Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И,
судей Сильченко Р.П, Колбасовой Н.А.
при секретаре Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от (... ) по административному иску ЦуроВ. В. Б. к начальнику филиала МЧ-9 ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России Панкрашову Ф. П, филиалу МЧ-9 ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что Цурову В.Б, отбывающему наказание в исправительном учреждении, отказано в получении медицинской помощи, в направлении в лечебно-профилактическое учреждение с целью проведения операции по удалению инородного предмета ( (... )) из грудной клетки, а также в профилактике имеющихся заболеваний. В связи с имеющимися у административного ответчика заболеваниями ( (... )), а также по причине того, что его постоянно беспокоят головные боли, он неоднократно обращался к руководству исправительного учреждения с целью получения необходимого лечения, а также получения медикаментов, назначенных специалистами, однако его просьбы игнорируют. С (... ) по причине нахождения в состоянии крайней апатии Цуров В.Б. четыре раза совершал в отношении себя акты членовредительства, вводил инородные предметы в грудную клетку и брюшную полость. Один из таких предметов был удален в ЛПУ, действий к удалению иного предмета административный ответчик не предпринимает, просьбы истца игнорирует, отказывает в полноценном всестороннем обследовании и лечении в стационаре. Лечение, назначенное психиатром, по мнению Цурова В.Б, являлось малоэффективным, в связи с чем (... ) он вновь совершил членовредительство. Просил признать бездействие ответчика незаконным, обязать принять необходимые меры для обеспечения полной, эффективной медицинской помощи.
Решением суда исковые требования административного истца удовлетворены частично, на ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России возложена обязанность по согласованию с УФСИН России по Республике Карелия планового оперативного лечения Цурова В.Б. по удалению инородных тел из мягких тканей правой половины грудной клетки, а также его консультативного осмотра окулистом, неврологом, психиатром-наркологом.
С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, ссылаясь в апелляционной жалобе на недействительность акта об отказе подписания согласия на оказание медицинской помощи, от медосмотров, а также на то обстоятельство, что предписанные хирургом и неврологом лекарства не получал, просит изменить решение суда, признать бездействие административного ответчика незаконным.
В возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России и заинтересованное лицо УФСИН России по Республике Карелия выражают согласие с решением суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Цуров В.Б, участие которого обеспечено с использованием систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России Дагданова А.А, административный ответчик Панкрашов Ф.П. в судебном заседании суда апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражали, пояснили, что во исполнение решения суда Цуров В.Б. был направлен в филиал "Больница N 1" ФКУЗ МСЧ-10 УФСИН России.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 6 статьи 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Частями 1, 7 статьи 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, установлены Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2017 N 285 (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 названного Порядка оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.
Как следует из материалов дела, Цуров В.Б. отбывает наказание по приговору суда в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия с (... ).
С (... ) Цуров В.Б. состоит на профилактическом учете как лицо, склонное (... ).
В период с (... ) по апрель 2018 г. Цуров В.Б. жалоб на состояние здоровья не предъявлял, все обращения за медицинской помощью были связаны с актами членовредительства.
С (... ) по (... ) административный истец проходил лечение в филиале "Больница N 1" ФКУЗ МЧС ФСИН России с диагнозом: (... ).
В выписном эпикризе филиала "Больница N 1" указано на осмотр хирургом (установлен диагноз: (... )); неврологом (диагноз - (... )).
(... ) Цуров В.Б. осмотрен врачом-психиатром в исправительном учреждении. На момент осмотра показаний для госпитализации выявлено не было. Предварительный диагноз: (... ). Из листа назначений лекарственных препаратов за май 2018 г. следует, что Цуров В.Б. принимал указанный препарат.
(... ) Цуров В.Б. осмотрен врачом-психиатром, установлен диагноз (... ). Назначено медикаментозное лечение. Из листа назначений лекарственных препаратов за июнь 2018 г. следует, что Цуров В.Б. принимал назначенные препараты.
(... ) Цуров В.Б. осмотрен врачом-психиатром. Диагноз: (... ). Рекомендована (... ).
