Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего Медведевой Д.С,
судей Минаева Е.В, Сицинской О.В,
при секретаре судебного заседания Фатневой Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гулько О.А. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Советского городского округа Ставропольского края о признании права на получение денежных выплат по апелляционной жалобе начальника Управления труда и социальной защиты населения администрации Советского городского округа Ставропольского края Харченко Е.Ф. на решение Советского районного суда Ставропольского края от 7 сентября 2018 года. Заслушав доклад судьи Ставропольского краевого суда Минаева Е.В, судебная коллегия
установила:
Гулько О.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Советского городского округа Ставропольского края о признании права на получение денежных выплат.
В обоснование заявленных требований истец указала, что... г. у нее родился третий ребенок Гулько А.Ю, в связи с чем возникло право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 г. N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации". За реализацией данного права она обратилась в Управление труда и социальной защиты населения администрации Советского муниципального района.
Первоначально ей назначена ЕДВ, которая выплачивалась в период времени с 01.12.2015 по 31.12.2016, что подтверждается банковской выпиской со счета N...
Начиная с 2017 года ответчик перестал производить денежные выплаты, изначально мотивируя перерыв в осуществлении выплат необходимостью предоставления обновленной информации о семье истицы, а затем отсутствием постоянной регистрации у детей на момент рождения третьего ребенка.
Вместе с тем ею представлен полный пакет документ подтверждающих наличие гражданства РФ, наличие регистрации у неё, ее супруга на территории Ставропольского края, факт постоянного совместного проживания семьи на территории Ставропольского края на момент рождения третьего ребенка, величину среднедушевого дохода семьи, не превышающею величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в Ставропольском крае.
При этом в соответствии с действующим законодательство регистрация не является единственным доказательством постоянного проживания по определенному адресу.
Полагает, что права ее семьи нарушены, так как наличие регистрации на территории субъекта РФ не установлено как условие Указом Президента и постановлением Губернатора. Считает, что требование, установленное п. 5 постановления Ставропольского края от 20.12.2012 N 498-п "Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3-х лет, в Ставропольском крае направлен на установление факта постоянного проживания семьи в данном субъекте РФ.
Просила суд признать за ней право на получение ЕДВ и обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Советского городского округа Ставропольского края производить ЕДВ с 01.01.2017, выплатив образовавшуюся задолженность единовременным платежом.
Обжалуемым решением Советского районного суда Ставропольского края от 7 сентября 2018 года исковые требования Гулько О.А. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Советского городского округа Ставропольского края, удовлетворены. За Гулько О.А. признано право на получение ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка, в связи с рождением третьего ребенка Гулько А.Ю,... года рождения, до достижения им трехлетнего возраста. Суд обязал Управление труда и социальной защиты населения администрации Советского городского округа Ставропольского края производить ежемесячную денежную выплату, предусмотренную постановлением Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации". Гулько О.А. с 01.01.2017г. до достижения ребенком 3-х летнего возраста, выплатив образовавшуюся задолженность единовременным платежом.
Не согласившись с указанным решением, начальника Управления труда и социальной защиты населения администрации Советского городского округа Ставропольского края Харченко Е.Ф. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Считает, что суд, удовлетворяя исковые требования Гулько О.А. в части обязания ответчика назначить ЕДВ на третьего ребенка с 01.01.2017 г. до достижения им трехлетнего возраста без письменного заявления и предоставления необходимых документов, подтверждающих доходы семьи, учитываемые при исчислении величины среднедушевого дохода, поставил истицу в более приоритетное право перед другими заявителями на назначение ЕДВ, а значит, не дал должной правовой оценки представленным доказательствам и неверно применил нормы материального права, что в силу ст. 330 ГПК РФ является основанием к отмене судебного решения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N1351утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. В соответствии с данной Концепцией реализация демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года будет осуществляться в три этапа. Кроме того, потребуется принятие дополнительных мер, стимулирующих рождение в семьях второго и третьего ребенка. Источниками финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" Правительству Российской Федерации поручено обеспечить к 2018 году повышение суммарного коэффициента рождаемости до 1,753, осуществлять с 2013 года софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при назначении выплат в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации. Рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 1 июля 2012 года нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Постановлением Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012года N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" установлена ежемесячная выплата нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемую в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей, до достижения ребенком возраста трех лет (ежемесячная денежная выплата) в размере величины прожиточного минимума для детей в Ставропольском крае. Определено, что ежемесячная денежная выплата предоставляется при соблюдении следующих условий: наличие гражданства Российской Федерации у родителей и детей среднедушевой доход семьи не превышающий величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в Ставропольском крае (пункт 2 постановления). В пункте 5 указанного постановления установлено, что настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования. Постановлением Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2012года N 498-п утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском края (Порядок).
