Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Дубинина А.И.,
судей: Криволаповой Е.А, Шеховцовой Э.А.
при секретаре судебного заседания: Костине Э.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - начальника Управления труда и социальной защиты населения администрации Петровского городского округа СК - Туртупиди Н.И. на решение Петровского районного суда Ставропольского края от 30 июля 2018 года по гражданскому делу по иску Донченко М.С. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Петровского городского округа Ставропольского края о признании уважительными причины пропуска срока обращения в Управление труда и социальной защиты населения администрации Петровского городского округа Ставропольского края и возложении обязанности назначить и выплатить единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком,
заслушав доклад судьи Криволаповой Е.А.
УСТАНОВИЛА:
Донченко М.С. обратилась в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Петровского городского округа СК о признании уважительными причины пропуска срока обращения в Управление труда и социальной защиты населения администрации Петровского городского округа Ставропольского края и возложении обязанности назначить и выплатить единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, впоследствии уточнив его.
В обоснование заявленных требований указала, что ранее получить паспорт она не могла, так как находилась в стесненных обстоятельствах, всё время деньги уходили на ёе лечение, ввиду наличия проблем со здоровьем (***). 17.02.2018 ей была выдана справка МСЭ о *** группе инвалидности. Рождение ребенка также препятствовало получению паспорта, так как все время, деньги и силы уходили на заботу о ребенке. Решением Петровского районного суда от 02.02.2017 года был установлен юридический факт ее проживания по состоянию на 06.02.1992 года на территории РФ. 22.08.2017 она получила паспорт гражданина РФ, а 03.10.2017 в отделе записи актов гражданского состояния управления записи актов гражданского состояния СК по Петровскому району была составлена запись акта о рождении *** П.А.А, за N387. В решении суда от 02.02.2017 установлен факт, что её родители были граждане СССР, а в последствии РФ, и тем самым она была и по настоящее время является гражданкой Российской Федерации, а граждане РФ имеют права на выплаты, причитающиеся гражданам РФ по беременности и родам. В ноябре 2017 года, её муж П.А.А. подал необходимые документы в Управление труда и социальной защиты населения и с ноября 2017 года получает ежемесячное пособие на сына. Он так же как она является человеком неграмотным. 06.12.2017 ее муж подал заявление о выплате пособий на рождение ребенка и ответом N 05/3881 от 29.12.2017 Управление труда и социальной защиты населения отказало ему в выплате не полученных пособий. Считает, что срок подачи заявлений на получение соответствующих пособий ею пропущен по уважительной причине, так как свидетельства о рождении ребенка, а самое главное паспорта гражданина РФ, у неё не было; а также в силу своей неграмотности, состояния здоровья.
Просила суд признать уважительными причины пропуска срока обращения в Управление труда и социальной защиты населения администрации Петровского городского округа СК и возложить обязанность назначить и выплатить за счет средств Федерального бюджета единовременное пособие при рождении ребенка в размере 13741,99 рублей и ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 49430,44 рублей; отказавшись при этом от остальной части первоначально заявленных исковых требования.
