Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Кузиной Т.А., судей Леонтенковой Е.А., Жилкина А.М.
при секретаре Манакиной И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Жилкина А.М.
дело по апелляционной жалобе администрации г.Арзамаса Нижегородской области
на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 26июля 2018 года
по делу по иску Есиной Д.И. к администрации г.Арзамаса Нижегородской области о понуждении предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛА:
Есина Дарья Игоревна обратилась в суд с иском к администрации г.Арзамаса Нижегородской области о понуждении предоставить жилое помещение, в соответствии с которым просила суд обязать ответчика предоставить ей жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Арзамаса Нижегородской области, отвечающее требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, соответствующее норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв.м.), указав, что ее отец Е.И.В. умер 16.12.2004 года, мать Е.А.М. умерла 15.12.2005 года. С 15.12.2005 года по 01.12.2016 года она являлась ребенком-сиротой, в настоящее время относится к категории лиц из числа детей-сирот. Постановлением администрации г.Арзамаса N 1027 от 06.06.2013 года она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
В судебное заседание суда первой инстанции истец Есина Д.И. не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель истца - адвокат Спиридонов В.В. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал.
Представитель ответчика администрации г.Арзамаса - Зайцева Л.В. иск не признала.
Представитель третьего лица Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 26 июля 2018 года исковые требования Есиной Д.И. удовлетворены. На администрацию г.Арзамаса Нижегородской области возложена обязанность предоставить Есиной Д.И. жилое помещение на территории г.Арзамаса Нижегородской области, отвечающее требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, размером не менее 30 кв.м, на основании договора найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе администрации г.Арзамаса Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и не обоснованного и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В частности указано, что судом не принято во внимание, что администрация г.Арзамаса является ненадлежащим ответчиком, поскольку уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области является Министерство социальной политики Нижегородской области. Судом не принят во внимание довод администрации о том, что ответчик в рамках своих полномочий, исходя из объемов поступающих средств из областного бюджета, приобретает соответствующее количество жилых помещений, которые впоследствии предоставляет детям-сиротам в порядке очередности, иное бы нарушало права других лиц, состоящих в соответствующих списках нуждающихся в улучшении жилищных условий. Также суд не принял во внимание несоблюдение досудебного порядка урегулирования настоящего спора истцом.
Стороны в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом заблаговременно по почте с уведомлением, об уважительности причин неявки не сообщили.
При таких обстоятельствах в соответствии со ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе ответчика в отсутствие не явившихся лиц.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном гл.39 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38).
Забота о детях, по смыслу части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации, предполагает, что ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида.
На основании положений Конституции РФ, служащих основой конституционно-правовых отношений, содержанием которых являются в том числе права детей, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Разрешая заявленные требования, с учетом положений Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, ст. ст. 109.1 ЖК РФ, ст.8 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 года N 315 "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, согласно п.1.2 которого обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется, в том числе, путем предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда (п."В"). Пунктом 1.4 установлено, что предоставление жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот.
Законом Нижегородской области от 30 сентября 2008 года N 116-З "Онаделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Законом Нижегородской области от 07.09.2007г. N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" в ст.10 установлено, что распоряжение жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области осуществляется уполномоченными Правительством Нижегородской области органами исполнительной власти Нижегородской области, в том числе, путем предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Нижегородской области для социальной защиты отдельных категорий граждан.
Согласно п.2.7 Положения о порядке обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010г. N 315, предоставляемые органами местного самоуправления детям-сиротам жилые помещения должны отвечать требованиям, предъявляемым к благоустроенным
жилым помещениям, соответствовать норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв. м).
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление вне очереди жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
При этом положения перечисленных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Есина Дарья Игоревна, 01.12.1998 года рождения, является лицом из числа детей-сирот. Её отец Е.И.В. умер 16.12.2004 года, мать Е.А.М. умерла 15.12.2005 года, что подтверждается: свидетельством о рождении (л.д.5), свидетельствами о смерти (л.д.6, 7).
Есина Д.И. на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от 22.01.2007 года является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 29,6 кв.м. по адресу: д.7А, кв.8.
Сособственниками указанной квартиры по 1/4 доле каждый также являются Уланова Л.Г, Есин М.И, Уланов М.С, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 01.03.2007 года и выписками из ЕГРН от 13.05.2013 года, 15.05.2013 года, 12.07.2018 года, 19.07.2018 года.
Доказательств того, что Есина Д.И. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя иного жилого помещения по договору социального найма, либо собственником иного жилого помещения, в материалы дела не представлено.
Согласно справке о составе семьи от 31.05.2018 года в жилом помещении по адресу: д.7А, кв.8, зарегистрированы Есина Д.И. и Уланова Л.Г. (л.д.30).
