В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р и в целях повышения эффективности и конкурентоспособности региональной экономики Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике" на 2010-2012 годы (далее - Программа).
2. Исполнительным органам государственной власти Кабардино-Балкарской Республики обеспечить в пределах своей компетенции реализацию мероприятий Программы.
3. Министерству экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики (А.Т. Мусуков) осуществлять анализ социально-экономических последствий реализации Программы на основании показателей эффективности осуществления конкурентной политики, предусмотренных Программой, и ежегодно до 1 апреля представлять в Правительство Кабардино-Балкарской Республики соответствующий доклад.
Председатель Правительства Кабардино-Балкарской |
А. Меркулов |
Утверждена
постановлением Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 18 декабря 2009 года N 309-ПП
Республиканская целевая программа "Развитие конкуренции
в Кабардино-Балкарской Республике" на 2010-2012 годы
Паспорт республиканской целевой программы "Развитие конкуренции
в Кабардино-Балкарской Республике" на 2010-2012 годы
Наименование Программы |
республиканская целевая программа "Развитие конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике" на 2010-2012 годы |
Основание для разработки |
распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р |
Государственный заказчик |
Правительство Кабардино-Балкарской Республики |
Координатор Программы |
Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики |
Основные исполнители |
Администрация Президента Кабардино-Балкарской Республики, исполнительные органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, местные администрации муниципальных районов и городских округов |
Цель Программы |
целью Программы является повышение эффективности и конкурентоспособности республиканской экономики на основе модернизации предприятий, снижения инфраструктурных и административных барьеров, совершенствования ценовой и налоговой политики, развития малого и среднего предпринимательства и тем самым создание условий для удовлетворения потребностей граждан в Кабардино-Балкарской Республике в товарах и услугах экономически эффективным образом |
Задачи Программы |
сокращение административных барьеров, препятствующих и усложняющих начало и ведение предпринимательской деятельности; сокращение административных барьеров и устранение ограничений для перемещения товаров; создание логистической, торговой, энергетической, информационной инфраструктуры, необходимой для развития предпринимательской деятельности; повышение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности; сокращение прямого участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности; расширение доступа к государственному заказу и иным ресурсам, правам, предоставляемым органами власти; развитие транспортной и энергетической инфраструктуры |
Сроки реализации Программы |
2010-2012 годы |
Основные направления реализации Программы |
формирование институциональной среды инновационного развития; снижение инфляции; создание условий для повышения качества и уровня жизни населения; развитие региональной конкурентоспособности |
Объемы и источники финансирования Программы |
источниками финансирования Программы являются: средства, утвержденные в смете расходов исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления на их текущее содержание; собственные средства предприятий и организаций республики |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
улучшение конкурентной среды за счет развития транспортной, информационной, финансовой, инвестиционной, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка; повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов; снижение барьеров для вхождения на рынки новых хозяйствующих субъектов; сглаживание сезонных и иных колебаний цен на продовольственные товары |
Контроль за исполнением мероприятий Программы |
контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляет Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики |
Введение
Конкурентоспособность Кабардино-Балкарской Республики как субъекта рыночных отношений определяется совокупностью таких условий, как:
наличие конкурентоспособных отраслей или сегментов отрасли;
способность органов государственной власти создать условия предприятиям республики для достижения и удержания конкурентного преимущества.
Основой конкурентной политики является настоящая Программа, разработанная в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р.
Программа включает в себя краткую характеристику конкурентной среды, инструменты развития конкуренции, индикаторы результативности конкурентной политики, а также меры по развитию конкуренции в отдельных отраслях, которые являются перспективными, с точки зрения развития, для Кабардино-Балкарской Республики. Программа включает конкретный Перечень мероприятий с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей согласно приложению N 2.
I. Характеристика проблемы
1. Анализ конкурентной среды республики
Характеристика конкурентной среды республики
Оценка конкурентоспособности республики необходима для обеспечения конкурентных преимуществ своей территории и создания необходимых условий для появления новых участников на товарных рынках республики.
В Кабардино-Балкарской Республике на 1 января 2009 года осуществляли хозяйственную деятельность 11692 организации, из которых 11235 являются юридическими лицами, 402 - филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями юридических лиц.
Наибольшее число хозяйствующих субъектов сосредоточено в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовой техники и предметов личного пользования, обрабатывающих производств, сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства, строительства.
Более чем на половину ВРП республики (свыше 51 процента) обеспечивают отрасли, производящие товары. Из них примерно 60 процентов составляют сельское и лесное хозяйство, свыше 23 процентов - промышленность, 16 процентов - строительство. Доля отраслей, производящих услуги (порядка 29 процентов), более чем на две трети обусловлена производством в сфере торговли и общественного питания, на транспорт и связь приходится менее одной трети в общей структуре отраслей сектора услуг. Доля прочих отраслей в ВРП республики составляет порядка 18 процентов.
Оценка развития малого и среднего предпринимательства в республике
Малое предпринимательство является неотъемлемой составной частью экономики Кабардино-Балкарской Республики.
Ситуация в секторе малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 января 2009 года характеризуется следующими показателями:
свою деятельность осуществляли 24798 индивидуальных предпринимателей и 2900 субъектов малого предпринимательства;
число занятых в сфере малого предпринимательства по отношению к общему числу занятых в экономике республики оценивается в 25 процентов, или 78,8 тыс. человек;
доля малого бизнеса в формировании ВРП оценочно составляет 25 процентов, рост к уровню 2006 года - 4 процента;
объем налоговых поступлений по специальным режимам налогообложения составил 486,3 млн. рублей.
Уровень развития малого предпринимательства в городских округах и муниципальных районах республики остается неравномерным. Наибольший удельный вес по количеству субъектов малого предпринимательства приходится на городской округ Нальчик, в котором сосредоточено максимальное количество занятых в малом бизнесе.
В Кабардино-Балкарской Республике реализуется республиканская целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике на 2007-2011 годы". С учетом приоритетов программы создана комплексная система поддержки малого предпринимательства, включающая финансовые, имущественные, информационно-консультационные формы поддержки.
За 2008 год расходы на поддержку малого предпринимательства составили 204,4 млн. рублей, в том числе в рамках республиканских целевых программ "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республики на 2007-2011 года" - 172,4 млн. рублей, "Программа Президента Кабардино-Балкарской Республики по подготовке кадров для экономики Кабардино-Балкарской Республики на 2007-2011 годы - 32 млн. рублей.
