами и с использованием методических пособий для подготовки экспертов ЕГЭ, размещенных на сайте ФГБНУ "ФИПИ" (www.fipi.ru).
3.4. Подготовка экспертов на региональном уровне может осуществляться через:
Интернет-систему дистанционной подготовки экспертов;
очные семинары, организованные председателями предметных комиссий Кабардино-Балкарской Республики;
курсы повышения квалификации в очной форме обучения.
3.5. Очная форма подготовки экспертов на региональном уровне (через очные семинары или в рамках повышения квалификации) предусматривает обучение экспертов по программе учебного модуля "Подготовка экспертов ЕГЭ" в объеме не менее 18 часов на базе организации, осуществляющей образовательную деятельность, с привлечением председателей предметных комиссий.
В ходе подготовки экспертов должно быть предусмотрено изучение нормативных правовых актов по вопросам ГИА федерального и регионального уровня, научно-методических основ ЕГЭ и технологии проверки заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ.
Занятия проводятся в форме лекций, собеседований и практических заданий. По завершении обучения предусматривается квалификационное испытание в форме зачета.
IV. Порядок привлечения экспертов к работе в ГТК
4.1. ПК формируются из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов.
4.2. Председателями и заместителями председателей ПК могут быть назначены только эксперты, имеющие статус ведущего эксперта.
4.3. Для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущего эксперта или старшего эксперта.
4.4. К рассмотрению апелляций о несогласии с выставленным баллом при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутого ответа участника ЕГЭ могут привлекаться только эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущего эксперта или старшего эксперта.
4.5. К проведению перепроверки экзаменационных работ участников ЕГЭ могут привлекаться только эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущего эксперта или старшего эксперта.
4.6. К участию в межрегиональной перекрестной проверке могут привлекаться только эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущего эксперта и старшего эксперта.
V. Организация проверки развернутых ответов.
Методика оценивания развернутых ответов на задания экзаменационной работы
5.1. Развернутые ответы участников ЕГЭ оцениваются двумя независимыми экспертами.
5.2. Оба эксперта независимо по результатам проверки выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, разработанным ФИПИ и предоставленным ФЦТ.
5.3. В случае установления существенного расхождения в баллах, выставляемых двумя экспертами, назначается дополнительная третья проверка.
5.4. Существенное расхождение по каждому учебному предмету определяется в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
5.5. Третий эксперт назначается председателем ПК из числа экспертов ПК, являющихся членами ПК, ранее не проверявших данную экзаменационную работу.
5.6. Третий эксперт проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в бланке-протоколе не заполнены знаком "X". Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу участника ГИА.
5.7. Распределение работ между экспертами ПК, определение окончательных баллов за развернутые ответы участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы, а также определение необходимости проверки третьим экспертом осуществляются автоматизировано, с использованием специализированного программного обеспечения РЦОИ.
5.8. Результирующие баллы за развернутые ответы определяются автоматизировано, исходя из следующих положений:
если баллы, выставленные двумя экспертами, совпали, то эти баллы являются окончательными;
если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательные баллы определяются как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в соответствии с правилами математического округления;
если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается дополнительная третья проверка.
5.9. Баллы третьего эксперта являются окончательными.
6. Организация проверки развернутых ответов.
Порядок проведения проверки развернутых ответов
6.1. К проверке принимаются развернутые ответы участников ЕГЭ, выполненные только на бланках ответов N 2 и дополнительных бланках ответов N 2 установленной Рособрнадзором формы, заполненных в соответствии с "Инструкцией по заполнению бланков ЕГЭ".
6.2. Проверку развернутых ответов участников ГИА осуществляют эксперты ПК, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов (экзаменационных работ).
6.3. Развернутые ответы участников ЕГЭ оцениваются двумя экспертами ПК независимо. Оба эксперта, проверяющих одну работу, независимо выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
6.4. Председатель ПК до начала работы ПК получает от руководителя РЦОИ критерии для оценивания развернутых ответов, полученные из уполномоченной федеральной организации (ФГБУ "Федеральный центр тестирования") в день проведения экзамена.
6.5. Эксперту предоставляется рабочий комплект эксперта ПК, который содержит:
обезличенные бланки-копии (форма 2-РЦОИ) с изображениями развернутых ответов участников участника ЕГЭ (далее - бланк-копия) - не более 20 штук в одном рабочем комплекте;
бланк-протокол (форма 3-РЦОИ) проверки экспертом развернутых ответов участников ЕГЭ (далее - бланк-протокол).
6.5.1. Бланк-копия является изображением бланка ответов N 2 участника ЕГЭ и дополнительных бланков ответов N 2, если они заполнялись участником, в регистрационной части которого указаны:
код бланка-копии;
информация об эксперте, назначенном на проверку бланков-копий рабочего комплекта (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
наименование учебного предмета;
дата проведения экзамена;
номер протокола и номер строки в протоколе, соответствующей данному коду бланка-копии;
номер варианта КИМ;
номер страницы и количество заполненных страниц участником ЕГЭ в бланке ответов N 2, включая дополнительный бланк ответов N 2,
код региона.
