Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Басангова Н.А.
судей
Лиджиева С.В. и Цакировой О.В.
при секретаре Шургаевой Л.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия к Мачаеву С.С, Мачаевой Б.Х, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей М.А.С, М.Д.С, Мачаеву Д.С. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения по апелляционной жалобе истца на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 августа 2018 года.
Заслушав доклад судьи Цакировой О.В, объяснения представителей истца Обушиева С.П. и Ивановой Д.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения ответчика Мачаевой Б.Х, выступающей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних М.А.С, М.Д.С, а также представляющей интересы своего супруга Мачаева С.С, ее представителя Шовунова Е.В, заключение прокурора Лиджиевой В.П. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
установила:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия (далее - ГУ МЧС России по Республике Калмыкия) обратилось в суд с указанным иском, мотивируя следующим. Истцу ГУ МЧС России по Республике Калмыкия на праве оперативного управления принадлежит квартира, общей площадью 79,8 кв.м, расположенная по адресу: "Адрес 1". Решением комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Южного филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 9 декабря 2013 года N 34 указанная квартира предоставлена по договору служебного найма ответчику Мачаеву С.С, состоявшему с 20 июня 2008 года на учете по обеспечению служебным жилым помещением, с составом семьи 5 человек. 9 января 2014 года между ГУ МЧС России по Республике Калмыкия и Мачаевым С.С. заключен договор найма служебного жилого помещения, по условиям которого ответчику спорная квартира предоставлена в связи с прохождением службы и отсутствием собственного жилья по месту прохождения службы. В ходе проверки учетного дела Мачаева С.С. выявлено, что ему и членам его семьи на праве общей долевой собственности принадлежит квартира общей площадью 41,97 кв.м, расположенная по адресу: " Адрес 2". ГУ МЧС России по Республике Калмыкия просило выселить Мачаева С.С. и членов его семьи - Мачаеву Б.Х, Мачаева Д.С, М.А.С, М.Д.С. из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела ГУ МЧС России по Республике Калмыкия уточнило свои исковые требования, в обоснование иска указало, что Мачаев С.С. в период рассмотрения иска уволен со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России. Мачаеву С.С. направлено уведомление о прекращении действия договора найма служебного жилого помещения и необходимости освободить занимаемое служебное помещение до 20 июля 2018 года. Поскольку Мачаев С.С. с 18 июня 2018 года не является сотрудником МЧС России, он и члены его семьи не имеют законных оснований для проживания в жилом помещении по адресу: "Адрес 1", относящемуся к специализированному жилищному фонду. В силу части 1 статьи 39 ГПК РФ истец предмет иска оставил без изменения, дополнительно уточнил основания иска - прекращение трудовых отношений и увольнение со службы являются основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения и выселения бывшего сотрудника из служебного жилого помещения.
В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по Республике Калмыкия Обушиев С.П. заявленные требования поддержал в полном объеме. Дополнительно указал, что Мачаев С.С. не является военнослужащим, поэтому не может быть признан инвалидом вследствие военной травмы.
Ответчик Мачаева Б.Х, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей М.А.С, М.Д.С, а также представляющая интересы своего супруга ответчика Мачаева С.С, возражала против удовлетворения иска. Указала, что ее супруг Мачаев С.С. в настоящее время является инвалидом первой группы в связи с заболеванием, полученным в период военной службы. По состоянию здоровья он не может явиться в судебное заседание, поскольку самостоятельно не передвигается, только с помощью инвалидной коляски. На момент предоставления служебной квартиры супругу, Мачаевой Б.Х. и детям принадлежала на праве общей долевой собственности однокомнатная квартира по адресу: "АДРЕС 2". Однако с учетом площади квартиры они по настоящее время являются нуждающимися в улучшении жилищных условий. В настоящее время Мачаев С.С. с составом семьи 5 человек состоит в очереди на получение единовременной социальной выплаты.
