Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Терентьевой Н.А,
судей Хожаиновой О.В, Кучеренко Н.В,
при секретаре Журавской Т.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ростуновой Юлии Владимировны к Администрации города Ялты Республики Крым, заинтересованное лицо - Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым о признании незаконным постановления, по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 16 мая 2018 года, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Ростунова Ю.В. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить постановление Главы Администрации города Ялты Республики Крым N554-п от 28 декабря 2016 года об отказе в предоставлении Ростуновой Юлии Владимировне в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью 0,0432 га; обязать Администрацию города Ялты Республики Крым в лице Главы Администрации города Ялты Республики Крым повторно рассмотреть обращение Ростуновой Ю.В. о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав, установив срок для повторного рассмотрения, мотивируя тем, что решением Форосского поселкового совета от 14 февраля 2014 года N 39 ей было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка N N, ориентировочной площадью 0,0432 га, по передаче его бесплатно, в собственность, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: "адрес" 30 января 2016 года земельный участок был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый N. 26 февраля 2016 года истец обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении ей вышеуказанного земельного участка в собственность, в порядке завершения оформления прав. Вместе с тем, постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 28 декабря 2016 года в передаче земельного участка в собственность ей было отказано. Истец считает указанное решение незаконным, поскольку предусмотренные законом основания для отказа в предоставлении земельного участка отсутствуют.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 16 мая 2018 года административное исковое заявление Ростуновой Юлии Владимировны удовлетворено. Признано незаконным постановление Администрации города Ялта N 5548-п от 28 декабря 2016 года "Об отказе Ростуновой Юлии Владимировне в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 432 кв. метров, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N, в порядке завершения оформления прав. На Администрацию города Ялта возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Ростуновой Юлии Владимировны от 26 февраля 2016 года о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 432 кв. метров, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств.
Не согласившись с указанным решением, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым обратился с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что оно постановлено с нарушением норм материального и процессуального права. Указывают, что основанием для вынесения постановления послужили геоботаническое обследование, включающее в себя описание растительных сообществ с выделением раритетных видов растений, биоэкологическую оценку по уровню природоохранного значения, охранного статуса видов и отдельных ценных особей растений на территории земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" В связи с чем, в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 13 Закона Республики Крым N-ЗРК предоставление земельного участка из земель особо охраняемых территорий является основанием для отказа.
В судебном заседании представитель Ростуновой Ю.В. - СудоргинА.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Ростунова Ю.В, представители Администрации города Ялты Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основывается, в том числе: на принципе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии со статьей 7 Земельного Кодекса Российской Федерации все земельные участки используются согласно установленным для них целевым назначением.
Статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В статье 13 Закона Республики Крым N38-ЗРК от 31 июля 2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
В соответствии с частью 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является:
- предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;
- несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5 статьи 13 Закона N 38-ЗРК).
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 г. N313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым.
В соответствии с пунктом 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Согласно пункта 5 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым N313 возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, решением 54-й сессии 06-го созыва Форосского поселкового совета N 39 от 14 февраля 2014 года Ростуновой Ю.В. было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка N, ориентировочной площадью 0,0432 га по передаче его бесплатно, в собственность, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: "адрес"
26 февраля 2016 года Ростунова Ю.В. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым с заявлением, в котором просила предоставить ей в собственность, в порядке завершения оформления прав, земельный участок площадью 432 кв. метров по адресу: "адрес" с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство.
Сведения о вышеуказанном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 30 января 2016 года, участку присвоен кадастровый N.
Постановлением Администрации города Ялты Республики Крым от 28 декабря 2016 года N 5548-п Ростуновой Ю.В. было отказано в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 432 кв. метров в порядке завершения оформления прав, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Основанием принятого решения указано заключение Федерального государственного бюджетного учреждения науки о проведении геоботанического обследования, описания растительных сообществ с выделением раритетных видов растений, биоэкологическая оценка по уровню природоохранного значения, охранного статуса видов и отдельных ценных особей растений на территории участка, расположенного по адресу: пгт. Форос, район спуска на дачу "Тессели".
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не представлено суду достоверных и допустимых доказательств, свидетельствующих об отнесении на момент принятия оспариваемого решения спорного земельного участка к землям особо охраняемых территорий и объектов федерального, регионального или местного значения либо о принятии компетентным органом решения о резервировании спорного земельного участка, с целью его последующего объявления особо охраняемой природной территорией. Кроме того, ответчиком не представлено доказательств направления запросов в исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, лесных и охотничьих отношений, охраны культурного наследия на предмет возможного нахождения испрашиваемого истцом земельного участка в зоне особо охраняемой территории.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается исходя из следующего.
В соответствии со статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации зеленые зоны можно определить как леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, где запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. В составе зеленых зон, в свою очередь, выделяются лесопарковые зоны, выполняющие те же функции, но признаваемые таковыми в установленном порядке.