На основании заявления Есиной Д.И. и ее попечителя Есиной Т.А. от 30.05.2013 года постановлением администрации г. Арзамаса Нижегородской области N 1027 от 06.06.2013 года установлен факт невозможности проживания Есиной Д.И. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Нижегородская, д.7А, кв.8, в связи с чем она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
01.12.2016 года Есиной Д.И. исполнилось 18 лет, в связи с чем, а также на основании положений п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года N159-ФЗ, п.1,3 ст.15.6-1 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года N 123-З, п.2.7 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот у нее возникло право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории г.Арзамаса Нижегородской области, соответствующее норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв.м.).
Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались.
Однако до настоящего времени жилое помещение Есиной Д.И. не предоставлено.
Несостоятельны доводы ответчика, что права истца не нарушены, поскольку выделение помещений происходит исходя из имеющихся обстоятельств и списка, список квот формирует Министерство социальной политики, и администрация г..Арзамаса является ненадлежащим ответчиком по делу, осуществляя в полной мере свои государственные полномочия. Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке установленном законом субъекта РФ формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещениями. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещения относится к расходным обязательством субъекта РФ. На основании Постановления Правительства Нижегородской области уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области определено Министерство социальной политики Нижегородской области. Жилые помещения предоставляются детям - сиротам, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по достижению возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Органы местного самоуправления формируют соответствующий список и предоставляют его в уполномоченный орган для своевременного планирования бюджетных ассигнований по приобретению (строительству) жилых помещений и последующего предоставления их детям-сиротам и лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений для проживания детей-сирот и лиц из их числа определяется правительством Нижегородской области. Строительство (приобретение) жилых помещений осуществляется за счет средств областного бюджета и федерального бюджета.
Объем субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями за счет средств федерального и областного бюджета определяется законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Благоустроенные жилые помещения, построенные (приобретенные) за счет средств областного и федерального бюджетов оформляются в муниципальную собственность и после отнесения их к специализированному жилищному фонду предоставляются однократно детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений. Органы местного самоуправления являются лишь "посредником" при предоставлении жилых помещений детям-сиротам. Администрацией г..Арзамаса в рамках, переданных полномочий, исходя из объемов поступающих средств из областного бюджета, приобретается соответствующее количество жилых помещений, которые впоследствии предоставляются детям-сиротам. Критерием их предоставления является дата наступления оснований для обеспечения жильем. Есина Д.И. стоит в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Если эта очередность нарушается, то нарушаются права других лиц, находящихся в этом списке и у которых право на предоставление жилого помещения возникло ранее Есиной Д.И.
По исполнению 01.12.2016 года Есиной Д.И. 18 лет, в соответствии с положениями п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п.1, 3 ст.15.6-1 Закона Нижегородской области от 07.09.2007г. N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области", п. 2.7 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010г. N315, у неё возникло право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда в черте в черте границ г. Арзамаса Нижегородской области, соответствующее норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области.
В связи с этим суд первой инстанции, разрешая спор по существу, принял верное решение об удовлетворении иска и пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для возложения на администрацию г. Арзамаса Нижегородской области обеспечить Есину Д.И. жилым помещением.
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по своей сути означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории "дети-сироты" в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.
Следовательно, у истца Есиной Д.И, как нуждающейся в жилом помещении, возникло право на предоставление жилого помещения в порядке, установленном законом, и, имея право на получение жилого помещения, она включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако полагающееся по закону жилое помещение ей так и не было предоставлено до настоящего времени.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о необходимости защиты права Есиной Д.И. и об удовлетворении иска о предоставлении жилья являются законными и обоснованными.
Отвергая за необоснованностью правовую позицию ответчика, судебная коллегия отмечает, что ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. В этой связи судебная коллегия отмечает, что осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа. По мнению судебной коллегии, отсутствие материальных ресурсов не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация г. Арзамаса является ненадлежащим ответчиком по данному делу со ссылкой на то, что на основании Постановления Правительства Нижегородской области уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области определено Министерство социальной политики Нижегородской области в рамках предоставления дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно на имущество и жилое помещения, что относится к расходным обязательством субъекта РФ, не может быть признан состоятельным, поскольку Министерство социальной политики Нижегородской области является главным распорядителем средств областного и федерального бюджета для финансирования строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот осуществляется (п.2 указанного выше Положения), а органом, непосредственно уполномоченным на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда соответствующей категории граждан является ответчик (п.1.4 Положения).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их соответствующими обстоятельствам дела, нормам права и не находит оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 26 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Арзамаса Нижегородской области без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.