Решением Петровского районного суда Ставропольского края от 30 июля 2018 года исковые требования Донченко М.С. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Петровского городского округа СК о восстановлении срока и возложении обязанности назначить и выплатить единовременное пособие при рождении и пособие выплачиваемое по уходу за ребенком до 1,5 лет - удовлетворены. Суд первой инстанции постановилпризнать уважительными причины пропуска срока обращения Донченко М.С. в Управление труда и социальной защиты населения администрации Петровского городского округа СК с заявлением о выплате единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, восстановив Донченко М.С. пропущенный срок для получения единовременного пособия при рождении ребенка и на получение ежемесячного пособия неработающим гражданам, осуществляющим уход за ребенком в возрасте до полутора лет. Также, суд первой инстанции обязал Управление труда и социальной защиты населения администрации Петровского городского округа СК назначить и выплатить Донченко М.С. за счет средств Федерального бюджета единовременное пособие при рождении ребенка П.А.А, *** года рождения, в размере 13741,99 рубль, и ежемесячное пособие, по уходу за ребенком в сумме 49430, 44 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, представитель ответчика - начальник Управления труда и социальной защиты населения администрации Петровского городского округа СК - Туртупиди Н.И. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как вынесенное с существенным нарушением и неправильным применением норм материального права. Указывает, что как для застрахованных, так и для незастрахованных лиц принят один порядок назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, - Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 N 1012н. При этом, обращает внимание на то, что лишь для лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, установлена возможность обращения за пособием по истечении шестимесячного общеустановленного срока при наличии уважительных причин по решению о назначении пособия, которое принимается территориальным органом Фонда социального страхования РФ при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием, определенных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2007 N 74 с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.10.2009 N813н. Вместе с тем, право иных лиц обратиться за вышеназванными пособиями при наличии уважительных причин пропуска срока не предусмотрено. Указывает, что истец не подавала заявление по установленной форме и документы, перечисленные пунктами 28, 54 Порядка. При этом, полагает, что истом не представлено доказательств уважительности причин неполучения ею свидетельства о рождении ребенка.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей Управления труда и социальной защиты населения администрации Петровского городского округа СК Серяк М.П. и Заботкину Л.А. поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Решением Петровского районного суда Ставропольского края N 2-91/2017 от 02.02.2017 года, рассмотрено заявление Донченко М.С. об установлении юридического факта постоянного проживания на территории Российской Федерации на 06.02.1992. Заявление Донченко М.С. удовлетворено. Установлен факт, имеющий юридическое значение - факт постоянного проживания по состоянию на 06.02.1992 на территории Российской Федерации в пос. Новый Янкуль Андроповского района Ставропольского края Донченко Е.Н, *** года рождения, уроженки г.Светлоград Ставропольского края, и Павленко С.Д, *** года рождения, уроженца с.Александровское Александровского района, Ставропольского края. Решение вступило в законную силу 07 марта 2017 года.
Паспорт гражданина Российской Федерации истице Донченко М.С, *** года рождения, уроженке села Новый Янкуль Андроповского района Ставропольского края, серии ***, выдан Отделением УФМС России по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской республике в Петровском районе 22.08.2017 года и с 27.09.2017 г. она зарегистрирована по адресу: Ставропольский край, Петровский район, с.Донская Балка, ул.***.
Истец Донченко М.С. является матерью малолетнего П.А.А, родившегося в Российской Федерации *** года, что подтверждается свидетельством о рождении П.А.А. серии *** года, выданным отделом загса управления загса Ставропольского края по Петровскому району, отцом которого указан П.А.А, о чем 03.10.2017 составлена запись акта о рождении N 387.
Согласно справке МСЭ - 2015 N 0828997, выданной ФКУ "КБ МСЭ по Ставропольскому краю" Минтруда России бюро МСЭ N 18, следует, что Донченко М.С. 13.12.2017 года впервые установлена *** группа инвалидности по причине общего заболевания на срок до 01.01.2019 года.
Инвалидность отца ребенка истицы П.А.А, *** года рождения, подтверждается справкой МСЭ-2001 N3542427, выданной Специализированным психиатрическим бюро МСЭ N 1 г.Ставрополя, согласно которой следует, что ему установлена *** группа инвалидности бессрочно и он нуждается в постоянном постороннем уходе.
26.03.2018 истец Донченко М.С. обратилась с заявлением в Управление социальной защиты населения администрации Петровского городского округа о выплате ей на несовершеннолетнего П.А.А, *** года рождения, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Письмом от 12.04.2018 за N 05/1195 ответчик в удовлетворении заявления Донченко М.С. в части назначения и выплаты ей единовременного пособия при рождении ребенка отказал со ссылкой на истечение предусмотренного законом 6-месячного срока на обращение с данным заявлением со дня рождения ребенка.
В судебном заседании установлено, что Донченко М.С. являлась лицом без гражданства, проживала на территории Российской Федерации в Ставропольском крае, ни где не работала, вышла замуж по цыганским традициям и в *** года родила ребенка П.А. *** года рождения, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком не получала.
В связи с тем, что у истицы отсутствовал паспорт на момент рождения ребенка, она не имела права получить свидетельство о рождении ребенка и в установленном порядке обратиться за получением пособий, о взыскании которых она просила в настоящем иске.
В статье 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" отражено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей.