Представитель ответчика Мачаевой Б.Х. Шовунов Е.В. просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель отдела опеки и попечительства Администрации г. Элисты Джуджинова С.А. возражала против удовлетворения исковых требований, указала, что несовершеннолетние дети в семье Мачаева С.С. разнополые, их проживание в однокомнатной квартире, принадлежащей им на праве собственности, с учетом того, что отец является инвалидом, не отвечает требованиям об удовлетворительных условиях проживания детей. Выселение из служебного жилого помещения не отвечает интересам детей.
Прокурором Эндгеевой И.С. дано заключение о законности и обоснованности заявленных исковых требований по следующим основаниям. С 18 июня 2018 года ответчик Мачаев С.С. уволен со службы в ГУ МЧС России по Республике Калмыкия в связи с заболеванием. Выслуга лет составила 15 лет. Письмом начальника ГУ МЧС России по РК ответчики уведомлены о необходимости освободить служебное помещение. Мачаев С.С. не является военнослужащим, в составе семьи нет детей-инвалидов, инвалидов с детства. Заключением врачебной комиссии Мачаеву установлена инвалидность первой группы, указано, что заболевание не связано с исполнением им обязанностей военной службы.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 августа 2018 года в удовлетворении исковых требований Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия к Мачаеву С.С, Мачаевой Б.Х, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей М.А.С, М.Д.С, Мачаеву Д.С. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения отказано.
В апелляционном представлении прокурора Эндгеевой И.С, участвующего в деле, ставился вопрос об отмене решения суда.
До рассмотрения апелляционных жалобы и представления в суд апелляционной инстанции поступил отказ прокурора Эндгеевой И.С, участвующего в деле, от апелляционного представления.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 15 ноября 2018 года принят отказ прокурора Эндгеевой И.С, участвующего в деле, от апелляционного представления на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 августа 2018 года, апелляционное производство по апелляционному представлению прокурора прекращено.
В апелляционной жалобе представитель истца Колдомов А.В. просил решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска. Указал, что в силу части 2 статьи 99 ЖК РФ служебное жилое помещение не подлежало предоставлению Мачаеву С.С. и членам его семьи, так как у них в собственности имеется жилое помещение. Суд при вынесении решения не учел, что Мачаев С.С. не являлся военнослужащим, а проходил службу в Федеральной противопожарной службе МЧС России в соответствии с Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в Федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и имел специальное звание майора внутренней службы. Следовательно, применение пункта 4 части 2 статьи 103 ЖК РФ, то есть отнесение Мачаева С.С. к категории военнослужащих, ставших инвалидами первой или второй группы вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, в данном случае недопустимо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьей 209 Гражданского кодекса РФ, статьями 50, 92-93, 100, 103 Жилищного кодекса РФ, и исходил из того, что Мачаев С.С. в настоящее время является инвалидом 1 группы вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы. Заявление Мачаева С.С. от 31 июля 2018 года о предоставлении ему в собственность занимаемой им и членами его семьи двухкомнатной квартиры на основании части 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 282-ФЗ не рассмотрено. При таких данных, с целью соблюдения жилищных прав ответчиков суд принял решение об отказе в удовлетворении иска о выселении Мачаева С.С. и членов его семьи из служебного жилого помещения.
С такими выводами суда первой инстанции следует согласиться ввиду их соответствия нормам материального закона и фактическим обстоятельствам дела.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7), и закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище: согласно ее статье 40 (часть 1) никто не может быть произвольно лишен жилища.
В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал, что провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О и др.).
Это право конкретизируется в Жилищном кодексе Российской Федерации, устанавливающем, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами (часть 4 статьи 3), и что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими, свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований (часть 2 статьи 1).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" акцентировал внимание судов на том, что конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях.
В силу статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Как установлено судом первой инстанции, ответчик Мачаев С.С. с 21 мая 2003 года по 18 июня 2018 года проходил службу в ГУ МЧС России по Республике Калмыкия. С 20 июня 2008 года Мачаев С.С. с составом семьи 5 человек состоял на учете на получение служебного жилого помещения.