Вместе с тем, несмотря на положительные сдвиги, дальнейшее развитие малого бизнеса невозможно без решения следующих проблем:
снизить высокий уровень административных барьеров, особенно со стороны контрольно-надзорных органов, коррупции во всех сферах регламентации бизнес - деятельности;
обеспечить доступ к банковским кредитным ресурсам - банковское финансирование не решает проблем развития малого бизнеса из-за отсутствия должного залогового обеспечения, непрозрачности финансовых потоков субъектов малого предпринимательства, осторожности банков в кредитовании малого бизнеса;
развить систему кредитной кооперации;
развить механизмы стимулирования развития малого инновационного предпринимательства, системы технопарков, которые могли бы оказывать стартовую поддержку компаниям, занятым высокотехнологичным производством, что приведет к практической невозможности системного развития инновационного бизнеса в республике;
решить проблему повышения качества и конкурентоспособности продукции малых предприятий, их выхода на российские и международные рынки;
повысить уровень официально зарегистрированных работников малого бизнеса, уровень их заработной платы и социального обеспечения.
Оценка системы размещения госзаказа
В целях реализации положений Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в Кабардино-Балкарской Республике были разработаны и приняты необходимые нормативные правовые акты, создана централизованная система управления закупками через уполномоченный орган, а также сформированы механизмы реализации принципов и положений Закона в рамках централизованной системы.
Действующая в Кабардино-Балкарской Республике система размещения заказа для государственных нужд направлена на повышение эффективности проводимых закупок, минимизацию затрат и пресечение коррупции. Данные о результатах проводимых торгов свидетельствуют о расширении круга их участников и ужесточении конкурентной борьбы за поставку товаров государственным и муниципальным заказчикам. Значительное влияние на экономику в целом и формирование конкурентной среды обусловлено общим размером бюджетных средств, освоенных в рамках размещения государственного заказа.
В целях обеспечения открытости, гласности и прозрачности закупок в Кабардино-Балкарской Республике были приняты меры, вторые позволили создать на уровне субъекта достаточно эффективную систему информационного обеспечения государственных закупок.
Приоритетным направлением развития системы размещения заказов для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики является переход к использованию открытых аукционов в электронной форме в качестве превалирующей формы торгов, что позволяет снизить издержки участников размещения заказа, связанные со сложностями представления необходимых документов для участия в процедурах торгов, а также вероятность сговора участников за счет обеспечения анонимности участия в электронных аукционах. Кроме того, электронная форма проведения аукционов позволяет обеспечить максимальный доступ предпринимателей к торгам, а также снижение рисков изменения рыночной конъюнктуры, выражающейся в изменении уровня цен в период размещения заказа, за счет сокращения сроков проведения торгов.
Важным фактором усиления конкурентной среды в сфере размещения заказов для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики является обеспечение расширения доступа малых предприятий к процессу осуществления государственных закупок посредством увеличения количества процедур, участниками которых являются исключительно субъекты малого предпринимательства.
2. Анализ конкурентной среды в отдельных отраслях
Агропродовольственный комплекс
Производством сельскохозяйственной продукции в Кабардино-Балкарской Республике занимаются 3562 субъекта хозяйствования (без учета личных подсобных хозяйств населения), в том числе 63 крупных и средних сельскохозяйственных предприятия, 468 малых предприятий, 1692 крестьянских (фермерских) хозяйства и 1339 индивидуальных предпринимателей.
Основная масса продукции, производимой предприятиями отрасли, потребляется внутри республики, однако по таким видам продукции, как плодоовощные консервы, алкогольная продукция, минеральная вода и безалкогольные напитки, кондитерские изделия доля продукции, вывозимой за пределы республики, доходит до 80 процентов.
В целом агропродовольственный комплекс характеризуется низким уровнем концентрации и развитой конкурентной средой.
В числе факторов, препятствующих развитию конкуренции на агропродовольственном рынке, основных барьеров доступа на рынок и деятельности на рынке следует выделить:
высокий уровень износа основных средств и недостаточность финансовых ресурсов (в том числе недостаточная доступность кредитных ресурсов) для модернизации производства;
отсутствие прямого доступа большинству предприятий агропродовольственного комплекса в розничную торговую сеть;
отсутствие крупных стабильных каналов реализации сельскохозяйственной продукции для вовлечения сельскохозяйственных товаропроизводителей в конкурентную борьбу;
низкий уровень государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей по низкорентабельным видам продукции (в частности, по молоку) за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики;
снижение кадрового потенциала агропродовольственного комплекса, вызванное низким уровнем и качеством жизни на селе.
Потребительский рынок
Состояние потребительского рынка в республике за последние годы остается стабильным, сохраняется положительная динамика роста оборота розничной торговли.
По состоянию на 1 июля 2009 года в республике в сфере оптовой и розничной торговли, оказания бытовых услуг осуществляют деятельность 2751 организация, что составляет 23 процента от общего числа организаций, из которых 87,4 процента приходится на частную форму собственности.
Функционируют 16 рынков, получивших соответствующие разрешения на право организации рынков.
В Кабардино-Балкарской Республике осуществляют деятельность продовольственные сетевые магазины, к наиболее крупным из них относятся сети магазинов "Магнит", "Караван", "Копилка", "Ласточкино гнездо", "Кенгуру".
К основным проблемам в товаропроводящей цепи, требующим оперативного решения, относятся:
появление большого числа лишних посреднических звеньев как в каналах реализации сельхозпродукции, так и при реализации продовольственных товаров, приводящих к удорожанию продукции;
слабая информированность участников рынка об экономической конъюнктуре последнего: возможных контрагентах, разбросе цен, целесообразных каналах сбыта, формах кооперации и поставок и, как следствие, нерациональность хозяйственных связей (высокие трансакционные издержки, издержки обращения);
неудовлетворительное качество сырья и высокая его стоимость (проблема характерна для мясной, молочной, мукомольной отрасли);
недостаточное внимание со стороны местных товаропроизводителей вопросам продвижения своей продукции;
низкая развитость договорных отношений между производителями и заготовителями сельскохозяйственной продукции;
отсутствие в республике крупных заготовителей, оптовых покупателей сельскохозяйственной продукции при сокращении объемов закупок заготовительными организациями и неадаптировавшейся# к рынку потребительской кооперацией при одновременном нормировании новой многоканальной рыночной системы реализации сельхозпродукции.
