Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего Кисилевской Т.В,
судей коллегии Гниденко С.П, Реутовой Ю.В.
при секретаре Харламповой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Желтышевой Н.В. на решение Ноябрьского городского суда от 08 августа 2018 года, которым постановлено:
взыскать с Желтышевой Н.В. в пользу Шубиной Ю.С. компенсацию морального вреда в размере 10000 (Десять тысяч)рублей.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Кисилевской Т.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шубина Ю.С. обратилась в суд с иском к Желтышевой Н.В. о компенсации морального вреда. В его обоснование указала, что 26 марта 2018 года в течение дня ответчик, находясь по месту своего жительства, на почве личных неприязненных отношений, действуя с прямым умыслом, направленным на унижение ее чести и достоинства, используя циничную и глубоко противоречащую нравственным нормам, правилам поведения в обществе, форму унизительного обращения, высказала слова оскорбительного характера в неприличной форме, которые носили выраженный личностный характер и были направлены в ее адрес. Постановлением Ноябрьского городского суда ЯНАО от 28 мая 2018 года Желтышева Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.61 КоАП РФ. В результате действий ответчика были опорочены ее честь и достоинство, высказывания ответчика отрицательно характеризуют ее личность, поскольку не соответствуют действительности, являются негативными и повлияли на ее репутацию, репутацию ее семьи и отношение к ней. Ей приходилось оправдываться перед коллегами по работе, друзьями, знакомыми. Из-за негативных переживаний стала страдать бессонницей. Ссылаясь на статьи 150, 151 ГК РоссийскойФедерации просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 15000 рублей.
В судебном заседании Шубина Ю.С. иск поддержала.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика Желтышевой Н.В, просившей о рассмотрении дела в ее отсутствие. В представленных возражениях на исковое заявление указала о необоснованности исковых требований.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше. В апелляционной жалобе (с учетом дополнений) ответчик просит об изменении решения суда и определении суммы компенсации морального вреда в меньшем размере, поскольку суд не
учёл обстоятельства причинения истцу вреда, степень физических и нравственных страданий, не принял во внимание её имущественное положение как пенсионера.
В возражениях на апелляционную жалобу истец считает решение законным, полагает об отсутствии оснований для его изменения.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежаще.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.3271 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением мирового судьи судебного участка N 4 судебного района города окружного значения Ноябрьск от 28 мая 2018 года, вступившим в законную силу, Желтышева Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.
Привлечение лица к административной ответственности за оскорбление (статья 5.61 КоАП РФ) не является основанием для освобождения его от обязанности денежной компенсации причиненного потерпевшему морального вреда в соответствии со статьей 151 ГК РФ.
Из указанного постановления следует, что 26 марта 2018 года в течение дня Желтышева Н.В, находясь по месту своего жительства по адресу: "адрес", на почве личных неприязненных отношений, действуя с прямым умыслом, направленным на унижение чести и достоинства Шубиной Ю.С, используя циничную и глубоко противоречащую нравственным нормам, правилам поведения в обществ, форму унизительного обращения, высказала слова оскорбительного характера в неприличной форме, которые носили явно выраженный личностный характер и были направлены в адрес потерпевшей.
Оскорбление выражено Желтышевой Н.В. в переписке в социальной сети "В контакте", содержание переписки подтверждено снимками экрана (скриншотами) с изображениями страниц переписки.
Частично удовлетворяя исковые требования и установив виновность Желтышевой Н.В, суд, руководствуясь положениями ст.ст. 1101, 151 ГК РФ, пришёл к правильному выводу о наличии оснований для его удовлетворения.
В соответствии со ст.151 ГК РФ основанием для взыскания денежной компенсации морального вреда являются действия, нарушающие личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
В силу ст.150 ГК РФ к их числу относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность.
Из разъяснений, данных в абзаце шестом пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", на ответчика, допустившего высказывание в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцуоскорблением (статья 130 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьи 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.2 ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
При этом оценка размера компенсации морального вреда относится к судебной дискреции (усмотрению).
Определяя размер компенсации морального вреда, суд обоснованно исходил из вины ответчика, а также степени физических и нравственных страданий истца. При этом суд учёл предусмотренные ст.1101 ГК РФ требования разумности и справедливости, а также материальное и семейное положение ответчика, снизив размер компенсации морального вреда до 10 000 рублей.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым разъяснить ответчику, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда и предоставлении соответствующих этому доказательств, она вправе обратиться с заявлением в суд, рассмотревший дело, о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда в порядке ст.434 ГПК РФ.
Доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на иную оценку фактических обстоятельств дела и выводов суда относительно них. Более того, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отвергнуты им по мотивам, приведенным в оспариваемом решении.
Оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ноябрьского городского суда от 08 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.