В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
По смыслу данных норм, создание и охрана зеленых зон, лесопарковых зон и других озелененных территорий городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с генеральным планом поселения и правилами землепользования и застройки. Ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория отнесена правилами землепользования и застройки к соответствующей территориальной зоне.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района. Границы территориальных зон могут устанавливаться по естественным границам природных объектов (статья 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (пункт 11); а также зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение (пункт 12).
Органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 15).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1007 утверждено Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон.
Данным Положением установлен порядок определения функциональных зон в лесопарковых зонах защитных лесов, площади и границ лесопарковых зон и зеленых зон защитных лесов. В соответствии с утвержденным Положением функциональные зоны в лесопарковой зоне представляют собой части лесопарковой зоны, которые выделяются в целях дифференциации режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в различных частях лесопарковой зоны. Функциональные зоны в лесопарковой зоне, площадь и границы лесопарковой зоны, зеленой зоны устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании утвержденной проектной документации.
Во исполнение постановления Совета Министров Республики Крым решением Ялтинского городского Совета от 30 марта 2015 года N 37 утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Пунктом 4 Правил определено, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент).
В соответствии с пунктом 8 указанных Правил, в случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов пунктам 5, 6 Правил, Департамент в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления направляет копию поступившего заявления и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение:
1. В Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент архитектуры) (в случае предоставления земельного участка для строительства), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона, с указанием вида разрешенного использования.
Сроки предоставления результатов проверки Департаментом архитектуры с момента получения межведомственного запроса от Департамента - десять дней.
2. В исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, лесных и охотничьих отношений, охраны культурного наследия (в случае если существует вероятность нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесного фонда и особо охраняемых территорий), которые осуществляют проверку на предмет нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов.
В соответствии с пунктом 11-12 Правил основанием для отказа в удовлетворении заявления является:
1) нахождение испрашиваемого участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов;
2) несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта подготавливается Департаментом и издается главой администрации города Ялты в виде постановления.
Таким образом, в соответствии с требованиями действующего на момент принятия оспариваемого постановления законодательства, принятию Администрацией города Ялты Республики Крым решения по заявлению лица о предоставлении ему в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав из земель, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта, в обязательном порядке должно предшествовать направление копии его заявления в соответствующие органы, в том числе исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, лесных и охотничьих отношений, охраны культурного наследия, если существует вероятность нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесного фонда и особо охраняемых территорий.
Как следует из материалов дела, 25 марта 2016 года Начальнику Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым был предоставлен ответ N 02-08/2190, за подписью начальника Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, в котором указано, что размещение земельного участка Ростуновой Ю.В, расположенного по адресу: "адрес" для индивидуального жилищного строительства общей площадью 0,0432 га, соответствует Генеральному плану пгт. Форос, утвержденному решением 52-й сессии 6-го созыва Форосского поссовета N 8 от 30.12.2013 года (вид функционального использования земельного участка - усадебная жилая застройка, разрешенное использование образуемого земельного участка - индивидуальное жилищное строительство).
Вместе с тем, доказательств направления запроса о земельном участке Ростуновой Ю.В. в исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, лесных и охотничьих отношений, охраны культурного наследия на предмет возможного нахождения испрашиваемого истцом земельного участка в зоне особо охраняемой территории, суду не представлено.
На запрос суда апелляционной инстанции, Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым представлен ответ от 2 ноября 2018 года N03-15/7552, согласно которому сведения об обращении Департамента к Администрации города Ялты Республики Крым об осуществлении проверки на предмет нахождения земельного участка, общей площадью 432 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" на землях лесного фонда либо землях особо охраняемых территорий и объектов, отсутствуют.
Согласно ответу Совета Министров Республики Крым от 01 ноября 2018 года N04-04/909/18 земельный участок по адресу: "адрес" не отнесен к землям лесного фонда, не имеет пересечений с границами особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым.
Согласно ответу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 02 ноября 2018 года N11588/19.1-18 земельный участок по адресу: "адрес" не отнесен к землям лесного фонда, не имеет пересечений с границами особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку административным ответчиком нарушены требования Правил предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым, что повлекло нарушение прав и законных интересов истца, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о наличии оснований для удовлетворения требований Ростуновой Юлии Владимировны о признании незаконным постановления Администрации города Ялты Республики Крым от 28 ноября 2016 годаN5548-п.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, направлены на переоценку доказательств, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права при полном и объективном исследовании представленных доказательств, фактическим обстоятельствам дела дана надлежащая правовая оценка, имеющие значение для дела обстоятельства выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 16 мая 2018 года, - оставить без изменения, апелляционную жалобу - Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: О.В. Хожаинова
Судья: Н.В. Кучеренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.