В соответствии с пунктом 5 данного Порядка ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается заявителю при соблюдении на дату обращения за такой выплатой, при наличии права на это, при соблюдении следующих условий: наличие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей; постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную выплату; совместное проживание заявителя с третьим или последующим ребенком, с рождением которого возникло права на выплату; среднедушевой доход.
Сведения о доходах семьи, подтверждающие ее право на ежемесячную денежную выплату, представляются заявителем в уполномоченный орган либо многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае (далее - многофункциональный центр) ежегодно, по истечении двенадцати месяцев со дня назначения ежемесячной денежной выплаты до достижения ребенком возраста трех лет. В случае представления заявителем сведений о доходах семьи, подтверждающих ее право на ежемесячную денежную выплату, до истечения двенадцати месяцев со дня назначения указанной выплаты, они возвращаются заявителю без рассмотрения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истица Гулько О.А. 30.12.2015 обратилась в УТСЗН с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае, и получала указанную выплату до 30.11.2016 г.
1.12.2016 г. выплата была приостановлена в связи с непредоставлением документов, подтверждающих виды доходов семьи, учитываемых при исчислении величины среднедушевого дохода, на очередной год.
Поскольку соответствующих, подтверждающих виды доходов, для продления выплаты истец не представил, 1.03.2017 г. выплата прекращена.
Согласно свидетельствам о рождении серии... N.., выданному... (повторно), серии... N.., выданному.., серии... N.., выданному.., Радченко И.С. родился.., Радченко Д.С. родился.., Гулько А.Ю. родился.., их матерью является Гулько (Радченко) О.А.
Согласно свидетельству о заключении брака серии... N.., дата выдачи.., Гулько Ю.С и Радченко О.А. заключили брак.., после заключения брака жене присвоена фамилия Гулько.
Факт регистрации по месту жительства истицы Гулько О.А. по адресу:... с... по настоящее время подтверждается имеющимся штампом в паспорте гражданина РФ серия.., выданном отделом УФМС России по Ставропольскому краю в г. Зеленокумске.., домовой книгой для регистрации граждан по указанному адресу, в которой имеется отметка о регистрации истца с...
Факт регистрации по месту жительства членов семьи Гулько О.А. - мужа Гулько Ю.С. с.., подтверждается имеющимся штампом в паспорте гражданина РФ серия.., выданном... ОВД Советского района Ставропольского края, домовой книгой для регистрации граждан по указанному выше адресу; несовершеннолетних детей Радченко Н.С,... года рождения, Радченко Д.С,... года рождения, Гулько А.Ю,... года рождения - домовой книгой для регистрации граждан, согласно которой несовершеннолетние зарегистрированы по данному адресу с...
Согласно отметкам в паспортах Гулько О.А. и Гулько Ю.С, копии которых имеются в деле N 20415 от 30.12.2015 о назначении ЕДВ, Гулько О.А. имела постоянную регистрацию по месту жительства с 2003 года по адресу:.., с... имеет регистрацию по адресу:... по настоящее время; Гулько Ю.С. имел регистрацию по месту постоянного жительства с... году по адресу:.., с... имеет регистрацию по адресу:... по настоящее время.
