Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г,
судей Кураповой З.И. и Мостовенко Н.Р,
при секретаре Ломзиной М.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прохоренко ФИО11 к администрации Ореховского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Ореховскому сельскому совету Сакского района Республики Крым о признании незаконным и отмене пунктов решения, по апелляционным жалобам главы администрации Ореховского сельского поселения Сакского района Республики Крым Митясова А.С. и председателя Ореховского сельского поселения Сакского района Республики Крым Митясова А.С. на решение Сакского районного суда Республики Крым от 13 декабря 2017 года и апелляционным жалобам представителя Ореховского сельского поселения Сакского района Республики Крым Ильиной Л.А. и представителя администрации Ореховского сельского поселения Сакского района Республики Крым Ильиной Л.А. на дополнительное решение Сакского районного суда Республики Крым от 22 июня 2018 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г, представителя Ореховского сельского поселения Сакского района Республики Крым и администрации Ореховского сельского поселения Сакского района Республики Крым Ильиной Л.А. поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Прохоренко ФИО12 обратился в суд с требованиями о признании незаконным и отмене п. 1.11 и п. 1.13 решения Ореховского сельского совета Сакского района 24 сессии 24 созыва от 22 июля 2004 года N 358 "Об отмене решений исполнительного комитета Ореховского сельского Совета по земельным вопросам, принятых в 1997 - 1998 г.г.". В обоснование заявленных требований ссылается на то, что решением исполнительного комитета Ореховского сельского Совета Сакского района Автономной Республики Крым от 28 января 1998 года N 2 "О передаче земельных участков гражданам" ему был передан бесплатно в частную собственность земельный участок для строительства жилого дома и хозяйственных построек, расположенный по адресу: "адрес", "адрес", "адрес" Указывает на то, что в августе 2017 года он обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об указанном земельном участке, как ранее учтённом объекте недвижимости. 03 сентября 2016 года административному истцу было отказано в государственной регистрации, в связи с тем, что решением Ореховского сельского Совета N 358 от 22 июня 2004 года было отменено решение исполнительного комитета Ореховского сельского Совета Сакского района Автономной Республики Крым от 28 января 1998 года N 2. Считает, что отмена Ореховским сельским советом Сакского района решения о передаче земельных участков гражданам является незаконной и необоснованной, противоречила требованиям законодательства Украины и нарушает его права.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 13 декабря 2017 года административное исковое заявление Прохоренко ФИО13 удовлетворено. Признаны незаконными п. 1.11 и 1.13 решения Ореховского сельского совета 24 сессии 24 созыва от 22 июля 2004 года N 358 "Об отмене решений исполнительного комитета Ореховского сельского Совета по земельным вопросам, принятых в 1997-1998 г.г.".
Дополнительным решением Сакского районного суда Республики Крым от 22 июня 2018 года с Ореховского сельского совета Сакского района Республики Крым в пользу Прохоренко ФИО14 взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.
Глава администрации Ореховского сельского поселения Сакского района Республики Крым Митясов А.С, не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Сакского районного суда Республики Крым от 13 декабря 2017 года и принять по делу новое решение, которым отказать в требованиях заявленных Прохоренко ФИО15 В обоснование жалобы указывает на то, что судом неправильно применены нормы материального права, а решение суда первой инстанции противоречит нормам действующего законодательства. Кроме того ссылается на то, что иск подан к ненадлежащему ответчику, поскольку истцом обжалуется нормативный акт, принятый Ореховским сельским советом Сакского района АРК, правопреемником которого является Ореховский сельский совет Сакского района Республики Крым, а не администрация Ореховского сельского поселения Сакского района Республики Крым.
Председатель Ореховского сельского поселения Сакского района Республики Крым Митясов А.С, не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Сакского районного суда Республики Крым от 13 декабря 2017 года и принять по делу новое решение, которым отказать в требованиях заявленных Прохоренко ФИО16 Ссылается на то, что в исключительную компетенцию сельских советов входила отмена актов исполнительных органов совета, не отвечающих Конституции или законом Украины, иным актам законодательства, решениям соответствующего совета, принятым в пределах его полномочий, в связи с чем Ореховский сельский совет Сакского района АРК действовал в соответствии с действующим законодательством в пределах своих полномочий. Кроме того указывает на то, что истец с 2004 года до 18 марта 2014 года имел возможность повторно обратиться в Ореховский сельский совет Автономной Республики Крым, однако этого сделано не было, что свидетельствует об утрате последним интереса к оформлению земельного участка.