Решением Южного филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 22 ноября 2013 года N ".." Мачаеву С.С. и членам его семьи предоставлено по договору служебного найма жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью 79,8 кв.м по адресу: "Адрес 1".
Приказом ГУ МЧС России по Республике Калмыкия от 14 июня 2018 года N ".." Мачаев С.С. с 18 июня 2018 года уволен "из Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России на основании п.1 ч. 3 ст. 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе)".
Решением Бюро МСЭ N 1 ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Калмыкия" Минтруда России" от 10 июля 2018 года Мачаеву С.С. впервые установлена I группа инвалидности, причина инвалидности - заболевание получено в период военной службы, инвалидность установлена на срок до 1 августа 2020 года.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, может быть предоставлено в собственность следующим лицам, имеющим право на единовременную социальную выплату в соответствии с частью 3 статьи 4 настоящего Федерального закона: 1) в равных долях членам семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах; 2) инвалидам I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах.
31 июля 2018 года ответчик Мачаев С.С. на основании статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 2012 года N 283-ФЗ обратился в ГУ МЧС России по Республике Калмыкия с заявлением о предоставлении ему в собственность занимаемой им и членами его семьи по договору найма служебного жилого помещения двухкомнатной квартиры как инвалид I группы вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России.
В силу части 2 статьи 5 названного Федерального закона предоставление жилого помещения в собственность лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации, и в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 7 настоящего Федерального закона.
Пунктами 8 и 9 Правил предоставления жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 года N 4 установлено, что решение руководителя федерального органа исполнительной власти из числа органов, указанных в пункте 2 настоящих Правил (ФСИН России, МЧС России, Госнаркоконтроля России, Федеральная таможенная служба либо их территориальные органы), или уполномоченного им руководителя о предоставлении жилого помещения в собственность сотрудникам и инвалидам оформляется правовым актом. Выписка из правового акта, указанного в пункте 8 настоящих Правил, заверенная в установленном порядке, выдается (направляется) федеральным органом исполнительной власти из числа органов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, либо его территориальным органом в течение 14 рабочих дней сотруднику или инвалиду, в отношении которого принято решение о предоставлении жилого помещения в собственность.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Между тем, заявление Мачаева С.С. в нарушение его прав не рассмотрено до настоящего времени, доказательств наличия какого-либо решения по этому заявлению истцом не предоставлено ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций.
Более того, как следует из пояснений представителя истца Ивановой Д.В, данных в судебном заседании суда апелляционной инстанции от 25 октября 2018 года, решение этого вопроса по существу отложено до получения результатов судебного заседания по настоящему делу.
Судом первой инстанции установлено, что 03 июля 2014 года Мачаев обратился в ГУ МЧС России по Республике Калмыкия с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с составом семьи 5 человек.
По результатам проверки сведений, подаваемых для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, Комиссии ГУ МЧС России по Республике Калмыкия по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения предложено рассмотреть вопрос о признании права сотрудника Мачаева С.С. на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет федерального бюджета.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании права Мачаева С.С. на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет федерального бюджета.
Таким образом, истцом признана нуждаемость Мачаева С.С. и членов его семьи в жилом помещении.
На основании изложенного, исходя из установленных Конституцией Российской Федерации как высшим законом Российской Федерации жилищных прав ответчиков, а также неразрешения истцом вопроса о предоставлении признанным нуждающимися в жилом помещении ответчику Мачаеву С.С. и членам его семьи занимаемого ими служебного жилого помещения в собственность, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о выселении Мачаева и членов его семьи из служебного жилого помещения.
Суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал оценку представленным доказательствам, применил нормы материального права. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы истца не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия - без удовлетворения.
Председательствующий Н.А. Басангов
Судьи С.В. Лиджиев
О.В. Цакирова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.