Рынок строительства (вновь возводимого жилья)
На начало 2007 года жилищный фонд Кабардино-Балкарской Республики составил 14,7 млн. кв. метров общей площади.
Данный рынок характеризуется слабо развитой конкурентной средой. Свыше 50 процентов от общего объема построенной жилой недвижимости в республике за период с 2006 по 2008 год приходится на долю одного хозяйствующего субъекта.
Несмотря на то, что в настоящее время рынок вновь возводимого жилья в республике характеризуется слабым уровнем конкуренции, в перспективе данный рынок станет более привлекательным для инвесторов.
Особенно остро стоит вопрос проведения проверок правомерности выделения земельных участков под строительство.
Основными проблемами в сфере жилищного строительства являются отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство коммунальной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия подключения к системам коммунальной инфраструктуры. Решение данных проблем необходимо для обеспечения существенного увеличения темпов жилищного строительства, удовлетворения спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья.
Рынок услуг в сфере жилищно-коммунального комплекса
По состоянию на 1 августа 2009 года в сфере жилищно-коммунального комплекса Кабардино-Балкарской Республики осуществляют свою деятельность 195 предприятий.
При оценке состояния конкуренции в сфере жилищно-коммунального комплекса проанализированы рынок услуг по управлению многоквартирными домами в городах, а также состояние конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) в Кабардино-Балкарской Республике.
Розничный рынок электрической энергии (мощности).
В республике деятельность на розничном рынке купли-продажи электрической энергии (мощности) осуществляют три хозяйствующих субъекта.
В целях контроля за экономической концентрацией, предупреждения, пресечения недобросовестной конкуренции данные хозяйствующие субъекты включены в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов по позиции купля-продажа (поставка) электрической энергии (мощности).
Таким образом, республиканский и локальный (в пределах городских округов Нальчик и Прохладный) розничные рынки купли-продажи электрической энергии (мощности) в Кабардино-Балкарской Республике характеризуются высоким уровнем рыночной концентрации и слаборазвитой конкуренцией.
Рынок услуг по управлению многоквартирными домами в городах с численностью населения свыше 100 тыс. человек (г. Нальчик)
В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав хозяйствующих субъектов-участников рынка услуг по управлению многоквартирными домами в городах входят управляющие организации - юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по управлению многоквартирными домами.
Потребителями услуг управляющих организаций являются собственники помещений в многоквартирных домах.
Общий объем жилищного фонда многоквартирных жилых домов городского округа Нальчик составлял 2876,041 тыс. кв. метров. Из них в управлении 17 частных управляющих организаций находится 1827,0 тыс. кв. метров, что составляет 63,52 процента от общего объема жилищного фонда. В управлении 8 муниципальных управляющих организаций находятся 182,0 тыс. кв. метров, что составляет 6,36 процента от общего объема жилищного фонда. При этом доля частных управляющих организаций составляет 90,9 процента, а муниципальных - 9,1 процента.
Уровень рыночной концентрации является низким, а рынок является высококонкурентным.
Существует проблема разграничения имущества между администрациями муниципальных районов и администрациями городских и сельских поселений республики, не проведенная на законодательном уровне согласно требованиям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Рынок фармацевтической и медицинской продукции
В Кабардино-Балкарской Республике в сфере розничной торговли лекарственными средствами осуществляют деятельность 137 лицензиатов и 203 аптечных учреждения вне зависимости от организационно-правовой формы собственности.
Данный рынок следует признать высококонцентрированным по муниципальным районам и городским округам со слабо развитой конкурентной средой.
Исключение составляет городской округ Нальчик, характеризующийся низким уровнем концентрации и развитой конкурентной средой. Здесь осуществляют свою деятельность 45 аптечных учреждений, в том числе аптечные сети.
Рынок информационно-коммуникационных технологий (услуг предоставления доступа к сети Интернет)
Информационно-коммуникационная инфраструктура является важным фактором для развития экономики Кабардино-Балкарской Республики, роста деловой и интеллектуальной активности, обмена и получения информации. В настоящее время Интернет в республике развивается весьма бурными темпами. Ежегодно его количественные показатели удваиваются.
При этом на данном рынке с долей более 95 процентов доминирует один хозяйствующий субъект.
Положение данного хозяйствующего субъекта обусловлено наличием технологической инфраструктуры, сети которой охватывают всю территорию республики, а также деятельностью в сфере услуг естественной монополии.
Высокая степень концентрации товарного рынка, доминирующее положение оператора, занимающее существенное положение, оказывает решающее влияние на общие условия предоставления услуг связи и ограничивает доступ на рынок другим операторам.
В условиях отсутствия нормальной конкуренции становится трудно обеспечивать пользователю элементарное право выбора провайдера, а компания-монополист не заинтересована разумно снижать цены на пользование сетью Интернет и развивать новые технологии.
Проведенный анализ цен на услуги доступа к сети Интернет показал, что при сравнительно высоких ценах населению республики предоставляется технологически отсталый продукт. При той же стоимости скорость предоставляемого продукта в 10-30 раз медленнее чем в других регионах.
Данный рынок следует признать высококонцентрированным со слабо развитой конкурентной средой.
Вопрос развития современных коммуникаций является важнейшим для формирования инвестиционной привлекательности республики.
Рынок розничной реализации нефтепродуктов
Согласно утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 декабря 2007 года N 334-ПП Схеме размещения автозаправочных станций на территории Кабардино-Балкарской Республики, а также уточненным данным администраций муниципальных образований на территории республики размещены 261 действующая коммерческая АЗС (общего пользования), среди которых 60 АЗС специализируются на газовом топливе.
По итогам проведенного исследования было установлено доминирующее положение трех хозяйствующих субъектов на региональном и локальном розничных рынках реализации нефтепродуктов в республике с долей свыше 35 процентов от объемов реализации.
Розничный рынок реализации автомобильного бензина и дизельного топлива следует признать высококонкурентным со слабо развитой конкурентной средой.
В ходе проведения исследования барьеров входа на товарный рынок розничной реализации нефтепродуктов не выявлено.
Рынок пассажирских городских, межмуниципальных и межсубъектных перевозок
Пассажирские перевозки на городских и межмуниципальных маршрутах в Кабардино-Балкарской Республике осуществляют 2212 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и 29 юридических лиц различных форм собственности.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Законом Кабардино-Балкарской Республики от 25 мая 2001 года N 44-РЗ "Об автомобильном, железнодорожном пригородном и электрическом пассажирском транспорте общего пользования" отбор перевозчиков производится на конкурсной основе.