В силу второго абзаца ст. 13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей", право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящихся в отпуске по уходу за ребенком. Положениями указанного федерального закона установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Согласно ст. 14 указанного Федерального закона, лицам, указанным в абзацах втором - пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В силу третьего абзаца ст. 15 указанного Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательно социальное страхование в случае временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - лицам, указанным в абзаце втором части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальным размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1, ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию.
Страхователь осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы (иных выплат, вознаграждения).
В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ (в ред. от 23.07.2013 г.) "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также иным категориям застрахованных лиц в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком, либо в случае отсутствия возможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, либо в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу, либо в случае, если на день обращения застрахованного лица за указанными пособиями в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве страхователя, назначение и выплата указанных пособий, за исключением пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств страхователя в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, осуществляются территориальным органом страховщика.
Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно п. 27 Порядка, право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.
Пункт 29 Порядка указывает, что в случае, если оба родителя либо лицо, их заменяющее, не работают (не служат) либо обучаются по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) одного из родителей, либо лица, его заменяющего.
В случае если один из родителей работает, а другой не работает, единовременное пособие при рождении назначается и выплачивается по месту работы родителя (п. 27 Порядка).
Согласно ст. 17.2 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" единовременное пособие при рождении ребенка назначается, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.
Согласно ст. 17.2 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.
При этом ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за весь период, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, имело право на выплату указанного пособия, в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации на соответствующий период.
Согласно п. 27 Порядка единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) одного из родителей, либо лица, его заменяющего.
В соответствии с пунктом 80 Порядка пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет, со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении (со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства), со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью), со дня окончания военнослужащим военной службы по призыву.
В случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за единовременным пособием женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременным пособием при рождении ребенка либо в случае невозможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной ГК РФ, либо в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка застрахованному лицу, выплата указанных пособий осуществляется в порядке, определенном абзацем первым настоящего пункта.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2007 г. N 74 утвержден Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком.
Между тем, из приведенных норм следует, что указанные федеральные законы непосредственно не регулируют отношения, связанные с восстановлением пропущенного шестимесячного срока обращения за единовременным пособием при рождении ребенка.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 г. N 1012н утвержден Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Абзац 3 пункта 80 названного Порядка, закрепляя право территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации на принятие решения о назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком по истечении шестимесячного срока обращения при наличии уважительных причин его пропуска, фактически воспроизводит положения части 3 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Статья 17.2 Федерального закона РФ от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" не содержит каких-либо положений, ограничивающих право лица на обращение в суд с заявлением о восстановлении пропущенных сроков, предусмотренных данной нормой, формальное истечение которых не отменяет право на получение государственных пособий.
При этом, при обращении лица в суд последний вправе, исходя из конкретных обстоятельств, признать причину пропуска срока обращения за пособием уважительной.
Кроме того, отец ребенка также был лишен возможности обратиться с заявлением о выплате пособия в предусмотренный законом 6-месячный срок в связи с тем, что его отцовство установлено за пределами этого срока, только при получении свидетельства о рождении ребенка.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что на момент рождения ребенка П.А, *** года рождения, и на момент обращения к ответчику - 26 марта 2018 года, родители ребенка не работали, а потому не имели возможность получить единовременное пособие при рождении ребенка по месту работы, следовательно обоснованно удовлетворил требования о взыскании с ответчика единовременного пособия при рождении ребенка в сумме 13741, 99 копеек.
При обращении лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за пособием по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком по истечении шестимесячного срока обращения за ними решение о назначении пособия принимается территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием, определенных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 г. N 74 "Об утверждении Перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам".
Принимая во внимание те обстоятельства, что за период с 02 февраля 2017 года по 30 марта 2018 года истец принимала меры для получения указанного пособия, а также осуществляла уход за ребенком с рождения а именно с *** года, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об уважительной причине пропуска Донченко М.С. установленного шестимесячного срока обращения за назначением ежемесячного пособия по уходу за ребенком и удовлетворил исковые требования в этой части.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что, разрешая дело, суд в полном объеме определилобстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы права. Выводы суда основаны на обстоятельствах, установленных судом, подтверждены доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия согласна.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и направлены на переоценку представленных доказательств, что не может являться основанием к отмене решения суда. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Петровского районного суда Ставропольского края от 30 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.