Из справки от 29.06.2018 инспектора отдела делопроизводства и обращений граждан администрации Советского городского округа Ставропольского края следует, что Гулько О.А. зарегистрирована по адресу:... и имеет состав семьи: муж ГулькоЮ.С,... г.р, сын Радченко Д.С,... г.р, сын РадченкоИ.С,.., сын Гулько А.Ю,... г.р.
Разрешая исковые требования истца, суд исходил из того, что поскольку Гулько О.А. ежемесячная денежная выплата в связи с рождением третьего ребенка была назначена с 30.12.2015, наличие регистрации родителей и старших несовершеннолетних детей по месту жительства на территории Ставропольского края не требовалось. Таким образом, поскольку за продлением выплаты ЕДВ истица обратилась 15.03.2017, в соответствии с абз.3 п. 14 указанного Порядка, выплата ЕДВ должна быть возобновлена с 01.01.2017, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Гулько О.А.
Судебная коллегия не может согласиться с вышеуказанным выводом поскольку суд неверно определилобстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с п.п. 9 п. 15 Порядка осуществления назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2012 г. N 498-п, выплата назначенной ежемесячной денежной выплаты прекращается по истечении трех месяцев со дня приостановления выплаты ежемесячной денежной выплаты в соответствии с подпунктом 3 пункта 14 настоящего порядка.
Согласно подпункта 3 пункта 14 вышеназванного Порядка выплата ежемесячной денежной выплаты, приостановленной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта, возобновляется при представлении документов, подтверждающих доходы семьи, учитываемые при исчислении величины среднедушевого дохода, с месяца ее приостановления, но не более чем за три месяца до месяца, в котором представлены указанные документы.
Суд не учел, что выплата ежемесячной денежной выплаты истице производилась по 30.11.2016 года. Со дня приостановления выплаты 01.12.2016года и в течение трех месяцев Гулько О.А. не предоставила документы, подтверждающие виды доходов семьи. В связи с этим 15.03.2017 г. выплата прекращена.
15 марта 2017 года Гулько О.А. в устной форме обратилась в Управление труда для выяснения вопроса о прекращении выплаты ежемесячной денежной выплаты, при этом ею не были предоставлены документы, необходимые для возобновления указанной выплаты.
Согласно п. 17 Порядка при устранении обстоятельств, повлекших прекращение ежемесячной денежной выплаты, указанных в подпунктах 3 - 10 пункта 15, ежемесячная денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были устранены эти обстоятельства, но не более чем за трехмесячный период, предшествовавший месяцу подачи заявления.
Однако до настоящего времени Гулько О.А. в адрес ответчика не подано заявление о продлении ежемесячной денежной выплаты и не предоставлены документы, подтверждающие доходы семьи, учитываемые при исчислении величины среднедушевого дохода, на очередной год.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований Гулько О.А. не имеется, поскольку истцом после приостановления и прекращения выплаты не представлялись ответчику доказательства в подтверждение того, что доход семьи Гулько О.А. не превышает величину среднедушевого дохода, учитываемого при назначении выплаты.
Факт устного обращения по вопросу продления выплаты без предоставления соответствующих документов о доходе семьи не может служить основанием для возобновления этой выплаты, поскольку, по смыслу закона, получение выплаты имеет заявительный характер.
Доказательств выполнения требований Порядка о предоставлении документов, подтверждающих доходы семьи, учитываемые при исчислении величины среднедушевого дохода, не представлено.
Выводы суда о том, что истцу прекращена выплата ввиду неподтверждения факта постоянного проживания на территории Ставропольского края семьи на дату рождения в ней третьего ребенка, не основаны на фактических обстоятельствах, поскольку данная выплата прекращена ввиду непредставления документов, подтверждающих доходы семьи, учитываемые при исчислении величины среднедушевого дохода документов, подтверждающих доходы семьи, учитываемые при исчислении величины среднедушевого дохода.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Гулько О.А.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
определила:
решение Советского районного суда Ставропольского края от 7 сентября 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Гулько О.А. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Советского городского округа Ставропольского края о признании права на получение денежных выплат отказать.
Апелляционную жалобу начальника Управления труда и социальной защиты населения администрации Советского городского округа Ставропольского края Харченко Е.Ф. удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.