Критерии отбора перевозчиков определены Положением о конкурсе на право обслуживания регулярных маршрутов пассажирских перевозок, утвержденным приказом министра транспорта, связи и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 30 июня 2007 года N 69.
По-видимому, в дате вышеуказанного приказа допущена опечатка. См. приказ от 30 июля 2007 г. N 69
В соответствии с указанными нормативными актами право доступа имеют все индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, соответствующие требованиям.
Рынок пассажирских городских и междугородних перевозок характеризуется низким уровнем концентрации и развитой конкурентной средой.
Рынок строительства и реконструкции автомобильных дорог
Общая протяженность автомобильных дорог в Кабардино-Балкарии на 1 января 2009 года составляет 8,6 тыс. километров, основной из которых является федеральная государственная автомагистраль М-29 "Кавказ".
На начало сентября 2009 года в Кабардино-Балкарии завершено строительство и реконструкция 11 автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них протяженностью более 85 километров на общую сумму 179,7 млн. рублей.
В выполнении программ дорожных работ, насчитывающей в 2009 году 66 объектов, участвуют около 20 подрядных и субподрядных дорожно-строительных организаций.
Это связано, в первую очередь, с законодательными нормами (государственной собственностью автомобильных дорог) и ограниченным объемом финансирования дорожного строительства.
В ходе проведения исследования барьеров входа на данный рынок не выявлено.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что конкуренция на рынке строительства и реконструкции автомобильных дорог в республике развита.
3. Ключевые факторы, препятствующие развитию конкуренции
Конкурентной средой на отдельном рынке является совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на данном рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли. К важнейшим из таких факторов относятся уровень административных барьеров для входа и ведения бизнеса, внешнеторговых барьеров, развитость и доступность инфраструктуры.
Состояние конкурентной среды в настоящее время характеризует:
высокий уровень административных барьеров;
инфраструктурные ограничения конкуренции:
незавершенность строительства дорожной инфраструктуры;
дефицит генерирующих энергомощностей;
износ существующей инженерной инфраструктуры;
ограничения конкуренции информационной инфраструктуры;
антиконкурентные действия органов власти, их должностных лиц и хозяйствующих субъектов.
Административные барьеры
Одной из основных угроз развития конкуренции являются административные барьеры, снижающие стимулы входа на рынки новых участников, повышающие непроизводственные издержки и создающие условия для коррупции.
В ходе проведения административной реформы существенно сокращены масштабы вмешательства органов государственной власти в экономическую деятельность, связанного с осуществлением государственного контроля (надзора), лицензированием, государственной регистрацией и экспертизой, обязательной сертификацией продукции.
Однако в настоящее время указанная работа не завершена - во многих сферах сохраняются ограничения на вход новых участников на рынки в виде необходимости получения от государственных органов различных разрешений, согласований и заключений.
Конкурентная политика в условиях кризиса должна предусматривать реализацию следующих мер.
Во-первых, следует существенно снизить издержки входа на рынок, в том числе путем снижения административных барьеров и проведения "точечных" мероприятий в отраслях с ярко выраженными препятствиями входа.
Во-вторых, необходимо сместить акцент с контроля за действиями хозяйствующих субъектов в сторону более тщательного контроля за действиями органов власти.
В-третьих, необходимо расширить поддержку малого бизнеса путем:
сокращения административного давления на предприятия малого бизнеса, включая введение частичного моратория на проведение проверок;
обеспечения доступа предприятий малого бизнеса к кредитным ресурсам и возможности проектного кредитования.
В-четвертых, необходимо сформировать эффективную, максимально доступную и прозрачную систему размещения государственных и муниципальных заказов, заказов госкорпораций и естественных монополий, в том числе путем расширения практики размещения заказов на электронных аукционах, установления обязанности размещения заказов на поставку товаров и услуг для государственных корпораций и естественных монополий на конкурсной основе.
Инфраструктурные ограничения конкуренции связаны с несоответствием темпов и качества развития инфраструктуры потребностям бизнеса, в том числе дефицитом мощностей естественных монополий.
К угрозам конкуренции относятся следующие инфраструктурные ограничения.
В части инженерной инфраструктуры
Износ существующей инженерной инфраструктуры оказывает непосредственное влияние и на возможность реализации новых инвестиционных проектов, и на стабильность жизнеобеспечения действующих организаций и населения.
В настоящее время высок износ инженерных сетей: котельных, тепловых сетей, водопровода и канализации.
Информационная инфраструктура
Уровень развития и применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) как в целом по республике, так и в муниципальных образованиях, не отвечает современным требованиям.
Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного управления и оказания услуг организациям и гражданам на основе ИКТ и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных информационных систем.
Конструктивное взаимодействие институтов государства и предпринимательства является важнейшим фактором успешного развития конкуренции на региональных рынках. Прямые меры развития информационной инфраструктуры должны сочетаться с кооперацией и взаимодействием государственных органов и частных хозяйствующих субъектов. При этом должно приветствоваться привлечение частного капитала и знаний специалистов частного сектора экономики для выполнения государственных задач в рамках проектов государственно-частного партнерства, а также доминирующая бюджетная эффективность проектов развития информационной инфраструктуры.
Инвестиционная инфраструктура
Наличие развитой инвестиционной инфраструктуры является необходимым условием привлечения инвестиций в республику.
По отношению к институтам инвестиционной инфраструктуры усилия Правительства Кабардино-Балкарской Республики направлены на:
консолидацию инвестиционного потенциала в целях реализации инвестиционных проектов и программ;
привлечение банков, страховых, аудиторских, консалтинговых компаний и их объединений к разработке нормативно-правовое базы, регламентирующей развитие инвестиционной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике;
оказание услуг предприятиям по подготовке инвестиционных проектов, поиску инвесторов и вовлечению их в инвестиционный процесс;
содействие в формировании небанковских инвестиционных институтов, лизинговых компаний и паевых инвестиционных фондов;
создание условий для накопления ими инвестиционного потенциала.
Взаимоотношения Правительства Кабардино-Балкарской Республики с инвестиционными институтами в части реализации инвестиционных программ строятся на основе агентских соглашений.
В республике существует система отбора приоритетных инвестиционных проектов.
См. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26 января 2005 г. N 6-ПП "О порядке государственного стимулирования инвестиционной деятельности в КБР"
В Перечень приоритетных инвестиционных проектов включаются инвестиционные проекты при условии:
реализации инвестиционного проекта в приоритетных для Кабардино-Балкарской Республики видах экономической деятельности;
наличия положительного решения Совета при Президенте Кабардино-Балкарской Республики по инвестициям о включении данного инвестиционного проекта в Перечень приоритетных инвестиционных проектов.
Антиконкурентные действия органов государственной власти и их должностных лиц
Антиконкурентные действия органов государственной власти - это нормативные правовые акты и (или) действия (бездействие), которые имеют (либо могут иметь) в результате недопущение, ограничение, устранение конкуренции.
Основная масса антиконкурентных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также должностных лиц властных структур связана с нарушениями процедур проведения закупок для государственных и муниципальных нужд.
Наиболее распространенным нарушением, обжалуемым участниками размещения заказа, является необоснованный отказ в допуске к участию в торгах, что подтверждает нежелание заказчиков допускать к своим заказам незнакомых предпринимателей, а это, в свою очередь, и является прямым нарушением конкурентного законодательства.
Другие отрасли антиконкурентных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц относятся к таким сферам деятельности, как незаконное предоставление государственных преференций, реформа в области ЖКХ, а также незаконные действия ряда местных администраций муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики по вопросам земельного законодательства.
II. Цели и задачи развития конкуренции
Инструментом достижения целей социально-экономического развития республики является конкурентная политика.
Цель конкурентной политики - повышение эффективности и конкурентоспособности региональной экономики на основе модернизации предприятий, снижения инфраструктурных и административных барьеров, совершенствования ценовой и налоговой политики, развития малого и среднего предпринимательства и тем самым создание условий для удовлетворения потребностей граждан в Кабардино-Балкарской Республике в товарах и услугах экономически эффективным образом.
Конкурентная политика является инструментом реализации следующих направлений социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2012 года:
формирование институциональной среды инновационного развития;
снижение инфляции;
создание условий для повышения качества и уровня жизни населения;
развитие конкурентоспособности республики.
Программа развития конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике определяет приоритеты и основные направления конкурентной политики на период до 2012 года:
1) общее улучшение конкурентной среды за счет развития транспортной, информационной, финансовой, инвестиционной, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка;
2) повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов;
3) реализация специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях экономики республики.
Достижение цели конкурентной политики предполагает решение следующих задач:
сокращение административных барьеров, препятствующих и усложняющих начало и ведение предпринимательской деятельности;
сокращение административных барьеров и устранение ограничений для перемещения товаров;
создание логистической, торговой, энергетической, информационной инфраструктуры, необходимой для развития предпринимательской деятельности;
повышение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;
сокращение прямого участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности;
расширение доступа к государственному заказу и иным ресурсам, правам, предоставляемым органами государственной власти;
развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.
III. Меры для развития конкуренции в отдельных отраслях
Целью конкурентной политики органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики является повышение эффективности и конкурентоспособности региональной экономики на основе модернизации предприятий, снижения инфраструктурных и административных барьеров, развития малого и среднего предпринимательства и создания тем самым условий для удовлетворения потребностей населения республики в товарах и услугах.
Уровень развития и состояния конкурентной среды значительно отличается в зависимости от отрасли или рынка, что связано с различными условиями функционирования, историей и этапом развития отрасли, ценовой ситуацией, ее изменениями и множеством других значимых факторов. Это требует разработки специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях.
Выбор отраслей обусловлен их значимостью для экономики в целом (доля вклада в ВВП, включенность товаров в большое количество цепочек стоимости, инфраструктурный характер для других отраслей), а также остротой текущих проблем, связанных с конкурентной средой.
Перечень отраслей не является исчерпывающим и будет корректироваться по мере реализации Программы.
В инвестиционной сфере
В настоящее время инвестиционный портфель Кабардино-Балкарской Республики включает 297 наиболее значимых инвестиционных проектов с объемом инвестиций свыше 340,8 млрд. рублей, социально-экономический эффект от реализации инвестиционного портфеля республики выражается в создании не менее 80 тыс. новых рабочих мест и ежегодном поступлении в республиканский бюджет не менее 20 млрд. рублей.
Для дальнейшего наращивания объемов инвестиционной деятельности в республике и сохранения существующих высоких темпов развития требуется нейтрализация сдерживающих факторов инвестиционного развития.
Одним из сдерживающих факторов дальнейшего инвестиционного развития является отсутствие системного подхода и необходимость координации деятельности по продвижению благоприятного имиджа республики в среде потенциальных инвесторов, работе по привлечению внешних и обслуживанию потребностей существующих инвесторов.
Несмотря на складывающуюся экономическую ситуацию, за шесть месяцев 2009 года удалось сохранить достигнутые темпы роста объема инвестиций в основной капитал, который составил 93,8 процента (при среднероссийском показателе 81,8 процента). По итогам 2009 года планируется сохранить достигнутый объем инвестиций в основной капитал.
Правительством Кабардино-Балкарской Республики в рамках реализации активной инвестиционной политики сделана ставка на реализацию инфраструктурных проектов. В 2008 году начата реализация федеральной целевой программы "Юг России (2008-2010 годы)".
Еще одним крупным инфраструктурным проектом, предполагаемым к реализации на принципах государственно-частного партнерства, является проект создания многофункционального горнолыжного комплекса "Азау".
В целях развития туристско-рекреационного комплекса, в частности горнолыжного комплекса "Приэльбрусье", выполняются работы по строительству селелавинозащитных сооружений от Поляны Азау до поселка Терскол, реконструкции автомобильных дорог в рекреационном комплексе Приэльбрусье, а также строительство автодороги Кисловодск - Долина Нарзанов - Джилы Су - Эльбрус. В настоящее время осуществляются работы в рамках проектов "Строительство малой ГЭС Кара-Су", "Строительство Черекской малой ГЭС", "Строительство Кашхатау ГЭС - 2 очередь каскада Нижне-Черекских ГЭС".
В целях реализации инвестиционных проектов с использованием механизма частно-государственного партнерства Правительством Кабардино-Балкарской Республики поданы заявки в Министерство регионального развития Российской Федерации на предоставление бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации по следующим проектам:
"Строительство инженерных сетей и сооружений в целях обеспечения комплексной застройки жилого района Восточный в г. Нальчике", объем инвестиции по данному проекту составляет 2532,9 млн. рублей.
"Строительство многофункционального горнолыжного комплекса "Азау" в районе Приэльбрусья", объем инвестиций - 2465 млн. рублей.