Также по делу установлено, что ранее, (... ), Цурову В.Б. установлен диагноз " (... )". (... ) Цуров В.Б. осмотрен окулистом, диагноз аналогичный. (... ) осмотр окулиста, жалобы на ухудшение зрения вдаль, диагноз: (... ), рекомендовано ношение очков. (... ) осмотр окулиста, диагноз: (... ), очки есть (не пользуется). В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Цуров В.Б. пояснил, что очки ему выдали.
В 2018 году административный истец в рамках комплексного профосмотра был осмотрен хирургом, психоневрологом, неврологом, терапевтом, стоматологом, были проведены необходимые анализы.
Ссылаясь на неоказание надлежащей медицинской помощи, Цуров В.Б. фактически просил суд признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непредоставлении назначенных хирургом и неврологом лекарственных средств, в отказе в проведении консультаций с врачами-специалистами (окулистом, психиатром), в ненаправлении на лечение для удаления введенных в тело инородных предметов.
Разрешая дело по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что медицинское обследование и лечение по выявленным заболеваниям Цурову В.Б. было оказано. До подачи административного иска Цуров В.Б. с жалобами на ухудшение зрения не обращался. Помощь в стабилизации его психического состояния была оказана врачом-психиатром.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом, поскольку он соответствует установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предписанные хирургом и неврологом лекарства Цуров В.Б. не получал, не нашли своего подтверждения материалами дела.
Вместе с тем судебная коллегия находит обоснованными доводы апелляционной жалобы о необходимости указания в резолютивной части решения о незаконности бездействия административного ответчика в части согласования планового оперативного лечения и организации консультативного осмотра врачами-специалистами.
Так, пунктом 8 Порядка предусмотрено, что лицам, заключенным под стражу, или осужденным первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается в медицинской части (здравпункте) или в процедурных кабинетах медицинской части, расположенных в режимных корпусах СИЗО и тюрем, в штрафном изоляторе (далее - ШИЗО), дисциплинарном изоляторе (далее - ДИЗО), в помещении, функционирующем в режиме СИЗО (далее - ПФРСИ), в помещении камерного типа (далее - ПКТ), едином помещении камерного типа (далее - ЕПКТ), в запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания (далее - медицинские кабинеты), при их наличии, в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта).
В случае невозможности оказания медицинской помощи в одном из структурных подразделений медицинской организации УИС лица, заключенные под стражу, или осужденные направляются в иные структурные подразделения медицинской организации УИС или медицинские организации, где такая медицинская помощь может быть оказана (пункт 9).
При обращении лица, заключенного под стражу, или осужденного с жалобами на наличие телесных повреждений, травм и отравлений, а также при выявлении медицинским работником, а также другим сотрудником УИС видимых признаков телесных повреждений, травм и отравлений после оказания необходимой медицинской помощи медицинским работником составляется заключение о медицинском освидетельствовании на наличие телесных повреждений, травм и отравлений (пункт 14).
В медицинских организациях УИС медицинская помощь в стационарных условиях лицам, заключенным под стражу, или осужденным оказывается в больницах, а также в специализированных отделениях при медицинских частях (далее - больница). Направление лиц, заключенных под стражу, или осужденных в больницу в плановом порядке осуществляется медицинским работником по предварительному письменному запросу с учетом сроков ожидания медицинской помощи, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1403. К запросу прилагаются выписка из медицинской документации пациента и информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство лица, заключенного под стражу, или осужденного (пункт 18).
В период содержания осужденного в учреждении УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья. При наличии показаний назначаются дополнительные исследования и консультации врачей-специалистов (пункт 31).
Медицинские осмотры и диспансерное наблюдение осужденных осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Прибытие осужденных для медицинского осмотра в медицинскую часть (здравпункт) организует администрация учреждения УИС (пункт 32).
При этом согласно названной Программе сроки ожидания оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи не должны превышать 30 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию; сроки проведения консультаций врачей-специалистов не должны превышать 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию.
03.07.2018 Цуров В.Б, отбывающий дисциплинарное взыскание в ШИЗО ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия, совершил акт членовредительства, который должен был быть выявлен при его ежедневном медицинском осмотре не позднее 04.07.2018.
В выписке из медицинской карты (... ) на имя Цурова В.Б. содержатся следующие сведения: на ЦФГ ОГК от 04.07.2018 - без очаговых и инфильтративных изменений; 05.07.2018 на момент осмотра не исключается вероятность акта членовредительства с шантажной целью.
