Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу защитника ( ... ) действующего в интересах отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Медвежьегорскому району, на постановление судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 26.10.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Медвежьегорскому району,
установил:
постановлением судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 26.10.2018 ОМВД России по Медвежьегорскому району (далее - Отдел) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
С таким постановлением не согласен защитник (... ) в поданной жалобе просит его отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что представление прокурора было рассмотрено 05.07.2018 с участием прокурора (... ) на рабочем совещании. По результатам рассмотрения начальнику ОУУП и ПДН было поручено провести дополнительные занятия с личным составом, взять на контроль проверку условно осужденных по месту жительства и проведение с ними профилактических бесед. На основании представления 27.07.2018 сотрудникам ОУУП и ПДН (... ) начальнику ОУУП и ПДН (... ) объявлены дисциплинарные взыскания. С личным составом проведены дополнительные занятия, связанные с изучением порядка проведения профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете. Таким образом, представление прокурора рассмотрено в полном объеме и в установленный срок, что подтверждается представленными в материалы дела документами. В повестке, направленной прокурором 03.10.2018 в адрес Отдела, указано на проведение проверки неисполнения представлений, внесенных прокурором в июле 2017 г, а постановление о возбуждении дела вынесено по факту неисполнения представления от 28.06.2018, чем нарушены права Отдела.
Заслушав подателя жалобы, поддержавшего и дополнившего ее доводы, прокуроров (... ) возражавших против удовлетворения жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.
В силу ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре РФ" (далее - Закон) при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Согласно п. 3 ст. 22 Закона прокурор в случае установления факта нарушения закона, в том числе, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно п. 1 ст. 24 Закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
По смыслу приведенных норм, положения Закона, предоставляющие прокурору право вносить представления об устранении нарушений закона, обязывают организации, должностных лиц, в чей адрес они вынесены, рассматривать данные представления и письменно сообщать прокурору о результатах принятых мер в установленный срок. Характер принимаемых мер должны определять самостоятельно те лица, которым адресовано представление.
Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 7 Закона прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении организациями внесенных представлений и протестов.
Основанием привлечения юридического лица к административной ответственности послужили те обстоятельства, что Отдел 05.08.2018, осуществляя свою деятельность по адресу: г. Медвежьегорск, ул. М. Горького, д. 33, умышленно не выполнил в установленный месячный срок законное требование, изложенное в представлении прокурора Медвежьегорского района от 28.06.2018 N об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, полученном Отделом 04.07.2018, а именно: в течение месяца со дня получения представления не приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о результатах принятых мер прокурору в письменной форме не сообщено.
Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, копией представления прокурора Медвежьегорского района от 28.06.2018 со сведениями о вручении его адресату, первоначальным и повторным запросами прокурора о результатах рассмотрения представления, выпиской из ЕГРЮЛ, ответом Отдела о результатах рассмотрения представления от 28.08.2018, дополнительным сообщением от 04.09.2018, иными материалами дела, объяснениями прокуроров, участвующих в процессе, и защитника (... )
Как следует из материалов дела, в представлении прокурора, обращено внимание Отдела на выявленные прокуратурой нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства, в том числе ст.ст. 187, 188 УИК РФ, ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", приказа МВД по Республике Карелия и УФСИН России по Республике Карелия от 29.09.2014 N 384/456, приказа МВД России от 31.12.2012 N 1166. Данные нарушения выразились, в том числе, в нарушении сроков постановки на учет осужденных по приговору суда лиц, отсутствии и ненадлежащем оформлении паспортов на административные участки, уклонении участковых уполномоченных полиции от профилактической работы. Представление получено Отделом 04.07.2018. Вместе с тем, в течение месяца Отдел не направил прокурору ответ о результатах рассмотрения представления, доказательств рассмотрения представления не предъявил, не извещал прокуратуру о времени и месте рассмотрения представления. Мотивированный ответ Отдела о результатах рассмотрения представления поступил в прокуратуру по повторному запросу прокурора 28.08.2018, то есть с существенным нарушением установленного срока.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения Отделом установленных Законом срока и порядка рассмотрения представления прокурора, в деле не содержится.
Представленные Отделом доводы и доказательства в подтверждение позиции по делу, в том числе ответ на представление, протокол рабочего совещания, датированный 05.07.2018, ведомости дополнительного изучения личным составом требований законодательства, карточки учета индивидуальной воспитательной работы, заслуживают критической оценки в части времени фактического совершения данных действий по рассмотрению представления. Так, ответ на представление не содержит даты его подписания или отправки (л.д. 13). В протоколе рабочего совещания от 05.07.2018 есть ссылка на участие в совещании прокурора (... ) (л.д. 16). Между тем, фактически данный сотрудник прокуратуры не участвовал в подобном совещании, а прокуратура не извещалась о его проведении, что не отрицал защитник при рассмотрении жалобы на постановление судьи.
Таким образом, установленные Законом порядок и срок рассмотрения представления прокурора Отделом существенно нарушен. С учетом характера допущенных нарушений, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, в действиях данного юридического лица находит достаточное подтверждение, несмотря на представленные в настоящее время доказательства принятия определенных мер по устранению выявленных нарушений уголовно-исполнительного законодательства.
Допущенная описка в направленном прокурором извещении не носит существенного характера и не свидетельствует о нарушении установленного КоАП РФ порядка возбуждения дела об административном правонарушении.
Дополнительно заявленные защитником доводы о неправомерном недопуске прокурором к участию в деле явившихся защитников подлежат отклонению. Так, явившиеся в прокуратуру 08.10.2018 по направлению Отдела (... ) не имели полномочий на представление (защиту) интересов данного юридического лица по делам об административных правонарушениях, что следует из содержания выданных им доверенностей. Вместе с тем, в целях реализации процессуальных прав Отдела с указанных сотрудников прокурором были взяты письменные объяснения, которые приобщены к делу.
Назначенное административное правонарушение соответствует минимальной санкции статьи, в связи с чем полагать о его излишней строгости не имеется.
Иные доводы жалобы также не опровергают состав административного правонарушения и обоснованность назначенного наказания.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, являющихся основаниями для отмены или изменения обжалуемого постановления, в ходе производства по делу не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 26.10.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Медвежьегорскому району оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
С.В. Щепалов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.