В агропродовольственном комплексе
В целях создания конкурентоспособного АПК в республике необходимо:
создать республиканские сельскохозяйственные бренды;
организовать систему добровольной сертификации сельхозтоваропроизводителей;
организовать систему подготовки кадров для нужд АПК.
В условиях кризиса ключевыми становятся проблемы продовольственной безопасности и продовольственного обеспечения населения республики.
В связи с этим особое внимание в 2010 году планируется уделить мероприятиям по привлечению инвестиций в развитие пищевой и перерабатывающей промышленности.
Определены основные приоритетные направления поддержки сельского хозяйства в условиях кризиса, это:
создание системы реализации сельскохозяйственной продукции, производимой в республике;
привлечение инвесторов и внедрение высокоэффективных технологий сельскохозяйственного производства (закладка садов интенсивного типа, создание центра племенного животноводства и внедрение технологии трансплантации эмбрионов, использование капельного орошения, создание современных тепличных комплексов и др.);
содействие исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления предприятиям агропродовольственного комплекса по привлечению кредитов коммерческих банков для пополнения оборотных средств, обновления основных фондов, развития первичной переработки сельхозпродукции;
реализация планов прямых поставок продукции предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в торговые сети республики,
реализация программ развития пищевой и перерабатывающей промышленности с целью увеличения присутствия местной продукции на прилавках магазинов в республике;
субсидирование за счет средств республиканского бюджета процентных ставок по кредитам на развитие сельскохозяйственного производства.
Одной из форм развития конкуренции должна стать разработка программ формирования среднего класса в АПК.
На строительном рынке
Действия Правительства Кабардино-Балкарской Республики направлены на формирование и развитие устойчиво функционирующей жилищной сферы, обеспечение доступности жилья для жителей республики, создание безопасных и комфортных условий проживания в нем.
Для этого необходимо:
создать условия для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
обеспечить опережающее развитие коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства;
создать условия для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
обеспечить доступность жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями.
Кроме того, Правительством Кабардино-Балкарской Республики также будут разработаны дополнительные меры по поддержке жилищного строительства и развития конкуренции на строительном рынке в рамках таких направлений, как:
содействие реструктуризации ипотечной задолженности;
организационная и финансовая поддержка частного спроса на новое жилье по социально приемлемым ценам;
выполнение обязательств государства по реализации программы "Молодая семья";
участие в программах развития муниципальной инфраструктуры.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства
Одна из основных задач по формированию эффективной системы жилищно-коммунального хозяйства - создание конкурентной среды в жилищной сфере:
конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом;
конкуренция подрядных организаций за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании.
Импульсом для развития конкуренции в этих направлениях должно стать формирование способов управления многоквартирным домом:
непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
управление товариществами собственников жилья;
управление управляющей организацией.
Развитие договорных отношений предполагает переход от формальных процедур заключения договоров на жилищно-коммунальное обслуживание к созданию системы, обеспечивающей сочетание прав, обязанностей и ответственности участников договорных отношений, защиту интересов потребителей, независимость и ответственность предприятий, повышение роли органов местного самоуправления.
В промышленной сфере
Конкурентоспособность республики как субъекта рыночных отношений определяется совокупностью таких условий, как:
наличие конкурентоспособных отраслей или сегментов отрасли;
способность органов власти создать условия предприятиям республики для достижения и удержания конкурентного преимущества.
Создание кластеров в Кабардино-Балкарской Республике является одним из эффективных механизмов повышения конкурентоспособности республики, обеспечения устойчивых темпов экономического развития.
В качестве потенциально эффективных и конкурентоспособных кластеров в промышленности выделяются:
кластер по производству строительных материалов;
кластер электрического и оптического оборудования;
кластер по производству пищевых продуктов, включая напитки.
Все указанные кластеры обладают значительным потенциалом развития, привлекательными инвестиционными и рыночными перспективами.
Но экономический кризис внес свои коррективы. Снижение индекса промышленного производства в условиях кризиса напрямую связано с падением конкурентоспособности товаров и услуг. Анализ развития промышленности республики показывает необходимость решения вопроса повышения конкурентности в этом секторе экономики через внедрение Системы Менеджмента Качества (СМК) по требованиям МС ISO 9001:2000.
В результате внедренная СМК будет гарантировать потребителям, что достигнутый уровень качества у поставщика не может быть ниже установленных обязательств, что побудит фирмы к поддержанию партнерских отношений.
В сфере розничной торговли
Для устранения ограничений развития конкуренции в сфере розничной торговли необходимо принять следующие меры:
сформировать инфраструктуру объектов розничной торговли;
обеспечить систематический мониторинг цен на всех стадиях производства и реализации продуктов питания, в том числе мониторинг торговых наценок;
оказать поддержку местным производителям продовольственных товаров;
создать заготовительную сеть - открыть заготовительные пункты по заготовке сельскохозяйственной продукции;
организовать и провести мероприятия, направленные на недопущение поступления на республиканский потребительский рынок гласных для здоровья и жизни населения, а также некачественных и фальсифицированных товаров;
разработать план мероприятий по развитию конкуренции на товарных рынках с целью предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и реализовать его.
В сфере туризма
Въездной и внутренний туризм в Кабардино-Балкарской Республике представляет собой одно из конкурентных направлений развития региона. Богатые природные и бальнеологические ресурсы республики создают условия для развития направлений туризма средне- и долгосрочного пребывания.
Наибольший экономический эффект въездного и внутреннего туризма получается от многодневных туров, так как это позволяет:
поднять коэффициент загруженности коллективных средств размещения, в частности гостиниц;
загрузку пунктов общественного питания;
спрос на сувенирную продукцию;
спрос на транспортные услуги.
Достижение экономического эффекта требует соответствующего уровня предоставления туристских услуг, что достигается за счет развития инфраструктуры туризма, повышения квалификации персонала.
В этой сфере требуют решения следующие проблемы:
низкий уровень обслуживания туристов;
моральное и физическое устаревание объектов инфраструктуры туризма;
ярко выраженная сезонность;
слабое развитие туристского транспорта;
неэффективное использование туристских ресурсов;
отсутствие внутриреспубликанской системы учета и маркетингового исследования туристских потоков;
низкий уровень информационного обслуживания туристов;
дефицит предпринимательской инициативы в развитии въездного и внутреннего туризма;
отсутствие крупной компании или компаний, способных работать в режиме туроператора въездного и внутреннего туризма.