Лишь 12.07.2018 оформлено медицинское заключение о медицинском освидетельствовании Цурова В.Б. на наличие телесных повреждений, травм и отправлений в связи с выявлением у Цурова В.Б. инородного тела (... ) в мягких тканях грудной клетки справа.
В материалы дела представлены рапорты сотрудников исправительного учреждения от 10.07.2018, 12.07.2018, 13.07.2018, 14.07.2018, 16.07.2018, 17.07.2018, 18.07.2018, 20.07.2018, 22.07.2018, 26.07.2018, 28.07.2018 о фиксации отказа Цурова В.Б. от поведения медицинских осмотров.
20.07.2018 оформлен акт об отказе Цурова В.Б. от подписи добровольного согласия на виды медицинских вмешательств и лишь 22.08.2018 такое согласие от Цурова В.Б. получено.
Вместе с тем из показаний данных Цуровым В.Б. следует, что об акте членовредительства он сообщил врачу при осмотре 04.07.2018, от подписания согласия на оказание медицинской помощи и проведения медицинских осмотров не отказывался, ссылается на недействительность акта от 20.07.2018.
Пояснения Цурова В.Б. соотносятся с пояснениями начальника филиала Панкрашова Ф.П, согласно которым рентгеновские снимки Цурову В.Б. были сделаны 04.07.2012, однако описаны только 12.07.2018, до момента описания снимков акт членовредительства не был оформлен.
Кроме того, пояснения Цурова В.Б. о том, что он 20.07.2018 не отказывался от лечения и давал свое согласие ранее 22.08.2018, соотносятся также и с тем, что с настоящим административным иском Цуров В.Б. обратился в Сегежский городской суд Республики Карелия еще 30.07.2018.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о наличии согласия Цурова В.Б. на медицинское вмешательство, по крайней мере, на момент обращения с настоящим административным иском в суд, то есть не позднее 30.07.2018.
С учетом сроков ожидания медицинской помощи, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, судебная коллегия полагает, что срок ожидания Цуровым В.Б. оказания специализированной медицинской помощи не должен был превышать 30 календарных дней, а срок проведения консультаций врачей-специалистов не должен был превышать 14 календарных дней, однако на момент рассмотрения дела судом первой инстанции (11.09.2018) указанные сроки истекли.
Разрешая дело по существу, установив, что административный истец нуждается в плановом оперативном лечении по удалению инородных тел из мягких тканей правой половины грудной клетки, а также в консультативном осмотре окулиста, невролога, психиатра-нарколога, суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении требований административного истца. При этом, удовлетворяя требования административного истца и возлагая на административного ответчика обязанность согласовать с УФСИН России по Республике Карелия плановое оперативное лечение по удалению инородных тел из мягких тканей правовой половины грудной клетки и проведение консультативного осмотра врачами-специалистами (окулистом, неврологом и психиатром-наркологом), суд фактически установилнеправомерность бездействия ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России, не предпринявшего все необходимые меры для своевременного получения согласия на этапирование Цурова В.Б. в лечебное учреждение для оказания специализированной медицинской помощи и проведения консультаций врачей-специалистов, однако, в нарушение положений пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, не указал об этом в резолютивной части решения.
С учетом изложенного судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения суда абзацем о признании незаконным бездействия ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России в части согласования планового оперативного лечения Цурова В.Б. по удалению инородных тел из мягких тканей правой половины грудной клетки; организации консультативного осмотра осужденного окулистом, неврологом, психиатром-наркологом.
При этом судебная коллегия учитывает, что решение суда административным ответчиком не обжаловано и на день рассмотрения апелляционной жалобы полностью исполнено. (... ) проведена операция по удалению инородного тела (... ), ревизия области предполагаемого расположения (... ). (... ) административный истец осмотрен окулистом, (... ) - психиатром-наркологом и неврологом.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 11.09.2018 по настоящему делу оставить по существу без изменения.
Дополнить резолютивную часть решения суда следующим абзацем:
Признать незаконным бездействие ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России в части согласования планового оперативного лечения Цурова Вахи Борисовича по удалению инородных тел из мягких тканей правой половины грудной клетки; организации консультативного осмотра осужденного окулистом, неврологом, психиатром-наркологом.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.