6.5.2. Бланк-протокол представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий полученного рабочего комплекта и поля для внесения экспертом баллов за ответы. В регистрационной части бланка-протокола указаны:
информация об эксперте, назначенном на проверку бланков (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
наименование учебного предмета;
дата проведения экзамена;
номер протокола;
код региона.
6.6. Бланк-протокол является машиночитаемой формой и подлежит обязательной автоматизированной обработке в РЦОИ.
6.7. Рабочие комплекты формируются (распечатываются) для каждого эксперта в РЦОИ с учетом графика работы ПК.
6.8. Председатель ПК получает готовые рабочие комплекты экспертов от руководителя РЦОИ.
6.9. Эксперты проводят проверку работ и выставляют баллы в соответствующие поля бланка-протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов.
6.10. После завершения проверки работ каждого рабочего комплекта, заполненный бланк-протокол и бланки-копии рабочего комплекта передаются в РЦОИ для дальнейшей обработки.
6.11. После проведения автоматизированной обработки бланков-протоколов в РЦОИ программное обеспечение РЦОИ в автоматическом режиме, без участия оператора, проводит анализ полученных результатов проверки работ экспертами. В результате этого анализа могут появиться работы, требующие дополнительной третьей проверки. На третью проверку направляются работы в случае существенного расхождения в оценивании развернутых ответов участника экзамена двумя разными экспертами.
6.11.1. Существенное расхождение по каждому учебному предмету определяется критериями оценивания и закладывается в алгоритм автоматизированной обработки.
6.11.2. Проверку работы, назначенной на третью проверку, может осуществлять только эксперт, являющийся членом ФПК по соответствующему учебному предмету.
6.11.3. На бланке-копии работы, назначенной на третью проверку, в регистрационной части для сведения третьего эксперта указываются баллы, выставленные двумя экспертами, проверявшими эту работу ранее. Третий эксперт проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые третий эксперт не проверяет, в протоколе заполнены символами "X".
6.12. Проверка развернутых ответов участников ЕГЭ считается завершенной, когда все работы были проверены экспертами необходимое количество раз, а результаты оценивания из бланков-протоколов проанализированы с помощью программного обеспечения РЦОИ.
6.13. На протяжении периода работы ПК председатель ПК и (или) его заместитель фиксирует у себя номер работ, вызвавших наибольшие разногласия при оценивании. Эти работы будут использованы для проведения обучения экспертов ПК в следующем году.
6.14. На протяжении периода работы ПК председатель ПК запрашивает у руководителя РЦОИ статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов. При этом председателю ПК предоставляется информация как о количестве проверенных работ один, два или три раза, так и о количестве работ, ожидающих первой, второй или третьей проверки, так и количестве и проценте работ, назначенных на третью проверку. Результаты статистических отчетов председатель ПК использует для оптимизации организации работы ПК.
6.15. При проведении межрегиональной перекрестной проверки изображения бланков ответов N 2, полученные из другого субъекта РФ, проверяются экспертами ПК в общей очереди работ участников ЕГЭ.
6.16. На протяжении периода работы ПК с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ до окончания проверки развернутых ответов участников ЕГЭ все помещения, в которых работает ПК, должны быть обеспечены системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.
6.17. Организация видеонаблюдения в помещениях ПК обеспечивается Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской Республики совместно с региональной уполномоченной организацией.
VI. Организация работы ПК при перепроверках результатов ЕГЭ
7.1. При принятии решения ГЭК или Рособрнадзором решения о перепроверке ряда работ участников ЕГЭ перепроверку проводят эксперты ПК, являющиеся членами ФПК.
7.2. РЦОИ вносит сведения об участниках ЕГЭ, чьи работы отправлены по решению ГЭК на перепроверку, в РИС и формирует (распечатывает) комплекты документов для перепроверки.
7.3. Комплект документов для перепроверки содержит:
копии бланков ответов N 2, включая дополнительные бланки ответов N 2;
копии бланков-протоколов проверки развернутых ответов;
бланк-протокол перепроверки, содержащий заключение экспертов о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной экзаменационной работы;
вариант КИМ, выполнявшийся участником экзамена.
7.4. Председатель ПК получает подготовленные комплекты от руководителя РЦОИ.
7.5. Эксперты ПК осуществляют перепроверку полученных работ и заполняют бланк протокола перепроверки.
7.6. Оформленные протоколы перепроверки председатель ПК передает в ГЭК для утверждения.
7.7. Обеспечение пересчета баллов по результатам перепроверки на основании протоколов перепроверки осуществляет РЦОИ совместно с ФЦТ в рамках своей компетенции.
VII. Ответственность членов предметных комиссий
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных обязанностей, нарушения требований конфиденциальности и информационной безопасности, а также злоупотребления установленными полномочиями, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности, члены предметной комиссии для проведения ЕГЭ в Кабардино-Балкарской Республике в 2014 году привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.