Для достижения конкуренции в сфере туризма необходимо решить пять ключевых задач:
1) сформировать туристские зоны с развитой инфраструктурой туризма в Кабардино-Балкарской Республике, обеспеченные системой поддержки устойчивого развития, что позволит привлечь на рынок новых резидентов;
2) развить систему информационного туристского обслуживания, сформировать систему лояльности туристов;
3) сформировать конкурентоспособную систему социального сервиса;
4) организовать систему туристского транспорта в республике (межрегиональный, межрайонный, муниципальный, зональный);
5) развить систему обеспечения туристской безопасности, систему подготовки квалифицированных кадров.
В инновационной сфере
В целях поддержки реализации инновационных проектов необходимо создать комплексную региональную инновационную систему, включающую:
систему инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (создание технопарков и инновационно-технологических центров; создание сети организаций, направленных на поддержку и развитие инновационной деятельности в республике);
систему кадрового обеспечения инновационной сферы;
систему финансово-экономического обеспечения инновационной деятельности (совместное финансирование проектов, имеющих государственное значение, за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, создание паевых инвестиционных фондов по реализации инновационных проектов);
систему информационного обеспечения инновационной деятельности.
IV. Финансовое обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств, утвержденных в смете расходов исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления муниципальных образований на их текущее содержание, собственные средства предприятий и организаций республики.
V. Организация управления Программой и механизм ее реализации
Осуществление мер по развитию конкуренции на продовольственном рынке Кабардино-Балкарской Республики предусматривает создание соответствующего организационного механизма реализации Программы.
Реализация Программы возлагается на исполнительные органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, местные администрации городских округов и муниципальных районов.
Оперативное управление и текущий контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляет Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики.
Управление и общий контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Кабардино-Балкарской Республики.
Отчеты о ходе реализации Программы ежегодно представляются Министерством экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики до 1 апреля по итогам года в Правительство Кабардино-Балкарской Республики.
VI. Результаты, ожидаемые от реализации Программы
Результаты реализации мероприятий Программы в соответствии с намеченными целями и основными задачами являются:
улучшение конкурентной среды за счет развития транспортной, информационной, финансовой, инвестиционной, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка;
повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов государственной власти и хозяйствующих субъектов;
снижение барьеров для вхождения на рынки новых хозяйствующих субъектов;
сглаживание сезонных и иных колебаний цен на продовольственные товары.
Приложение N 1
к республиканской целевой программе
"Развитие конкуренции в
Кабардино-Балкарской Республике"
на 2010-2012 годы
Целевые индикаторы разработаны на период действия Программы и предполагают анализ результативности ее реализации в различных сферах экономики республики.
Целевые индикаторы развития конкуренции
N п/п |
Индикаторы результативности Программы |
Планируемые значения |
|||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
||
1. |
Доля продукции и услуг, производимых участниками, вошедшими на рынок в течение последних трех лет, % |
3,8 |
7,4 |
7,6 |
7,2 |
2 |
Доля автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, не соответствующих нормативным требованиям, к транспортно-эксплуатационным показателям, % |
54 |
50 |
45 |
35 |
3. |
Доля населенных пунктов, охваченных регулярным транспортным обслуживанием, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
4. |
Доля муниципальных правовых актов с повышенным риском коррупции, прошедших антикоррупционную экспертизу, от общего количества муниципальных правовых актов с повышенным риском коррупции, % (показатель ведомственный) |
95 |
100 |
100 |
100 |
5. |
Количество участников размещения заказа, принимающих участие в открытых аукционах в электронной форме, проводимых для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики, ед. |
0 |
750 |
1100 |
1800 |
6. |
Экономия бюджетных средств, достигнутая по результатам открытых аукционов в электронной форме, проводимых для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики, % |
0 |
10 |
15 |
17 |
7. |
Количество вновь созданных субъектов малого предпринимательства, получивших стартовые пособия (гранты) на создание собственного дела из республиканского бюджета, ед. |
2000 |
6000 |
6000 |
6500 |
8. |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства и лиц, вовлекаемых в предпринимательскую деятельность, получивших поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, ед. |
700 |
850 |
900 |
950 |
9. |
Количество субъектов малого предпринимательства, получивших субсидии на компенсацию части затрат, связанных с реализацией программ по энергосбережению, приобретение и внедрение инновационных технологии, оборудования и материалов, а также затрат субъектов малого предпринимательства на присоединение к объектам электросетевого хозяйства, ед. |
10 |
15 |
18 |
20 |
10. |
Количество объектов социального сервиса, созданных на территории туристско-рекреационных зон, ед. |
18 |
21 |
23 |
25 |
11. |
Количество туристов, посещающих туристско-рекреационные зоны, тыс. чел. |
110 |
112 |
114 |
118 |
Приложение N 2
к республиканской целевой программе
"Развитие конкуренции
в Кабардино-Балкарской Республике" на 2010-2012 годы
Перечень программных мероприятий, направленных на развитие
конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике на 2010-2012 годы
N п/п |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственные исполнители |
|
Мероприятия, направленные на сокращение административных барьеров |
|
|
1. |
Разработка и внедрение специализированного программного обеспечения деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, максимально обеспечивающих перевод предоставления услуг в электронную форму "направление электронных запросов и получение электронных ответов, заверенных электронной цифровой подписью" |
2010-2012 |
Министерство экономического развития и торговли КБР |
2. |
Создание многофункционального центра в г. Нальчике |
2010 |
Министерство экономического развития и торговли КБР |
3. |
Разработка административных регламентов исполнения государственных (муниципальных) функций и предоставления государственных (муниципальных) услуг исполнительными органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органами местного самоуправления, относящихся к предпринимательской деятельности |
2010 |
исполнительные органы государственной власти КБР, местные администрации муниципальных районов и городских округов |
4. |
Размещение сведений о предоставляемых государственных (муниципальных) услугах и исполняемых государственных (муниципальных) функциях в федеральной информационной системе "Сводный реестр государственных (муниципальных) услуг (функций)" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 года N 478 |
2010-2012 |
Министерство экономического развития и торговли КБР |
5 |
Направление нормативных правовых актов в контрольные и надзорные органы для дачи заключения |
2010-2012 |
исполнительные органы государственной власти КБР, местные администрации муниципальных районов и городских округов |
6. |
Вынесение социально и общественно значимых нормативных актов на рассмотрение Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики |
2010-2012 |
исполнительные органы государственной власти КБР |
7. |
Проведение анализа заявлений, обращений граждан на предмет наличия информации о фактах коррупции со стороны государственных и муниципальных служащих |
2010-2012 |
исполнительные органы государственной власти КБР, местные администрации муниципальных районов и городских округов |
8. |
Проведение на системной основе анализа правовых актов исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, их проектов на предмет коррупциогенности |
2010-2012 |
Администрация Президента КБР |
9. |
Проведение экономической и антикоррупционной экспертизы инвестиционных проектов с участием средств из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и средств иностранных инвесторов, рекомендуемых для государственной поддержки и реализации в Кабардино-Балкарской Республике |
2010-2012 |
Администрация Президента КБР, Министерство экономического развития и торговли КБР |
10. |
Проведение контроля за соблюдением требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе предусматривающих поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства при размещении заказов |
2010-2012 |
Министерство экономического развития и торговли КБР |
11. |
Повышение правовой грамотности должностных лиц государственных и муниципальных заказчиков, ответственных за размещение заказа |
2010-2012 |
Министерство экономического развития и торговли КБР |
|
Мероприятия, направленные на совершенствование информационной инфраструктуры |
|
|
12. |
Увеличение количества рабочих мест, подключенных к единой системе электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти Кабардино-Балкарской Республики |
2010-2012 |
Управление делами Президента КБР |
13. |
Внедрение электронной цифровой подписи в исполнительных органах государственной власти, местных администрациях муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений Кабардино-Балкарской Республики |
20102012 |
Управление делами Президента КБР |
14. |
Обеспечение прозрачности установления тарифов (при установлении тарифов на очередной период обеспечить открытость утвержденных тарифов, размещая информацию о тарифном регулировании в СМИ и на официальных сайтах регулирующих органов) |
2010-2012 |
Государственный комитет КБР по тарифам |
|
Другие мероприятия |
|
|
15. |
Обеспечение совершенствования нормативной правовой базы по развитию товарных рынков республики |
2010-2012 |
Министерство экономического развития и торговли КБР |
16. |
Обеспечение выполнения правовых норм по допуску на розничный рынок сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с Федеральным законом от 2 июня 2007 года N 86-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2007 года N 148 |
2010-2012 |
Министерство экономического развития и торговли КБР, местные администрации муниципальных районов и городских округов |
17. |
Оказание государственной поддержки создания сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых потребительских кооперативов |
2010-2012 |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия КБР |
18. |
Создание (с финансово-имущественным участием Кабардино-Балкарской Республики) республиканской продовольственной корпорации по продвижению на рынок продукции агропромышленного комплекса республики |
2010 |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия КБР |
19. |
Государственная поддержка (субсидирование, предоставление грантов) приоритетных инвестиционных проектов, обеспечивающих запуск производства высококачественных конкурентоспособных продуктов |
2010-2012 |
Министерство экономического развития и торговли КБР, Министерство сельского хозяйства и продовольствия КБР |
20. |
Организация регионального контроля за стандартами раскрытия информации субъектами электроэнергетики и проведение мероприятий по обеспечению информационной открытости при формировании и реализации инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, в том числе в отношении имеющихся свободных мощностей для присоединения |
2010-2012 |
Государственный комитет КБР по тарифам, местные администрации муниципальных районов и городских округов |
21. |
Организация совместно с потребителями и иными заинтересованными сторонами мониторинга за соблюдением установленных сроков, порядка и условий исполнения договоров на подключение и поставку энергоресурсов. |
2010 |
Государственный комитет КБР по тарифам |
22. |
Организация совместно с потребителями и иными заинтересованными сторонами мониторинга за соблюдением установленных сроков, порядка и условий заключения и исполнения договоров на подключение и поставку ресурсов со стороны организаций коммунального комплекса |
2010-2012 |
Государственный комитет КБР по тарифам |
23. |
Осуществление поддержки эффективных проектов, направленных на развитие туристской инфраструктуры |
2010-2012 |
Министерство спорта и туризма КБР |
24. |
Развитие существующих объектов дорожного сервиса с учетом предложений по архитектурному оформлению и благоустройству прилегающих территорий |
2010-2012 |
местные администрации муниципальных районов и городских округов |
25. |
Разработка и внедрение методологии повышения качества бизнес-планов по строительству жилья с целью привлечения кредитных средств для жилищного строительства |
2010-2012 |
министерство строительства и архитектуры КБР |
26. |
Содействие разработке и реализации механизмов проведения комплексной застройки территории, реконструкции и комплексного обновления существующих кварталов застройки |
2010-2012 |
Министерство строительства и архитектуры КБР |
27. |
Обеспечение перехода на договорные отношения в сфере управления жильем и коммунальной инфраструктурой |
2010-2012 |
Министерство промышленности, топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства КБР |
28. |
Формирование институтов производственно-рыночной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности субъектов продовольственного сектора республики |
2010-2012 |
Министерство экономического развития и торговли КБР, Министерство сельского хозяйства и продовольствия КБР |
29. |
Создание и поддержка малых и средних производств по переработке молока и другой сельскохозяйственной продукции |
2010-2012 |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия КБР |
30. |
Создание информационного ресурса, доступного для всех хозяйствующих субъектов и содержащего актуальную информацию об источниках сырья и материалов, ценах, рынках сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, по основным вопросам рыночной конъюнктуры (цены, спрос, предложение) |
2010 |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия КБР |
31. |
Субсидирование субъектам малого и среднего предпринимательства части процентной ставки по банковским кредитам и договорам лизинга |
2010-2012 |
Министерство экономического развития и торговли КБР |
32. |
Поддержка микрофинансовых организаций |
2010-2012 |
Министерство экономического развития и торговли КБР |
33. |
Разработка и внедрение гарантийных механизмов по обеспечению кредитов, привлекаемых субъектами малого и среднего предпринимательства, микрофинансовыми организациями |
2010 |
Министерство экономического развития и торговли КБР |
34. |
Субсидирование субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям |
2010-2012 |
Министерство экономического развития и торговли КБР |
35. |
Развитие и содержание инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков |
2010-2012 |
Министерство экономического развития и торговли КБР |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 18 декабря 2009 г. N 309-ПП "О республиканской целевой программе "Развитие конкуренции в Кабардино-Балкарской Республике" на 2010-2012 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Официальная Кабардино-Балкария" от 25 декабря 2009 г. N 51 ( 125 )
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10 ноября 2010 г. N 203-ПП