Дата вступления в законную силу - 10 января 2019 г.
Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Черепановой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шурыгина Анатолия Юрьевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
08.10.2018г. Шурыгин А.Ю. обратился с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Управление Росреестра по РБ), Правительству Республики Бурятия, в котором просил установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: "... ", с кадастровым номером "... ", площадью 2 000 кв.м, равной его рыночной стоимости в размере 7 906 000 руб. по состоянию на 10.05.2018г.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является арендатором данного земельного участка, его кадастровая стоимость была установлена Постановлением Правительства РБ N2 от 13.01.2016г. и составляет 22 751 520 руб. Указанная оценка является завышенной, не соответствует рыночной цене, установленной в соответствии с отчетом об оценке NРН18-05/18, составленным "... ".
В судебное заседание административный истец Шурыгин А.Ю. не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель Шурыгина А.Ю. - Сенюшин А.Н, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица Администрации г.Улан-Удэ Санжиева Е.Б, действующая на основании доверенности, не возражая против удовлетворения требований по существу, указала на некорректный подбор оценщиком объектов-аналогов в отчете об оценке.
Представители административных ответчиков - Управления Росреестра по РБ, Правительства РБ, заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Росреестра по РБ" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра по РБ" просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Судом на основании п. 4 ст. 247 КАС РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Кузнецов В.М. является арендатором находящегося в муниципальной собственности земельного участка с кадастровым номером "... ", категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты придорожного сервиса, расположенного по адресу: "... ", на основании договора аренды, заключенного с Комитетом по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ 23.07.2013г.
Размер арендной платы в соответствии с данным договором рассчитывается исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, которая установлена по состоянию на 10.05.2018г. и составляет 22 751 520 руб.
В обоснование необходимости судебной защиты своих прав Шурыгин А.Ю. ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, чем нарушаются его права, как плательщика арендной платы.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" дано разъяснение о том, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В соответствии с п. 5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно п.п. 1 п.5 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно ст.24.15 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 24.19 ФЗ "Об оценочной деятельности" предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей (ч.2).
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения (ч.3).
Таким образом, в указанных случаях определение кадастровой стоимости производится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006г. N 222, с применением утвержденного среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель (п.2.1.), на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости (п.2.6.).
Согласно распоряжению Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ N134 от 13.04.2018г. изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "... ". Указанные сведения внесены в ГКН 10.05.2018г, потому кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на указанную дату.
Истцом в обоснование рыночной стоимости земельного участка был представлен отчет об оценке NРН18-05/18, составленный "... ", в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "... " составляет 7 905 660 руб. по состоянию на 10.05.2018г.
Согласно ст.11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценивая отчет об оценке по правилам ст.84 КАС РФ, суд считает его допустимым доказательством.
Оценщик М. соответствует требованиям, предъявляемым к оценщикам, имеет длительный экспертный стаж, специальное образование и квалификацию, является членом НП "... " его ответственность застрахована в "... "
При проведении оценки оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Отчет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости, содержит обоснование примененных методов оценки, является полным и проверяемым, выводы оценщика являются исчерпывающими. При этом оценщик был допрошен судом в качестве свидетеля и, будучи предупрежденным об уголовной ответственности, подтвердил информацию, изложенную в отчете, представив также дополнительно сведения об источниках информации относительно использованных им объектах-аналогах.
Довод Администрации г.Улан-Удэ о неправильном подборе объектов аналогов для оценки рыночной стоимости земельного участка является неубедительным, поскольку опровергается материалами дела. Все объекты-аналоги относятся к одному сегменту рынка с оцениваемым участком, оценщиком применены корректировки относительно местоположения и размера земельных участков. Доказательств того, что допущенные, по мнению Администрации неточности в отчете об оценке повлекли неверный расчет рыночной стоимости земельного участка не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы с целью установления иной стоимости земельного участка ответчиками, заинтересованными лицами заявлены в ходе рассмотрения дела не были.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что указанная в отчете оценщика итоговая величина рыночной стоимости земельного участка является достоверной.
Принимая решение об определении кадастровой стоимости участка в размере рыночной стоимости, суд исходит из стоимости земельного участка с кадастровым номером "... ", указанной в отчете об оценке, которая составляет по состоянию на 10.05.2018г. 7 905 660 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Шурыгина Анатолия Юрьевича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "... " площадью 2 000 кв.м, расположенного по адресу: "... ", в размере его рыночной стоимости по состоянию на 10 мая 2018г, равной 7 905 660 рублей
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 3 декабря 2018 года.
Судья: Т.Б. Казанцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.