Представитель Ореховского сельского поселения Сакского района Республики Крым Ильина Л.А, не согласившись с вынесенным дополнительным решением, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Сакского районного суда Республики Крым от 13 декабря 2017 года и принять по делу новое решение, которым отказать в требованиях заявленных Прохоренко ФИО17 а также отменить дополнительное решение Сакского районного суда Республики Крым от 22 июня 2018 года. В обоснование жалобы указывает, что поскольку Ореховский сельский совет Сакского района Республики Крым не имеет собственного бюджета, каких-либо счетов, то дополнительное решение Сакского районного суда является незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением Закона Республики Крым от 21 августа 2014 года N 54 - ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республики Крым" и не может быть исполнено.
Представитель администрации Ореховского сельского поселения Сакского района Республики Крым Ильина Л.А, не согласившись с вынесенным дополнительным решением, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Сакского районного суда Республики Крым от 13 декабря 2017 года и принять по делу новое решение, которым отказать в требованиях заявленных Прохоренко ФИО18, а также отменить дополнительное решение Сакского районного суда Республики Крым от 22 июня 2018 года. Считает, что дополнительное решение является незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся участников, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что решением исполнительного комитета Ореховского сельского Совета Сакского района Автономной Республики Крым от 28 января 1998 года N 2 "О передаче земельных участков гражданам" Прохоренко С.С. был передан бесплатно в частную собственность земельный участок для строительства жилого дома и хозяйственных построек, расположенный по адресу: "адрес", "адрес", "адрес"
Решением 24 сессии 24 созыва Ореховского сельского совета Автономной Республики Крым N 358 от 22 июля 2004 года отменены решения исполнительного комитета Ореховского сельского совета по земельным вопросам, принятых в 1997-1998 годах.
Согласно п. 1.11 и 1.13 вышеуказанного решения, отменено как неправомерно принятое решение исполнительного комитета Ореховского сельского совета от 28 января 1998 года N 2 "О передаче земельных участков гражданам".
Административным истцом оспаривается законность решения Ореховского сельского совета Автономной Республики Крым N 358 от 22 июля 2004 года.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужило то, что на момент принятия решения о передаче земельного участка в собственность Прохоренко ФИО19 у исполнительного комитета не было полномочий на принятие такого решения.
Отношения, связанные с предоставлением земельных участков, на момент принятия решения от 28 января 1998 года, регулировались Законом Украины от 21 мая 1997 года N 280/97-ВР "О местном самоуправлении в Украине" и Земельным кодексом Украины от 18 декабря 1990 года.
Согласно п. 34 ч. 1 ст. 26 Законом Украины от 21 мая 1997 года N 280/97-ВР "О местном самоуправлении в Украине" к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов относятся решение земельных вопросов.
Полномочия исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов установлены главой 2 Закона Украины от 21 мая 1997 года N 280/97-ВР "О местном самоуправлении в Украине", которая не предусматривает полномочия исполнительных органов на принятие решения о предоставлении земельного участка.
Учитывая, что решение о предоставлении земельного участка от 28 января 1997 года принято неуполномоченным на то органом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.
Доводы административного истца о том, что у Ореховского сельского совета Автономной Республики Крым не было полномочий на отмену решения исполнительного комитета, основаны на неправильном толковании закона, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
В силу п. 15 ч. 1 ст. 26 Законом Украины от 21 мая 1997 года N 280/97-ВР "О местном самоуправлении в Украине" к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов относится отмена актов исполнительных органов совета, которые не отвечают Конституции или законам Украины, другим актам законодательства, решениям соответствующего совета, принятым в пределах её полномочий.
Таким образом, Ореховский сельский совет Сакского района Автономной Республики Крым, отменяя решение исполкома Ореховского сельского совета Сакского района Автономной Республики Крым, действовал в соответствии с законодательством, действующим на момент принятия оспариваемого решения и в пределах своих полномочий.
При таких обстоятельствах, решение 24 сессии 24 созыва Ореховского сельского совета Автономной Республики Крым N 358 от 28 июля 2004 года "Об отмене решений исполнительного комитета Ореховского сельского совета по земельным вопросам, принятых с 1997-1998 г.г." является законным и обоснованным, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Сакского районного суда Республики Крым от 13 декабря 2017 года и дополнительное решение Сакского районного суда Республики Крым от 22 июня 2018 года отменить и принять по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении требований заявленных Прохоренко ФИО20 к администрации Ореховского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Ореховскому сельскому совету Сакского района Республики Крым о признании незаконным и отмене пунктов решения.
Председательствующий:
Е.Г. Павловский
Судьи:
З.И. Курапова
Н.Р. Мостовенко
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.